Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 11.01.2021. Последняя правка: 14.01.2021.
Просмотров - 169

Проблемы современной культуры

Уруджева Раиса Аликберовна

Без степени, без звания

Дагестанский государственный педагогический университет

Студент

Акимов Рустам Акимович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологии, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет


Аннотация:
Общение с представителями других культур затрагивает почти все сферы нашей деятельности-учебу, работу, отдых, поэтому очень важно уметь грамотно воспринимать и доносить информацию до своего оппонента, не нарушая при этом ничьи права и свободы. Данная статья посвящена проблеме успешного взаимодействия между Востоком и Западом. Представления о коренном различии этих цивилизаций сложились в европейской науке об обществе ещё в XVIII в. Несмотря на это, данная проблема является одной из наиболее остро стоящих проблем современной культуры.


Abstract:
Communication with representatives of other cultures affects almost all spheres of our activity - study, work, leisure, therefore it is very important to be able to correctly perceive and convey information to your opponent, without violating anyone's rights and freedoms. This article is devoted to the problem of successful interaction between East and West. The idea of the fundamental difference between these civilizations was formed in the European science of society back in the 18th century. Despite this, this problem is one of the most pressing problems of modern culture.


Ключевые слова:
культура; цивилизация; религия; мировоззрение

Keywords:
culture; civilization; religion; worldview


УДК 130.2

Введение

Для начала рассмотрим в чем же заключается отличие мышления восточного человека от западного. Прежде всего, оно в понимании смысла жизни. Следует отметить, что значительное влияние на формирование мировоззрений оказывают религии. У восточных жителей – это буддизм, даосизм, Ислам, у западных – христианство.

Буддизм возник в Индии на основе брахманизма и стал одной из мировых религий, заняв прочное место в культурах многих стран Азии. Буддизм убеждает в том, что каждый человек должен быть счастлив, то есть обрести душевный покой. В первой из четырёх Благородных истин говорится, что все есть страдание, а оно, согласно уже второй истине буддизма, есть причина несчастья. Стремясь избавиться от страданий своей души, человек как бы поднимается над своими желаниями, чувством неудовлетворенности. « Безусловная свобода от всех зависимостей – это высшее счастье» , - говорится в Сутре. Также в книге «Введение в Буддизм» авторами указывается на возможность прекращения страдания :» Прекращение страдания – результат только собственных усилий человека»[1] Таким образом, можно сделать вывод, что в данной религии страдание рассматривается с негативной стороны. В христианстве же, напротив, оно является одной из положительных составляющих, так как именно страдание вызывает сострадание.

Также в христианстве и понятие судьбы рассматривается с другой стороны. Судьба находится только в руках Бога, а не в сознании человека. В Буддизме же есть похожее понятие – карма, которая в зависимости от образа жизни человека может меняться или в лучшую , или в худшую сторону. Важно, чтоб он безошибочно выполнял свою дхарму, закон.

Отношение к Богу в данных религиях тоже отлично. В Буддизме каждый может стремится и достичь степени Будды, в христианстве же это считается гордыней и самым тяжким грехом. Каждый человек является рабом Божьим, а не рабом своих чувств и это для него великая честь. Одержать победу над своими страстями может только человек глубоко религиозный. В буддизме же наоборот поощряется полное удовлетворение потребностей своего тела, в целях его использования, как средства для качественной работы сознания.

В каждой из этих религий и восприятие смерти своеобразное. Общее у них – вечность душ. В христианстве человек был создан для мира вечного, а жизнь на этом свете – всего лишь путь к той вечности. Каждый человек будет воскрешен в день Страшного суда. Русский религиозный мыслитель Николай Фёдорович Федоров о воскрешении всего живого говорил следующее :» Воскрешение составляет принципиальный момент христианства».

В Буддизме же человек постоянно перерождается (сансара) и при этом форма обличия в следующей жизни определяется кармой. Душа после смерти может принять одну из пяти форм: животного, духа, человека, небожителя или же обитателя ада.

Что касается религии Ислам, то она, несмотря на многовековые расхождения, имеет с христианством много общего. Это родственные религии. Мое субъективное мнение – разногласия между этими религиями искусственные. Не зря в Исламе христиан называют «людьми Писания», то есть получившими истину (книгу) Господа, но частично исказившими ее. Обе эти религии предполагают веру в единого Бога, загробную жизнь, мир ангелов, священную книгу. Кроме этого, они резко негативно относятся к язычникам.

 Актуальность

На сегодняшний день задача необходимости успешного взаимодействия представителей Восточной и Западной культур очень актуальна. Суть разногласий заключается в принципиальных различиях их культур и абсолютно противоположном отношении к вопросу развития мира. «Культурные конфликты, - отмечал Вацлав Гавел, - усиливаются, и сегодня стали опаснее чем когда-либо в истории». Особенности в мировоззрении, менталитете стали реальным препятствием коммуникации данных цивилизаций. Не зря известный русский учёный и профессор А. Ю. Мельвил писал: « Различия эти настолько беспрецедентны, что перед современным обществом встает задача существенного концептуального обновления сложившихся представлений о политических изменениях и политическом развитии с учетом разновекторного характера…»[2]

Ситуация действительно сложная, несмотря на то, что каждая цивилизация старается придерживаться принципов человечности, справедливости и равенства. Западная культура экспансирует свои ценности Восточной, в то время как восточная общественность, прибывшая в западные страны, хочет жить там, сохраняя свои традиции и обычаи. Нежелание мигрантов интегрироваться в принимающее сообщество, насаждение своих традиций и обычаев, не приемлемых для коренных жителей, и сеет тревогу. Американский политолог С. Г. Хангинтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» [3] исходит из того, что в новом мире очагом конфликтов будут именно различия культур, лежащие в основе разных цивилизаций. Люди различных культур, мировоззрений по разному смотрят абсолютно на все: на отношения между государством и гражданином, родителями и детьми, мужем и женой, человеком и Богом и имеют не схожие представления об обязанностях, правах и свободе. У человечества нет другого пути, как найти формы сосуществования внутри этого многообразия, так как упомянутые выше особенности складывались тысячелетиями и так просто не исчезнут. Успешным шагом на пути к достижению единства является принятая 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО декларации о культурном разнообразии. Она состоит из 12 статей в каждой из которых культурная идентичность рассматривается как положительный фактор, как «общее достояние человечества». Так и есть, это многообразие является признаком длительного существования всего живого на Земле - сохранение уникальности всех цивилизаций очень важно для всех и каждого. Личность, сочетающая в своем развитии положительные стороны различных культур, будет преобладать, к примеру, в карьере над конкурентами. Именно поэтому с каждым днем все больше и больше студентов стремятся получить образование за рубежом.

 Цели работы: 

- Комплексное авторское исследование проблемы культурных разногласий между Востоком и Западом;

- Выработка своих путей решения данной проблемы;

 Задачи: 

- рассмотреть различия в мировоззрениях Восточного и Западного культур;

- определить причины, обусловливающие разногласия в процессе коммуникации представителей данных цивилизаций;

- отметить факторы их успешного взаимодействия, привести примеры;

- предложить собственные пути решения;

- подвести итоги научной работы;

 Научная новизна:

Научная новизна данной работы заключается, в первую очередь, в использовании культурологического подхода при анализе эффективного взаимодействия Восточного и Западного цивилизаций и разработке комплекса мер по совершенствованию данного процесса. Данные знания исследуемой темы можно использовать на практике в коммуникации с представителями культур Запада и Востока , а также есть возможность создания сборника-тренингов.

 Результаты исследования: 

Данная статья посвящена изучению и в некоторой степени противопоставлению Восточной и Западной культур. К примеру, возьмем Республику Татарстан, находящуюся на стыке Восточной и Западной цивилизаций. Жители здесь в основном исповедуют Ислам, но значительное распространение получило и православие. Дело в том, что тут упор делается не на незначительные различия в основе этих религий, а на общие черты. Например , проводится совместная работа по борьбе с преступностью, наркоманией, суицидом, по оказанию помощи слабообеспеченным слоям населения и тд. Признаком их благосклонности друг к другу является рядом расположенные мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор. Именно с таких налаженных и благожелательных отношений следует брать пример. Но, к сожалению, они обусловлены исторической спецификой и такой опыт сложно распространить на другие регионы России и вообще.  

Яркой иллюстрацией совместного налаженного проживания является и наша многонациональная Республика Дагестан. Общие потребности, горести и радости стали причиной «братских» отношений между представителями разных конфессий. На сегодняшний день, Дагестан привлекает тем, что здесь возникла такая культура общения, внутри которой разные народы взаимодействуют , сохраняя при этом свои традиции и обычаи. Кизляр, Махачкала, Дербент – здесь проживают люди самых разных национальностей: русские, армяне, азербайджанцы, аварцы, лезгины, кумыки и многие другие, среди которых есть православные, протестанты, мусульмане (шииты, сунниты и др.). Несмотря на то, что 96 % жителей исповедуют ислам, сегодня в новом микрорайоне Дербента на одной территории наряду с мечетью планируют построить церковь и синагогу. Таким образом, проведенный анализ показывает, что в основе удачной коммуникации лежит знание материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных приоритетов, идеологических представлений и тд. Главным решением данной проблемы будет воспитание в людях понимания, уважения к представителям других культур, а также ознакомление людей с традициями и устоями различных обществ и проведение государствами необходимой политики и грамотной идеологии.

Заключение:

На основе всех выше изложенных фактов, можно сделать вывод, что культурная идентичность не повод для разногласий. Высокий уровень толерантности, которая предполагает отсутствие враждебного отношения к особенностям других культур, вот что нужно развивать в себе каждому из нас. Для того, чтоб в ближайшем будущем уладить разногласия между Востоком и Западом, нужно уделять больше внимания именно воспитанию в будущих поколениях нравственных принципов, чтобы они выросли людьми, способными жить в мире разных людей и идей, имея свои права и свободы и при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Библиографический список:

1. Торчинов Е. А. , Введение в буддизм: курс лекций. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 С.
2. Мельвил А. Ю. Политология : учебник для вузов / МГИМО(У) МИД РФ ; рук. МГИМО (Университет) МИД России ; ТК Велби ; Проспект, 2008. – 618 с.
3. Хангинтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. - М: ООО ‘Издательство АСТ’ , 2003. - 603 с.




Комментарии пользователей:

22.01.2021, 21:05 Саньков Петр Николаевич
Отзыв: Работа заслуживает внимания и научно структурирована. Один вопрос: ГДЕ - "...- Комплексное авторское исследование проблемы культурных разногласий между Востоком и Западом..." в результатах исследования? Ответ на данный вопрос позволит автоматически рекомендовать работу к публикации!


Оставить комментарий


 
 

Вверх