Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №92 (апрель) 2021
Разделы: Педагогика
Размещена 12.04.2021. Последняя правка: 14.04.2021.
Просмотров - 1952

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Водясова Любовь Петровна

доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева"

профессор

Спирина Олеся Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад 121», г. Саранск


Аннотация:
В статье раскрывается педагогическая деятельность по приобщению воспитанников дошкольных образовательных учреждений к культуре этноса. Указывается, что среди форм организации процесса обучения и воспитания одно из главных мест занимают дидактические игры этнокультурного содержания.


Abstract:
The article reveals pedagogical activities by incorporation preschool children to the culture of the ethnic. It is pointed out that among the forms of organization of the process of education one of the main places is occupied by didactic games of ethnocultural content.


Ключевые слова:
дошкольное образовательное учреждение; этнокультурный; компетенция; формирование; дидактическая игра

Keywords:
pre-school educational institution; ethnocultural; competence; formation; didactic game


УДК 372.3/.4

Введение

В настоящее время проблема этнокультурного образования воспитанников дошкольных образовательных учреждений имеет большое значение, так как воспитание детей на основе языка, истории, обычаев и традиций народа рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальной ценности народа.

Актуальность исследования определяется тем, что дидактические игры этнокультурного содержания, являющиеся действенным средством формирования этнокультурной компетенции, недостаточно описаны в научно-методической литературе, мало работ, в которых предложены технологии работы с ними.

Цель, задачи, материалы и методы

Цель настоящей статьи состоит в описании роли дидактических игр этнокультурного содержания как средства формирования этнокультурной компетенции воспитанников детских дошкольных учреждений.

Задачи исследования нами были сформулированы следующим образом: а) выявить место дидактических игр этнокультурного содержания в этнокультурном образовании воспитанников детских дошкольных учреждений; б) определить основные требования к ним; в) раскрыть структурные элементы; г) распределить по группам.

В работе использованы теоретический и эмпирический методы исследования. Теоретический предполагал анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, эмпирический – наблюдение над процессом обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении.

Научная новизна

Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из важнейших направлений работы дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия. Деятельность педагогов направлена на совершенствование образовательного процесса на основе использования инновационных подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания образовательных программ, предполагающих развитие системы духовно-нравственных ценностей и идеалов своего народа, внедрение эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников. Как известно, детский возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах этнокультурного воспитания. Уже в дошкольном возрасте, указывает  A. M.  Аминов, воспитываются межнациональное «согласие, толерантность, общероссийская идентичность» [1, с. 220]. И это объяснимо, так как уже к концу дошкольного возраста достаточно высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинают закладываться зачатки логического мышления, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, сравнивать, обобщать, классифицировать. Таким образом, отмечает С. В. Мажаренко, «можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников» [2, с. 3].

Воздействие этнокультуры на формирование личности ребенка необходимо рассматривать в связи с ее полифункциональным назначением. Так, для приобщения воспитанников детских дошкольных учреждений к истокам родной культуры, формирования их этнокультурной компетенции определены следующие направления работы:

– расширение и углубление знаний о нашей многонациональной родине – России;

– формирование общих представлений о Республике Мордовия, знакомство с обычаями и традициями народов, проживающих на ее территории, с народным творчеством, приобщение  к истокам мордовской праздничной и традиционной культуры;

– формирование толерантности, воспитание интереса к своей и чужой культуре.

При выборе форм организации процесса обучения и воспитания предпочтение следует отдавать тем их них, которые имеют полифункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательности, активности, умения самореализации, органически вписываются в учебно-воспитательный процесс. Несомненно, в деятельности педагога дошкольного учреждения главное место занимают дидактические игры этнокультурного содержания. Они становятся главным средством обучения, благодаря чему воспитатель воздействует на все стороны личности каждого ребенка. Дети с радостью и большим интересом воспринимают задачи-шутки, логические упражнения, настойчиво проводят поиск решения для получения нужного результата. Ряд ученых-педагогов (в частности, М. И. Богомолова, Е. Н. Киркина, Э. К. Суслова, Н. Н. Щемерова и др.) рассматривают  их в качестве основного средства формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, отмечая заключенный в них потенциал для воспитания эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей.

Система дидактических игр  этнокультурного содержания знакомит детей  с народами Российской Федерации, национальной спецификой Республики Мордовия. Она обеспечивает процессы простейшего  сопоставительного анализа, сравнения элементов национальных культур, развивает  интерес к познанию  культуры своего и других народов, ориентирует на диалог культур. В результате ребенок получает представления о полиэтнической и, соответственно,  поликультурной действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание занятий систематизирует полученные знания о родном крае, людях труда, животном и растительном мире региона, предметах быта и т. д. К дидактическим играм этнокультурного содержания  предъявляются следующие требования:
1)  обучение дидактической игре проводится по принципу «от простого к сложному»;
2)  дидактическая игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, носить обучающий, воспитывающий и развивающий характер, а также отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей;
3)  дидактическая игра разрабатывается с использованием элементов народного прикладного искусства народов Российской Федерации в целом и Республики Мордовия в частности (традиционное жилище, предметы домашнего обихода, утварь, русский / мордовский народный костюм);
4)  дидактическая игра строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил; 
5) при организации  дидактической игры используются различные поделочные материалы, причем не только картон и бумага, но и традиционные (в частности глина, береста, кожа, мех и т. д.).

К обязательным структурным элементам дидактических игр этнокультурного содержания  относятся:

  • задача (игра всегда должна быть направлена на решение поставленной учебной задачи,  которую формулирует педагог, учитывая особенности конкретной педагогической деятельности);
  • совершаемые действия (от их разнообразия зависит качество игры и интерес ребенка);
  • игровые правила (необходимы для регулирования взаимоотношений между детьми и установления норм поведения).

С помощью данных структурных элементов педагог-воспитатель способен контролировать ход занятия, поведение воспитанников, протекание познавательной деятельности.

В целом, игровая деятельность помогает:

  • активизировать и расширить словарный запас;
  • сформировать правильное произношение звуков;
  • развить связную речи;
  • свободно формулировать предложения и выражать свои мысли.

Работа с любой новой дидактической игрой этнокультурного содержания должна быть последовательной и систематической. Подбор занимательного дидактического материала должен проводиться в соответствии с программными требованиями.
В целом, вся система дидактических игр этнокультурного содержания подразделяется на несколько групп. К первой мы отнесем игры, при помощи которых осуществляется репродукция знаний о национальном много- и разнообразии народов Российской Федерации, общности их исторического прошлого, территории, элементах национальной культуры (язык, фольклор, костюм и т. д.) с последующим их расширением и углублением. Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. Это, например, широко используемые нами дидактические игры «Найди предмет», «Волшебный сундучок», «К нам пришел Куйгорож», «Сказка-загадка» и др. Ко второй группе относятся дидактические игры, цель которых – развитие мыслительных операций. Играя в такие игры, дошкольник закрепляет представления об окружающей действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, находить тождество и различие в национальных культурах, что свидетельствует о развитии национального самосознания. Педагогу же важно помнить, что базой культуры межнационального общения является общая культура человека, его поведение, манера речи и т. д., поэтому детей необходимо учить навыкам взаимодействия, сотрудничества, знакомить с этикетными речевыми клише. Сюда мы отнесем, например, дидактические игры «Встречаем гостей», «Идем в гости к Виряве», «Кто знает больше "волшебных" слов» и др. К третьей группе относятся дидактические игры, помогающие включить детей в процесс выстраивания отношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Они предполагают творческое преобразование полученных знаний, формирование навыков совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения единой задачи. Это, например, дидактические игры «Театр мордовского костюма»,  «У модельера», «В больнице» и др.

Таким образом, дидактическая игра этнокультурного содержания способствует формированию этнокультурной компетенции. Уже в дошкольном возрасте из ребенка развивается личность,  обладающая знаниями о родной этнической культуре, готовая к диалогу культур.

Библиографический список:

1. Аминов A. M. Формирование основ межнационального и межконфессионального согласия на уроках граждановедения // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14–15 ноября 2001 г. – М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России, 2003. – С. 219–222.
2.Мажаренко С. В. Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников: цель, задачи, направления // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2007. – Вып. 52. – С. 30–34.




Рецензии:

12.04.2021, 14:31 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья посвящена актуальным вопросам этнокультурного образования и раскрывает его важность для детей дошкольного возраста. Статья написана хорошим научным языком, логично и последовательно. В ней соблюдена целостность изложения материала. структура работы выдержана. Статья рекомендуется к публикации. Пожелания - вычитать статью после размещения "ВРАБОТЕ" написано слитно, задачи исследования - всё же заменить на задачи статьи или задачи публикации

12.04.2021 19:19 Ответ на рецензию автора Водясова Любовь Петровна:
Уважаемая Елена Альбертовна, большое спасибо! Слитное написание "вработе", к сожалению, не заметила (почему-то после размещения статьи обнаружилось много слипаний (хотя статья написана 10 версией Word), пришлось их отделять, а вот это место пропустила. Что касается предложения заменить формулировку "задачи исследования" на "задачи статьи", полагаю, Вы считаете его непринципиальным, так как обычно в статье излагаются задачи исследования.

12.04.2021, 14:36 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Совесть то поимейте. Какая компетенция у дошкольников? Не может у них быть никакой компетенции. К публикации не рекомендую вследствие фантастичности темы. И не надо ссылаться на статьи или официальные документы. Написать можно все, что угодно, особенно в официальных приказах. У дошкольников просто по умолчанию никаких "компетенций" быть не может. У них и знуки то толком не сформировать, кроме самых простых. Короче говоря, постановка вопроса представляет собой ярко выраженную ерунду.
12.04.2021 18:18 Ответ на рецензию автора Водясова Любовь Петровна:
Уважаемый Леонид Борисович, получается, что на мнения ученых-методистов, изложенные в научных статьях, и официальные документы, регламентирующие деятельность образовательных, в том числе дошкольных, учреждений, ссылаться не надо? Нужно исключительно соглашаться с Вашим мнением? Понятно, что Вы считаете себя компетентным специалистом, но на всякий случай прилагаю список статей, включенных РИНЦ, в которых рассматриваются различные компетенции дошкольников (причем это только начало большого списка, если в "ПОИСК" включить слова компетенция, дошкольник). 1.Борисова О.Ф. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 10. С. 57-59. 2.Гончарова Е.В., Левашова И.И. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1. С. 8-12. 3.Подлипняк И.Ю. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 1 (91). С. 135-138. 4.Стюарт Ю.В. ПРИМЕНЕНИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО ПОДХОДА К СТАНОВЛЕНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 16-2. С. 167-171. 5.Быканова О.Н. СОСТОЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Вестник научных конференций. 2016. № 11-6 (15). С. 32-34. 6.Семибратченко Г.А., Кузнецова Н.Д., Санду С.С. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 231-234. 7.Айзенбарт М.М. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНOЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Социосфера. 2014. № 1. С. 198-202. 8.Стюарт Ю.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 16-2. С. 162-167. 9.Платонова А.Ф. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Новые педагогические технологии. 2014. № XVII. С. 28-33.

12.04.2021, 20:07 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну пишут такие статьи и публикуют их. Ну вот Вы доктор наук, профессор. Филолог. Вот давайте по совести, не потому, что нужно согласится с взглядами предлагаемыми властью, безграмотно скопированными ей же с запада. Безграмотно, я специально консультировался со специалистами по английскому языку, которые знают язык на уровне билингва, то есть как второй родной и они все говорят, что это английское слово "компетенция" означает наши "знания и умения". А у нас это вообще не понятно сейчас, что значит. Но вроде как, вообще-то компетенция это право что-либо делать. У нас почему то употребляют это, как владение на очень высоком уровне. Но скажите, Вы действительно считаете, что можно формировать какие-то компетенции у дошкольников? Вы серьезно? Они чем-то могут владеть на высоком уровне? Далее, какие этнокультурные компетенции у них. Понятия этноса и культуры настолько сложные, что передать просто их значение дошкольникам едва ли возможно, их мышление просто не может работать на такой уровень абстракции. Ну поговорите Вы со специалистами по возрастной психологии, если мне не верите. Вы правда думаете, что это возможно? Ну так же нельзя. Вы понимаете, что ссылки на статьи, это вообще не аргументы? Ну публикуют это, ибо это государственная концепция. Ну ответьте, как филолог на мои аргументы и публикуйте с Богом, что хотите.
12.04.2021 21:21 Ответ на рецензию автора Водясова Любовь Петровна:
Уважаемый Леонид Борисович! Приятно пообщаться с умным и неравнодушным человеком. Понимаете, я не вижу ничего обидного в слове «компетенция». По существу, сейчас в одном слове объединено то, что раньше определялось, как знать и уметь. И понятно, что когда у дошкольника формируются компетенции, это совершенно не тот уровень знаний и умений, который необходим, например, студенту. Дошкольники не должны владеть (цитирую Вас) «чем-то на высоком уровне». Они должны владеть теми навыками, которые соответствуют их возрасту. Что касается этнокультурной компетенции, то она тоже формируется специфически – согласитесь, что с малых лет детей учат бережно относиться к своему родному краю, жить в дружбе с людьми разных национальностей (и лучше всего у ребенка все умения и навыки формируются в игре).



Комментарии пользователей:

17.05.2021, 13:45 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: В статье автор поднимает актуальный вопрос воспитания детей дошкольного образования, автор пишет, что "Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из важнейших направлений работы дошкольных образовательных учреждений" с этим мнением автора я полностью согласен, т.к. в эпоху информационной, технической и культурной глобализации очень важно сохранить обычае и минталитеть каждого народа. Автор пишет, что игровая деятельность помогает: активизировать и расширить словарный запас; сформировать правильное произношение звуков; развить связную речи; свободно формулировать предложения и выражать свои мысли. Ведь обуче́ние это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.Даже есть пословица "Повторение - мать учения!", поэтому у детей можно укрепить дидактический материал через игры.Рекомендую данную статью к публикации.


17.05.2021, 14:06 Водясова Любовь Петровна
Отзыв: Уважаемый Улугбек Товфикович, большое спасибо! Очень импонирует Ваше мнение о важности и нужности этнокультурного воспитания!


Оставить комментарий


 
 

Вверх