Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №92 (апрель) 2021
Разделы: Техника, Управление и организация
Размещена 28.04.2021. Последняя правка: 29.04.2021.
Просмотров - 1094

ВЫЯВЛЕНИЕ ВАЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОМФОРТНОСТИ

Коковина Светлана Александровна

Санкт-Петербургский горный университет

Студент

Менухова Татьяна Анатольевна, Санкт-Петербургский горный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие комфортности пассажиров при поездках на городских социальных автобусах, выделяются важные составляющие показатели комфортности, основывающиеся на мнении непосредственно потребителей транспортных услуг. Обосновывается необходимость применения комплексного показателя комфортности.


Abstract:
This article discusses the concept of passenger comfort when traveling on urban social buses, highlights the important components of comfort indicators based on the opinion of consumers of transport services directly. The necessity of using a comprehensive comfort indicator is justified.


Ключевые слова:
транспортное обслуживание; автобусные перевозки; показатели комфортности; удовлетворенность пассажиров

Keywords:
transport services; bus transportation; comfort indicators; passenger satisfaction


УДК 656

Введение.  Транспорт – значимая составляющая городской инфраструктуры. Без налаженного транспортного обеспечения невозможно представить нормальную деятельность экономической системы не только в нашей стране, но и во всем мире. Общественный социальный пассажирский транспорт – неотъемлемая часть жизни горожан. Большая часть учебных и трудовых перемещений, поездок с целью отдыха или удовлетворения просветительских и культурно-бытовых потребностей приходится именно на общественный транспорт, поскольку в одном месте реализовать все это не представляется возможным, а возможность иметь личный транспорт есть не у всех.

Актуальность. Руководствуясь своими целями, возможностями, вкусами, а порой и вынужденными обстоятельствами пассажиры каждый день делают выбор в пользу того или иного вида транспорта. Изучая рынок транспортных услуг в области пассажирских перевозок, необходимо учитывать не только динамику пассажирооборота и объема перевезенных пассажиров, но и предлагаемое качество транспортного обслуживания. Ведь чаще всего решающими аспектами являются как раз качественные, а не экономические характеристики транспортных средств.

Целью данного исследования является обоснование необходимости применения комплексного показателя комфортности для оценки пассажирских перевозок на городских социальных автобусных маршрутах.

Задачами исследования являются:

1. Анализ показателей качества транспортного обслуживания городскими пассажирскими автобусами.

2. Выявление недостатков системы показателей комфортности поездки в автобусе

3. Формирование структуры показателей с учётом мнения потребителей транспортных услуг.

4. Обоснование комплексного показателя комфортности.

В настоящее время перемещение людей из одной точки города в другую может занимать немало времени, поэтому помимо самой потребности перемещения необходимо также удовлетворять и комфортные условия поездки.

При исследовании качественных показателей поездки основополагающий принцип – это наличие обратной связи от потребителей транспортных услуг. Она позволяет сформировать актуальное на данный момент общественное мнение об удобстве и комфорте использования транспортных средств.

Стоимость транспортной услуги, качество услуги, качество обслуживания и репутация предприятия – факторы, которые входят в понятие конкурентоспособности транспортных услуг [15]. Качество обслуживания является одним из важнейших критериев для оценивания пассажирами услуг по перемещению (рис. 1) [14].


Рисунок 1. Факторы, составляющие качество транспортных услуг

Номенклатура показателей качества пассажирских перевозок, осуществляемых городскими автобусами общего пользования, представлена в ГОСТ Р 51004-96 [2]. Требования к обслуживанию пассажиров в автобусах, в начальном, промежуточных и конечном пунктах следования предусмотрены ГОСТ Р 51825-2001 [3]. Показатели комфортности являются составной частью комплекса показателей качества (рис. 2).


Рисунок 2. Структура показателей комфортности согласно нормативным документам

Повышение качества перевозок пассажиров невозможно без анализа отдельных категорий качества. Частные показатели качества обслуживания пассажиров социальными транспортом определяются на основе опросов, статистики, расчетов и результатов обследования пассажиропотоков. При этом мнение пассажиров имеет очень важное значение в ходе оценивании качества. Их предложения для повышения уровня обслуживания можно использовать как требования к качеству перевозок на автобусах [7].

Методы экспертных оценок, которые основываются на профессиональном, научном или практическом опыте специалистов (экспертов) – один из вариантов для оценки показателей комфортности обслуживания пассажиров городским автобусным транспортом.

Автобусный транспорт является наиболее распространённым видом наземного транспорта в городе Санкт-Петербург. Наглядное представление динамики перевозок на городском автобусном транспорте за пять лет изображено на гистограмме (рис. 3) [1], показывающей постепенный рост количества перевезенных пассажиров, который пропорционально соответствует росту населения. Однако в быстро развивающихся городах транспортная инфраструктура развивается несколько медленнее по сравнению с ростом новых микрорайонов и населения. Поэтому существует острая необходимость в совершенствовании и развитии пассажирских перевозок для обеспечения достойного уровня качества транспортных услуг.


Рисунок 3. Динамика количества перевезенных пассажиров на автобусном транспорте

В целях расширения существующей номенклатуры показателей качества транспортного обслуживания было предложено 30 показателей комфортности поездки в автобусе в совместной работе с Высоцкой М.С. «Разработка требований к системе показателей комфортности обслуживания пассажиров городским автобусным транспортом» [8].Проведенное исследование позволило расширить и уточнить систему показателей комфортности поездки в автобусе с учетом требований самих пассажиров.

На основании данного исследования хотелось бы выделить показатели, зависящие непосредственно от подвижного состава автотранспортных предприятий и наполнения автобуса техническими и прочими средствами. Перечень данных показателей намного шире тех, которые регламентированы нормативно-правовыми актами и представлен на рис. 4.

Рисунок 4
Рисунок 4. Структура показателей комфортности, зависящих от подвижного состава

Научная новизна. Изучив нормативные документы, литературные источники, а также проведя анкетирование среди пассажиров городского транспорта, в более ранней работе [8] система показателей комфортности была расширена до 30 единиц. На следующем этапе исследования было проведено априорное ранжирование данной системы, а затем в ходе анализа выявлено 11 показателей комфортности, которые по мнению пассажиров разных категорий (школьники, студенты, взрослые, пенсионеры) являются наиболее значимыми при поездке:

1) видимость номера подъезжающего автобуса (наличие светового табло с номером маршрута) (35 чел.);

2) чистота салона (33 чел.);

3) отсутствие шума в салоне автобуса, вызываемого работой двигателя и/или прочего шума (31 чел.);

4) плавность хода автобуса (31 чел.);

5) вежливость кондуктора (29 чел.);

6) наличие кондиционера (25 чел.);

7) читаемость таблички с названиями остановок с улицы (24 чел.);

8) комфортная температура воздуха в салоне автобуса (24 чел.);

9) отсутствие вибрации в салоне автобуса (23 чел.);

10) ширина прохода между сидениями и места для проезда стоя (22 чел.);

11) удобство (эргономичность) посадочных мест (20 чел.).

В скобках отмечено какое количество людей из опрашиваемых отметили высший ранг важности для каждого из показателей. Всего в опросе принимало участие 100 человек.

Разработка комплексного показателя комфортности при оценке организации пассажирских перевозок может быть основана на создании математической модели путем расчета весов показателей комфортности в зависимости от их значимости для разных категорий населения.

Для создания математической модели необходимо учесть весовой коэффициент в зависимости от категории граждан и их особенностей, так как не все показатели в равной степени важны для разных категорий пассажиров, весовой коэффициент в зависимости от процентного соотношения категорий граждан, пользующихся автобусным транспортом, средний ранг каждого показателя.

Комплексный показатель комфортности позволит оценить качество услуг транспортной организации и составить рейтинг подвижного состава, работающего на маршрутных сетях города. Данное мероприятие поможет отслеживать уровень транспортного обслуживания предприятий автобусного транспорта и своевременно принимать меры по его повышению.

Заключение. Таким образом,было проведено исследование существующих показателей, оценивающих качество перевозок городским автобусным транспортом. Особое внимание было уделено такому компоненту качества как комфортность перевозок на социальных маршрутах. Вопросы качества внутри транспортных средств еще недостаточно изучены, однако имеют большое значение при выборе средства передвижения пассажирами. Комплексный показатель комфортности позволит оценивать транспортные средства при выборе их транспортными предприятиями не только с точки зрения стоимостных и мощностных характеристик, но и с точки зрения комфорта для пассажиров. Таким образом, автобусы, а также маршруты, на которых они используются можно будет классифицировать по классам комфортности и расширить показатели, по которым происходит ранжирование подвижного состава.

Библиографический список:

1. Ведомственная статистика Комитета по транспорту за 2015-2019 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/statistic/ (дата обращения: 20.04.2021)
2. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества
3. ГОСТ Р 51825-2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования
4. ГОСТ 33555-2015 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний»
5. СанПиН 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»
6. Таубкин Г.В., Коптелов О.Г., Быкова Г.П. Планирование перевозок по результатам обследования пассажиропотоков // Транспортное дело России. 2015. № 3.
7. Показатели качества транспортного обслуживания пассажиров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/4-16904.html (дата обращения: 16.03.2021)
8. Показатели комфортности транспортного обслуживания в городских автобусах / Т.А. Менухова, М.С. Высоцкая, С.А. Коковина, Ю.В. Бородина // Транспортное дело России (ВАК), №1 (140), с. 237-241
9. Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 61-64. — URL https://moluch.ru/archive/35/3976/ (дата обращения: 12.01.20).
10. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Спирин – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
11. Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456042774 (дата обращения: 23.04.2021)
12. Спирин И.В. Городские автобусные перевозки: Справочник. – М.: Транспорт, 2010. – 238 с.
13. Лерман Е.Б. Организационно-экономический механизм регулирования деятельности предприятий городского пассажирского транспорта: Учебное пособие / Е.Б. Лерман. − Омск: СибАДИ, 2015. – 112 с.
14. Мейлер Л.Е. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2005. - 84 с.
15. Пассажирские перевозки: учебное пособие / сост. Т.А. Менухова, С.В. Егоров. − СПб.: Свое издательство, 2017. − 162 с.




Рецензии:

28.04.2021, 12:41 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Хорошо бы в "Научной новизне" указать последние достижения других авторов и (или) свои предыдущие.

29.04.2021 21:21 Ответ на рецензию автора Коковина Светлана Александровна:
Замечание было учтено, в раздел "научная новизна" были добавлены свои предыдущие достижения в более ранней работе.

30.04.2021, 8:22 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Содержательная и аргументированная статья, содержит все необходимые для научной статьи разделы, публикацию рекомендую.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх