нет
Ставропольский медицинский государственный университет
студент
Научный руководитель: Малахова Юлия Алексеевна, преподаватель кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь, Маяцкая Наталья Константиновна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь
УДК - 1751
Введение
На сегодняшний день, наиболее распространенной формой нарушенного развития оформления речи является функциональная дислалия. Нарушения звукопроизношения при нормальном развитии должны к 4-5 годам достигнуть звуковой нормы. Однако в силу социальных, биологических и индивидуальных факторов у некоторых детей эти нарушения не исчезают, а, напротив, принимают стойкий характер, именуемый функциональной дислалией.
Актуальность: Одним из условий наиболее продуктивного обучения ребенка в школе является полноценная, правильно оформленная речь. Именно поэтому функциональную дислалию в большинстве случаев устраняют в дошкольном возрасте, до превращения его в стойкий сложный дефект, который в свою очередь повлияет на развитие орфографической грамотности и других сторон речи. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Новизна исследования заключается в проведенной сравнительной характеристике результатов уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией с результатами исследования учителя начальных классов Волковой Е.В. Отличительной чертой проведенного исследования является проведение ее в отдаленных регионах РФ, в конкретном случае в республике Дагестан селе Нариман.
На данный момент одной из главных проблем школы является орфографическая безграмотность детей. Из школьной практики известно, что уровень грамотности становится с каждым годом все ниже и ниже. Список причин данной проблемы различен: высокая нагрузка школьной программы, что в результате приводит к некачественному, поверхностному выполнению домашнего задания; крайняя бедность словарного запаса в связи с неактуальностью чтения художественных произведений среди детей; негативное влияние таких технических средств как телефоны, телевизоры, компьютеры; различные речевые нарушения. В конечном итоге владение монологической и диалогической речью находится на очень низком уровне, речь бедна и лишена выразительности. Дети используют лишь простые нераспространенные предложения.[1, с. 15]
Помимо представленных выше причин орфографической безграмотности существует еще одна, наиболее распространенная – недостаточная сформированность орфографической зоркости, т.е. дети не способны «увидеть» орфограмму в тексте.
Орфографическая зоркость – это умение или способность находить в тексте орфограммы. Она предполагает также нахождение ошибок, допущенных при написании.[2, с. 28]
Процесс формирования орфографической зоркости включает:
1. Обнаружение орфограммы в грамматической конструкции;
2. Различение и определение типов орфограмм;
3. Соотношение определенного правила с орфограммой;
4. Соблюдение правил;
5. Самопроверка. [4, с. 57]
Следует отметить, что при функциональной дислалии орфографические и грамматические аспекты речи развиваются сообразно возрасту: отсутствуют как таковые глубокие проблемы искажения слоговых структур, в большинстве случаев правильно применяются падежи и числа, связная речь и словарь достаточно развиты.
Функциональная дислалия обусловлена нарушениями одного или нескольких звуков, которые проявляются в виде искажения, пропусков, замен или смешения звуков.
Органических нарушений артикуляционного аппарата при данном нарушении не имеется. Причинами возникновения являются биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят недостаточно сформированный фонематический слух и речевой уклад, минимальную мозговую дисфункции, что препятствует нормальному речевому развитию, физическая слабость у детей часто болеющих. В число социальных же факторов входят неправильное речевое восприятие, потакание взрослых детской лепетной речи.
Автором было проведено исследование в целях изучения уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией.
Цель – изучение уровня сформированности орфографической зоркости младших школьников с функциональной дислалией.
Объект исследования – учащиеся младших классов с функциональной дислалией.
Предмет исследования – орфографическая зоркость детей с функциональной дислалией.
Задачи исследования:
1) кратко охарактеризовать функциональную дислалию;
2) изучить особенности формирования орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией.
Для изучения уровня сформированности орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией были использованы такие практические методы как наблюдение, эксперимент, расчеты, описание. Полученные данные были обработаны с помощью таких теоретических методов как сравнительный анализ, изучение и анализ литературы, синтез, обобщение.
Базой исследования стала группа детей из 10 человек с функциональной дислалией, обучающиеся в третьем классе в МКОУ "Нариманская СОШ им. Асанова А.Б." села Нариман Ногайского района республики Дагестан.
Функциональная дислалия у этих детей представлена произносительными дефектами артикуляторно-фонетической формы в виде ламбдацизма, сигматизма, ротацизма, каппацизма, хитизма, йотацизма и гаммацизма.
Как было отмечено выше, одним из практических методов исследования был эксперимент, в котором были использованы такие методы определения уровня сформированности орфографической зоркости как:
1) Методика оценки усвоения орфограмм Н.В. Зайцева
Детям был представлен текст с различными орфограммами: мягкий знак в конце и середине слова и сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, безударные гласные в слове, правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». На каждую орфограмму в тексте присутствовало по 5 слов. [3, с. 45-46]
2) Орфографический диктант
Критерии оценивания диктанта:
Высокий уровень - ученики, получившие оценку «5»;
Средний уровень - ученики, получившие оценку «4» и «3»;
Низкий уровень - ученики, получившие оценку «2»; [5, с. 34]
Мы предложили детям текст, в котором были представлены следующие орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова, и т.д.
Результаты
Результаты исследования показали, что с методикой усвоения орфограмм Н.В. Зайцева без ошибок справились 60% детей, у 25% детей были в большинстве случаев проблемы с орфограммой безударные гласные в корне, у 20% правописание «жи-ши», «ча-ща». С орфографическим диктантом также большинство детей вполне успешно справились: 50% детей получили оценку «5», показывая высокий уровень знаний, 30% получили оценку «4», и лишь 20% получили оценку «3». Ни один ребенок не получил оценку «2».
Заключение
Таким образом, на основе выше сказанного, и сравнивая результаты нашего исследования с результатами исследования учителя начальных классов Волковой Е.В., можно сделать вывод о том, что наличие такого нарушения как функциональная дислалия не очень сильно влияет на орфографическую зоркость детей. Дети с функциональной дислалией совершают такие же орфографические ошибки, что и дети без подобного нарушения. Орфографические и грамматические аспекты речи развиваются в соответствии с возрастом.
Рецензии:
23.03.2021, 11:48 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Заявленная тема статьи является актуальной и значимой. Материал изложен логически, последовательно. При этом есть некоторые замечания:
Отсутствуют сноски на библиографический список.
Задача 1. - проанализировать теоретико-методологические основы орфографической зоркости у детей с функциональной дислалией - не нашла своего отражения в представленной статье, следовательно не решена.
Статья может быть опубликована после доработки.