Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Образование, Психология, Спорт, Физическая культура
Размещена 10.01.2021. Последняя правка: 09.01.2021.
Просмотров - 4656

Индивидуально-психологические качества человека

Колпакова Анна Олеговна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Студент

Уразалин Н. Б, кандидат юридических наук, доцент кафедры физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии


Аннотация:
В данной статье рассмотрены индивидуально психологические качества человека, такие понятия, как темперамент, характер, воля, чувства и эмоции. Определено влияние качеств человека на его деятельность, работоспособность в коллективе, образовательную деятельность.


Abstract:
This article examines the individual psychological qualities of a person, such concepts as temperament, character, will, feelings and emotions. The influence of the qualities of a person on his activities, working capacity in a team, educational activities has been determined.


Ключевые слова:
характер; темперамент; эмоции; воля; чувства

Keywords:
character; temperament; emotions; will; feelings


УДК 159.923

Актуальность. С развитием общества все чаще забывается влияние индивидуально-психологических качеств человека на его деятельность, большая часть действий ошибочно связывается исключительно с интеллектуальными особенностями. Однако следует упоминать о большом влиянии и интеллектуальных особенностей человека, и индивидуально-психологических качеств, например, характера и темперамента, эмоций и чувств, воли.

Цели и задачи. Целями и задачей исследования ставится вопрос понимания влияния индивидуально психологических качеств человека на деятельность, на взаимоотношения его с другими людьми. Исследование призвано обозначить особенности личности и определить структуру взаимодействий не только в образовательной сфере, но и в обычной жизни. В основе исследования лежит рассмотрение ключевых понятий, акцентирование на их различия и сходства, их сопоставление между собой у разных людей.

Научная новизна заключается в анализе некоторых аспектов иднивидуально-психологических качеств человека, в выявлении стратегий взаимодействия людей с определенными свойствами личности, высокая направленность на изучение важности понимания различий в характере и темпераменте для общественных отношений.

Основная часть

Индивидуально-психологические качества человека отражаются в разнообразии проявлений его характера и темперамента.  Некоторые влияют на процесс общения и взаимодействия положительно, другие свойства могут оказывать отрицательное воздействие. В особых состояниях человек может не поддаваться контролю и действовать нежелательным способом. Поэтому важно определить качества человека, их влияние на группу, чтобы понять, какие дают положительный эффект для формирования коммуникативных способностей и умений, а какие – отрицательный.

Основными чертами индивидуальных особенностей поведения человека являются темпераменты. Иван Петрович Павлов выделял четыре типа: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Знание особенностей разных типов темпераментов помогает правильно сопоставлять возможности конкретного студента и работника с требованиями, которые необходимо предъявлять при выполнении конкретной работы, находить наиболее эффективные формы и методы в общении между людьми, правильно организовать работу коллектива.

Сангвиник, как правило, быстро сходится с людьми, он жизнерадостный, может легко переключаться с одного вида деятельности на другой, однообразная работа не подходит для этого типа. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Человек с флегматическим типом темперамента не склонен к молниеносным решениям, медленно переключается с одного вида деятельности на другой, может долго адаптироваться в новых условиях, как правило, малоактивен. Типу присуще терпение и самообладание, это проявляется в спокойствии его речи, без резкого выражения эмоций. Люди холерического темперамента имеют большую работоспособность, они обладают высокой активностью, могут легко преодолевать трудности. Однако вслед за подъемом активности часто наступает период депрессивного состояния, упадка сил. Настроение холерика принято считать неустойчивым. Такие люди, как правило, вспыльчивы, самолюбивы и прямолинейны. У меланхоликов обычно повышена впечатлительность, они эмоциональны, отзывчивы, но легкоранимы. Такие люди консервативны, их сложно быстро приспособиться к жизненным переменам. В различных экстремальных ситуациях у них чаще возникает паническое состояние, они могут долго прибывать в унынии и тоске. Человек с таким типом темперамента часто стеснителен и излишне боязлив, так как у него сильно развит так называемый «рефлекс природной осторожности».

Такое явление, как «барьер темперамента», может встретиться между людьми с разными типами темперамента. Так, студент с высокой реактивностью, вспыльчивый, начиная диалог с преподавателем, внезапно на какую-то реплику, на замечание начинает грубить и проявлять своё негодование. В то же время для другого студента такое же замечание может ничего не значит, и он не обратит на него внимания. Таким образом, можно сказать, что представители разного темперамента на одну и ту же ситуацию могут отреагировать по-разному. Например, непонимание педагогом различий в типе темпераментов студентов может привести к напряженности во взаимоотношениях группы и перерасти в конфликт.

Эмоциями принято считать психический способ отношения человека к людям, к самому себе, к окружающему миру, который проявляется в форме определенного переживания. Человек всегда стремится к достижению каких-то целей, для их воплощения он может использовать различные методы, а реакция на результаты деятельности люди воспринимают, прежде всего, эмоционально. Психологи выделяют группу высших чувств человека: моральных, интеллектуальных и эстетических.

В основе всех моральных чувств лежит нравственная оценка поступков и действий в соответствии с моральными нормами. Они обостряют самосознание человека, способствуют регуляции его поведения. Интеллектуальные чувства отражают степень удовлетворения творческо-познавательных потребностей личности. Они собирают умственные способности человека, усиливают проявление определенных способностей, вдохновляют на преодоление трудностей. Эстетические чувства отражают осознание человеком прекрасного и в искусстве, и в действительности. Все чувства тесно связаны между собой, они помогают исключать стандартизацию психики личности, предотвращать одномерность восприятия действительности.

Например, чтобы оптимизировать и максимизировать эффективность деятельности студентов при занятиях физической культурой, необходимо объединять их в группы. Групповые упражнения и виды деятельности должны быть исключающими всякую конфликтность, напряжённость, ролевую неопределённость у студентов. Такие упражнения должны стимулировать положительные эмоции, вызывать сопереживание у групп, открывать возможность для взаимной помощи и поддержки, необходима заинтересованность и интенсивное общение между участниками. Однако в образовательной деятельности часто можно встретить барьер плохого настроения. Преподавателю необходимо понимать, что его негативные эмоции и плохое настроение может легко переносится на студента. Поэтому проведение занятия с плохим настроением обрекается на плохую результативность, у студента снижается работоспособность, он часто отрывается от материала занятия.

С греческого языка слово «характер» обозначает «отпечаток», отсюда можно вывести определение. Под характером принято понимать совокупность своеобразных индивидуальных психических свойств личности, присущих ей в способах поведения в определенных условиях.

Он формируется в процессе активной общественно полезной деятельности. В отношении к общественным обязанностям и долгу выявляются черты характера: трудолюбие, добросовестность, расточительство, настойчивость или пассивность, бережливость или небрежность. Отношение к людям отражается в общительности, вежливости, доброжелательность, а отношение к самому себе в оценке своих собственных действий. Анализ своего поведения способствует совершенствованию личности, помогает вырабатывать полезные для общества черты.

Определенные черты характера могут отталкивать людей друг от друга в процессе их взаимодействия. Для гипертимного типа характерна легкомысленность, склонность в какой-то степени к аморальным поступкам, высокая раздражительность, недостаточно серьезный подход к обязанностям. Для гипотимного типа – пассивность, заторможенность, неповоротливость, отрыв от коллектива. У людей возбудимого типа преобладает раздражительность, вспыльчивость, вспышки гнева и ярости, жестокость. Человек с застревающим типом характера склонен к обидчивости, подозрительности, мстительности, завышенным требованиям к окружающим, излишней самонадеянности. У тревожно-мнительного типа проявляется беззащитность, тревожность и мнительность. Демонстративный тип отличается эгоизмом, хвастливостью и лживостью.

Воля – сложный психический процесс, который побуждает человека к активности и направленным действиям, это способность человека совершать преднамеренные действия, которые всегда направлены на достижение поставленных целей, и сознательно регулировать свою деятельность. Она проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, настойчивость и решительность.

Например, в процессе спортивной деятельности люди постоянно встречаются с трудностями, а от того, как человек будет относиться к их преодолению, как будет проявлять волевые усилия, зависит развитие воли как способности. Таким образом, спортивная деятельность служит своеобразным полигоном, где воля должна проявляться постоянно и оказывать положительное влияние на физическое совершенствование и рост результатов. Поэтому научить студентов преодолевать любые встречающиеся трудности – одна из важнейших задач преподавателя. Волю может укрепить постоянное выполнение физических упражнений, поэтому многие подростки и юноши, самостоятельно занимаясь различными физическими упражнениями, хотят воспитать в себе решительность, смелость и уверенность. Она выступает как психическое проявление и отражается в виде действий, сопутствующих выполнению любого физического упражнения.

Заключение и результаты исследования

Подводя итоги, можно сделать вывод, что значение индивидуально-психологических качеств человека довольно высоко. Особенности личности такие, как характер, темперамент, воля, чувства и эмоции оказывают воздействие на взаимоотношение человека  с окружающей средой, с обществом. Если учитывать индивидуальные психологические особенности людей при работе в группе и правильно их сопоставлять, тогда результат будет более эффективным, а сама группа станет примером сплоченности и работоспособности.

Библиографический список:

1. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
2. Психология физического воспитания : учеб.-метод.пособие [Текст] / Г.Д.Бабушкин [и др.]. – Омск : Б.и., 1997. – 167 с.
3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
4. Секун В. И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов. (Опыт социально-психологического исследования) [Текст]. – Минск : Вышэйшая школа, 1976. – 188 с.
5. Бегидова С.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры [Текст] / С.Н.Бегидова // Теория и практика физической культуры. – 1995.– № 5.- 6. – С.41-43




Рецензии:

11.01.2021, 5:55 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Сама по себе тема сегодня актуальна. Но ни из аннотации, ни из названия, ни из заключения не представляется возможным "вытянуть" ни один научный признак самой работы. В любом случае рецензент не даёт положительной рецензии с таким названием статьи. Название статьи - это объект, предмет исследования в конкретном формате. ИПКЧ в приложении к физкультур... и т.д. Или другая конкретика. Поработайте над статьёй. Назовите читателя научного журнала, кто не знает 4 ортодоксальных типа характера. Может, студент провёл какие-то исследования по смешанным типам, динамике от времени и условий проявления генотипов? Статья не дотягивает даже до курсовой работы, не структурирована и т.д. Может, научный руководитель так настроил студента? Такую важную и актуальную тему необходимо проработать с минимумом хотя бы элементов научности, возможно, привлечь универсальную стрессовую кривую Селье, привести какую-то статистику по спортсменам или чемпионам. Надо над статьёй серьёзно поработать.

11.01.2021, 10:45 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Реферативное изложение. Библиографический список не представлен в самой работе. Не видно работы автора над заявленной проблемой. Не рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх