Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №91 (март) 2021
Разделы: Образование
Размещена 30.03.2021. Последняя правка: 29.03.2021.
Просмотров - 448

ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Водясова Любовь Петровна

доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева"

профессор

Пономарева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Рузаевка; магистрант 2 года заочной формы обучения профиля «Преподавание филологических дисциплин» ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск


Аннотация:
В статье рассматривается роль мобильных приложений как средства обучения на уроках русского языка. Среди их главных преимуществ следующие: 1) усиление мотивации к обучению; 2) улучшение навыка самостоятельного распределения времени и организации собственной деятельности; 3) изменение контроля за процессом подготовки к уроку.


Abstract:
The article examines the role of mobile devices as a means of learning from Russian language lessons. Among their main advantages are: 1) increased motivation to learn; 2) improving the self-distribution skills of time and organizing your own activities; 3) changing control over the preparation process for the lesson.


Ключевые слова:
русский язык; урок; средство обучения; мобильное устройство; мобильные приложения

Keywords:
Russian language; lesson; a learning tool; mobile devices; mobile applications


УДК 372.881.116.11(045)

Введение

В последнее десятилетие в школьной практике популярность набирает использование обучающих мобильных приложений в связи с повсеместным распространением смартфонов. Мобильные приложения, в отличие от традиционных материалов, обеспечивают постоянный доступ к учебным и справочным ресурсам, поддерживают обратную связь между педагогом и учениками. Они способны повышать мотивацию учащихся, а также учитывать их индивидуальные особенности.

Актуальность исследования определяется тем, что мобильные приложения для обучения русскому языку не достаточно разработаны, что говорит и о не изученности данного направления в лингвометодике.

Цели, задачи, материалы и методы

Цель настоящей статьи состоит в описании  потенциала мобильных приложений в обучении русскому языку на различных этапах урока для решения тех или иных дидактических задач, а также во внеурочное время при выполнении домашних заданий, подготовке к внеклассным мероприятиям и пр.

Задачи исследования нами были сформулированы следующим образом: а) описать роль обучающих мобильных приложений для внедрения в образовательный процесс по обучению русскому языку; б) определить их позитивные и негативные стороны; в) выявить факторы включения в процесс обучения русскому языку.

В работе использованы теоретический и эмпирический методы исследования. Теоретический предполагал анализ научной литературы по исследуемой проблеме, эмпирический – наблюдение над процессом обучения.

Научная новизна

Применение мобильных средств помогает совершенствовать процесс обучения в школе, так как они способны: 1) реализовывать единообразный контроль за уровнем знаний учащихся; 2) упрощать проведение контрольно-измерительных  работ; 3) упрощать, а соответственно и ускорять, процесс взаимодействия педагога и обучающихся; 4) проводить интенсификацию и модернизацию учебного процесса; 5) грамотно распределять образовательный ресурс; 6) обеспечивать совместную деятельность обучающихся без привязки к местоположению образовательного процесса; 7) использовать персональное мобильное устройство в качестве медиатеки учебных, методических и справочных материалов; 8) подключать мобильное устройство к приборам и устройствам в сети учебного заведения в образовательных и учебно-исследовательских целях; 9) собирать информацию об окружающей среде с целью проведения исследования.

С. А. Тимофеева  совершенно правомерно указывает, что высокий потенциал мобильных устройств и технологий в обучении диктует применение новых форм деятельности, поэтому требует создания условий для их «грамотной интеграции», способствующей переходу к новой образовательной модели школы [3].

В настоящее время разработано достаточно много приложений (программ) для мобильных устройств, которые можно использовать в учебном процессе на разных этапах на уроках русского языка. Так, педагоги-русисты достаточно активно используют видео- и аудиолекции, интерактивные учебники, возможности Google.  Приложения Pages, Keynote, Nearpod открывают новые горизонты для работы с информацией. Альтернативой программе Word является приложение Pages, служащее для создания различных текстовых документов.

Вслед за А. Н. Русак [2] мы считаем, что мобильные приложения, используемые на уроках русского языка, направлены на решение следующих задач:

1) создание персональной образовательной среды. Обучающийся после изучения нового материала может подобрать для себя систему его повторения (настроить для себя определенные напоминания, которые в течение каких-либо промежутков времени будут появляться на экране его мобильного телефона и требовать обращения к изученному материалу). Это будет способствовать тому, что ученик не забудет о повторении, а материал для этого буден находиться в активной долговременной памяти;

2) организация самоконтроля (с помощью мобильного приложения можно оценивать собственную деятельность, наблюдать за своим прогрессом или регрессом, анализировать ход своей работы, определять ее дальнейшую стратегию);

3) динамичная смена видов учебной деятельности, позволяющая  удерживать внимание обучающихся и определять возможность, каким образом их можно заинтересовать в дальнейшем;

4) представление большого количества информации в компактной форме, позволяющей её усвоить наилучшим образом, систематизировать и запомнить;

5) обеспечение мобильного непрерывного образования и самообразования.

В целом же, мобильные приложения, созданные по определенным разделам, темам русского языка, позволяют учащимся использовать их непрерывно, повсеместно, в компактной формате, в любом месте и при удобном моменте.

Ряд исследователей (например, А. М. Федотенко) среди главных их преимуществ выделяет такие, как: 1) более эффективное усвоение материала; 2) повышение интереса к изучающему, усиление мотивации; 3) улучшение навыка самостоятельного распределения времени и организации собственной деятельности; 4) изменение контроля  за процессом подготовки. В список преимуществ можно добавить и следующие: 1) способность развивать творческие умения и познавательный интерес; 2) формирование положительной мотивации к обучению; 3) возможность развития навыков работы с различными информационными источниками, формирование  информационной культуры, выработка умения осуществлять обработку информации. К достоинствам мобильных приложений можно отнести также развитие личности обучаемого, в том числе: 1) повышение уровня различных видов мышления: наглядно-образного, теоретического, интуитивного и творческого; 2) развитие эстетического воспитания из-за возможностей компьютерной графики, мультимедиа; 3) создание условий для принятия оптимальных решений в сложной ситуации (использование приложений, направленных на оптимизацию деятельности в связи с принятием решения).

Исследователи (Т. С. Мамонтова,   Н. С. Наумчик, С. В. Титова, А. Н. Русак и др.) неоднократно отмечали творческую направленность в использовании мобильных приложений, открывающих новые возможности в организации учебного процесса: интересные домашние задания, проектные работы, опросы и тесты во время урока, контрольные и проверочные работы. И это действительно так. Мобильные приложения помогают учителю сделать урок интереснее, увлечь детей, грамотно распределить время. Все это эффективно влияет на успеваемость учеников. Но с другой стороны, существуют и отрицательные моменты обучающих мобильных приложений. В негативном плане мы вслед за Т. С. Мамонтовой и Н. С. Наумчик [1] выделяем два аспекта: 1) административно-организационный аспект, что предполагает сложность интегрирования мобильных приложений в учебный процесс из-за предубеждения администрации школы, а часто и самих педагогов, к использованию на уроках мобильного телефона; 2) методологический аспект, означающий, прежде всего, неподготовленность учителей-предметников к внедрению в учебный процесс мобильных приложений, заданий из-за отсутствия нужного уровня информационной компетентности. Соответственно, эти аспекты необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Помимо того, что нужно учитывать плюсы и минусы мобильных приложений для работы с ними на уроках русского языка, необходимо знать критерии, по которым выбирается наиболее подходящее приложение среди остальной массы. Согласно исследованиям С. В. Титовой [4] критерии делятся на такие группы: 1) технические, к которым относятся: доступность для различных операционных систем, возможность использования на различных технических средствах, необходимость интернета для работы с приложением; 2) организационно-финансовые, среди которых выделяется наличие платной / бесплатной версии или демоверсии; 3) психолого-педагогические, подразделяемые, в свою очередь, на три подгруппы: а) общедидактические (принцип гуманной направленности, принцип наглядности, принцип научности, принцип доступности и систематичности и другие); б) специфические, которые распространяются лишь на мобильные приложения (поддержка аудио или видео, емкость учебной информации, способы реализации интерактивности, доступность результатов обучения для преподавателя, возможность многократного выполнения заданий); в) частнометодические, среди которых: раздел языкового материала, формат упражнений; 4) эргономические, т. е. удобство интерфейса обучающего приложения для использования.

После того, как мы выяснили положительные и отрицательные стороны использования мобильных приложений на уроках русского языка, разобрали критерии отбора приложений, необходимо установить способы интеграции мобильных приложений в обучение.

К факторам, определяющим способы включения мобильных приложений, относятся: 1) место использования (для использования в классе есть мобильные приложения, дополняющие учебные пособия или мобильные приложения, позволяющие самостоятельно изучать дисциплину; для использования вне класса существуют мобильные приложения, разработанные для дистанционного (мобильного) обучения); 2) частота применения (использование мобильных приложений каждодневно при изучении материала, по необходимости при закреплении или просьбе учителя, либо по собственному желанию); 3) применение личных мобильные устройств обучающихся или устройств, предоставленных учебным заведением.

Как было уже сказано выше, при обучении русскому языку мобильные приложения могут применяться на любом этапе урока для решения тех или иных дидактических задач, во внеурочное время при выполнении домашних заданий, подготовке к внеклассным мероприятиям и т. д. Однако, на наш взгляд, наиболее целесообразно их использовать на следующих этапах: 1) изучение нового материала. На данном этапе урока учителя давно используют видео и аудиолекции, интерактивные учебники, возможности Google. Приложения Pages, Keynote, Nearpod открывают новые горизонты для работы с информацией; 2) закрепление материала, пройденного на данном или предыдущем уроке; 3) обобщение материала. Чтобы сгруппировать материал, удобнее всего использовать приложения Poppletlite, Inspiration, которые имеют набор макетов для схем, а ученик должен заполнить их необходимым материалом; 4) повторение ранее изученного материала; 5) оценивание качества усвоения знаний (контролирующие мероприятия легко провести с помощью приложений Nearpod или Socrativ); 6) использование на этапе рефлексии; 7) домашнее задание (например, можно разослать задания ученикам с помощью приложений ShowBie и UPADLite).

Заключение

Применение на уроках мобильных приложений – огромная ступень в развитии системы образования, поскольку в информационный век позволяет значительно упростить ряд сложностей в обучении. Однако для получения качественного образования необходимо приложить огромное количество усилий не только программистов и методистов в разработке приложений, создании технологии мобильного обучения, но прежде всего педагогов, так как именно они претворяют технологию мобильного обучения в жизнь.

Библиографический список:

1. Мамонтова Т. С., Наумчик Н. С. Смартфоны как средство обучения школьников // Математическое и информационное моделирование: сб. науч. тр. / под ред. А. Г. Ивашко, В.Н. Кутрунова; Тюменский гос. ун-т. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2018. – С. 476–479.
2. Русак А. Н. Мобильные образовательные приложения как электронная обучающая среда // Наука – образованию, производству, экономике : материалы ХХIII регион. науч.-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, 15 февр. 2018 г. / ред.: И. М. Прищепа, В.Я. Кузьменко; Витебский гос. ун-т. – Витебск: Изд-во ВГУ, 2018. – С. 54–55.
3. Тимофеева С. А. Использование мобильных средств обучения в школе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 3 (5). –С. 323–325.
4. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – № 7–8. – С. 7–14.




Рецензии:

30.03.2021, 17:24 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Данная статья весьма полезна для организации школьного процесса просвещения, какую пользу она предаст грамотности современных школьников с учётом их низкой мотивации к научению - остаётся вопросом. Кроме того, как отмечает автор, в школах не разрешается использование гаджетов (я бы разрешил, даже на экзаменах, т.к. это реальность жизни), т.е. исключена возможность школьнику показать свои возможности использования приложений. Статья написана в соответствии с требованиями публикации, должна внести достойный вклад в науку педагогических технологий, публикацию рекомендую.



Комментарии пользователей:

31.03.2021, 9:53 Водясова Любовь Петровна
Отзыв: Уважаемый Виктор Аронович! Большое спасибо! Вы абсолютно правильно подметили, что в школах сейчас обычно не разрешают пользоваться мобильными устройствами, тогда как они на самом деле могут служить мотивацией к обучению, т.к. дети (а я бы дополнила, и студенты - будущие педагоги) любят работать (и умеют это делать!) с гаджетами. Сама я тоже никогда не возражаю, когда студенты на занятиях пользуются мобильниками (это же неважно, когда и каким способом обучающийся получит знание). Еще раз благодарю Вас! С уважением! Л. П. Водясова


Оставить комментарий


 
 

Вверх