Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Лингвистика, Медицина
Размещена 09.01.2021. Последняя правка: 08.01.2021.
Просмотров - 71

Актуальность формирования навыка смыслового чтения текстов у детей младшего школьного возраста с дислексией

Гарданова Макка Муслимовна

бакалавр

Ставропольский Государственный Медицинский Университет

студент

Научный руководитель: Горбатых Елена Николаевна, преподаватель кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь; Маяцкая Наталья Константиновна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь


Аннотация:
В статье систематизировано представление об особенностях формирования навыка смыслового чтения текстов у детей младшего школьного возраста с дислексией, которое является основанием для нарушений процессов обучения. Делается вывод о необходимости углубленной диагностики и формировании навыка смыслового чтения текстов у детей младшего школьного возраста с дислексией.


Abstract:
The article systematizes the idea of the peculiarities of the formation of the skill of semantic reading of texts in children of primary school age with dyslexia, which are the basis for violations of learning processes. The conclusion is made about the need for in-depth diagnostics in the formation of the skill of semantic reading of texts in children of primary school age with dyslexia.


Ключевые слова:
дислексия; навыки чтения и письма; смысловое чтение; коррекционная работа; коррекционное учреждение; процессы обучения

Keywords:
dyslexia; reading and writing skills; semantic reading; correctional work; correctional institution; learning processes


УДК 13058

Актуальность данного исследования заключается в увеличении числа детей с нарушениями процесса формирования навыка смыслового чтения младших школьников с дислексией. Так как младший школьный возраст это время, когда происходит процесс дальнейшего формирования и развития основных социально-нравственных и индивидуально-психологических качеств личности. И малейшее отклонение в развитии очень сильно влияют на состояние и качество речи в дальнейшем.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что была произведена сравнительная характеристика результатов анализа уровня сформированности навыка смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией в 2000 и в 2020 годах.То, что отличает наше исследование от подобных, заключается в проведении исследования уровня сформированности навыка смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией в отдаленных регионах РФ, в данном случае в республике Ингушетия.

Целью исследования является изучение и  систематизация знаний об особенностях формирования навыка смыслового чтения текстов у детей младшего школьного возраста с дислексией.

Следует отметить, что в последнее время растет число детей с нарушениями, особенно часто они встречаются в период их обучения в начальной школе. Причины этих нарушений могут быть разными, начиная анатомо-физиологическими особенностями организма детей и заканчивая педагогической запущенностью. Часто эти нарушения влияют не только на процесс адаптации ребенка в окружающей его среде, но и становится непреодолимой преградой для обучения ребенка в школе [1, с. 1-2].

Одной из самых распространенных нарушений для детей младшего школьного возраста является дислексия. Дислексия - это нарушение, которое проявляется расстройством процесса овладения чтением, проявляющееся во множестве ошибок, которые имеют стойкий характер. Происходит это вследствие недостаточной сформированности психических функций, которые имеют непосредственное участие в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении [2, с. 16].

Особенное затруднение  для данного контингента детей представляет формирование навыка смыслового чтения.  Под этим термином обычно понимается такой процесс чтения, при котором ребенок овладевает  всеми сторонами произведения. К ним относят: информационная,  смысловая  и идейная стороны. В  данный вид чтения входит  умение систематизировать, обобщать  и вычленять необходимое, умение находить главную информацию из большого количества второстепенной. Также одним из основных задач смыслового чтения является умение работать со всеми текстовыми сообщениями, воспринимать и систематизировать их.

На наш взгляд, одной из фундаментальных особенность научных произведений, это умение понимать окружающий мир. Вследствие этого, мы не имеем права спорить с природой, а должны с ней согласиться.  А  одной из особенностей научного текста, и то, что  отличает его от художественного, заключается в том, что научный текст должен быть однозначным. Такие  книги необходимы для получения знаний, цель автора - дать нам возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов  у читателя может сложиться свое мнение или видение, которое может не совпадать с автором.

Формирование навыка смыслового чтения нужно провести в системе, постепенно повышая сложность приемов и способов чтения и анализ информации. При формировании смыслового чтения необходимы, следующие этапы:

1) Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Необходимо обязательно уточнять непонятные ребенку слова, объяснять их значение, нужно выделять новые слова, так как ребенок может не понять, что в тексте есть слово, которое ему еще не знакомо. Также, важным является момент выделения непонятного слова в процессе чтения, чтобы сформировать в ребенке навык самостоятельной дифференциации непонятных слов.

2) Работа с ключевыми словами.

В любом, разбираемом в процессе обучения, материале присутствуют ключевые слова. Учителю необходимо объяснить школьникам значения этих слов, и важность процесса выделения ключевых слов из любого текста. Из-за невнимания к ключевым словам, важнейшим в тесте словам серьезно страдает процесс понимания текста. Часто от одного единственного слова зависит весь смысл текста и без него весь текст может быть понят не совсем верно, а иногда и вовсе исказится весь смысл.

3) Работа со словами-образами.

Понять художественный текст очень сложно без особого отношения к словам-образам или художественным средствам, которые собственноручно выделил автор произведения. Знакомство со словами-образами, раскрывающих основную мысль текста, берет начало от понятия  сравнения.  С их помощью образ становится более красочным, ярким, полным. Но не стоит зацикливать внимание ребенка на понятиях, терминах. В младшем школьном возрасте для них важна только мысль автора и картина, которую автор хочет донести до них.

4) Работа с многозначными словами.

Словами и  словосочетаниями обозначаются конкретные предметы и понятия,  выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем больше у него возможностей для  более точного и выразительного оформления мысли. Нельзя забывать и то, что большая часть слов обладает многозначностью. Этому и необходимо научить ребенка, выбирая для этого часто используемые им слова.

5) Работа с фразеологизмами.

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Учитель предлагает ребенку заменять слова в предложении подходящими по смыслу фразеологизмами или составить диалог, используя фразеологизмы.

6) Рассказ по предложению.

Ребенку предлагается прочитать одно предложение и по нему он может составить рассказ. Он может придумать ему дальнейшее развития,  а затем конец. Или, наоборот, придумать, что было до действия,  происходящего в том предложении.

7) Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором, по мнению методистов, является одним из важнейших этапов при овладении навыком смыслового чтения, так как он способствует пониманию текста. Диалог с автором происходит с целью разгадать замысел автора, его загадки. Осознать свою позицию относительно данного текста, понять позицию автора.

8) Развитие читательского воображения.

Одним из барьеров при понимании текстов, является отсутствие или «бедное» воображение у детей. Данный этап способствует развитию воссоздающего и творческого мышления ребенка.

9) Осознанность чтения.

Для развития осознанности мышления можно предложить ребенку сначала прочитать определенный текст, затем показать ему несколько разных картинок и попросить его выбрать, то, о чем в тексте не упоминалось. Также можно попросить ребенка выделить предложение, в котором заключается главная мысль текста.

Для того чтобы наглядно показать, как важно формирование навыка смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией, приведем результаты эксперимента проводимые PISA (Program for International Student Assessment) в  2000 году, его результаты показали большие проблемы в  грамотности чтения детей.  Чтобы проследить уровень сформированности навыка смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией  в 2020 году, был поведен эксперимент. Он проводился в государственном бюджетном образовательном учреждении «Центр непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». РИ Малгобекский район с. Нижние Ачалуки  [3, с. 1].

Для исследования, была определена группа, в которую вошли дети с дислексией, обучающиеся в 3 классе. В нее вошли 10 детей с коррекционного класса. Каждому участнику исследования была предложена карточка, в которой были задания различной сложности.

На решение заданий с этой карточки ребенку отводилось 40 минут, и на протяжении всего этого времени экспериментатор внимательно следил за процессом выполнения заданий. Это было необходимо, чтобы проследить за поведением ребенка непосредственно во время процесса работы. Так как просто результат, как нам кажется, не покажет  всех способностей ребенка, и не раскроет весь процесс его умственной работы.

Далее экспериментатор работал со всей группой детей по различным методикам:

1. Методика: «Кубик (ромашка) Блума»

Для начала экспериментатор прочитывает детям текст, затем один из учеников подбрасывает кубик, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». И в зависимости от слова, которое попалось ребенку, он отвечает на вопрос. Например, ему попался вопрос с началом «Назови», вот ребенок и называет предметы, которые его окружают. Или ему попадется грань «Почему», ребенку нужно объяснить причину какого-либо явления или действия, также можно проследить уровень сформированности причинно-следственной связи.

2. Методика: «Соревнуемся с писателем»

Экспериментатор пролистывал книгу, показывая детям лишь иллюстрации.  Ученикам предлагалось самим придумать историю к этим картинкам, и затем их истории сравнивались с рассказом самого автора.

3. Методика: «Путешествие по книги»

Школьникам предлагалось на выбор одно произведение. На его основе они должны проследить путь главного героя, его цели, мотивы, а также цель и мотив автора. Но самым важным было найти мораль автора [3, с. 11].

Результаты нашего исследования показали, что с 1 методикой справились 80% детей, а 20 %, к сожалению, не смогли сориентироваться. Со 2 методикой справились абсолютно все, более того, на этой игре задержались дольше всего, именно на этой методике велись наиболее жестокие дискуссии, так как каждый ребенок считал именно свою версию более подходящей. 3 методика была для групповой оценки, и могу сказать, что групповая работа для данной группы была более продуктивной. Также дети неплохо справились с заданиями на карточках, у 45% обучающихся не было ошибок, у 35% - были по 1 ошибке, а у 20%-  3 ошибки.

На основе результатов  исследования, можно сделать вывод, что в данном учебном учреждении и в данной группе нет нарушения процесса смыслового чтения, а уровень сформированности высокий. И, с нашей точки зрения, процесс формирования навыка смыслового чтения у младших школьников с дислексией, очень сложный, долгий и тернистый, но как мы могли убедиться на основе данного исследования, этот процесс дает свои результаты.

И в заключении хотим отметить, что смысловое чтение является одним из важнейших этапов в обучении ребенка. Мы считаем, что ему нужно уделять должное внимание, особенно важно это для детей младшего школьного возраста и для детей с дислексией.

Библиографический список:

1. Балагутдинова Э.Р. Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста // Дефектология Проф — 2020.
2. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. ––М.: Просвещение, 1983. — 136 c.
3. Формирование навыков смыслового чтения. Сборник приемов и техник [Электронный ресурс]. — М. — 2017.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх