Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 04.03.2021. Последняя правка: 03.03.2021.
Просмотров - 90

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПОСТАВЩИКОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Якименко Елена Владимировна

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)

магистрант

Груздев Владислав Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, НГУЭУ


Аннотация:
Данная статья представляет собой анализ основных законодательных новаций, связанных с реализацией правовых мер поддержки поставщиков в контрактной системе. Отмечается, что коронавирусная пандемия негативно повлияла на развитие мировой экономики в целом. Экономики России также пострадала. Существенно уменьшилась активность, а в некоторых секторах отечественной экономики и вовсе прекратилась деятельность многих предпринимателей. Не осталось без внимания законодателя и ситуация с реализацией государственных закупок и поддержкой в условиях пандемии поставщиков (подрядчиков, исполнителей контрактов).


Abstract:
This article is an analysis of the main legislative innovations related to the implementation of legal measures to support suppliers in the contract system. It is noted that the coronavirus pandemic has a negative impact on the development of the world economy as a whole. The Russian economy has also suffered. Activity has significantly decreased, and in some sectors of the domestic economy, the activities of many entrepreneurs have completely ceased. The legislator also paid attention to the situation with the implementation of public procurement and support in a pandemic of suppliers (contractors, contractors).


Ключевые слова:
государственные закупки; пандемия; правовое обеспечение; меры поддержки субъектов малого бизнеса; внутренний рынок; государственная политика; чрезвычайная ситуация; национальный режим

Keywords:
public procurement; pandemic; legal support; measures to support small businesses; domestic market; government policy; emergency; national treatment


УДК 339.186

Коронавирусная инфекция все еще распространяется по всему миру, в результате экономические последствие еще предстоит оценить. Государственные органы принимают различные меры для минимизации последствий такой ситуации, в том числе путем поддержки малого и среднего бизнеса в сфере госзакупок. [6, c.96].

Актуальность исследования правовых мер поддержки поставщиков в контрактной системе связана с тем, что пандемия, которая стала следствием неконтролируемого распространения  коронавирусной инфекции, отразилась на  многих сферах нашей жизни, в том числе и  госзакупках. Карантинный режим функционирования российской экономки  потребовал от законодателя определенных изменений в контрактной системе. Так в виду складывающейся обстановки были введены новые  условия списания неустойки, подверглись изменениям  вопросы цены, сроков, объема, аванса по государственым контрактам.

Таким образом, основная цель данной статьи – выявить современные законодательные новации, связанные с изменениями законодательства РФ, которые были приняты для поддержки поставщиков в контрактной системе.

Задачи исследования:

- раскрыть основные законодательные меры, направленные на поддержку поставщиков в контрактной системе,

- охарактеризовать законодательные изменения условий авансирования государственных контрактов,

- описать основные изменения применения неустойки по государственным контрактам,

- проанализировать иные меры поддержки поставщиков в контрактной системе.

Следует отметить, что новизна данного исследования заключается именно в анализе тех законодательных изменений, которые были внесены в российское законодательство в связи с необходимостью поддержки поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сферы государственных закупок. Безусловно, с учетом относительно небольшого периода действия таких законодательных новаций говорить об их эффективности пока преждевременно. Тем не менее, данная сфера для государства – одна из наиболее важных, поскольку объем финансовых потоков, опосредующих сферу государственных закупок в стране колоссальный, а потому и внимание законодателя к данным правоотношениям весьма пристальное.

Законодательные акты разрабатываются и  принимаются в целях противодействия и минимизации последствий пандемии коронавируса [9, c.5].

Начнем с нормативных мер поддержки закупок у единственного поставщика. Первое – это изменения, которые были внесены в закон в части повышения предела объема закупок по контракту по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее – Закон N 44-ФЗ [1]). Снова был повышен максимальный предел закупки по прямому контракту, повышен до 600 тысяч рублей. Теперь у единственного поставщика можно осуществлять закупку товаров, работ и  услуги на совокупную сумму, в пределах до 600 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика, но не может быть более 50 миллионов рублей. Итак, мера поддержки в том, что в два раза повышен предел закупки по прямому контракту (с 300 тысяч до 600 тысяч рублей) и повышен годовой объем закупки по этому пункту с 5% до 10% совокупного годового объема закупок у единственного поставщика.

Появились обстоятельства непреодолимой силы как основание для закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации. И предупреждение связывается с режимом введения повышенной готовности. Решения о введении режима повышенной готовности в условиях пандемии были приняты во всех субъектах РФ.

Заказчик вправе проводить закупки в таких пределах, которые необходимы для оказания медицинской помощи, либо если применение конкурентных способов определения поставщика требует больших затрат времени и это нецелесообразно. Здесь важно то, что ограничивается и объем. Не просто заказчик закупает, сколько ему хотелось бы, а в привязке к тому объему, который необходим или для предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации. Тут важна еще и сама причинно-следственная связь, подтверждающая закупаемый объем.

К мерам поддержки поставщиков, можно отнести и  возможность снижения размера обеспечения исполнения контракта. С 1 июля 2020 года минимальный возможный предел размера обеспечения исполнения контракта был понижен в 10 раз.

Прежнее значение было от 5% до 30%, теперь заказчик вправе определить его в размере от 0,5%.

Также введены и исключения для установления обеспечения исполнения контракта.  В сложившейся ситуации законодатель изменил авансовые условия контрактов. Если по закупке в документации предусмотрен аванс, то размер обеспечения исполнения такого контракта не может быть меньше, чем размер самого аванса.

Новые правила введены для  субъектов малого предпринимательства в ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая появилась в условиях пандемии. Ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ определяет, что до конца 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и обеспечения исполнения гарантийных обязательств в извещении, в проекте контракта в случае, если контрактом не была предусмотрена выплата аванса. То есть не было аванса – можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение исполнения гарантийных обязательств. Это право заказчика. Я думаю, что заказчики в целях поддержки поставщиков этим правом, конечно же, будут пользоваться.

Произошли законодательные новации и в отношении изменений условий контракта. В условиях борьбы с коронавирусной инфекцией были предусмотрены еще основания, которые мы также отнесем к мерам поддержки поставщиков. Они касаются возможности в 2020 году вносить изменения в условия контракта. Это новелла - в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта или цены за единицу, а также и того и другого.

Появились новые правила для изменения контракта в части его обеспечения. Контракт  не может остаться необеспеченным. Первое, что поменялось – это возможность уменьшения размера обеспечения. Такой размер может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии банку, который такую гарантию выдал, не осуществляется. Просто по ней не производится взыскание.

Если обеспечение исполнения контракта предоставлялось в форме денежных средств, то если увеличивается цена контракта, поставщик должен внести на счет дополнительные средства пропорционально увеличению объема, пропорционально стоимости новых обязательств. А если уменьшается объем поставки или исполнения в связи с внесением изменений в контракт, то заказчик должен вернуть излишнее обеспечение пропорционально этому самому изменению. Если меняется срок исполнения контракта, то в таком дополнительном соглашении должен быть указан и новый срок возврата обеспечения и исполнения контракта, если речь идет о денежных средствах.

В условиях пандемии основанием для внесения изменений в контракт является, в том числе, и невозможность его исполнения в связи с тем, что обстоятельства, в которых мы сейчас живем, не позволяют поставщикам, с одной стороны, исполнить контракт надлежащим образом. С другой стороны, у заказчиков может отпасть необходимость в тех или иных товарах в соответствующих условиях.

Для регламентации вопросов действия обстоятельств непреодолимой силы, и, что самое важное, эти обстоятельства являются основанием для освобождения поставщика от ответственности за неисполнение, надо обратить внимание на совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020, которым коронавирусная инфекция, ее распространение и последствия признаются обстоятельствами непреодолимой силы, и поставщик тем самым получает возможность ссылаться на эти обстоятельства как на основания для освобождения его от ответственности, а именно от штрафов и пеней, которые заказчик мог бы ему предъявить за ненадлежащее исполнение контракта в силу ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Следующее, что следует отнести к мерам поддержки поставщиком (исполнителей, подрядчиков контрактов) -  это изменения в части авансов по контрактам.  Эти меры поддержки выразились в возможности появления авансов там, где они были раньше не предусмотрены, и изменения привели в сторону увеличения размера аванса [3].

Итак, с 1 мая 2020 года можно заказчикам устанавливать повышенные авансы.

К мерам поддержки безусловно следуют отнести и изменения в части начисления пеней в случае ненадлежащего исполнения контракта поставщиком. Теперь в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указано, что пеня начисляется в зависимости не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа исполнения контракта (если, естественно, предусмотрена этапность).

Следующая важная мера поддержки – это возможность для заказчика списать санкции по контрактам, которые заключены в 2020 году. Это изменение, внесенное в ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая устанавливает, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов и пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в порядке, определенном Правительством. Порядок этот был определен Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 [4].

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в необходимом, надлежащем объеме, за исключением контрактов, по которым в 2020 году изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, о цене или о сроке и цене относительно того, как это было предусмотрено контрактом.  Исключение составляют те контракты, которые в 2020 году не были исполнены в полном объеме по не зависящим от поставщика обстоятельствам - невозможность его исполнения была вызвана именно последствиям коронавирусной инфекции.

Законодательство теперь предусматривает порядок списания санкций в зависимости от их размера, и в зависимости от того, повлекла ли коронавирусная инфекция невозможность исполнения контракта надлежащим образом, что явилось основанием для начисления санкций.

Итак, в настоящее время если итоговая  сумма выставленных исполнителю и неуплаченных  им санкций не превышает 5% от цены контракта, и санкции возникли не в связи с коронавирусной инфекцией, то заказчик осуществляет списание таких санкций в полном объеме. При этом исполнение контракта обязательно должно быть осуществлено, и должны быть документы о приемке [4].

Следующее правило: если сумма санкций, которые начислены, составляет от 5% до 20% от цены контракта и санкции возникли не в связи с коронавирусной инфекцией, то заказчик вправе списать половину из этого объема, при условии, если вторую половину поставщик уплачивает до 1 января 2021 года. Соответственно, уплата этой половины должна быть подтверждена документами. Если неуплаченные неустойки, штрафы и пени начислены вследствие неисполнения поставщиком обязательств по контракту именно в связи с возникновением обстоятельств, которые от него не зависели, которые повлекли неисполнение контракта в связи с распространением коронавирусной инфекции, в таком случае заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм санкций. [4]. При этом поставщик должен обратиться к заказчику для списания неустойки, части неустойки.

Что делает заказчик при списании санкций? Во-первых, осуществляет некую сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным санкциям [7, c.67]. При наличии оснований для списания в течение десяти дней со дня проведения сверки оформляет решение о списании. Форма этого решения и содержание определены в Постановлении Правительства N 783, о котором я уже говорила. Списание осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, и заказчик уведомляет поставщика в течение 20 дней со дня принятия решения о списании и о размере санкций, которые будут списаны. Форма уведомления поставщика также определена Постановлением Правительства N 783.

Не обошел стороной законодатель и вопрос о включение самозанятых граждан в реестр субъектов малого предпринимательства (СМП). Из мер поддержки следует назвать и отнесение или приравнивание самозанятых граждан к субъектам малого предпринимательства и распространение на самозанятых тех преимуществ, тех мер поддержки, которые есть в Законе для субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону N 169-ФЗ, сведения о самозанятых должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства до 5 декабря 2020 года (пп. «а» п. 2 ст. 2 Закона N 169-ФЗ).

В анализируемой сфере законодатель также уделил внимание и вопросу о расширении национального режима.

К мерам поддержки следует отнести и расширение национального режима. Постановлением  Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 введен запрета на допуск промышленных иностранных товаров в сферу госзакупок, а также запрет иностранных товаров по закупкам на нужды обороны. В законодательстве появились  запреты на возможность закупать по госконтрактам группы товаров из 125 товарных позиций.

Теперь для осуществления госзакупок надо подтверждать происхождение товара выпиской  из реестра российской промышленной продукции или из реестра евразийской промышленной продукции. Такие реестры эти ведет Минпромторг.

Постановлением Правительства РФ N 617 фактически определен перечень отдельных видов промышленной иностранной продукции (кроме членов ЕАЭС), в отношении которых введено правило «третий лишний».  Такое правило «третий лишний»  означает, что заказчик отклоняет заявки, в которых предлагается поставка иностранных товаров, если на участие в закупке подано не менее двух заявок, содержащих предложение о поставке российских или происходящих из стран ЕАЭС товаров разных производителей. Если предложение о российских товарах одно, или несколько заявок содержат предложения о поставке товара одного и того же производителя, заказчик допускает все такие заявки. Ограничения также распространяются не только на товары, поставляемые заказчику, но и предоставляемые в рамках выполнения работ или оказания услуг [5].

К правовым мерам  поддержки поставщиков в контрактной системе следует отнести и принятие Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" [2].

В рамках данного постановления для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС. Данным актом определены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара для цели достижения минимальной доли закупок. Минимальная доля определена в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Минпромторг России будет осуществлять оценку достижения заказчиком минимальной доли закупок. Для этого в указанном постановлении определены требования к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, требования к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, порядок подготовки и размещения в ЕИС таких отчета и обоснования.

Также постановление содержит порядок, критерии и последствия оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Исходя из вышеперечисленных правовых мер поддержки поставщиков в контрактной системе следует сделать вывод, что основные законодательные новации в данной сфере заключаются в следующем. Законодатель расширил перечень случаев, когда разрешена закупка у единственного поставщика.  COVID-19 в рамках контрактных правоотношений и исполнения обязательств по госзакупкам теперь признали обстоятельством непреодолимой силы. Также был увеличен предельный лимит для закупок малого объема. В законодательстве произошли изменения правил работы с гарантийными обязательствами по заключенным госконтрактам, а также в определенных случаях предусмотрены случаи, позволяющие изменить существенные условия контракта. Появились новые правила о списании неустоек. Все эти меры поддержки поставщиков оказывают положительное влияние на сферу государственных закупок.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.01.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" //Собрание законодательства РФ.- 08.04.2013.- N 14.- ст. 1652
2. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" // Собрание законодательства РФ.- 14.12.2020.- N 50 (часть IV).- ст. 8220
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 630 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.- 11.05.2020.- N 19.- ст. 3007
4. Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 26.04.2020) "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" //Собрание законодательства РФ.- 09.07.2018.- N 28.- ст. 4242
5. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ.- 11.05.2020.- N 19.- ст. 2994
6. Адаменко А.П., Зарапина Л.В., Пискунова Н.И. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях пандемии // Современный юрист.- 2020.- N 3.- С. 96 - 97.
7. Ручкин Р.О. Финансовые и иные меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии // Банковское право.- 2020.- N 4.- С. 67 - 68.
8. Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С. Правовое обеспечение поддержки секторов российской промышленности в условиях коронавирусной пандемии // Безопасность бизнеса. 2020. N 5. С. 34 - 35.
9. Черногор Н.Н., Залоило М.В. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавируса // Журнал российского права.- 2020.- N 7.- С. 5-6




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх