Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №92 (апрель) 2021
Разделы: Экономика
Размещена 12.04.2021. Последняя правка: 14.04.2021.
Просмотров - 309

Развитие рынка IT-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики (на примере компании «SAP»)

Горелова Анна Сергеевна

-

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

студент

Миньковская Маргарита Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»


Аннотация:
В статье определены сферы цифровизации экономики, также рассмотрен процесс трансформации рынка услуг в условиях цифровизации экономики. Авторами исследована экономическая деятельность немецкой компании «SAP» на мировом рынке IT-услуг, выведены и проанализированы результаты её деятельности.


Abstract:
In the article spheres of economy digitalization are identified; the transformation process of services market is examined in conditions of economy digitalization. Authors have studied the economic activity of SAP SE in the IT-services market and analyzed its results.


Ключевые слова:
цифровизация; трансформация экономики; мировой рынок услуг; информационные услуги; SAP

Keywords:
digitalization; economy transformation; the world services market; information services; SAP


УДК: 338.462

Постановка проблемы.
Современная мировая экономическая система подвергается значительным изменениям благодаря стремительному развитию информационных технологий и процессов глобализации и цифровизации. В хозяйственной деятельности компаний проявляется существенный потенциал внедрения и развития информационных ресурсов и технологий. В настоящее время доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается, что положительно влияет на изменение объема ВВП в большинстве стран.

Целью статьи является изучение процесса развития сектора информационных услуг в условиях цифровизации мировой экономики на примере компании «SAP».

Цифровизация становится основной тенденцией развития мировой экономики, поскольку меняет ее структуру и переводит в новое качественное состояние, которое связано с развитием и внедрением цифровых компьютерных технологий и включает в себя различные работы по предоставлению онлайн-услуг, электронных платежей, интернет-торговли и пр.

Новые информационные технологии (ИТ) и интернет устраняют факторы времени и расстояния в международной торговле услугами. Использование ИТ может существенным образом изменить представление о том, что только развитые страны имеют сравнительные преимущества в экспорте высокотехнологичных услуг. Развивающиеся страны успешно конкурируют с ними и производят такие услуги самостоятельно или с помощью аутсорсинга. Развивающиеся страны имеют сравнительное преимущество в этой отраслях в связи с низкой стоимости квалифицированной рабочей силы. Соответственно, их выход на внешние рынки услуг зависит от мобильности трудовых ресурсов.

В исследовании Всемирного банка отмечено, что цифровизация глубоко трансформирует экономическую систему, в частности национальные экономики развивающихся стран, и проявляется в таких аспектах [3, с. 20]:

1) расширение торговли (например, в Марокко сельские домохозяйства продают всему миру товары, сделанные вручную, через платформу Anou, которая сочетает элементы онлайн-магазинов и доски объявлений);

2) повышение производительности труда за счет снижения издержек практически во всех секторах экономики (к примеру, United Parcel Service, которая является курьерской службой доставки почтовых отправлений, использует точные алгоритмы маршрутизации);

3) развитие конкуренции (сервис eKeebo в Уганде, позволяющий продавать онлайн домашние блюда, не имея соответствующей лицензии);

4) повышение качества услуг, в том числе государственных: сервисы приема жалоб, оформления документов, оплата штрафов и т.п. (к примеру, в Руанде компания Babyl сотрудничает с Министерством здравоохранения в предоставлении бесплатных медицинских услуг).

Так, цифровая трансформация рынка может привести к изменениям в основном производственном процессе компаний, поскольку цифровизация способствует развитию интернет-торговли, сокращению логистических издержек, открытию новых каналов предоставления услуг. К тому же, поставщики ИТ-услуг могут предоставлять их заказчикам по транзакционной модели, создавая для заказчиков различные сервисы, которые способны поддерживать широкие возможности по масштабируемости и работу с неструктурированными данными.

В условиях цифровизации экономики в последние годы наблюдается мультипликативный эффект развития мирового рынка услуг, что является одной из причин его стремительного роста. Информационные услуги играют ведущую роль в этом процессе, их динамика значительно ускорила поток информации, что позволило расширить спектр финансовых, деловых, консалтинговых и образовательных услуг, а также повысить качество их предоставления.

Одним из глобальных игроков на мировом рынке информационных услуг является немецкая компания «SAP». Она является лидером на рынке корпоративного программного обеспечения, обеспечивая максимальную эффективность деятельности компаний малого, среднего и крупного бизнеса во всех отраслях. SAP занимается разработкой автоматизированных систем управления такими внутренними процессами предприятия, как бухгалтерский учет, торговля, производство, финансы, управление персоналом, складами и т.п. Основными предоставляемыми и внедряемыми в бизнес-процессы системами SAP являются CRM и ERP системы, предназначенные для организации работы с потенциальными и существующими клиентами, организации и автоматизации отделов продаж и инструментов маркетинга и т.п., а также точный учет данных.

После внедрения облачных технологий в 2011 г., ежегодные показатели выручки и чистой прибыли компании постоянно возрастали, в 2018 г. SAP вошла в рейтинг крупнейших ИТ-компаний в Европе и мире, а «облачная» выручка возросла на 24% по сравнению с 2017 г. В 2019 г. данный показатель увеличился еще на 27%. Динамика основных показателей за период 2017-2019 гг. по МСФО представлена в табл. 1 [4].   

Таблица 1. Динамика основных показателей SAP, 2017-2019 гг., млн евро 

Показатель/Год

2017

2018

Темп роста 2018 к 2017,%

2019

Темп роста 2019 к 2018,%

Выручка, в т.ч.

23 461

24 708

105,3

27 553

111,5

          «облачная» выручка

3 769

4 993

132,5

6 933

138,9

           выручка от продаж лицензий на

           ПО и услуг поддержки

15 780

15 628

99,0

16 080

102,9

           выручка от услуг

3 912

4 086

104,4

4 541

111,1

Расходы, в т.ч.

18 584

19 005

102,3

23 081

121,4

           «облачные» расходы

1 660

2 068

124,6

2 534

122,5

           расходы на лицензионное ПО

           и услуги поддержку

2 234

2 092

93,6

2 159

103,2

           стоимость услуг

3 158

3 302

104,6

3 662

110,9

           административные расходы

1 075

1 098

102,1

1 629

148,4

           другие расходы

10 459

10 444

99,9

13 079

125,2

Валовая прибыль

16 410

17 246

105,1

19 199

111,3

Операционная прибыль

4 877

5 703

116,9

4 473

78,4

Прибыль после вычета налогов

4 046

4 088

101,0

3 370

82,4

 

В 2018 году выручка компании SAP достигла 24,71 млрд евро, поднявшись на 5% относительно предыдущего года. Основная заслуга в этом подъеме принадлежит облачному бизнесу: доходы компании от реализации соответствующих подписок и услуг поддержки составили 4,99 млрд евро, что на 32% превосходит показатель годичной давности.

На продажах лицензий на программное обеспечение, а также на соответствующих услугах поддержки немецкая компания заработала 15,63 млрд евро по итогам 2018 года. В 2019 году SAP получила 27,55 млрд евро выручки, что на 12% превосходит показатель годичной давности (см. рис. 1). Подъём произошёл во многом благодаря облачному бизнесу, объём которого увеличился на 39%, до 6,93 млрд евро [4]. Динамика основных показателей в сегменте услуг SAP, за I и II кварталы 2020 и 2019 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 2. Основные показатели SAP в сегменте услуг за период первого полугодия 2019 и 2020 гг., млн евро

Показатель/Год

2019

(I-II Q)

2020

(I-II Q)

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Выручка от предоставления услуг

1 654

1 644

-10

99,4

Общая выручка в сегменте

1 656

1 646

-10

99,4

Валовая маржа в сегменте

19,5

26,6

7,1пп.

-

Прибыль/убыток в сегменте

85

207

122

243,5

 

Исходя из данных табл. 2, в сегменте услуг наблюдается незначительное снижение показателя выручки, однако общая прибыль в первом полугодии 2020 г. возросла на 143,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

SAP – быстро развивающаяся в своей отрасли компания, которая является одним из мировых лидеров по производству и внедрению программного обеспечения, а также предоставлению соответствующих ИТ-услуг. Основные финансовые показатели данных сегментов значительно увеличиваются ежегодно за счет необходимости внедрения цифровых продуктов SAP в предприятия малого, среднего и крупного бизнеса для автоматизации и регулирования процессов. В цифровом секторе мировой экономики компания SAP занимает одно из ведущих мест, поскольку не только совершенствует свои технологии и качество услуг, но и постоянно развивает партнерские программы для вовлечения большего количество сотрудничающих с ней фирм.

Выводы. Данный рынок в современных условиях является одним из наиболее перспективных, поскольку находится в постоянном и стремительном развитии. Цифровизация экономики благоприятно влияет на мировой рынок информационных услуг, способствует ускоренному развитию сектора предоставления различных онлайн-услуг, внедрению цифровых технологий, программ, позволяющих усовершенствовать бизнес-процессы компаний-потребителей данного вида услуг.

Библиографический список:

1. Цифровая экономика [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. Институт статистических исследований и экономики знаний – 2019. – URL: https://issek.hse.ru/data/2019/06/20/1488856771/NTI_N_123_20062019.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
2. Брянцева Е.С. Влияние глобализации на построение информационного общества / Е.С. Брянцева // Социальные науки. – №1(16). – 2019. – С. 31-38.
3. Global Financial Development Report 2019/2020 [Electronic source] / The World Bank. – URL: https://www.worldbank.org/en/publication/gfdr (дата обращения: 06.04.2021).
4. SAP financial reports and publications [Electronic source]. – URL: https://www.sap.com/investors/en/reports.html?tab=1&sort=latest_desc (дата обращения: 06.04.2021).




Комментарии пользователей:

18.04.2021, 5:45 Нурмухамедов Толаниддин Рамзиддинович
Отзыв: Толаниддин Рамзиддинович Нурмухамедов: в статье раскрыта актуальность цифровизации экономики, приведен фрагмент анализа экономической деятельности немецкой компании «SAP» на мировом рынке IT-услуг, раскрыты положительные стороны использования информационных технологий в управлении экономическими процессами. Рекомендуется к публикации


Оставить комментарий


 
 

Вверх