Без степени, без звания
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
Студент
Богданов Марат Робертович, доцент кафедры вычислительной математики и кибернетики, Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
УДК 004
Введение. Все чаще человеку приходится сталкиваться с огромным количеством информации, правильная обработка которых может позволить решить многие практические проблемы. Умение распознавать изображения многократно увеличивает скорость обработки данных, быстро находя и структурируя их для выполнения различных задач, таких как бытовые, социальные и даже обеспечение государственной безопасности. Применение нейросетей может заметно облегчить жизнь человека, убрав необходимость ручной проверки огромного количества труднодоступной информации, а также сделать результаты проверки более надежными.
Актуальность. С каждым годом объем информации, с которым человеку приходится иметь дело, постоянно увеличивается. Поэтому все большее внимание уделяется скорость и надежности обработки больших объемов данных. Как следствие, метод генеративно-состязательной сети, позволяющий быстро обрабатывать большой объем данных, становиться все более актуальным. Он заключается в одновременном обучении сразу двух нейросетей, каждая из которых стремится стать лучше другой для обеспечения наилучшей генерации и распознавания информации.
Также генеративно-состязательная сеть дает возможность автоматически создавть и редактировать изображения. Данный подход используется для генерации реалистичной окружающей среды в видеоклипах и фильмах, что позволяет сэкономить время дизайнерам. Также подобный подход можно использовать для колоризации черно-белых фотографий, воссоздание трехмерных моделей объекта по его неполным фрагментам и увеличения качества изображений, полученных со спутников в космосе. Применение данного подхода дает большие возможности и может продвинуть науку вперед.
С точки зрения IT-сферы нейросети все глубже проникают в жизнь человека. Дальнейшее развитие информационных технологий в области искусственного интеллекта может помочь с обработкой огромных массивов данных, чем сильно улучшит качество жизни и труда человека.
Целью данной статьи является изучение самого метода генеративно-состязательной сети и его актуальности на данный момент.
Задача генеративно-состязательной сети включает в себя работу с входными данными и создания на их основе новых. Под работой подразумевается генерация изображения, на основе полученного набора данных, и передача этого изображения на проверку подлинности.
В области искусственного интеллекта существует много методов обучения нейронной сети. Одним из таких является генеративно-состязательная сеть (сокращенно GAN). В основе данной сети лежит принцип состязательности,возникающий в результате антагонистической игры, где результаты участников противоположны. Данный тип обучения подразумевает комбинацию из двух нейросетей, где одна из них генерирует образцы, а другая их отбраковывает.
В качестве материалов при реализации данного метода выступают изображения. Их загружают со специалым набором данных, на основе которых потом нейросеть сама генерирует произвольные изображения.
Дискриминационные алгоритмы классифицируют входные данные и определяют категорию, к которым они относятся. В основе их работы лежат сверточные нейронные сети, способные распознавать образы на изображениях, такие как цифры. Таким образом, алгоритм способен определить, является письмо рекламным или нет, а также найти все изображения с собакой.
Алгоритм генерации, в отличии от дискриминатора, предназначен для подбора изображений под данную категорию. Цель генератора – создать изображения, которые дискриминатор посчитает подлинными. Сначала нейросети генерирует произвольный шум, из которого в последствии проявляются изображения. В основе генератора лежат нейронные сети прямого распространения (Feedforward neural network, сокращенно FFNN).
Принцип работы данной нейросети заключается таков: генератор создает новые изображения и передает их на оценку дискриминатору, который, в свою очередь, определяет, является ли изображение подлинным.
Сначала генератор получает случайное число и возвращает изображение, потом он добавляет это изображение вместе с другими, взятыми из набора данных, в дискриминатор. Дискриминатор принимает набор изображений и возвращает вероятность в виде чисел в диапазоне от 0 до 1, где 0 – фальшивое изображение, а 1 – подлинное.
Отличительной чертой данного метода является также тот факт, что каждая ее частей может быть лучше другой, что может привести к проблемам с эффективностью. Например, если генератор хорошо обучен, а дискриминатор нет, то ложные изображение могут быть приняты за истинные. Если же слишком хорош дискриминатор, у генератора могут возникнуть проблемы с градиентом.
Научная новизна. В настоящее время в свободном доступе отсутствуют работы, которые рассматривали бы актуальность генеративно-состязательной системы. В отдельных научных работах может быть найдена часть интересующей информации, однако отсутствует целостная картина. Эта статья ставит целью ознакомление с методом генеративно-состязательных сетей и может послужить отправной точкой для дальнейших исследований.
Заключение. Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод, что человеку нередко приходится иметь дело с большим объемом данных. Нередко эти данные плохо структурируются, что делает работы с ними еще сложнее. Решением этой проблемы может стать метод генеративно-состязательных сетей, позволяющий не только обробатывать большое количество информации, но и на её основе создавать новые данные, не отличимые от подлинных.
Рецензии:
6.01.2021, 10:57 Кожанова Евгения Романовна
Рецензия: Доброе время суток. Статью необходимо переработать. Нет упоминаниях о принципе состязательности, характеризующим данную сеть. Замечания: 1) название статьи (Обзор подразумевает рассмотрение, сравнение нескольких объектов или мнений); 2) аннотация статьи - первые два предложения относятся, а остальное - заключение или их надо переформулировать. 3) Ваш текст "Проводится оценка актуальности данного направления, рассматриваются задачи и методы машинного обучения". Как Вы провели оценку актуальности, если в Вашем списке литературы нет ни одного иностранного источника (даже переводного). Чтобы провести оценку у Вас должен быть хороший литературынй обзор отечественных и иностранных УЧЕНЫХ в этой области или результаты каких-то опросов??? Вторая часть этого предложения - "рассматриваются задачи и методы машинного обучения". Сами задачи и методы машинного обучения Вы в статье не рассматриваете, Вы рассматриваете только "Задача генеративно-состязательной сети.." (это Ваш текст) и так далее. Автору порекомендовала бы написать статью с описанием примера работы данной сети, объясняющего ее метод и особенности, а также возможности применения.