кандидат филологических наук, доцент
МАОУ СОШ№ 50
учитель
УДК 82.0
Введение
В современном мире, к сожалению, мало у кого есть свободное время и желание наслаждаться от общения с книгой. Читают немногие, хотя еще совсем недавно наши сограждане считались самой читающей нацией, на сегодняшний день мы занимаем лишь 89 место по уровню чтения [5, с. 1]. Но, тем не менее, есть люди, которые предпочитают проводить свободную минуту за прочтением художественных произведений. Радует то, что в столичных городах, люди не тратят время попусту, а с удовольствием знакомятся с современными авторами и постигают новое, некоторые верны традициям, они предпочитают классику.
Цель настоящего исследования – показать, чтоименно через знакомство с картинами художников, можно привлечь внимание читателей разных возрастов (в особенности подростков) к самим художественным произведениям, к биографии классиков. В этом и заключается актуальность данной работы.
Проектная деятельность, как известно, – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Именно такая деятельность позволяет заинтересовать учащихся и расширить их кругозор, выводя их за рамки школьной программы.
Рассмотрим одну из работ, выполненных старшеклассницей.
Все читающие знакомы с одним из самых ярких представителей русской классической литературы – Александром Сергеевичем Пушкиным. Его творчество не теряет своей актуальности, с каждым прочтением оно раскрывается с новой стороны. Именно в нем многие деятели современного искусства, скульпторы и художники находят вдохновение для своего творчества. Среди них Николай Ульянов, Игорь Шаймарданов, Владислав Ходасевич и Тамара Машина. Наш проект посвящён исследованию творчества Игоря Дмитриевича Шаймарданова.
Цель проекта: показать современность творчества А.С. Пушкина на примере анализа репродукций картин современного художника И.Д. Шаймарданова.
Задачи проекта:
Методы исследования:
Новизна нашей работы заключается в нестандартном подходе к изучению биографии и творчества писателей через анализ творчества современных художников, вдохновившихся творениями классиков русской литературы.
Практическая значимость – результаты данного проекта могут быть использованы при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина в рамках учебной дисциплины (например, репродукции картин в виде наглядных пособий и раздаточного материала), в работе школьного музея, на классных часах, во внеклассной работе. Данная работа может заинтересовать учащихся и побудить их к изучению творчества современных деятелей искусства, работы которых посвящены биографии и произведениям А.С. Пушкина, и тем самым стимулировать интерес детей к русской классической литературе.
Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться
в оставленном им наследстве…(Николай Асеев – поэт и переводчик, из статьи «Мысли о Пушкине» 25 января 1962 г.)
Все знакомы с творчеством русского писателя Александра Сергеевича Пушкина (https://clck.ru/TLaEe). Поэт даже и представить себе не мог, насколько популярными и поучительными окажутся его шедевры, оказывающие большое влияние не только на учеников, которые проходят произведения Александра Сергеевича по школьной программе, но и на творчество потомков – деятелей искусства. Труды поэта вдохновляют на создание их собственных творений.
Одним из таких творческих лиц является Игорь Дмитриевич Шаймарданов (https://clck.ru/TLaGC). Он родился в городе Камбарке (Удмуртия) в 1964 году. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работал театральным художником. В 2008-2009 гг. был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в селе Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт- Петербург), в музеях Пскова и в частных коллекциях. В творчестве художника Игоря Дмитриевича Шаймарданова А.С. Пушкин играет роль вдохновителя [1, с. 1].
Он не первый, кто увлекся созданием картин, касающихся жизни и творчества гениального писателя. Можно упомянуть А.П. Елагину, которая выполнила по просьбе своего друга поэта – А.С. Пушкина «уменьшенную копию» с оригинала В.А. Тропинина портрет писателя, потому что тот хотел возить маленькую картину с собой, как теперь возят фотографии. Елагинская копия имеет свою мемориальную ценность: её видел сам Александр Сергеевич и близкие ему люди [6, с. 1].
Нельзя не упомянуть самого В.А. Тропинина, который сотворил портрет великого писателя по его же просьбе, после чего А.С Пушкин подарил картину своему другу С.А. Соболевскому.
Не менее интересным является творчество В.Н. Масютина, потому что он нарисовал первое послереволюционное изображение русского классика, изобразив его «на фоне обломков старого мира, в сиянии зари новой эры»
[7, с. 1].
Зачаровывающим является творчество И.К. Айвазовского и И.Е. Репина. В особенности их картина «Прощание Пушкина с морем». Иван Константинович понимал, что не силён в написании портрета, поэтому сам позвал Илью Ефимовича, чтобы тот нарисовал Александра Сергеевича.
Также художник П.И. Челищев, нарисовав картину «Пушкин и граф Д.И. Хвостов», показал, что только с помощью одного карандаша и ластика можно сотворить шедевр. Он изобразил поэта крупным планом, во весь рост, широко шагающим, а на заднем плане – миниатюрную фигурку Хвостова. Именно поэтому создаётся впечатление, что Александр Сергеевич – гигант, идущий семимильными шагами.
Но не только в истории прошлого есть яркие представители искусства, работы которых посвящены жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Обратимся к одному из современных художников – Игорю Шаймарданову. Он написал несколько десятков полотен, касающиеся жизни самого писателя, а также множество картин по произведениям классика: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик» и многие другие.
По замыслу автора, каждая из них представляет собой «что-то вроде доброго анекдота или маленькой выдуманной новеллы из жизни поэта». Многообразие предложенных вариантов удивляет: это придуманные, вымышленные или почти правдивые истории, например, когда А.С. Пушкин пировал с приятелями или сидел тоскливыми долгими зимними вечерами с няней, которую любовно называл «подругой дней суровых».
Обратимся к картине «Прохожий», которая была написана художником в 2013 году. На полотне представлен сам А.С. Пушкин, проходящий мимо жителей деревни, которые возвращаются с работы в поле. Глядя на неё, можно понять, что у поэта хорошее настроение и идёт он «куда глаза глядят». Такая деталь как красная рубаха Александра Сергеевича олицетворяет деревенскую жизнь, к которой писатель не имеет непосредственного отношения – в этом заключается художественная фантазия Игоря Дмитриевича (https://clck.ru/TLaHy).
Следующее полотно, на которое хотелось бы обратить внимание, является картина «Сходитесь», написанная в 2001 году. На ней изображено трагическое событие – дуэль, и как следствие – смерть поэта. Фон кровавого цвета олицетворяет гибель писателя. А бело-прозрачный образ, сидящий между А.С. Пушкиным и Дантесом – это дух писателя, который останется с нами, благодарными потомками, навсегда (https://clck.ru/TLaKX).
Следующая серия работ – «Ситцевый Пушкин» (https://clck.ru/TLaLn, https://clck.ru/TLaQg, https://clck.ru/TLaT7, https://clck.ru/TLaUC, https://clck.ru/TLaVy, https://clck.ru/TLaWx).
Она является одной из дебютных в творчестве Игоря Шаймарданова, рассказывающая о жизни Александра Сергеевича в сельце Михайловское. В данной серии мы увидим деревенского А.С. Пушкина, отдыхающего среди цветущих лугов Михайловского, или поэта, бредущего по окрестным полям или коротающего длинные ночи с горячо любимой няней. Как говорил сам автор (Игорь Дмитриевич): «Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…» [2, с.1].
Не стоит забывать и о картинах, посвященных непосредственно самим произведениям Александра Сергеевича. Проанализируем содержание некоторых из них.
Хотелось бы начать с картины, написанной по одному из наших любимых произведений, «Станционный смотритель». На полотне изображена сцена, где Самсон Вырин повествует рассказчику печальную историю об исчезновении дочери Дуни, которая приглянулась Минскому. В роли слушателя истории на картине выступает сам А.С. Пушкин. Эмоции станционного смотрителя – отца девочки – переданы весьма точно: расстроенное лицо, олицетворяющее грусть и смирение, а также взволнованный лик автора, который сопереживает ему (https://clck.ru/TLaZK).
Следующая не менее удивительная картина – «Метель». На данном полотне изображена церковь и две повозки с лошадьми, которые везут наших главных героев на венчание, неодобренное их родителями. Сама метель является не просто природным явлением, она олицетворяет судьбу, рок. Ведь из-за неё в церковь приехал не Владимир, заблудившийся в ненастье и написавший письмо Маше об отказе от намерений жениться, а случайно оказавшийся там гусарский полковник Бурмин (https://clck.ru/TLab7).
Нельзя не упомянуть об ещё одной замечательной картине – «Выстрел». Данная картина демонстрирует эпизод, описанный в произведении. Сильвио – стрелок, который никогда не промахивается, на полотне стоит напротив картины графа, готовясь к выстрелу. Картина передаёт состояние героев: они сосредоточены и серьёзны (https://clck.ru/TLabf).
На примере анализа картин Игоря Дмитриевича нам удалось показать, что творчество Александра Сергеевича до сих пор остаётся актуальным, и каждый читатель может найти для себя ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Всё творчество художника посвящено жизни и шедеврам русского классика, И.Д. Шаймараднов точно «описывает» быт, трудности, с которыми сталкивается писатель.
Из интервью, которое нам удалось взять у самого Игоря Шаймарданова, можно сделать вывод, что он восхищается Александром Сергеевичем, называет его «Гением». Также художник заявляет, что способен найти в творчестве писателя «ответы на все вопросы, которые он может задать себе». Его работы рождаются почти каждый год, что свидетельствует о том, что он до сих пор заинтересован и вдохновлён творчеством русского классика. Не тратя много времени на создание работ, рисуя их всего за 2-3 часа, «пока свежа идея в голове», он создаёт шедевры, которыми хочется просто наслаждаться.
С нашей точки зрения, Игорь Дмитриевич является талантливым человеком. А сам художник о своём творчестве говорит очень скромно: «Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и «заумствований». В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего» [7, с. 1].
В заключение можно сказать, что проектная деятельность является одной из самых успешных и результативных форм работы, связанных с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Творчество Александра Сергеевича Пушкина является современным и останется таковым навсегда. Ведь в своих произведениях писатель затрагивает актуальные проблемы человечества. Творчество Александра Сергеевича изучают не только учащиеся по школьной программе, но и те, кто давно окончил школу, до сих пор интересуются и изучают шедевры русского классика, потому что его произведения поистине можно назвать бессмертными. Творения писателя навсегда останутся эталоном вдохновения для многих современных и будущих деятелей искусства.
Рецензии:
19.03.2021, 15:05 Эминли Беюкханум Ибрагим
Рецензия: Представленная статья полностью раскрывает тему. В статье представлен опыт работы в формате проектной деятельности на уроках литературы. Теоретические положения статьи анализируются с конкретными фактами и доказательствами. проектная деятельность является одной из самых успешных и результативных форм работы, связанных с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учитывая все эти особенности, рекомендуется опубликовать статью.
Комментарии пользователей:
27.02.2021, 14:49 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Уважаемый автор! Рекомендую изменить название статьи "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АВТОРА". В статье описана актуальная тема, не зря В.И.Ленин говорил, что из всех исскуств важнейшим является кино, т.к. человек хорошо усваивает информацию и знание через зрение и слух, а это очень важно, для качественного освоения урока. Можно также добавить, что во всем мире библиотеках, институтах и музеях (Британская библиотека, Лондона или музей Метрополитен, США) хранятся миниатюры древных художников («Бабур-наме», Ташкент, 1958 г. стр. 239-40 или Бехзад /- М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 443.), которые также могут служить при нестандартном подходе к изучению биографии и творчества писателей (Бабур, Алишер Навоий). Статью рекомедую к публиуации. |
2.03.2021, 8:57 Зиангирова Эльвира Минсабировна Отзыв: Спасибо большое, Улугбек Товфикович, за отзыв и рекомендацию к публикации |