Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №91 (март) 2021
Разделы: Педагогика, Лингвистика, Психология
Размещена 23.03.2021. Последняя правка: 23.03.2021.
Просмотров - 778

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ

Янбаева Айзанат Мурзадиновна

нет

Ставропольский медицинский государственный университет

студент

Научный руководитель: Малахова Юлия Алексеевна, преподаватель кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь, Маяцкая Наталья Константиновна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь


Аннотация:
В статье систематизировано представление об особенностях орфографической зоркости у детей с функциональной дислаией. Приводятся этапы процесса формирования орфографической зоркости. Автором было проведено исследование орфографической зоркости детей с функциональной дислалией. Делается вывод о том, что наличие данного нарушения почти не влияет на орфографическую зоркость детей.


Abstract:
The article systematizes the idea of the peculiarities of spelling vision in children with functional dislia. The stages of the process of spelling vision formation are presented. The author conducted a study of the spelling vision of children with functional dyslaly. It is concluded that the presence of this violation has almost no effect on the spelling vision of children.


Ключевые слова:
орфографическая зоркость; функциональная дислалия; ошибки; грамматический строй речи; письмо; младшие школьники; орфограммы

Keywords:
spelling vision; functional dyslalia; errors; grammatical system of speech; writing; younger schoolchildren; spelling


УДК - 1751

Введение

На сегодняшний день, наиболее распространенной формой нарушенного развития оформления речи является функциональная дислалия. Нарушения звукопроизношения при нормальном развитии должны к 4-5 годам достигнуть звуковой нормы.  Однако в силу социальных, биологических и индивидуальных факторов у некоторых детей эти нарушения не исчезают, а, напротив, принимают стойкий характер, именуемый функциональной дислалией.

Актуальность: Одним из условий наиболее продуктивного обучения ребенка в школе является полноценная, правильно оформленная речь. Именно поэтому функциональную дислалию в большинстве случаев устраняют в дошкольном возрасте, до превращения его в стойкий сложный дефект, который в свою очередь повлияет на развитие орфографической грамотности и других сторон речи. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Новизна исследования заключается в проведенной сравнительной характеристике результатов уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией с результатами исследования учителя начальных классов Волковой Е.В. Отличительной чертой проведенного исследования является проведение ее в отдаленных регионах РФ, в конкретном случае в республике Дагестан селе Нариман.

На данный момент одной из главных проблем школы является орфографическая безграмотность детей. Из школьной практики известно, что уровень грамотности становится с каждым годом все ниже и ниже. Список причин данной проблемы различен: высокая нагрузка школьной программы, что в результате приводит к некачественному, поверхностному выполнению домашнего задания; крайняя бедность словарного запаса в связи с неактуальностью чтения художественных произведений среди детей; негативное влияние таких технических средств как телефоны, телевизоры, компьютеры; различные речевые нарушения. В конечном итоге владение монологической и диалогической речью находится на очень низком уровне, речь бедна и лишена выразительности. Дети используют лишь простые нераспространенные предложения.[1, с. 15]

Помимо представленных выше причин орфографической безграмотности существует еще одна, наиболее распространенная – недостаточная сформированность орфографической зоркости, т.е. дети не способны «увидеть» орфограмму в тексте.

Орфографическая зоркость – это умение или способность находить в тексте орфограммы. Она предполагает также нахождение ошибок, допущенных при написании.[2, с. 28]

Процесс формирования орфографической зоркости включает:

1. Обнаружение орфограммы в грамматической конструкции;

2. Различение и определение типов орфограмм;

3. Соотношение определенного правила с орфограммой;

4. Соблюдение правил;

5. Самопроверка. [4, с. 57]

Следует отметить, что при функциональной дислалии орфографические и грамматические аспекты речи развиваются сообразно возрасту: отсутствуют как таковые глубокие проблемы искажения слоговых структур, в большинстве случаев правильно применяются падежи и числа, связная речь и словарь достаточно развиты. 

Функциональная дислалия обусловлена нарушениями одного или нескольких звуков, которые проявляются в виде искажения, пропусков, замен или смешения звуков.

Органических нарушений артикуляционного аппарата при данном нарушении не имеется. Причинами возникновения являются биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят недостаточно сформированный фонематический слух и речевой уклад, минимальную мозговую дисфункции, что препятствует нормальному речевому развитию, физическая слабость у детей часто болеющих. В число социальных же факторов входят неправильное речевое восприятие, потакание взрослых детской лепетной речи.

Автором было проведено исследование в целях изучения уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией.

Цель – изучение уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией.

Объект исследования – учащиеся младших классов с функциональной дислалией.

Предмет исследования – орфографическая зоркость детей с функциональной дислалией.

Задачи исследования:

1) кратко охарактеризовать функциональную дислалию;

2) изучить особенности формирования орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией.

Для изучения уровня сформированности орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией были использованы такие практические методы как наблюдение, эксперимент, расчеты, описание. Полученные данные были обработаны с помощью таких теоретических методов как сравнительный анализ, изучение и анализ литературы, синтез, обобщение.

Базой исследования стала группа детей из 10 человек с функциональной дислалией, обучающиеся в третьем классе в МКОУ "Нариманская СОШ им. Асанова А.Б." села Нариман Ногайского района республики Дагестан.

Функциональная дислалия у этих детей представлена произносительными дефектами артикуляторно-фонетической формы в виде ламбдацизма, сигматизма, ротацизма, каппацизма, хитизма, йотацизма и гаммацизма.

Как было отмечено выше, одним из практических методов исследования был эксперимент, в котором были использованы такие методы определения уровня сформированности орфографической зоркости как:

1) Методика оценки усвоения орфограмм Н.В. Зайцева

Детям был представлен текст с различными орфограммами: мягкий знак в конце и середине слова и сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, безударные гласные в слове, правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». На каждую орфограмму в тексте присутствовало по 5 слов. [3, с. 45-46]

2) Орфографический диктант

Критерии оценивания диктанта:

Высокий уровень - ученики, получившие оценку «5»;

Средний уровень - ученики, получившие оценку «4» и «3»;

Низкий уровень - ученики, получившие оценку «2»; [5, с. 34]

Мы предложили детям текст, в котором были представлены следующие орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова, и т.д.

Результаты

Результаты исследования показали, что с методикой усвоения орфограмм Н.В. Зайцева без ошибок справились 60% детей, у 25% детей были в большинстве случаев проблемы с орфограммой безударные гласные в корне, у 20% правописание «жи-ши», «ча-ща». С орфографическим диктантом также большинство детей вполне успешно справились: 50% детей получили оценку «5», показывая высокий уровень знаний, 30% получили оценку «4», и лишь 20% получили оценку «3». Ни один ребенок не получил оценку «2».

Заключение

Таким образом, на основе выше сказанного, и сравнивая результаты нашего исследования с результатами исследования учителя начальных классов Волковой Е.В., можно сделать вывод о том, что наличие такого нарушения как функциональная дислалия не очень сильно влияет на орфографическую зоркость детей. Дети с функциональной дислалией совершают такие же орфографические ошибки, что и дети без подобного нарушения. Орфографические и грамматические аспекты речи развиваются в соответствии с возрастом.

Библиографический список:

1. Борисенко И. Обучение младших школьников правописанию / И. В. Борисенко. - М.: Просвещение, 2014. -263 с.
2. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А.Н. Козина // Молодой ученый. — 2014. — №18. — с. 584-586.
3. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А. Савинова // Начальная школа. -2014. - №1. — с.22.
4. Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2005. — N 3. — с. 103–115.
5. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач /А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. — Севастополь: «Шико-Севастополь», 2014. — с. 227–236.




Рецензии:

23.03.2021, 11:48 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Заявленная тема статьи является актуальной и значимой. Материал изложен логически, последовательно. При этом есть некоторые замечания: Отсутствуют сноски на библиографический список. Задача 1. - проанализировать теоретико-методологические основы орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией - не нашла своего отражения в представленной статье, следовательно не решена. Статья может быть опубликована после доработки.

23.03.2021 12:12 Ответ на рецензию автора Янбаева Айзанат Мурзадиновна:
Благодарим за рецензию, замечания приняты к сведению.

4.04.2021, 10:42 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Конечно, в доработанном виде статья несомненно может быть рекомендована к опубликованию.
04.04.2021 19:19 Ответ на рецензию автора Янбаева Айзанат Мурзадиновна:
Спасибо за рецензию.

21.04.2021, 20:05 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Теперь, после коррекции, статья рекомендуется к публикации.
21.04.2021 21:21 Ответ на рецензию автора Янбаева Айзанат Мурзадиновна:
Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх