Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
студент
Алаева Мария Васильевна, старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
УДК 159.9(045)
Введение. Актуальность исследования.
Взаимодействуя с внешней средой, человек сталкивается с необходимостью понимать чувства, эмоции, потребности других людей. Умение распознавать эмоции и «переживания» свои и чужие, способность сочувствовать и многое другое позволяют чувствовать себя более счастливым и успешным человеком, быстро находить взаимопонимание с другими, учитывать их интересы и потребности, умело решать конфликты и другое. Все это является частью эмоционального интеллекта, который играет важную роль в социальной сфере и личной жизни, а также отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей. В целом, как отмечает И. Н. Андреева, эмоциональный интеллект представлен как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [1].
В школьном возрасте эмоциональный интеллект имеет особое значение, так как в этот период межличностное общение приобретает статус ведущего вида деятельности [2], эффективная реализация составляющих которого в большей мере основывается на эмоциональном интеллекте. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, требует своевременного выявления каких-либо затруднений в этой сфере, также их коррекции.
Все выше обозначенное подчеркивает необходимость исследования и дальнейшего развития эмоционального интеллекта школьников.
Цели, задачи, материалы и методы.
Целью нашего исследования явилось изучение эмоционального интеллекта у современной молодежи. Основной задачей нашего исследования явилось сравнительное изучение особенностей эмоционального интеллекта у современной молодежи – подростков и старшеклассников. Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г.о. Саранск Республики Мордовия. Всего в исследовании приняли участие 48 человек. В качестве диагностического инструментария нами использована методика «Определение уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла [3].
Научная новизна.
Эмоциональный интеллект у современной молодежи изучен не в полной мере. В психологической науке, несомненно, имеются исследования, рассматривающие данный феномен, но чаще всего речь идет про изучение его у сформировавшейся зрелой личности. Тогда как и период школьного возраста не следует упускать из области внимания, так как для него характерны значительные изменения в ряде сфер, среди которых и эмоциональная. Подростки и старшие школьники – это те возрастные группы, которые в особенности нуждаются в сопровождении и поддержке. К тому же важно понимать, что данные периоды отличаются друг от друга, в том числе по показателю эмоционального интеллекта. Результаты исследования позволяют увидеть данные различия.
Заключение, результаты, выводы.
По итогам проведенного нами исследования полученные данные систематизированы и представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1. Сравнительная таблица результатов изучения эмоционального интеллекта у подростков и старшеклассников
Шкалы EQ |
Показатели школьников |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Подростки |
Старшекл. |
Подростки |
Старшекл. |
Подростки |
Старшекл. |
|
Эмоциональная осведомленность |
– |
5 (19%) |
9 (41%) |
11 (42%) |
13 (59%) |
10 (38%) |
Управление своими эмоциями |
3 (14%) |
5 (19%) |
4 (18%) |
6 (23%) |
15 (68%) |
15 (57%) |
Самомотивация |
2 (9%) |
6 (23%) |
6 (27%) |
10 (38%) |
14 (64%) |
10 (38%) |
Эмпатия |
2 (9%) |
7 (27%) |
8 (36%) |
6 (23%) |
12 (55%) |
13 (50%) |
Управление эмоциями других людей |
2 (9%) |
4 (15%) |
4 (18%) |
10 (38%) |
16 (73%) |
12 (46%) |
Общий уровень |
– |
2 (8%) |
7 (32%) |
13 (50%) |
15 (68%) |
11 (42%) |
Как видно из данных таблицы 1 в показателях эмоционального интеллекта подростков и старшеклассников имеются некоторые различия по ряду из шкал.
Так, уровень эмоциональной осведомленности (знания об эмоциях в целом, а также о своем эмоциональном состоянии) у старшеклассников выше, чем у подростков. Об этом свидетельствуют следующие данные: у 19% старшеклассников по данной шкале выявлен высокий уровень развития, когда у подростков он отсутствует. Средний уровень по данной шкале выявлен практически в равном соотношении – у 41% подростков и у 42% старшеклассников. Низкий уровень выявлен в большем количестве у подростков – 59%, когда у старшеклассников всего 38%.
По шкале «управление своими эмоциями» высокий уровень также в большей мере выявлен у старшеклассников – 19%, тогда как у подростков данный показатель соответствует 14%. Средний уровень диагностирован у 23% старшеклассников и у 18% подростков. Низкий уровень развития данной характеристики преобладает у подростков (68%), тогда как у старшеклассников соответствует 57%.
Самомотивация (способность настроиться эмоционально) также больше развита у старшеклассников, о чем свидетельствуют следующие показатели: высокий уровень самомотивации выявлен у 23 % учеников старших классов и только у 9% подростков, средний уровень характерен – 38% старшеклассников и 27% подростков, низкий – 38% старшеклассников и 64 % детей подросткового возраста.
Высокие показатели по шкале эмпатии отмечены у 27% старшеклассников и у 9% подростков; средний уровень по данной шкале проявляется у 36% подростков и у 27% старшеклассников. Различия в рамках низкого уровня по данной шкале между показателями подростков и старшеклассников составляет всего 5 % (ниже у старшеклассников).
По шкале управление эмоциями других людей высокий уровень характерен для 15% учащихся старших классов и 9% подростков. Средний уровень развития данного признака зафиксирован у 38% старшеклассников и у 18% подростков (разница на 20%). Низкий уровень выявлен преимущественно у подростков (73%), тогда как у старшеклассников почти на 30% меньше (46%).
Общий показатель развития эмоционального интеллекта выше у старшеклассников. В целом 8% от данной возрастной категории имеют высокий уровень, когда подростков с таким уровнем развития эмоционального интеллекта не выявлено. Разница между данными в рамках среднего уровня составляет 18 % (больше у старшеклассников), по низкому уровню – 26% (больше у подростков).
Проведя сравнительный анализ результатов полученных в ходе диагностики эмоционального интеллекта детей подросткового возраста и старшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что уровень развития исследуемой характеристики у старшеклассников выше, чем у подростков по большей части показателей. Данные результаты показывают, что эмоциональный интеллект активно развивающаяся характеристика, с одной стороны, и требующая активной работы по ее дальнейшему развитию и совершенствованию, с другой.
В заключение предлагаем следующие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта школьников.
1. Включение в школьный курс психологии блока изучения эмоций, эмоционального развития и общего эмоционального мира человека. Это будет способствовать накоплению необходимой базы знаний для дальнейшего развития личности в обществе.
2. Сделать акцент при изучении эмоционального мира на систему выражения и понимания эмоциональных состояний.
3. Проводить игровые упражнения, имитационные и ролевые игры, позволяющие отработать навыки применения эмоций в жизни.
4. Использовать групповые и парные задания, обеспечивающие развитие эмпатии у детей посредством формирования ценностного отношения к другому человеку.
5. Создание внеурочных мероприятий, обеспечивающих развитие эмоционального мира учащихся.
Рецензии:
15.04.2021, 13:20 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья весьма актуальна, содержит все необходимые разделы и вполне заслуживает внесения в курс педагогической психологии ВУЗов. Тем более статья заслуживает публикации.