Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №87 (ноябрь) 2020
Разделы: Политология
Размещена 23.11.2020. Последняя правка: 16.12.2020.
Просмотров - 214

Механизмы формирования политического образа Российской Федерации в Республике Молдова на современном этапе межгосударственных отношений

Славова Галина Олеговна

-

Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта

студент

Берендеев Михаил Владимирович, кандидат социологических наук, доцент Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта


Аннотация:
В статье анализируются факторы, которые способствуют формированию политического образа на примере РМ и РФ. Это, в свою очередь, исторический фон; социально-культурные условия; деятельность СМИ; экономические особенности; имидж лидера государства; правовые отношения. Делается вывод о том, что предложенные механизмы позволят исследовать образ не только Молдовы, но и других бывших Советских Республик ввиду схожих факторов формирования политического образа государства.


Abstract:
The article analyzes the factors that contribute to the formation of a political image on the example of the Republic of Moldova and the Russian Federation. This, in turn, is the historical background; socio-cultural conditions; media activities; economic characteristics; image of the leader of the state; legal relations. It is concluded that the proposed mechanisms will allow us to study the image of not only Moldova, but also other former Soviet Republics due to similar factors in the formation of the political image of the state.


Ключевые слова:
политический образ; механизмы; имидж лидера; деятельность СМИ; Российская Федерация; Республика Молдова

Keywords:
political image; mechanisms; leader's image; media activity; Russian Federation; Republic of Moldova


УДК 327

Актуальность работы. История современных российско-молдавских отношений берет свое начало в 1991 году, когда распался Советский Союз. Этот переломный в истории момент подарил миру новые субъекты мировой политики – национальные государства, которые начали формировать свои национальные интересы исходя из глобальных и региональных вызовов времени [6, c. 6].

Одним из таких интересов являются межгосударственные отношения между Российской Федерацией (Россия, РФ) и Республикой Молдова (Молдова, РМ). Их сложность заключается в проводимой центральными властями Молдовы политикой в сторону евроинтеграции (вслед за ратификацией парламентом Молдовы “Соглашения об ассоциации с ЕС” [4, с. 7] от 23.07.2014 последовало Постановление Правительства РФ “О введении ввозных таможенных пошлин, в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова”[9, с. 13] от 01.09.14). Одновременно Молдова поддерживает дружеские отношения с Россией: 17 января 2017 года после девятилетнего перерыва новоизбранный президент Молдовы Игорь Додон совершил свой первый зарубежный визит именно в Москву, что воспринялось общественностью как подтверждение курса на налаживание отношений с Россией. И, действительно, именно с этого момента начинаются тесные контакты между официальными представителями России и Молдовы. 2019 год объявлен Годом Молдавии в России, а 2020 год – Годом России в Молдавии [8].

Научная новизна работы состоит в изучении механизмов формирования политического образа России в Молдове, которые раньше никто не рассматривал.

Объектом исследования служит политический образ России в Молдове. Анализ социально-политических механизмов формирования образа России в Молдове с учетом историко-культурных особенностей выбранных стран является предметом исследования.

Цель данного исследования – выявить механизмы формирования позитивного образа России в Молдове на современном этапе межгосударственных отношений.

Формирование политического образа государства зависит от ряда факторов. На мой взгляд, наиболее важны следующие:

  • исторический фон;
  • социально-культурные условия;
  • деятельность СМИ;
  • экономические особенности;
  • имидж лидера государства;
  • правовые отношения.

Рассмотрим каждый фактор более подробно на примере российско-молдавских отношений.

Исторический фон. Османская империя в 1812 году по итогам Бухарестского мира уступила России Бессарабию (почти вся территория современной Молдовы). Была образована Бессарабская губерния, которая входила в состав Российской империи вплоть до ее распада. В 1917 году провозглашена Молдавская Демократическая Республика, которая вошла в состав Румынии в 1918 году. В 1940 году по секретному протоколу пакта Молотова-Риббентропа Румыния уступила Бессарабию СССР. Образуется Молдавская Советская Социалистическая Республика, которая провозгласила независимость как Республика Молдова 27 августа 1991 года. Таким образом, история России оказывала прямое влияние на историю Молдовы.

Социально-культурные условия. Наиболее благоприятными формами сотрудничества в социальном плане выступают программы Россотрудничества. Они нацелены на привлечение абитуриентов из Молдовы в ВУЗы России. Ежегодно такую возможность получают более 300 молдавских выпускников. В Кишиневе размещен РЦНК (Российский центр науки и культуры), который организует различные мероприятия, связанные с русской культурой и традицией, а также проводит олимпиады от лица российских университетов. Что немало значимо, на базе РЦНК проводятся курсы по освоению русского языка. Хотя русский язык является вторым по распространению языком в Республике Молдова. По данным социологических опросов, лишь 1% населения страны совсем не знает русского языка [13].

Особым культурно-связующим звеном между Россией и Молдовой выступает День Победы, 9 мая, который ежегодно отмечается как в России, так и в Молдове. Интересно, что в 2017 году Игорь Додон был единственным иностранным лидером, который присутствовал на Параде в Москве. В 2020 году в Параде Победы приняли участие 75 военнослужащих из Роты почетного караула Национальной армии Молдовы.

Деятельность СМИ. Если говорить о российский СМИ, то успех здесь не такой масштабный. В 2018 году Парламент Молдовы принял закон, который запретил показывать по телевизору программы на русском языке, которые касается военно-политической тематики. Этот закон был принят немногим после присоединения Крыма к России как знак протеста против легитимации данного шага.

Экономические особенности. Россия – огромная по масштабу страна, богатая природными ресурсами. От российского природного газа или электроэнергии зависит не одно государство. Энергетическая безопасность Молдовы гарантируется Российской Федерацией (почти 100% природного газа и 70% электроэнергии Молдова закупает в России). Это порождает в молдавском сознании уважение к России и “желание дружить”.

Здесь же стоит отметить, что Молдова зависела и зависит от российского рынка сбыта. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС привело к запрету на ввоз в Россию некоторых товаров из Молдовы. Это серьезно сказалось на населении страны: до европейского рынка далеко (стандарты не позволяют), а в российский входить не дает Постановление о введении таможенных пошлин.

Имидж лидера государства. Владимир Путин неоднократно признавался одним из самых влиятельных политиков мира. Если говорить о Молдове, то по результатам социологических исследований ему доверяют 65% населения Молдовы. Не зря ключевым параметром избирательной кампании-2016 Игоря Додона был упор на защиту пророссийской политики в стране, а также дальнейшее взаимодействие с Россией. Додон одержал победу, и первый свой иностранный визит осуществил именно в Россию. В дальнейшем лидеры двух стран постоянно встречались на двусторонних встречах, а также на площадках СНГ.  

Правовые отношения. Межгосударственные отношения России и Молдовы на современном этапе регулируются Договором о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ от 13.05.2002 [7].  Помимо этого принимались различные соглашения по торгово-экономическим отношениям [3], правовой помощи [1], военному сотрудничеству [2]. Анализ источников показывает, что с 2014 по 2018 г. отмечалось напряжение в правовых отношениях двух стран (ограничение трансляции политических и военных передач из России, отзыв посла РМ в РФ А. Негуца, объявление Дмитрия Рогозина персоной нон грата в Молдове и др. [12, с. 128]). Налаживание дипломатических отношений началось вслед за Парламентскими выборами 2019, а затем отставкой правительства Майи Санду (которая является лидером про-европейской партии «Действие и солидарность»).

Таким образом, проанализировав существующие отношения между Россией и Молдовой, можно прийти к выводу, что социально-политические механизмы формирования образа государства на постсоветском пространстве определяются успехом внутригосударственных реформ, продвижением позитивного имиджа страны, воздействием средств и технологий СМИ, налаживанием процесса коммуникации, межведомственной координацией в процессе выработки и проведения политики по отношению к странам ближнего зарубежья, а также ценностями и установками политической культуры Советского Союза.

Историко-культурные аспекты взаимосвязи России и Молдовы обусловлены общим прошлым, а также современным единством языкового и религиозного факторов. Русский язык и его присутствие на территории Молдовы был ключевым при создании Молдавской Советской Социалистической Республики, отдельной от Румынии, но его непринятие в качестве государственного стало причиной Приднестровского конфликта. Постепенно напряжение между странами ослабевает, но необходимо качественно работать в данном направлении.

Предложенные механизмы позволят исследовать образ не только Молдовы, но и других бывших Советских Республик ввиду схожих факторов формирования политического образа государства.

В среднесрочной перспективе отношения РМ-РФ будут развиваться в сторону партнерства и сотрудничества. Но в любой момент возможен откат к кризису. Первый этап “проверки” отношений будет уже в ноябре 2020 года на выборах Президента РМ. Если победу одержит пророссийский кандидат, то укрепление отношений будет возможно. Тем более, что в Концепции внешней политики РФ приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ, коим является Молдова.

Библиографический список:

1. ДОГОВОР между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1995 (Ратифицирован Федеральным Законом РФ от 4 августа 1994 года N 14-ФЗ)
2. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ от 10.05.2001
3. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА О ПОСТАВКАХ РОССИЙСКОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В РЕСПУБЛИКУ МОЛДОВА И ЕГО ТРАНЗИТЕ ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА от 29.11.2001
4. EU - Moldova Association Agreement 23.07.2014
5. Беспалов С.В. Механизмы формирования позитивного образа России в странах постсоветского пространства / С.В. Беспалов, А.В. Власов, П.В. Голубцов, А.А. Казанцев, А.В. Караваев, В.Н. Меркушев. - М.: Евразийская сеть политических исследований, ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, 2007
6. Брысякина Л.А. Межгосударственные отношения Российской Федерации и Республики Молдова: современное состояние и перспективы развития Автореф. дис. … канд. полит. наук. Москва, 2008. С. 6
7. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 13.05.2002 года (Ратифицирован Федеральным законом РФ от 29 апреля 2002 года N 43-ФЗ)
8. Додон: 2019-2020 годы станут перекрёстными годами России и Молдавии // Издание Федерального Собрания РФ pnp.ru. 21.11.2018. Доступ: https://www.pnp.ru/social/dodon-2019-2020-gody-stanut-perekryostnymi-godami-rossii-i-moldavii.html
9. Постановление «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова (с изменениями на 27 декабря 2019 года)» // Правительство РФ. 31.07.2014 № 736
10. Снигур П. А. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВА БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА) // NAUKA.ME. 2018. № 2
11. Фокина Л. В. РОССИЯ И МОЛДОВА: В ПОИСКАХ МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА. — М., Институт экономики Российской академии наук, 2017.
12. Чеботарь О. Г. РОССИЙСКО-МОЛДАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 4 (18). С. 120-131
13. Doar un 1 % din cetăţenii moldoveni nu cunosc limba rusă // [Электронный ресурс] - URL: https://web.archive.org/web/20110304055124/http://www.jurnal.md/ro/news/doar-un-1-din-cetatenii-moldoveni-nu-cunosc-limba-rusa-201670/# (дата обращения 26.10.2020)




Рецензии:

24.11.2020, 7:55 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Славовой Г.А. тематически актуальная. Она с многосторонним подходом, с учетом исторического фактора. Выигрыш и в объеме использованных источников. Единственный недостаток - неуказание страниц журналов, в которых представлены использованные работы авторов. Статья рекомендуется к изданию.



Комментарии пользователей:

16.12.2020, 13:30 Славова Галина Олеговна
Отзыв: Большое спасибо! Исправила!


Оставить комментарий


 
 

Вверх