Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 31.03.2021. Последняя правка: 13.04.2021.
Просмотров - 152

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРМЕНИИ И ПОЛЬШИ

Арутюнян Сусанна Александровна

Научный работник

-

-

Аннотация:
В статье дается сравнительный анализ высшего образования Армении и Польши, показываются сходства и различия в обеих странах.


Abstract:
The article provides a comparative analysis of higher education in Armenia and Poland, shows the similarities and differences in both countries.


Ключевые слова:
высшее образование; система управления; образовательные системы; поступление; оценивание; финансирование

Keywords:
higher education; management system; educational systems; admission; assessment; financing


УДК 378

Образование - важный фактор формирования общества. Это процесс развития личности, самоутверждения, в ходе которого он приобретает знания, умения, навыки, человеческие качества.

Цель исследования - изучить, сравнить, проанализировать особенности, сходства и различия высшего образования Армении и Польши.

Новизна исследования заключается в том, что впервые сделана попытка провести сравнительный анализ высшего образования Армении и Польши.

Управление системой высшего образования РА осуществляется на трех уровнях: Правительством РА, Министерством образования, науки, культуры и спорта РА и высшими учебными заведениями.

К высшим учебным заведениям Армении относятся университеты, академии, институты, консерватория.

Образовательные системы Армении состоят из государственных и негосударственных университетов. В Республике Армения действуют 26 государственных и 33 негосударственных вузов. Негосударственные университеты должны иметь лицензию, разрешающую образовательную деятельность, и свидетельство государственной аккредитации.

 В Республике Армения двухступенчатая модель высшего образования с кредитной системой: в Республике Армения - бакалавр (4 года), дипломированный специалист (5 лет), магистр (1–2 года). 

Прием в вузы Республики Армения осуществляется по результатам централизованного тестирования на основе конкурса при наличии «аттестата зрелости».. Иностранные студенты принимаются на общих основаниях или путем собеседования. Учебный год в Армении начинается с 1 сентября. Основные формы обучения в Республике Армения - очное и заочное, бесплатное и платное.

В Армении учебные программы составляют университеты, а министерства контролируют образовательный процесс, качество выпускных экзаменов, устанавливая стандарты. Способы организации обучения в армянских университетах разнообразны: через лекции, семинары, самостоятельную работу. Главное - это лекции. В армянских вузах студенты должны обязательно «посетить лекции» и сдать семестровые экзамены и только после этого перейти к следующему семестру.В вузах Армении принята система оценивания от 20 до 100 баллов. В дополнение к вышеуказанной шкале в образовательных системах используется Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS).

В Армении система высшего образования финансируется из государственного бюджета, но есть также фонды, образовательные программы, индивидуальные инвестиции и другие внебюджетные фонды.

Система высшего образования в Польше регулируется Главным советом Польши, Сенатом, Министерством национального образования и спорта [3].

Польские университеты, как правило, принимаются без вступительных экзаменов, но престижные университеты, такие как Ягеллонский университет и Варшавский университет, проводят вступительные экзамены. Иностранные абитуриенты заранее сдают тест на знание языка. Прием два раза в год, осенью и весной.

Таким образом, кандидаты имеют два шанса поступить в вуз. Учебный год в Польше с 1 октября по 1 марта. Образовательные системы Польши состоят из государственных и негосударственных университетов. В Польше действует около 450 ВУЗов, из них 320 – частных [4]. Негосударственные университеты должны иметь лицензию, разрешающую образовательную деятельность, и свидетельство государственной аккредитации.

В Республике Польша высшее образование проходит на двух уровнях: бакалавр (3 года) и магистр (дополнительно 2 года), за исключением технических специальностей, где за 4 (3,5) года можно получить звание инженера [4].

Польская система высшего образования обладает «академической свободой». Посещение лекций не является обязательным, обязательна только сдача экзаменов.. В Польше студент может быть переведен на следующий семестр с академическими долгами при условии, что он сдаст их во время учебы в следующем семестре. Студент может получить диплом только после сдачи экзаменов.

Способы организации обучения в польских университетах разнообразны: через лекции, семинары, самостоятельную работу. Главное - это лекции. В Польше система оценивания пятибалльная. В дополнение к вышеуказанной шкале в образовательных системах используется Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS).

В Польше учебные программы составляют университеты, а министерства контролируют образовательный процесс, качество выпускных экзаменов, устанавливая стандарты.

Высшее образование в Польше финансируется исключительно из государственного бюджета [3]. В Польше также есть внебюджетные средства, которые формируются за счет платы за обучение оплачиваемых студентов, аренды зданий и других работ.

Польские университеты не увеличивают плату за обучение во время учебы. Вуз заключает договор со студентом и стоимость обучения остается неизменной на протяжении всего обучения. Государственные университеты РА также подписывают контракт со студентом, плата за обучение остается неизменной до окончания учебы, негосударственные вузы не подписывают договор, а плата за обучение меняется каждый семестр.

В Польше существуют очная, заочная, вечерняя и экстерн формы обучения. В Польше высшее образование бесплатное и платное.

Заключение. Сравнение систем образования в Республике Армения и Республике Польша позволяет сделать следующие выводы:

1. Контроль за деятельностью вузов в Республике Армения проводит Правительство РА, Министерство образования и науки РА и высшие учебные заведения. а в Республике Польша - Главный совет Польши, Сенат, Министерство национального образования и спорта. Они контролируют учебный процесс, качество выпускных экзаменов.

2. К заведениям высшего образования относятся: в Республике Армения – университеты, академии, институты, консерватория, а в Республике Польша – университет, специализированный вуз, колледжи.

3. Обе республики имеют двухступенчатую модель высшего образования: в Республике Армения - бакалавр (4 года), специалист с высшим образованием (4–5 лет), магистр (1–2 года), а в Республике Польша - лиценциат (3–3,5 года) и магистр (2–2,5 года).

4. В системах образования двух стран существуют государственные и негосударственные вузы, однако в Республике Армения преобладают государственные, в Республике Польша – негосударственные.

5. В обеих республиках существуют очная, заочная формы получения высшего образования. В отличие от Армении, в Польше существуют также вечерняя и экстерн формы обучения.

6. Прием в вузы Республики Армения осуществляется по результатам централизованного тестирования при наличии «аттестата зрелости». В Республике Польша также нужен «аттестат зрелости», но прием зависит от вуза (экзамены, по аттестатам, тесты, собеседования, любой желающий). Обычно в Польше в вузы принимаются без вступительных экзаменов. Прием в университеты РА осуществляется один раз в год летом, а в Польше - два раза в год осенью-весной.

7. В Армении учебные программы составляют университеты. В Польше также учебные программы составляют университеты. В польской системе высшего образования, в отличие от Армении, существует «академическая свобода». Посещение лекций не является обязательным, обязательна только сдача экзаменов, а в армянских вузах обязательно посещать лекции и сдавать экзамены.

8. Европейская система накопления и перевода кредитов используется в образовательных системах обеих стран.

9. Оценивание систем высшего образования в двух странах различается. В Армении принята 20-100-балльная система, а в Польше - 5-балльная. 

Таким образом, основная цель и задачи управленческих реформ в системах высшего образования двух стран - привести уровень образования в соответствие с международными стандартами, повысить его и интегрировать в процесс международной образовательной деятельности. 

Библиографический список:

1. Арутюнян К. Давтян Н. Образование в Армении. Ереван, 2004 75 с.
2.Мкртчян Л. О. Развитие образования Республики Армения «Проблемы управления». — 1997. — № 3 (24). — С. 48—56.
3. charko.narod.ru › tekst Система образования Республики Польша (дата обращения: 19.03.2021).
4. https://isttravel.ru › ...Польская система образования (дата обращения: 19.03.2021).




Рецензии:

31.03.2021, 17:30 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Это просто информационный реферат.

31.03.2021, 21:22 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Ни аннотация, ни контент материала, ни анализ источников к научной статье не имеет отношения. Да, и представился автор некорректно: какой-то научный работник, какого-то научного института. Рецензент не приветствует превращение этого журнала в сборник докладных, рефератов и курсовых работ. А данный материал даже на дипломную работу не "тянет". Рецензент против публикации данного материала без принципиальной доработки.

1.04.2021, 20:29 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Абсолютно согласна с рецензентами. Представленный материал нельзя представлять как научную статью. Не рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх