Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Спорт
Размещена 21.05.2021. Последняя правка: 22.05.2021.
Просмотров - 362

Привлечение студентов с диагнозом анемия к занятиям физической культуры и спорта с помощью методов ЛФК

Гусева Дарья Геннадьевна

Российский университет транспорта

студент

Плеханова Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт», Российский университет транспорта


Аннотация:
В данной статье показано, как с помощью методов лечебной физической культуры (ЛФК) можно организовать спортивные занятия в учебных заведениях для лиц с таким заболеванием, как анемия, а также здесь представлен ряд упражнений, которые преподаватель может включить в практику.


Abstract:
This article shows how using the methods of therapeutic physical culture (physical therapy), it is possible to organize sports classes in educational institutions for people with such a disease as anemia, and also presents a number of exercises that a teacher can include in practice.


Ключевые слова:
лечебная физическая культура (ЛФК); анемия; упражнения; физическая нагрузка; студенты

Keywords:
therapeutic physical culture (physical therapy); anemia; exercise; physical activity; students


УДК 796.011.3

Данная статья посвящена рассмотрению видов физической нагрузки, к которой можно привлекать учащихся, страдающих   анемией  разной степени тяжести.  Актуальность этого вопроса заключается в том, что в большинстве случаев  таких студентов спортивные врачи либо полностью освобождают от занятий физической культуры и спорта, либо относят к подготовительной группе с существенными ограничениями на физическую активность (запрет на длительный бег и т.д.).

Научная новизна работы заключается в том, что, используя методы лечебной культуры,  мы можем обеспечить необходимой физической нагрузкой молодежь.

Кровь – жизненно важная жидкость, которая течет по нашим венам и артериям. Наше тело содержит около  5-5,5 литров крови, которая постоянно перекачивается  по телу сердцем. Эта соединительная жидкость несет в себе кислород, питательные вещества; регулирует температуру тела, борется с инфекциями и избавляется от отходов жизнедеятельности организма. Когда что-то случается с вашей кровью, то это может оказать большое влияние на ваше здоровье и качество жизни.

Анемия – это синдром крови, при котором организм не получает достаточного количества кислорода из-за пониженного содержания гемоглобина.

Анемия имеет смешанный патогенез. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) основной причиной развития является  несбалансированное питание ( недостаток железа, витаминов), но также она проявляется вследствие онкологических заболеваний,  хронической кровопотери и инфекционных заболеваний. 

В большинстве случаев при легкой степени ярко выраженных признаков протекания болезни не наблюдается. По мере обострения / развития синдрома проявляются такие симптомы, как:

  • головокружение,
  • повышенная жажда и потливость,

а во время интенсивной физической активности:

  • судороги в коленях,
  • отдышка,
  • учащенное сердцебиение.

Особенно к группе риска развития анемии относятся подростки и молодежь, среди которых заболеваемость железодефицитной анемией возросла на 283%, составив 609%ₒ.[1]

Любое занятие спортом включает в себя подготовительную, основную и заключительную часть. При наличии студентов, приписанных к подготовительной группе, желательно заменять или упрощать упражнения, которые могли бы усугубить их физическое здоровье. При проработке сценария введения занятия преподаватель может включить упражнения из лечебной физической  культуры (ЛФК) при сердечно-сосудистых заболеваниях. ЛФК предназначена для адаптации организма к постепенной физической нагрузке, повышения работоспособности.

Особое внимание преподавателю необходимо уделить комплексу упражнений, направленных на разминку тела перед тренировкой, растяжку и разогрев мышц. Способом избегнуть психологического напряжения, возникающего из-за монотонности и однообразности разминочных упражнений, является включение в разминку нескольких «разогревающих» упражнений, каждое из которых продолжается относительно недолго, но в сумме они дают достаточное время и нагрузку для подготовки организма к интенсивной тренировочной работе[2].

В абсолютном большинстве учебных заведений для подготовки организма к предстоящей работе используются аэробные нагрузки (бег, прыжки на скакалке и т.п.). Но строго запрещено привлекать студентов, страдающих анемией, к бегу на высокой скорости и длительному.

Возможна замена бега ходьбой в быстром темпе. По усмотрению преподавателя вводную часть занятия можно составить полностью или частично из  разминочных упражнений ЛФК.

Упражнения, которые можно использовать в качестве разминки:

1)    В исходном положении человек сидит, руки лежат на коленях. Необходимо их поднимать и разводить в стороны. Этот цикл повторять несколько раз.

2)    В исходном положении человек сидит на стуле. Имитируя хождение, необходимо часто поднимать колени.

И пр.

В основной части занятия необходимо исключить упражнения, которые одновременно сочетают в себе и кардио, и силовую нагрузку (берпи/ бурпи и т.д.). Если представляется возможным, то применять упрощённые варианты упражнений и дать возможность студенту выполнять их в приемлемом для него темпе.

Примерный комплекс, который можно включить в практику для основной части занятия:

1)    Приседания с отягощением перед грудью

В исходном положении человек стоит прямо. Руки согнуты таким образом, чтобы локти были выдвинуты вперед, а  гантели касались плеч. Необходимо приседать до тех пор, пока бедра не будут параллельны полу.

2)    Сгибание рук с гантелями

В исходном положении человек стоит прямо, гантели находятся в руках, которые опущены и обращены тыльной стороной наружу. Сгибаем руки, и доводим гантели до уровня плеча.

3)    В исходном положении человек стоит около стены. Необходимо делать махи ногой от себя и вперед-назад.

Заключительная часть должна состоять из упражнений на расслабление, снятия нервного возбуждения. Здесь можно использовать как ходьбу в медленном темпе в течение нескольких минут, так и комплекс на растяжку мышц.

Общие требования, предъявляемые к физическим упражнениям для людей с заболеванием анемия:

  • дифференцированность и дозированность нагрузки;
  • отсутствие энергозатратных силовых элементов (упражнения с использованием гантелей большого веса, веса собственного тела);
  • умеренная интенсивность нагрузки  и времени выполнения;
  • постоянный контроль частоты пульса (в норме увеличение пульса должно составлять 25-30 единиц).

 

В заключении можно сказать, что данная статья носит рекомендательный характер. Безусловно,  важно привлекать к  физической активности в учебных заведениях студентов, относящихся к подготовительной и специальной группе здоровья.  Но это возможно только при условии обязательного соблюдения  рекомендаций врача, к которым относятся  ведение сбалансированного рациона,  употребление в пищу продуктов с высоким содержанием железа и железосодержащих препаратов. Регулярное использование в практике комплекса упражнений лечебной культуры может способствовать прогрессу лечения анемии.

Библиографический список:

1. Куликов А. М. Анемии у подростков // TERRA MEDICA NOVA. —2009. —№ 3. — С. 20-23
2. Гращенкова А.Н., О.Г.Осипова. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистых заболеваниях. Часть I: Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2016. — С. 12—38
3. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://physiotherapy.narod.ru/index/0-43 (дата обращения 18.05.2021)
4. Лечебная физкультура при сердечно-сосудистых заболеваниях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doktorkarasenko.ru/lechebnaya-fizkultura/lechebnaja-fizkultura-pri-serdechno-sosudistyh-zabolevanijah.html (дата обращения 18.05.2021)
5. Труднева М.И. Разминка как часть занятий физической культурой: Методические указания. — М.: МГУПС(МИИТ), 2014. — 18 с.




Комментарии пользователей:

21.05.2021, 22:06 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автору рекомендую ознакомится с общепринятыми медицинскими методами лечения анемии (mclinic-spb.ru/doctor/gematolog/zabolevania/1439-anemiya-malokrovie#:~:text=Анемия%20(малокровие)%20–%20группа%20клинико,при%20одновременном%20снижении%20количества%20эритроцитов..) Причины анемии зависят от вида заболевания. - нарушение продукции костным мозгом эритроцитов, чему могут способствовать онкологические и эндокринные заболевания, болезни почек, хронические инфекции, белковое истощение; - недостаток необходимых для выработки гемоглобина веществ: железа, фолиевой кислоты, витамина B12, в некоторых случаях витамина С, пиридоксина; - продолжительное острое либо хроническое кровотечение. Основные части эритроцитов способны восстанавливаться, но это не относится к железу. Сильная кровопотеря истощает его запасы в организме, что и приводит к анемии. Лечение железодефицитной анемии: - устранение причины дефицита железа; - соблюдение диеты с высоким содержанием железа; - прием препаратов железа; - переливания эритроцитной массы (при тяжелых формах). Лечение гемолитической анемии: - прием глюкокортикостероидов при аутоиммунных причинах; - прием иммунодепрессантов; удаление селезенки; - восполнение недостатка ферментов; - плазмаферез (удаление из крови плазмы, в которой содержатся токсические элементы); - переливание донорских эритроцитов; - трансплантация костного мозга и др. Лечение пернициозной анемии: - соблюдение диеты; - заместительная терапия препаратами B12. Лечение серповидноклеточной анемии: - повышение количества гемоглобина и эритроцитов; - устранение избытка железа в организме; - правильный образ жизни; - устранение болевого синдрома; - профилактика и лечение инфекционных заболеваний.


21.05.2021, 22:15 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автору данной статьи необходимо доработать статью, т.к. причинами хронически низкого уровня гемоглобина являются: - ослабление иммунитета; - снижение толерантности к физическим нагрузкам и повышение риска болезней сердца; - повышение риска гнойно-септических процессов в 2 раза.


Оставить комментарий


 
 

Вверх