-
Московский Государственный Университет имени Михаила Васильевича Ломоносова
студент (магистр)
Слабов Сергей Сергеевич, кандидат социологических наук, доцент Московского Государственного Университета имени Михаила Васильевича Ломоносова
УДК 005
Актуальность темы исследования напрямую связана с необходимостью изучения понятия организационной культуры. На данный момент большое количество сотрудников и даже руководителей имеют искаженное представление о данном термине и его влиянии на предприетие. Неточное представление о данном понятии оказывает немалую роль на деятельность организации. Руководству следует иметь общее представлении о сущности организационной культуры и его влиянии на успешное развитие компании.
Новизна исследования проявляется в недостаточном изучении данного вопроса, поскольку организационная культура является одной из самых новых и малоизученных областей организационного поведения, что особенно касается специфики деятельности международных предприятий.
Целью данной работы является совершенствование организационной культуры предприятий.
Для достижения цели необходимо выполнить основную задачу: провести анализ понятий организационной культуры и ее роль в организации.
Введение
Термин «организационная культура» исследуется различными областями науки – это социология, менеджмент, культурология и философия, и некоторые другие общественные науки. Хотелось бы заметить, что ученые и исследователи не сразу заметили важность данного феномена в области науки. Определение понятия «организационная культура» было обосновано только в конце 1970 годов т.е. данный термин, как предмет теоретических и прикладных исследований сформировался в конце 20 века.
Элтон Мэйо – первый исследователь, который начал изучение в этой области в 1923 году и выявил новые черты для улучшения развития организации.
Следующие ученые, которые привнесли новое развитие в данный термин были Ч. Барнард и Г. Саймон (конец 1930 гг.), Уильям Деминг (1949-50-ые гг.), Д. Хэмптон и Т. Питерс (конец 1960 гг.), Уильям Оучи, (1981 г.), Томас Дж. Питерс и Роберт Уотермен (1982 г.), Т. Дил и А. Кеннеди (1982 г.), Г. Хофстеде (1980-ые гг.), Эдгар Шейн (середина 80-х годов ХХ века), К. Камерон и Р. Куинн (конец 90-х годов ХХ века).
Вышеупомянутые ученые изучили феномен организационной культуры и вложили огромный вклад в область менеджмента. Их труды позволили многим предприятиям переосмыслить свою деятельность и изменить ее.
В конце 20 века уже российские ученые и исследователи в области менеджмента занялись глубоким изучением феномена «организационной культуры».
В.В. Томилов определяет организационную культуру как внутреннюю жизнь компании, которая существует по своему индивидуальному образу мышления и системе действий. Культура, заложенная в организации, имеет важную ценность в системе управления и ее организационной структуры [1].
В.М. Цлафа понимает организационную культуру таким образом, что в каждой организации есть свои исключительные формальные и «неписанные» нормы, модели поведения и коммуникации, свои ценности и убеждения, которые интуитивно соблюдаются всеми сотрудниками [2].
Е.В. Моргунов считает, что несмотря на форму собственности, цели и задачи предприятия, а также ее деятельности, работник непосредственно связан с организационной культурой [3].
О.Б. Логинова считает, что благодаря организационной культуре предприятие может эффективно развивать свою деятельность [4].
О.С. Виханский и А.И Наумов считают, что существует точный набор основных мнений и суждений, заложенные в организационной культуре, принимаемые работниками предприятия, создающие в совокупности общие ценности организации, модель поведения работников и ее окружение [5].
Соломанидина Татьяна Оттовна дает свое определение организационной культуре. Она считает, что внутри каждой компании существует единое социально-экономическое пространство, состоящее из общих идей, ценностей и представлений, которые развивают и улучшают между собой взаимодействие сотрудников. Данные ценности и представления позволяют раскрыть главные особенности трудовой жизнедеятельности работников, которые формируют некое социально-экономическое поле предприятия. Это поле позволяет организации достигать успеха с помощью своих материальных и нематериальных, явных и скрытых процессов и явлений [6].
Хотелось бы добавить, что зарубежные ученые и исследователи в том числе изучали данный термин. Борис Гроуберг, Джереми Ли, Джесси Прайс и Д. Ю-Люд Чэн в своей статье «Корпоративная культура: руководство для лидеров» определяет организационную культуру, как коллективное воздействие общих убеждений, поведений и ценностей людей в рамках компании [7].
Д.Браун, В. Мелиан, М. Солоу, С. Чэнг и К. Паркер в статье «Культура и вовлеченность» считают, что, говоря об организационный культуре мы имеем ввиду опыт сотрудников и их видение. Организационная культура – это фильтр, через который проходит все остальные важные элементы [8]. Они выделили 4 фильтра с помощью которых можно определить культуру: уникальность культуры; четкие ориентиры для поиска потенциальных сотрудников; культура похожа на дерево, такое же органическое и растущее; внутренняя культура компании.
Эдгар Шейн писал, что организационная культура – это явление, заслуживающее самостоятельного изучения, форма существования организации и проявления ее поведения во внутренней среде и по отношению к субъектам внешней среды [9].
Д.Р. Денисон и А.К. Мишра рассматривают организационную культуру, как долгосрочную и относительно стабильную характеристику, которая может создавать основу для понимания перемен, а также адаптироваться к контексту данной организации [10].
На основе вышеизложенных определений можно выделить ключевую ценность данных понятий, их преимущества и недостатки, в таблице 1:
Автор определения |
Особенности определения сущности |
|
Преимущества определения |
Недостатки определения |
|
В.В. Томилов |
Определенное сотрудничество руководителей и персонала коммуникативного взаимодействия в организациях |
Не учтены особенности сфер контакта персонала и атрибуты организационной культуры |
В.М. Цлаф |
Определенная совокупность формальных и «неписаных» норм или стандартов поведения организации |
Не достаточно отражено составляющие организационной культуры |
Е.В. Моргунов |
Определяет связь людей в среде организации |
Непонятно за счет чего происходить связь |
О.Б. Логинова |
Определение эффективности бизнеса от организационной культуры |
Отсутствующие составляющие и источники эффективности организационной культуры |
О.С. Виханский и А.И. Наумов |
Наличие внутрифирменные ценности и норм для выполнения обязанностей |
Отсутствие правил формирования и моделей поведения |
Т.О. Соломанидина |
Единое социально-экономическое пространство |
Четко не выражена и не определена роль руководства компании |
Борис Гроуберг, Джереми Ли, Джесси Прайс и Д. Ю-Люд Чэн |
Определенное коллективное воздействие персонала в организации
|
Не указано каким образом осуществляется воздействие |
Д.Браун, В. Мелиан, М. Солоу, С. Чэнг и К. Паркер |
Наличие четырех фильтров, определяющие организационную культуру |
Отсутствие пояснения того, как функционируют данные фильтры |
Д.Р. Денисон и А.К. Мишра |
характеристика, которая может создавать основу для понимания перемен |
Непонятно значение адаптации к контексту организации. Что под собой подразумевается слово «контекст» |
Заключение
Таким образом, с помощью проведенного анализа научных источников удалось получить такие результаты, а именно: раскрытие сущности организационной культуры и ее само содержание.
Были обнаружены отличия к толкованию понятия «организационная культура организации», также было замечено многократное отождествление данного понятия с понятием «корпоративная культура». Есть авторы, которые считают, что корпоративная и организационная культура это одно и тоже, но данное утверждение неверно т.к. существует различие между данными понятиями. Другие авторы считают, что термин «корпоративная культура» должно употребляться и относится к транснациональным компаниям, которые имеют свои производственные подразделения в нескольких странах, например, Apple, Microsoft Corporation, а термин «организационная культура» относится больше к малым и средним предприятиям.
Рецензии:
30.01.2021, 8:57 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический и практический интерес. Аннотация статьи дана, правда, в небольшом объеме, англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит из 9 источников информации, в том числе электронных, которые были изучены автором. Вывод сделан. На мой взгляд, данную статью возможно рекомендовать к опубликованию в научном журнале, особенно если расширить заключение работы и добавить выводы (всего 8 строк текста).
30.01.2021, 19:34 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую:
1. скорректировать статью, поскольку следующее выражение - "Автор выпускной квалификационной работы на основе вышеизложенных определений, выделил ключевую ценность данных понятий, а также указал их преимущества и недостатки, в таблице 1:" явно не соответствует формату статьи;
2. Не раскрыта сущность организационной культуры и не дана попытка дать свою интерпретацию изучаемого явления;
3. Не сопоставлены понятия корпоративная культура и организационная культура, соответственно заключение не совпадает с основным текстом.
Статью необходимо доработать.
Комментарии пользователей:
13.02.2021, 10:40 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Оганджанян Э.В. имеет выигрышные показатели, но проигрышные тоже. Не оговорены виды организаций (экономическая, социальная, политическая и др.) влияющие на показатели культуры. Насыщенность работы сведениями о предыдущих исследователях ослабляет теоретико-аналитический подход, не дает особого выигрыша. В списке литературы № 5 "Цлаф В.М.",а а в тексе "В.М. Цлафа" при необходимости их совпадения. Доработка статьи напрашивается. |