Тольяттинский государственный университет
студент,
Вавилов Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет
УДК-35
Цель данной статьи – провести исследование и анализ основных особенностей президентской формы правления в России.
Задачи:
Методология: в данной статье используется сравнительный и правовой методы исследования.
Научная новизна: основной ценностью статьи является то, что в ней показаны основные доказательные характеристики президентской республики в РФ.
Основная часть
Президентская республика – выборная форма государственного управления, для которой характерно преобладание президента в структуре власти, объединение полномочий главы государства и главы правительства - коллегиального исполнительного органа. Основными альтернативами выступают парламентская и смешанная республика, исламская или социалистическая республика бывают крайне редко.
Характерной чертой президентской формы правления является избрание президента вне правительства, формирование правительства и его роспуск, также осуществляется президентом. При этом в ряде государств с президентской формой управления вопрос о полномочиях президента решается по-разному.
В начале 90-х гг. прошлого века после того как произошел распад СССР, Россия столкнулась с такой проблемой как построение нового государственного строя, которое придет на смену монархии и десятилетиям социалистической республики, по мнению многих, это должна быть совершенно новая и демократическая республика. Где главное, сосредоточиться на роли Президента РФ. Рассматривалось три варианта: президент с представительскими функциями, президент с реальными исполнительными функциями и президент как глава исполнительной власти. Первые два варианта были отклонены из-за опасений неэффективности работы президентства, и из-за того, что мог возникнуть авторитаризм [3]. Поэтому Конституция РФ 1993 года закрепила президентскую форму управления в России с обширными полномочиями Президента как главы государства и главы правительства.
Форма управления Российская Федерация является президентской республикой, но в то же время включает в себя характерные черты парламентских республик. В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что характер формы управления в России: «республиканская форма управления». Так в некоторых статьях (пункты: 3, 11, 80, 81, 83, 87, 86, 94, 96, 90, 102, 105, 103, и др.) говорится и перечисляется об основных положениях, относящихся к статусу Президента [5]. Анализируя их содержание, можно сделать вывод, что в РФ – президентская форма республиканского управления.
Основателем на переходном пути был М.С. Горбачев, лидер КПСС, который полагал, что советская и президентская формы управления могут быть объединены или хотя бы сосуществовать [5]. Но к сожалению, такие идеи только способствовали возрастанию в стране политического кризиса, и в итоге появилось несколько конфликтных зон, которые вплоть до принятия Конституции РФ 1993 года самым негативным образом влияли на политико-правовые и социально-экономические реформирования в постсоветской России.
Учитывая и тот факт, что РФ, как и в других президентских республиках, имеются отдельные черты парламентаризма [1]. Поэтому многие авторы делают вывод, что форма правления, которая имеется на сегодняшний день в РФ – это полупрезидентская республика со своими особенностями [5]. Если сравнивать с Францией, где также выражена полупрезидетская форма правления, можно сделать вывод, что президентская власть в России гораздо сильнее, а парламентская слабее, в то время как во Франции наоборот. Поэтому если сравнивать президентскую и полупрезидентскую форму управления, то можно сделать вывод, что Российская Федерация все-таки является президентской формой управления со своими особенностями и незначительными парламентарскими начинаниями. Но если считать, что само существование парламента делает форму управления полупрезидентской, то тогда можно говорить о том, что практически все президентские республики становятся полупрезидентскими. Если производить сравнение с мировым опытом входящих в констуциализм, то само по себе сочетание каких-либо элементов, характеристик сторон и две основные формы правлени,я то до определенного времени не происходит изменение ее целостности. Тоже самое, что и выбранность Президента происходит не парламентом, а самим народом, не превращая ее в полупрезедентскую, как и с Российской Федерацией: она не становится полупрезедентской из-за того, что Госдума имеет ограниченные полномочия за контролем Правительства.
Президент в РФ избирается путем всенародного голосования, что также показывает отношение к президентской форме управления [6]. Президент РФ является: Главой государства, гарантом Конституции РФ, а также прав и свободы гражданина Российской Федерации и человека, стоит на страже суверенитета нашей страны, а также на ее независимости и целостности. Президент России занимается также и обеспечением единого и совместного функционирования и взаимной работы органов государственной власти. Так же в обязанности президента входит определение главных направлений внешней и внутренней политики. Президент РФ является представителем как внутри страны, так и на международник встречах и отношениях. Исходя из этих общих положений можно сделать вывод, что Президент РФ играет огромную роль в системе государственной власти, и несет за собой всю ответственность и стимулирование развития будущего страны.
Президенту РФ присуща главная роль в развитии, формировании и работы непартийного правительства, что преимущественно важно для понятия президентской формы управления. Президент РФ независимо и без принятия участия парламента по представлению Председателя Правительства РФ ставит на должность и убирает с должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, несмотря на то, что даже в США, для этого необходимо одобрение Сената [8]. Председатель Правительства тоже назначается Президентом. Но парламент в данном случае имеет правом дать или не дать свое согласие на подобное назначение. Хотя даже это имеет весьма лимитированное право, которое оговорено Конституцией, а именно то, что Государственная Дума имеет шанс под угрозой роспуска только три раза отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, вследствие чего Президент имеет право на роспуск парламента, а также сам может назначать Председателя Правительства. Имеет место и то, что при обговорении кандидатуры на этот пост парламент проверяет именно личность, а не его программы работы Правительства, исходя из того, что последняя определяется Президентом РФ, он же и определяет основные направления работы во внутренней и внешней политике страны.
Все правительство непосредственно зависит от Президента, им же оно и контролируется, а также несет политическую ответственность. Президент может в любой момент по собственному желанию отправить в отставку Правительство, даже не сказав об этом премьер-министру. Такая ситуация была в 1998 году с отставкой Черномырдина В.С. [7], поэтому при избрании нового состава Государственной думы не предрасполагает к смене правительства, а при выборе президента имеет место быть. Так в Конституции РФ 1993 года Президент РФ не является главой исполнительной власти, но это не значит, что его основная роль при руководстве Правительством изменилась.
Президент напрямую сам направляет деятельность Правительства. Его распоряжения и указы обязательны для исполнения Правительством. Основной ряд важных министров находятся прямом подчинении Президенту. Президент руководит и формирует состав Совета Безопасности и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, он несет полное право по собственному желанию находиться на заседаниях Правительства, так же может отменять выбранные акты.
В ч. 1 ст. 103 и ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума имеет право проявить недоверие Правительству большинством голосов депутатов. В то же время Президент РФ, несмотря на нормы парламентарной республики, может не согласиться с этим решением Государственной Думы, в том случае если в течении трех месяц будет опять выражено недоверие по Правительству, то Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Тоже самое происходит тогда, когда Председатель Правительства сам ставит вопрос о доверии к Правительству.
Также Президент РФ выполняет решающую роль при назначении на должность Председателя Центрального банка РФ, так как он сам решает и представляет Государственной Думе кандидата на данную должность и поднимает вопрос об освобождении данной должности. В случае, если Государственная Дума не утверждает его кандидатуру, то Президент имеет право назначить его на должность исполняющего обязанности Председателя Центрального банка РФ.
Парламент может убрать с должности Президента РФ только в том случае, если было использовано основание выдвинутого обращения при государственной измене или если было совершенно тяжкое преступление и то, если будут соблюдены условия очень долгой и тяжелой процедуры, что и делает его трудным в применении. Таким же правом представительный орган обладает и в США [8]. Однако в это же время Президент имеет гораздо больше прав по роспуску Госдумы. Президент назначает сам выборы в Госдуму, в то время, как выборы в Президенты назначает Совет Федерации, который формируется без Президента и Госдумы.
Орган, который обеспечивает всю работу президента РФ, является Администрация президента. Основными задачами которого являются: обеспечение полномочий президента, контроль за исполнением его решений, подготовка решений для сохранности суверенитета страны и другие задачи, которые налагает Президент РФ. Руководителем Администрации Президента является непосредственно сам Президент РФ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в России преобладает президентская форма управления, а не парламентская. Президент имеет право самостоятельно издавать указы, которые обязательные для исполнения на территории страны, также он имеет право законодательной инициативы и право отлагательного вето в отношении принятых законов парламентом. Назначить референдум имеет право только Президент.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий