доктор филологических наук, профессор
ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева"
профессор
Спирина Олеся Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад 121», г. Саранск
УДК 372.3/.4
Введение
В настоящее время проблема этнокультурного образования воспитанников дошкольных образовательных учреждений имеет большое значение, так как воспитание детей на основе языка, истории, обычаев и традиций народа рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальной ценности народа.
Актуальность исследования определяется тем, что дидактические игры этнокультурного содержания, являющиеся действенным средством формирования этнокультурной компетенции, недостаточно описаны в научно-методической литературе, мало работ, в которых предложены технологии работы с ними.
Цель, задачи, материалы и методы
Цель настоящей статьи состоит в описании роли дидактических игр этнокультурного содержания как средства формирования этнокультурной компетенции воспитанников детских дошкольных учреждений.
Задачи исследования нами были сформулированы следующим образом: а) выявить место дидактических игр этнокультурного содержания в этнокультурном образовании воспитанников детских дошкольных учреждений; б) определить основные требования к ним; в) раскрыть структурные элементы; г) распределить по группам.
В работе использованы теоретический и эмпирический методы исследования. Теоретический предполагал анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, эмпирический – наблюдение над процессом обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении.
Научная новизна
Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из важнейших направлений работы дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия. Деятельность педагогов направлена на совершенствование образовательного процесса на основе использования инновационных подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания образовательных программ, предполагающих развитие системы духовно-нравственных ценностей и идеалов своего народа, внедрение эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников. Как известно, детский возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах этнокультурного воспитания. Уже в дошкольном возрасте, указывает A. M. Аминов, воспитываются межнациональное «согласие, толерантность, общероссийская идентичность» [1, с. 220]. И это объяснимо, так как уже к концу дошкольного возраста достаточно высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинают закладываться зачатки логического мышления, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, сравнивать, обобщать, классифицировать. Таким образом, отмечает С. В. Мажаренко, «можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников» [2, с. 3].
Воздействие этнокультуры на формирование личности ребенка необходимо рассматривать в связи с ее полифункциональным назначением. Так, для приобщения воспитанников детских дошкольных учреждений к истокам родной культуры, формирования их этнокультурной компетенции определены следующие направления работы:
– расширение и углубление знаний о нашей многонациональной родине – России;
– формирование общих представлений о Республике Мордовия, знакомство с обычаями и традициями народов, проживающих на ее территории, с народным творчеством, приобщение к истокам мордовской праздничной и традиционной культуры;
– формирование толерантности, воспитание интереса к своей и чужой культуре.
При выборе форм организации процесса обучения и воспитания предпочтение следует отдавать тем их них, которые имеют полифункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательности, активности, умения самореализации, органически вписываются в учебно-воспитательный процесс. Несомненно, в деятельности педагога дошкольного учреждения главное место занимают дидактические игры этнокультурного содержания. Они становятся главным средством обучения, благодаря чему воспитатель воздействует на все стороны личности каждого ребенка. Дети с радостью и большим интересом воспринимают задачи-шутки, логические упражнения, настойчиво проводят поиск решения для получения нужного результата. Ряд ученых-педагогов (в частности, М. И. Богомолова, Е. Н. Киркина, Э. К. Суслова, Н. Н. Щемерова и др.) рассматривают их в качестве основного средства формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, отмечая заключенный в них потенциал для воспитания эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей.
Система дидактических игр этнокультурного содержания знакомит детей с народами Российской Федерации, национальной спецификой Республики Мордовия. Она обеспечивает процессы простейшего сопоставительного анализа, сравнения элементов национальных культур, развивает интерес к познанию культуры своего и других народов, ориентирует на диалог культур. В результате ребенок получает представления о полиэтнической и, соответственно, поликультурной действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание занятий систематизирует полученные знания о родном крае, людях труда, животном и растительном мире региона, предметах быта и т. д. К дидактическим играм этнокультурного содержания предъявляются следующие требования:
1) обучение дидактической игре проводится по принципу «от простого к сложному»;
2) дидактическая игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, носить обучающий, воспитывающий и развивающий характер, а также отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей;
3) дидактическая игра разрабатывается с использованием элементов народного прикладного искусства народов Российской Федерации в целом и Республики Мордовия в частности (традиционное жилище, предметы домашнего обихода, утварь, русский / мордовский народный костюм);
4) дидактическая игра строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил;
5) при организации дидактической игры используются различные поделочные материалы, причем не только картон и бумага, но и традиционные (в частности глина, береста, кожа, мех и т. д.).
К обязательным структурным элементам дидактических игр этнокультурного содержания относятся:
С помощью данных структурных элементов педагог-воспитатель способен контролировать ход занятия, поведение воспитанников, протекание познавательной деятельности.
В целом, игровая деятельность помогает:
Работа с любой новой дидактической игрой этнокультурного содержания должна быть последовательной и систематической. Подбор занимательного дидактического материала должен проводиться в соответствии с программными требованиями.
В целом, вся система дидактических игр этнокультурного содержания подразделяется на несколько групп. К первой мы отнесем игры, при помощи которых осуществляется репродукция знаний о национальном много- и разнообразии народов Российской Федерации, общности их исторического прошлого, территории, элементах национальной культуры (язык, фольклор, костюм и т. д.) с последующим их расширением и углублением. Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. Это, например, широко используемые нами дидактические игры «Найди предмет», «Волшебный сундучок», «К нам пришел Куйгорож», «Сказка-загадка» и др. Ко второй группе относятся дидактические игры, цель которых – развитие мыслительных операций. Играя в такие игры, дошкольник закрепляет представления об окружающей действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что свидетельствует о развитии национального самосознания. Педагогу же важно помнить, что базой культуры межнационального общения является общая культура человека, его поведение, манера речи и т. д., поэтому детей необходимо учить навыкам взаимодействия, сотрудничества, знакомить с этикетными речевыми клише. Сюда мы отнесем, например, дидактические игры «Встречаем гостей», «Идем в гости к Виряве», «Кто знает больше "волшебных" слов» и др. К третьей группе относятся дидактические игры, помогающие включить детей в процесс выстраивания отношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Они предполагают творческое преобразование полученных знаний, формирование навыков совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения единой задачи. Это, например, дидактические игры «Театр мордовского костюма», «У модельера», «В больнице» и др.
Таким образом, дидактическая игра этнокультурного содержания способствует формированию этнокультурной компетенции. Уже в дошкольном возрасте из ребенка развивается личность, обладающая знаниями о родной этнической культуре, готовая к диалогу культур.
Рецензии:
12.04.2021, 14:31 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья посвящена актуальным вопросам этнокультурного образования и раскрывает его важность для детей дошкольного возраста. Статья написана хорошим научным языком, логично и последовательно. В ней соблюдена целостность изложения материала. структура работы выдержана. Статья рекомендуется к публикации. Пожелания - вычитать статью после размещения "ВРАБОТЕ" написано слитно, задачи исследования - всё же заменить на задачи статьи или задачи публикации
17.05.2021, 13:45 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: В статье автор поднимает актуальный вопрос воспитания детей дошкольного образования, автор пишет, что "Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из важнейших направлений работы дошкольных образовательных учреждений" с этим мнением автора я полностью согласен, т.к. в эпоху информационной, технической и культурной глобализации очень важно сохранить обычае и минталитеть каждого народа. Автор пишет, что игровая деятельность помогает: активизировать и расширить словарный запас; сформировать правильное произношение звуков; развить связную речи; свободно формулировать предложения и выражать свои мысли. Ведь обуче́ние это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.Даже есть пословица "Повторение - мать учения!", поэтому у детей можно укрепить дидактический материал через игры.Рекомендую данную статью к публикации. |
17.05.2021, 14:06 Водясова Любовь Петровна Отзыв: Уважаемый Улугбек Товфикович, большое спасибо! Очень импонирует Ваше мнение о важности и нужности этнокультурного воспитания! |