Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №92 (апрель) 2021
Разделы: Психология
Размещена 15.04.2021. Последняя правка: 14.04.2021.
Просмотров - 3089

Исследование эмоционального интеллекта у современной молодежи

Рузавина Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

студент

Алаева Мария Васильевна, старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»


Аннотация:
Целью данной статьи является изучение одной из актуальных для современной психологической науки проблем – исследование особенностей эмоционального интеллекта у современной молодежи. Авторами обозначен анализ литературы по проблеме исследования, представлены результаты диагностики уровня эмоционального интеллекта у подростков и старшеклассников.


Abstract:
The purpose of this article is to study one of the urgent problems for modern psychological science - the study of the characteristics of emotional intelligence in modern youth. The authors identified the analysis of the literature on the research problem, presented the results of diagnosing the level of emotional intelligence in adolescents and high school students.


Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; эмоции; современная молодежь; диагностика

Keywords:
emotional intellect; emotions; modern youth; diagnostics


УДК 159.9(045)

Введение. Актуальность исследования.

Взаимодействуя с внешней средой, человек сталкивается с необходимостью понимать чувства, эмоции, потребности других людей. Умение распознавать эмоции и «переживания» свои и чужие, способность сочувствовать и многое другое позволяют чувствовать себя более счастливым и успешным человеком, быстро находить взаимопонимание с другими, учитывать их интересы и потребности, умело решать конфликты и другое. Все это является частью эмоционального интеллекта, который играет важную роль в социальной сфере и личной жизни, а также отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей. В целом, как отмечает И. Н. Андреева, эмоциональный интеллект представлен как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [1].

В школьном возрасте эмоциональный интеллект имеет особое значение, так как в этот период межличностное общение приобретает статус ведущего вида деятельности [2], эффективная реализация составляющих которого в большей мере основывается на эмоциональном интеллекте. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, требует своевременного выявления каких-либо затруднений в этой сфере, также их коррекции.

Все выше обозначенное подчеркивает необходимость исследования и дальнейшего развития эмоционального интеллекта школьников.

Цели, задачи, материалы и методы.

Целью нашего исследования явилось изучение эмоционального интеллекта у современной молодежи. Основной задачей нашего исследования явилось сравнительное изучение особенностей эмоционального интеллекта у современной молодежи – подростков и старшеклассников. Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г.о. Саранск Республики Мордовия. Всего в исследовании приняли участие 48 человек. В качестве диагностического инструментария нами использована методика «Определение уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла [3].

Научная новизна.

Эмоциональный интеллект у современной молодежи изучен не в полной мере. В психологической науке, несомненно, имеются исследования, рассматривающие данный феномен, но чаще всего речь идет про изучение его у сформировавшейся зрелой личности. Тогда как и период школьного возраста не следует упускать из области внимания, так как для него характерны значительные изменения в ряде сфер, среди которых и эмоциональная. Подростки и старшие школьники – это те возрастные группы, которые в особенности нуждаются в сопровождении и поддержке. К тому же важно понимать, что данные периоды отличаются друг от друга, в том числе по показателю эмоционального интеллекта. Результаты исследования позволяют увидеть данные различия.

Заключение, результаты, выводы.

По итогам проведенного нами исследования полученные данные систематизированы и представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1. Сравнительная таблица результатов изучения эмоционального интеллекта у подростков и старшеклассников

Шкалы EQ

Показатели школьников

Высокий

Средний

Низкий

Подростки

Старшекл.

Подростки

Старшекл.

Подростки

Старшекл.

Эмоциональная осведомленность

5 (19%)

9 (41%)

11 (42%)

13 (59%)

10 (38%)

Управление своими эмоциями

3 (14%)

5 (19%)

4 (18%)

6 (23%)

15 (68%)

15 (57%)

Самомотивация

2 (9%)

6 (23%)

6 (27%)

10 (38%)

14 (64%)

10 (38%)

Эмпатия

2 (9%)

7 (27%)

8 (36%)

6 (23%)

12 (55%)

13 (50%)

Управление эмоциями других людей

2 (9%)

4 (15%)

4 (18%)

10 (38%)

16 (73%)

12 (46%)

Общий уровень

2 (8%)

7 (32%)

13 (50%)

15 (68%)

11 (42%)

 

Как видно из данных таблицы 1 в показателях эмоционального интеллекта подростков и старшеклассников имеются некоторые различия по ряду из шкал.

Так, уровень эмоциональной осведомленности (знания об эмоциях в целом, а также о своем эмоциональном состоянии) у старшеклассников выше, чем у подростков. Об этом свидетельствуют следующие данные: у 19% старшеклассников по данной шкале выявлен высокий уровень развития, когда у подростков он отсутствует. Средний уровень по данной шкале выявлен практически в равном соотношении – у 41% подростков и у 42% старшеклассников. Низкий уровень выявлен в большем количестве у подростков – 59%, когда у старшеклассников всего 38%.

По шкале «управление своими эмоциями» высокий уровень также в большей мере выявлен у старшеклассников – 19%, тогда как у подростков данный показатель соответствует 14%. Средний уровень диагностирован у 23% старшеклассников и у 18% подростков. Низкий уровень развития данной характеристики преобладает у подростков (68%), тогда как у старшеклассников соответствует 57%.

Самомотивация (способность настроиться эмоционально) также больше развита у старшеклассников, о чем свидетельствуют следующие показатели: высокий уровень самомотивации выявлен у 23 % учеников старших классов и только у 9% подростков, средний уровень характерен – 38% старшеклассников и 27% подростков, низкий – 38% старшеклассников и 64 % детей подросткового возраста.

Высокие показатели по шкале эмпатии отмечены у 27% старшеклассников и у 9% подростков; средний уровень по данной шкале проявляется у 36% подростков и у 27% старшеклассников. Различия в рамках низкого уровня по данной шкале между показателями подростков и старшеклассников составляет всего 5 % (ниже у старшеклассников).

По шкале управление эмоциями других людей высокий уровень характерен для 15% учащихся старших классов и 9% подростков. Средний уровень развития данного признака зафиксирован у 38% старшеклассников и у 18% подростков (разница на 20%). Низкий уровень выявлен преимущественно у подростков (73%), тогда как у старшеклассников почти на 30% меньше (46%).

Общий показатель развития эмоционального интеллекта выше у старшеклассников. В целом 8% от данной возрастной категории имеют высокий уровень, когда подростков с таким уровнем развития эмоционального интеллекта не выявлено. Разница между данными в рамках среднего уровня составляет 18 % (больше у старшеклассников), по низкому уровню – 26% (больше у подростков).

Проведя сравнительный анализ результатов полученных в ходе диагностики эмоционального интеллекта детей подросткового возраста и старшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что уровень развития исследуемой характеристики у старшеклассников выше, чем у подростков по большей части показателей. Данные результаты показывают, что эмоциональный интеллект активно развивающаяся характеристика, с одной стороны, и требующая активной работы по ее дальнейшему развитию и совершенствованию, с другой.

В заключение предлагаем следующие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта школьников.

1. Включение в школьный курс психологии блока изучения эмоций, эмоционального развития и общего эмоционального мира человека. Это будет способствовать накоплению необходимой базы знаний для дальнейшего развития личности в обществе.

2. Сделать акцент при изучении эмоционального мира на систему выражения и понимания эмоциональных состояний.

3. Проводить игровые упражнения, имитационные и ролевые игры, позволяющие отработать навыки применения эмоций в жизни.

4. Использовать групповые и парные задания, обеспечивающие развитие эмпатии у детей посредством формирования ценностного отношения к другому человеку.

5. Создание внеурочных мероприятий, обеспечивающих развитие эмоционального мира учащихся.

Библиографический список:

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учеб. – М.: ACADEMIA. – 1999. – 456 с.
3. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – C. 57–59.




Рецензии:

15.04.2021, 13:20 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья весьма актуальна, содержит все необходимые разделы и вполне заслуживает внесения в курс педагогической психологии ВУЗов. Тем более статья заслуживает публикации.

17.04.2021 10:10 Ответ на рецензию автора Рузавина Елена Алексеевна:
Виктор Аронович, благодарим за рецензию.

15.04.2021, 18:54 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья представляет практический интерес. Обоснование актуальности не вызывает сомнения. Статья соответствует требованиям и рекомендуется к опубликованию.
17.04.2021 10:10 Ответ на рецензию автора Рузавина Елена Алексеевна:
Ризабек Агзамович, благодарим за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх