Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Статья опубликована в №90 (февраль) 2021
Разделы: Философия
Размещена 25.01.2021. Последняя правка: 25.01.2021.
Просмотров - 355

Информация и разум

Королев Геннадий Николаевич

нет

пенсионер

нет

Аннотация:
Настоящая публикация является продолжением и развитием статьи «Материя, информация и жизнь» опубликованной в № 81 SCI-ARTICL.[5.] Более подробно рассмотрена роль информации и разума в движении живой материи. Отмечено, что информация по своей сути является одной из важнейших философских и научных категорий, а в современном мире представляет собой важнейший ресурс и движущую силу изменений в биосфере.


Abstract:
This publication is a continuation and development of the article "Matter, Information and Life" published in SCI-ARTICL No. 81. [5.] The role of information and mind in the movement of living matter is considered in more detail. It is noted that information in its essence is one of the most important philosophical and scientific categories, and in the modern world it is the most important resource and driving force of changes in the biosphere.


Ключевые слова:
Материя; жизнь; энергия; информация разум; вещество; движение; эволюция; восприятие; познание

Keywords:
Matter; life; energy; information mind; substance; movement; evolution; perception; cognition


УДК 111

Введение.

У людей неистребимо желание получить ответ на все волнующие их вопросы тут и сейчас. В современном мире наука – основной  способ  целостного познания мира человеком при помощи разума использующий специально созданную и оформленную методологию. Представители науки, заняты поиском  окончательных законов, верят в существование идеального предела знаний и в то, что человеческий разум приближает этот предел, который определяют как объективная истина. Им  постоянно кажется,  что они уже близки к завершению поисков окончательных законов природы и что любое познание возможно, нужно только надлежащее усердие.  Но история  учит, что  наши знания носят предположительный характер и пересматриваются по мере их накопления.

Актуальность.

Человечество движется во времени  и пространстве, ставя перед собой вопросы и находя на них ответы при помощи разума перерабатывающего информацию соответствующую своему  времени. Нет законченных знаний, есть знания в объеме располагаемой информации.

Цели, задачи.

Попытка познания и представления в  располагаемом информационном поле на уровне повседневного мышления явлений  происходящих в биосфере, место и роль человека в этих процессах – цель и задача настоящей статьи.

Материалы и методы.

В статье  использованы материалы, полученные из научных и научно-популярных изданий,  учебников,  интернет  ресурсов  и публикаций  в  периодических изданиях.  Использован метод  сбора, сравнительного анализа  и обобщения полученных материалов в рамках рассматриваемой   темы.

Научная новизна.

Разум человека рассматривается как одна из функций живых организмов, а информация в качестве одной из важнейших категорий в науке и философии.

Основная часть. 

Человек живет и развивается, познавая себя и окружающий мир. Будучи  одним из элементов  живой материи,  используя разум,  он выделил себя из этого мира и  стал заниматься  его познанием  с позиции стороннего и независимого наблюдателя. В большинстве случаев осознавая  при этом,  что в материальном мире  человек не самостоятельное, свободно действующее явление. Как субъект и объект познания, он сам и окружающий его мир, есть целое,  имеющее  единую первооснову и состоящее  из одних и тех же первичных элементов. Человека  как объект познания можно представить  в виде абстрактной модели единства  двух  составляющих. Физической – как элемент жизни, на который распространяются те же природные законы, что и на любой другой земной организм. И духовной – как элемент жизни  обладающей функцией разума и способностью к  осознанному использованию и созданию   информации и самопознанию.  [5].

В данном тексте под  материей я определяю  философскую категорию, первооснову мироздания, включающую в себя  все сущее в любых его формах.  Вещественных  и не вещественных (идеальных).  Познанных и не познанных. Непознанное в материи  занимало, и всегда будет представлять для  человека основную часть  мироздания - оно  безгранично и постоянно. Познанное разумом,  как правило, ограничено темой  или объектом  и имеет временные рамки. Для человека на сегодняшнем  уровне знаний первичным проявлением вещественного начала является энергия, проявлением  идеального, на мой взгляд - информация. Объективная реальность  для человека  это  вещество. В науке – мире  законов и гипотез - определения вещества и материи  в большинстве случаев используются без четкого разграничения, что приводит к путанице при обсуждении некоторых вопросов.  То, что определяется как идеальное,  содержится  в самой материи, в ее непознаваемой при помощи непосредственных ощущений части. Идеальное (дух, идеи)  - самостоятельное материальное (не вещественное) начало, существующее вне пространства и времени и которое  доступно для восприятия разумом человека, как мне представляется,  в виде информации. Оно не первично и не вторично. Оно, как и вещество, есть форма материи.

Существует несколько гипотез объясняющих происхождение жизни на Земле. Их разделяют  на  ненаучные и научные. Такое деление несколько условно и основано, на мой взгляд, не столько на критерии научности используемых при этом  знаний и методологий, сколько на  мировоззренческой  позиции и месте  в науке создателей теорий. История жизни на Земле и человечества,  исчезающе мала  для изучения  даже на  геологической  временной шкале. Так критикуя библейскую теорию творения, мы занимаемся, по сути,  критикой текста Библии. Информация заложенная авторами в старинных текстах  и  вырванная из временного контекста почти недоступны для восприятия их современному пользователю. Для нас возможно лишь субъективное авторское ее толкование. Теория божественного сотворения жизни не научная, но в своей принципиальной основе и в определенной трактовке критически не опровергнута и допустима, как и  существование Бога.

Для ответа на вопрос о  месте  и назначении человека не столь важно знать,  как и почему возник этот мир, и как возникла жизнь на Земле. В результате Большого взрыва или сотворения Богом.  Для последующих рассуждений и выводов может быть приемлема любая  начальная гипотеза. Это не препятствует нам попытаться  понять значение информации, а также  живой формы материи и разума в движении материи.

В науке под жизнью понимают и изучают живой организм. Земная жизнь рассматривалась наукой вначале  на уровне отдельных организмов и их подобия, затем на уровне популяций и биосферы [10,11]. Познание жизни как формы живой материи далеко выходит за рамки вопросов изучаемых биологией.  На мой взгляд,  жизнь на планете Земля и следует рассматривать как организм планетарного масштаба (гипотеза Геи), самодостаточную  первичную форму жизни в Космосе, а  человечество как  один из элементов Геи [3].

Биосфера нашей планеты в своем эволюционном развитии  не раз переходила в новое структурное состояние. Смену земных биосфер следует воспринимать  не как череду экологических катастроф вызванных какими-то неустановленными наукой причинами, а закономерное движение формы живой  материи планетарного масштаба в поисках энергии. Решающее, и принципиально важное, значение для образования современной структуры биосферы имело  то, что у первичных земных организмов появилась способность к фотосинтезу — воспроизводству органических веществ путем прямого использования солнечной энергии. Переход живого к фотосинтезу и автотрофному типу питания, освоение энергии космоса, явился определяющим  с энергетических позиций  структурным  поворотом в эволюции Геи.  По мнению В.И.Вернадского в настоящее время биосфера Земли  находится в   эпоху очередного структурного перехода. Разум, как функция живых организмов, вносит новое качество в развитие земной биосферы. Осознанная переработка  информации и создание новой информации путем  абстрактного мышления, а также освоение мира идей и виртуальных образов, является очередным  этапом в развитии живой материи.  Можно предположить, что планетарная форма живой материи – биосфера планеты Земля (Гея), через разум человека продолжает поиск энергии и вступила в полосу очередного энергетического структурного перехода и человек может стать его в некоторой мере  осознанным участником. Последовательность событий в развитии земной биосферы принято рассматривать в рамках геологической  временной шкалы.  В.И.Вернадскому,  как ученому и философу, на мой взгляд, удалось за множеством  отдельных фактов увидеть движение целого. Он отметил, что в результате эволюционного процесса под влиянием  научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу[7]. Приведет это к очередному эволюционному переустройству биосферы или подобно способности к фотосинтезу - революционному  формированию новой  биосферы можно только предполагать. Подобные процессы не могут рассматриваться  в исторических  рамах времени, в которых только и можно говорить о возможных прогнозах с научной точки зрения. Любые предположения о путях развития земной биосферы (Геи) можно считать ненаучными. Однако  с уверенностью можно сказать, что такой  процесс  не может происходить  и быть достоверно наблюдаемым в  рамках исторического времени и это не будет ноосфера созданная наукой и трудом  человека. На современном этапе своего развития часть  не в состоянии управлять целым. Научная мысль и человеческий труд, о которых он пишет  в своих трудах В.И.Вернадский,  являются  одной из форм проявления разума. Сам разум это  функция или отсутствующая или в разной степени развитая в  различных земных организмах. Эволюционное развитие мыслительного аппарата человека, его мозга,  имеет свои пределы, как и развитие любого другого органа, обеспечивающее  реализацию его  функциональных  возможностей. Разум человека, не затрагивая  биологические основы эволюции, позволяет практически неограниченно расширить возможности познания, а, следовательно, и доступ жизни к энергетическим ресурсам. Однако разумны ли люди, если любые знания они используют в агрессивных целях?  Человек  является  один из элементов  земной природы и  все  биологические механизмы,  которые регулируют состояние  земной биосферы, безусловно, распространяются и на него. [2,8].

Любая форма  контакта  живого вещества,  с окружающей материей сопровождающаяся восприятием,  по своей сути является  обменом  информацией. Познавательный процесс представляет собой декодирование информации, которая в разной форме транслируется материей и предметами реального мира и переработка этой информации. Информация - одно из наиболее важных понятий естествознания, не имеющее до настоящего времени общепринятого определения.

В процессе  развития философии понятие информации как философской категории  ранее не использовалось. Даже в таком  «современном» ее направлении как лингвистическая философия при рассмотрении вопросов использования языка, как важнейшего инструмента передачи и обработки информации разумом  в процессе познания и  средства повседневной коммуникации, само слово информация практически не используется. В  науке  ее изучение началось совсем недавно даже по историческим меркам времени и определения  информации в различных отраслях научного знания весьма отличаются. На практике ее зачастую отождествляют с информатикой, кибернетикой  и прикладным использованием информационных технологий  в различных науках и технике.[5,8].  

Информация не относится к  веществу  или полю. При этом она существует объективно, участвует в  движении  материи в ее вещественных  проявлениях и наряду с энергией и энтропией является характеристикой  этого движения. Можно предположить, что информация доступная  познанию с помощью разума  это проявление того, что мы определяем как идеальное (мир идей).

В своем сознании, виртуально, человек  мгновенно перемещается в  пространстве  и во времени. Скорость обработки и передачи информации живой материей не связана со  скоростью света, а  материя  предстает  перед разумом в формах, не имеющих вещественного проявления. С помощью информации разум человека в состоянии охватывать  явления, принадлежащие  к  реальностям, отличным от тех,  в которых проходит человеческая жизнь.  Мы являемся свидетелями того, как с  развитием науки информация впервые начала «проявлять» себя  во всех  без исключения областях человеческой деятельности. Единство человечества впервые начинает основываться не только на  биологическом уровне, а и на  единстве общечеловеческого информационного поля создаваемого с использованием научных знаний и современных технологий.[5]. С расширением использования информационного ресурса создаются условия  появление принципиально новых форм социальной активности и изменения общественных отношений. Общечеловеческое информационное поле ведет к изменению значения роли отдельных личностей и  масс в политических и социальных  событиях, меняется мораль, меняет интересы государства. Сегодня нельзя сказать являются ли этот  процесс формой эволюционных изменений человека и общества на уровне популяции. Информационное поле это не сумма знаний человечества,  а обмен информацией между людьми  увеличивает ее количество и качество в отличие от вещественного обмена. Общечеловеческое информационное поле это и не коллективный разум человечества. Такового просто нет. Информация стремительно  стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. По- новому осмысливается высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Knowledge itself is power» («Знание само по себе — сила»). В современном мире необходимо осознание того, что информация представляет собой важнейший ресурс  и  движущую силу  изменений в биосфере и развитии человеческого общества. То, что Вернадский определил как  ноосферу,  это сфера  разума,  которая не может  быть ограничена только наукой  являющейся всего лишь одной из форм познания. Наблюдается исключительное явление в области познания. Естествознание вступает  в полосу формирования новых форм мировоззрения, новых наук и новых методик и возможно форм познания. В области общественных отношений, не только разум и добрая воля государств и их правителей, а солидарность людей, возникающая на основе единства информационного поля человечества и чувство самосохранения, а также осознание своего места в биосфере земли как элемента Геи, должно помочь выжить человечеству  при  переходе биосферы в ноосферу.[6]. Изменения  в общественном сознании,  проявляется не через сами научные достижения и декларируемые моральные принципы, а через их проникновение в повседневность. Насколько они закрепляются в общечеловеческое информационное поле, зависит от  их востребованности и соответствия происходящим общественным процессам

 Заключение, результаты и выводы.

Одним из факторов  влияющим на изменения земной биосферы  на современном этапе ее развития является разум человека, который является сравнительно новой функцией живой материи в эволюционной хронологии ее развития [7]. Используя методологию научной формы познания, мы  реализуем наши представления о строении вещества и Вселенной. Из мира реалий,  в котором могут существовать  объекты, гипотезы, теории, и законы мы с помощью разума пытаемся представить мир идеального, создать  виртуальный образ мира  непознанной разумом части материи.Одним из факторов  влияющим на изменения земной биосферы  на современном этапе ее развития является разум человека, который является сравнительно новой функцией живой материи в эволюционной хронологии ее развития [7].  При этом познать материю мы пытаемся с помощью понятийного аппарата используемого разумом для познания доступной нам физической реальности и в первую очередь при помощи науки. Однако новые вопросы и проблемы не всегда могут быть решены с использованием форм познания и методологий,  которые создали их. В способности  к  познанию не только вещества, но и материи, а также самопознанию с помощью разума,  проявляется вторая духовная сущность человека. Рассмотрение данного вопроса это отдельная тема, далеко выходящая за рамки настоящей статьи

Библиографический список:

1.Концепции современного естествознания. Под ред. Михайлова Л.А Учебник для вузов Издательство Питер, 2008 г. - 336 с.
2.Конрад Лоренц. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универсал", 1994. — 272 с.
3.Королев Г.Н. Гипотеза Геи и Экологическое мышление[ Электронный ресурс] // https://proza.ru/2020/05/21/1441 (дата обращения: 18.01.2021)
4.Королев Геннадий. Как выглядит молоко, или как человек познает мир. https://proza.ru/2020/06/03/522/ (дата обращения: 18.01.2021)
5.Королев Г.Н. Материя, информация и жизнь [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. 2020. https://sci-article.ru/stat.php?i=1590231889 (дата обращения: 18.01.2021)
6.КоролевГ.Н. Экологическое мышление [Электронный ресурс] //SCI-ARTICLE.RU. 2020.https://sci-article.ru/stat.php?i=1598170462 (дата обращения: 18.01.2021)
7..Философские мысли натуралиста. В.И.Вернадский. М.:Наука,1988г.,520 с.
8.Хайнд Роберт. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М.:Мир, 1975 г.-856 с.
9.Хургин.В. Об определении понятия «информация» [Электронный ресурс] http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_571qu.pdf (дата обращения: 18.01.2021)
10.Экологические очерки о природе и человеке. под ред. Б. Гржимека. – М.: Прогресс, 1988. – 640 с., [44] л. ил.
11.Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды / В. Г. Горшков. Итоги науки и техники Серия: Теоретические и общие вопросы географии; т. 7. Москва: ВИНИТИ, 1990. 236 с.




Рецензии:

23.02.2021, 15:57 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. В данной статье Королев Г.Н. продолжает изложение своих воззрений на существующую реальность с показом исключительной значимости, взаимовоздействия реальности сугубо физической и располагающей мышлением, разумом. Специфика работы в том, что она не оговаривает результатов предыдущих публикаций автора, осуществляемые добавления. При преимущественно философском подходе выбор между идеализмом и материализмом не осуществлен, словно важно услужить им обоим. Автора интересует, как далеко пойдет познание, которого поначалу не было. В статье множество очевидных положений, полезных для неосведомленных лиц. Но описательный характер ослабляет аналитическую конструктивную позицию. С кем идет спор, не ясно, хотя есть ссылки. В работе ссылки двуцифровые: «(10,11)», «(2,8)», «(5,8). Но они указывают литературный источник и страницу, как это следует, или же два источника? В тексте: «В науке под жизнью понимают и изучают живой организм». Но наука «Логика» не поддерживает определение содержания понятия применением этого же понятия (тавтология). В работе «информация» продолжает толковаться как влияние любого объекта на любой другой. Но практически такое широкое толкование не в ходу, информация мыслится как соучастие разума в передаче и получении сведений. Как представляется, автору над текстом придется поработать далее, усилить его философское содержание.

25.02.2021 17:17 Ответ на рецензию автора Королев Геннадий Николаевич:
Уважаемый Оганес Александрович, благодарю Вас за рецензию. Моя статья не носит критического характера. Вам не ясно с кем идет спор, потому что нет спора. Поддерживать или опровергать чьи-то мнения не самое продуктивное занятие. На мой взгляд, любая форма добросовестное познание в первую очередь должна предполагать свободу выбора источников информации, а не принадлежность к какому-то лагерю или направлению в философии. Идеализм и материализм в «чистом виде» на практике предполагают бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой. Я излагаю в статье свою внутреннюю мыслительную реакцию на использованную мною информацию по рассматриваемым темам с указанием источников. Поскольку мною не приводятся прямые цитаты, в скобках, но ходу текста цифры указывают на источники, из прилагаемого списка литературы, содержащие информацию, использованную при формировании предлагаемых положений статьи. Некоторые из них я назвал бы скорее спорными, чем очевидными. В рассматриваемой статье сделана попытка показать роль разума и информации на современном этапе эволюционного развития человеческого общества и биосферы Земли как формы жизни планетарного масштаба. Высказано предположение, что информация является проявлением идеального в материи, доступного познанию с помощью науки, а не только религии через веру. Надеюсь, что мои пояснения закрыли возникшие у Вас вопросы. С уважением Королев Г.Н.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх