-
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
студент
Миньковская Маргарита Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
УДК: 338.462
Постановка проблемы. Современная мировая экономическая система подвергается значительным изменениям благодаря стремительному развитию информационных технологий и процессов глобализации и цифровизации. В хозяйственной деятельности компаний проявляется существенный потенциал внедрения и развития информационных ресурсов и технологий. В настоящее время доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается, что положительно влияет на изменение объема ВВП в большинстве стран.
Целью статьи является изучение процесса развития сектора информационных услуг в условиях цифровизации мировой экономики на примере компании «SAP».
Цифровизация становится основной тенденцией развития мировой экономики, поскольку меняет ее структуру и переводит в новое качественное состояние, которое связано с развитием и внедрением цифровых компьютерных технологий и включает в себя различные работы по предоставлению онлайн-услуг, электронных платежей, интернет-торговли и пр.
Новые информационные технологии (ИТ) и интернет устраняют факторы времени и расстояния в международной торговле услугами. Использование ИТ может существенным образом изменить представление о том, что только развитые страны имеют сравнительные преимущества в экспорте высокотехнологичных услуг. Развивающиеся страны успешно конкурируют с ними и производят такие услуги самостоятельно или с помощью аутсорсинга. Развивающиеся страны имеют сравнительное преимущество в этой отраслях в связи с низкой стоимости квалифицированной рабочей силы. Соответственно, их выход на внешние рынки услуг зависит от мобильности трудовых ресурсов.
В исследовании Всемирного банка отмечено, что цифровизация глубоко трансформирует экономическую систему, в частности национальные экономики развивающихся стран, и проявляется в таких аспектах [3, с. 20]:
1) расширение торговли (например, в Марокко сельские домохозяйства продают всему миру товары, сделанные вручную, через платформу Anou, которая сочетает элементы онлайн-магазинов и доски объявлений);
2) повышение производительности труда за счет снижения издержек практически во всех секторах экономики (к примеру, United Parcel Service, которая является курьерской службой доставки почтовых отправлений, использует точные алгоритмы маршрутизации);
3) развитие конкуренции (сервис eKeebo в Уганде, позволяющий продавать онлайн домашние блюда, не имея соответствующей лицензии);
4) повышение качества услуг, в том числе государственных: сервисы приема жалоб, оформления документов, оплата штрафов и т.п. (к примеру, в Руанде компания Babyl сотрудничает с Министерством здравоохранения в предоставлении бесплатных медицинских услуг).
Так, цифровая трансформация рынка может привести к изменениям в основном производственном процессе компаний, поскольку цифровизация способствует развитию интернет-торговли, сокращению логистических издержек, открытию новых каналов предоставления услуг. К тому же, поставщики ИТ-услуг могут предоставлять их заказчикам по транзакционной модели, создавая для заказчиков различные сервисы, которые способны поддерживать широкие возможности по масштабируемости и работу с неструктурированными данными.
В условиях цифровизации экономики в последние годы наблюдается мультипликативный эффект развития мирового рынка услуг, что является одной из причин его стремительного роста. Информационные услуги играют ведущую роль в этом процессе, их динамика значительно ускорила поток информации, что позволило расширить спектр финансовых, деловых, консалтинговых и образовательных услуг, а также повысить качество их предоставления.
Одним из глобальных игроков на мировом рынке информационных услуг является немецкая компания «SAP». Она является лидером на рынке корпоративного программного обеспечения, обеспечивая максимальную эффективность деятельности компаний малого, среднего и крупного бизнеса во всех отраслях. SAP занимается разработкой автоматизированных систем управления такими внутренними процессами предприятия, как бухгалтерский учет, торговля, производство, финансы, управление персоналом, складами и т.п. Основными предоставляемыми и внедряемыми в бизнес-процессы системами SAP являются CRM и ERP системы, предназначенные для организации работы с потенциальными и существующими клиентами, организации и автоматизации отделов продаж и инструментов маркетинга и т.п., а также точный учет данных.
После внедрения облачных технологий в 2011 г., ежегодные показатели выручки и чистой прибыли компании постоянно возрастали, в 2018 г. SAP вошла в рейтинг крупнейших ИТ-компаний в Европе и мире, а «облачная» выручка возросла на 24% по сравнению с 2017 г. В 2019 г. данный показатель увеличился еще на 27%. Динамика основных показателей за период 2017-2019 гг. по МСФО представлена в табл. 1 [4].
Показатель/Год |
2017 |
2018 |
Темп роста 2018 к 2017,% |
2019 |
Темп роста 2019 к 2018,% |
Выручка, в т.ч. |
23 461 |
24 708 |
105,3 |
27 553 |
111,5 |
«облачная» выручка |
3 769 |
4 993 |
132,5 |
6 933 |
138,9 |
выручка от продаж лицензий на ПО и услуг поддержки |
15 780 |
15 628 |
99,0 |
16 080 |
102,9 |
выручка от услуг |
3 912 |
4 086 |
104,4 |
4 541 |
111,1 |
Расходы, в т.ч. |
18 584 |
19 005 |
102,3 |
23 081 |
121,4 |
«облачные» расходы |
1 660 |
2 068 |
124,6 |
2 534 |
122,5 |
расходы на лицензионное ПО и услуги поддержку |
2 234 |
2 092 |
93,6 |
2 159 |
103,2 |
стоимость услуг |
3 158 |
3 302 |
104,6 |
3 662 |
110,9 |
административные расходы |
1 075 |
1 098 |
102,1 |
1 629 |
148,4 |
другие расходы |
10 459 |
10 444 |
99,9 |
13 079 |
125,2 |
Валовая прибыль |
16 410 |
17 246 |
105,1 |
19 199 |
111,3 |
Операционная прибыль |
4 877 |
5 703 |
116,9 |
4 473 |
78,4 |
Прибыль после вычета налогов |
4 046 |
4 088 |
101,0 |
3 370 |
82,4 |
В 2018 году выручка компании SAP достигла 24,71 млрд евро, поднявшись на 5% относительно предыдущего года. Основная заслуга в этом подъеме принадлежит облачному бизнесу: доходы компании от реализации соответствующих подписок и услуг поддержки составили 4,99 млрд евро, что на 32% превосходит показатель годичной давности.
На продажах лицензий на программное обеспечение, а также на соответствующих услугах поддержки немецкая компания заработала 15,63 млрд евро по итогам 2018 года. В 2019 году SAP получила 27,55 млрд евро выручки, что на 12% превосходит показатель годичной давности (см. рис. 1). Подъём произошёл во многом благодаря облачному бизнесу, объём которого увеличился на 39%, до 6,93 млрд евро [4]. Динамика основных показателей в сегменте услуг SAP, за I и II кварталы 2020 и 2019 гг. представлена в табл. 2.
Показатель/Год |
2019 (I-II Q) |
2020 (I-II Q) |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Выручка от предоставления услуг |
1 654 |
1 644 |
-10 |
99,4 |
Общая выручка в сегменте |
1 656 |
1 646 |
-10 |
99,4 |
Валовая маржа в сегменте |
19,5 |
26,6 |
7,1пп. |
- |
Прибыль/убыток в сегменте |
85 |
207 |
122 |
243,5 |
Исходя из данных табл. 2, в сегменте услуг наблюдается незначительное снижение показателя выручки, однако общая прибыль в первом полугодии 2020 г. возросла на 143,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
SAP – быстро развивающаяся в своей отрасли компания, которая является одним из мировых лидеров по производству и внедрению программного обеспечения, а также предоставлению соответствующих ИТ-услуг. Основные финансовые показатели данных сегментов значительно увеличиваются ежегодно за счет необходимости внедрения цифровых продуктов SAP в предприятия малого, среднего и крупного бизнеса для автоматизации и регулирования процессов. В цифровом секторе мировой экономики компания SAP занимает одно из ведущих мест, поскольку не только совершенствует свои технологии и качество услуг, но и постоянно развивает партнерские программы для вовлечения большего количество сотрудничающих с ней фирм.
Выводы. Данный рынок в современных условиях является одним из наиболее перспективных, поскольку находится в постоянном и стремительном развитии. Цифровизация экономики благоприятно влияет на мировой рынок информационных услуг, способствует ускоренному развитию сектора предоставления различных онлайн-услуг, внедрению цифровых технологий, программ, позволяющих усовершенствовать бизнес-процессы компаний-потребителей данного вида услуг.
Комментарии пользователей:
18.04.2021, 5:45 Нурмухамедов Толаниддин Рамзиддинович Отзыв: Толаниддин Рамзиддинович Нурмухамедов: в статье раскрыта актуальность цифровизации экономики, приведен фрагмент анализа экономической деятельности немецкой компании «SAP» на мировом рынке IT-услуг, раскрыты положительные стороны использования информационных технологий в управлении экономическими процессами. Рекомендуется к публикации |