Филиал МГУ имени М.В.ломоносова в Ташкенте
Заместитель декана по работе с молодежью
УДК 37.026
Введение: Самостоятельная работа студентом является важным условием качественной подготовки высококвалифицированного специалиста. Отметим, что в настоящее время в Республике Узбекистан в соответствии с требованиями научно- технического прогресса осуществляется модернизация содержания высшего образования. Известно, что в настоящее время, когда информация и знания изменяются в широком диапазоне, невозможно и сложно передача знаний студентам только во время аудиторных занятий. Мы считаем, что в настоящее время, процесс успешного функционирования высшей школы должен опираться на самостоятельную работу студентов.
Самостоятельная работа студентов – это систематическая деятельность, направленная на усвоение со стороны студента в аудитории или вне аудитории по наставлению, совету или рекомендации преподавателей учебных предметов по конкретному учебному предмету определенных знаний, умений и навыков перечень которых установлен в учебном комплексе.
В этой связи, возникла необходимость разработки научно - методической организации самостоятельной работы студентов, исходя из специфики, содержания и методов преподавания. В учебно – нормативных документах определены цели и задачи самостоятельной работы студентов. Прихарактеристике самостоятельности студентов и выявлении уровня ее сформированности в зависимости от методов получения информации в процессе обучения, и определении значения самостоятельной работы при осуществлении научно - теоретической подготовки обучающихся, обратимся к точке зрения Н.Н. Азизходжаевой, которая утверждает, что самостоятельная работа представляет собой важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений и навыков.
Целями организации самостоятельных работ студентов при обучении темы нервная система являются обучающая, развивающая и воспитательная, при этом еще и воспитываются навыки самостоятельной работы, наблюдательности и внимательности.
Рассматриваемая проблема была объектом исследования: Азизходжаевой Н.Н.-(2005) Александрова Г. Н.- (1982), Архангельского С.И.- (1990), Бабанского Ю.К.- (1998), Беспалько В.П. - (1995), Верзилина Н.М.-(1983), Всесвятского Б.В. – (1969), Габай Т.В.- (1988), Гофурова А.Т.-(2005), Голант Е.Я.- (1969), Есипова В.П. –(1961), Ибрагимова Р.- (1991), Козакова В.А. - (1990), Левенберга Л.Ш.- (1991), Микельсон Р.М. –(1940), Нильсон О.А. - (1978), Фаберман Б.Л.- (2001), Щурковой Н.Е - (2002), Юрковой А.М. -(1991). Корсунской В. М.- (1983), Толиповой Ж.О.- (2005) и др.[2;3;5]
Актуальность: Основополагающими факторами повышения эффективности учебно - воспитательного процесса в ВУЗе наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов становятся развитие их способностей к успешной самостоятельной творческой деятельности, и адаптация к новым условиям труда. Необходимо отметить, что в Республике Узбекистан проводится комплекс мероприятий по внедрению в учебный процесс ВУЗов современных педагогических технологий, использования интерактивных методов обучения, способствующих развитию у студентов критического мышления, навыков самостоятельной работы, что в целом обеспечивает качество обучения. Наряду с этим студент должен владеть методами сбора, хранения, обработки и использования информации с целью самосовершенствования умения принимать научно - обоснованные самостоятельные решения.
Цель: Рассмотрим более подробно этапы организации самостоятельной работы студентов при изучении темы нервная система. Организационная часть включает в себя определение целей и задач самостоятельной работы студентов, при этом вступительная беседа позволяет выявить уровень знаний студентов на основании повторения пройденного учебного материала. В основной части учебного занятия преподаватель представляет новые термины и понятия, для закрепления которых используются наглядный материал (муляжи, плакаты и т.д.) и далее на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы, дает задания для самостоятельной работы студентов:
Задание №1. Расставьте указанные понятия в логической последовательности:
Автономная, спинной мозг, мозжечок, гипоталамус, базальные ядра конечного мозга, кора головного мозга.
|
Парасимпатические ядра мозгового ствола, вегетативное ядро бокового столба, восьмой шейный, двенадцать грудных, два верхних поясничных, три крестцовых, автономные нервы, ветви, сплетения, стволы, узлы, предузловые нервные волокна, послеузловые нервные волокна.
|
Десять - двенадцать грудных узлов, впереди от головок ребер, позади внутригрудной фасции, позади межреберной плевры, большой внутренностный нерв, малый внутренностный нерв, узлы чревного сплетения.
|
Задание №2. Введите термин или понятие
1 |
Самое большое количество парасимпатических волокон проходит в составе нерва, аксоны клеток заднего ядра которого лежат в продолговатом мозге, выходят из мозга в составе данного нерва, обеспечивая парасимпатическую иннервацию всех органов шеи, грудной и брюшной полостей |
А |
Блуждающий нерв |
2 |
Парасимпатическое ядро, расположенное в продолговатом мозге, дающее начало парасимпатическим волокнам околоушной железы, которые идут в составе языкоглоточного нерва |
Б |
нижнее слюноотделительное ядро |
3 |
Парасимпатическое ядро, лежащее в ромбовидной ямке, рядом с ядром лицевого нерва |
В |
верхнее слюноотделительное ядро |
4 |
Отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы, включающий в себя ядра и волокна глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и блуждающих нервов. |
Г |
Головной или центральный отдел |
5 |
Нервные волокна, которые подходят к ганглию |
Д |
преганглионарные |
6 |
Парасимпатическое добавочное ядро глазодвигательного нерва |
Е |
ядро Якубовича |
7 |
Вещества, осуществляющие передачу нервного импульса в синапсах |
Ж |
медиаторы |
8 |
Самое крупное сплетение из всех предпозвоночных сплетений брюшной полости, расположено на уровне двенадцатого грудного позвонка вокруг одноименного артериального ствола |
З |
Чревное сплетение |
9 |
Парное образование, состоящее из 20-25 нервных узлов, соединенных между собой межузловыми ветвями, находящимися по обе стороны позвоночного столба от основания черепа до копчика. |
И |
Симпатический ствол |
10 |
Нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой и выходящие из головного и спинного мозга в составе корешков соответствующих черепных и спинномозговых нервов |
К |
Предузловые волокна |
Задание №3. Вставьте недостающие подходящие по смыслу слова или термины с помощью учебников, учебных пособий и атласов. (слова выделены).
Задание №4. Восстановите смысл чисел
20-25 нервных узлов |
симпатический ствол |
2-3 узла |
шейный отдел симпатической нервной системы |
10-12 узлов |
грудной отдел симпатической нервной системы |
2-7 узла |
поясничный отделсимпатической нервной системы |
4 узла |
крестцовый отделсимпатической нервной системы |
Уровень S II – S IV |
расположение ядер крестцового парасимпатического центра парасимпатической нервной системы |
III, VII, IX, X пары черепных нервов |
в их составе преганглионарные волокна парасимпатической нервной системы подходят к рабочему органу |
Задание №5. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение
с |
н |
е |
ч |
и |
е |
ы |
е |
е |
е |
б |
н |
р |
т |
л |
ж |
е |
п |
ж |
и |
о |
е |
е |
н |
н |
17 |
14 |
22 |
13 |
2 |
20 |
9 |
5 |
16 |
11 |
7 |
23 |
8 |
21 |
19 |
10 |
25 |
18 |
3 |
24 |
15 |
12 |
6 |
1 |
4 |
Ответ: Нижнее брыжеечное сплетение
Научная новизна: Резюмируя вышеизложенное, мы в след за Н.Н. Азизходжаевой, считаем, что основными условиями эффективной организации самостоятельной работы являются, творческий, исследовательский характер самостоятельной работы, а также, индивидуализация заданий по самостоятельной работе, при методическом руководстве организацией самостоятельной работы, и наконец, формирование потребности в самостоятельном пополнении знаний [1, 38-41].
Заключение: В заключение хотелось бы подчеркнуть, что только если студенты занимаются самостоятельно и работают над собой постоянно, они овладевают глубокими знаниями, которые могут сформироваться в основном в процессе самостоятельного обучения, развития способности к самостоятельной деятельности и интереса к творческим работам. Несомненно, основной задачей ВУЗов является определение направления для самостоятельного обучения, указание путей получения знаний, наряду с получением знаний студентами во время аудиторных занятий. Исходя из вышеизложенного, необходимо рациональное планирование, организация и создание необходимых условий для самостоятельного обучения студентов. Так как, в процессе самообразования происходит конкретное знакомство с предметом, вторичное изучение, анализ и самооценка результатов при этом конечной целью педагогического самообразования студентов должно стать приобщение к творческому поиску, многогранной исследовательской работе и осознание необходимости непрерывного самосовершенствования.
Рецензии:
19.11.2020, 8:06 Штанько Марина Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ
"МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ НЕРВНАЯ СИСТЕМА"
Тема, затронутая в данной статье, актуальна. Самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение в условиях современного образования. Их качество постоянно совершенствуется в соответствии с спецификой ВПО.
Данная проблема актуальна для всего современного образования и на этот аспект обратил внимание автор в данной статье, называя самостоятельную работу студентов основополагающими факторами повышения эффективности учебно - воспитательного процесса в ВУЗе.
Однако в рукописи присутствуют и досадные недоработки, которые следует устранить:
1. Исправить орфографические и стилистические ошибки.
2. Проанализировать и охарактеризовать методы самостоятельной работы, а не просто обозначить их важность.
3. Указать конкретно в чем был научный интерес к обозначенной теме перечисленных ученых, а не просто перечислять их фамилии.
4. Отредактировать стилистику, т.к. нет логики изложения как внутри предложений, так и между ними.
5. Более четко представить введение, пересмотреть заключение, которое должно содержать выводы о проделанной работе, адекватные заявленным во введении цели и задачам.
Отредактировать список литературы, включив туда научные источники не позднее 2016 года издания.
Резюме: статья «МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ НЕРВНАЯ СИСТЕМА» требует научной и редакционной доработки. После устранения отмеченных замечаний рукопись должна быть отправлена на повторное рецензирование.
19.11.2020, 10:23 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В статье нарушены основополагающие позиции написания научной статьи как формы представления результатов исследования автора. Цель: Рассмотрим более подробно организацию учебного занятия по теме… (обо всем, только не о цели). Научная новизна: Резюмируя вышеизложенное, мы в след за Н.Н. Азизходжаевой считаем, что… далее цитата [1, 38-41], Не понятно, чья это научная новизна? Поэтому и заключение – общие фразы, не имеющие отношения к цели. Соответственно и в тексте отсутствует логика представления позиций автора. Статья не рекомендуется к публикации в научном журнале.
19.11.2020, 13:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи несомненно актуальна. Но в таком виде работу публиковать еще слишком рано. Полностью соглашусь со всеми замечаниями предыдущих рецензентов, а также обратить внимание автора на следующие моменты:
- предложения не согласованы,
- текст необходимо тщательно вычитать (например... учебных предметов по конкретному учебному предмету...)
- исправить пунктуационные ошибки
- Откорректировать цель
- Научная новизна должна быть сформулирована автором, а не ссылаться на какие-либо источники.
- Указать какой вклад в разработку данной проблемы был внесен перечисленными учеными. Также возникает вопрос: после 2005 г. никто не занимался проблемой организации самостоятельной работы студентов?
- Не все источники, представленные в библиографическом списке, нашли свое отражение в ссылка по тексту
Представленный материал требует серьезной доработки. Не рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий