Российский университет транспорта
студент
Плеханова Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт», Российский университет транспорта
УДК 796.011.3
Данная статья посвящена рассмотрению видов физической нагрузки, к которой можно привлекать учащихся, страдающих анемией разной степени тяжести. Актуальность этого вопроса заключается в том, что в большинстве случаев таких студентов спортивные врачи либо полностью освобождают от занятий физической культуры и спорта, либо относят к подготовительной группе с существенными ограничениями на физическую активность (запрет на длительный бег и т.д.).
Научная новизна работы заключается в том, что, используя методы лечебной культуры, мы можем обеспечить необходимой физической нагрузкой молодежь.
Кровь – жизненно важная жидкость, которая течет по нашим венам и артериям. Наше тело содержит около 5-5,5 литров крови, которая постоянно перекачивается по телу сердцем. Эта соединительная жидкость несет в себе кислород, питательные вещества; регулирует температуру тела, борется с инфекциями и избавляется от отходов жизнедеятельности организма. Когда что-то случается с вашей кровью, то это может оказать большое влияние на ваше здоровье и качество жизни.
Анемия – это синдром крови, при котором организм не получает достаточного количества кислорода из-за пониженного содержания гемоглобина.
Анемия имеет смешанный патогенез. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) основной причиной развития является несбалансированное питание ( недостаток железа, витаминов), но также она проявляется вследствие онкологических заболеваний, хронической кровопотери и инфекционных заболеваний.
В большинстве случаев при легкой степени ярко выраженных признаков протекания болезни не наблюдается. По мере обострения / развития синдрома проявляются такие симптомы, как:
а во время интенсивной физической активности:
Особенно к группе риска развития анемии относятся подростки и молодежь, среди которых заболеваемость железодефицитной анемией возросла на 283%, составив 609%ₒ.[1]
Любое занятие спортом включает в себя подготовительную, основную и заключительную часть. При наличии студентов, приписанных к подготовительной группе, желательно заменять или упрощать упражнения, которые могли бы усугубить их физическое здоровье. При проработке сценария введения занятия преподаватель может включить упражнения из лечебной физической культуры (ЛФК) при сердечно-сосудистых заболеваниях. ЛФК предназначена для адаптации организма к постепенной физической нагрузке, повышения работоспособности.
Особое внимание преподавателю необходимо уделить комплексу упражнений, направленных на разминку тела перед тренировкой, растяжку и разогрев мышц. Способом избегнуть психологического напряжения, возникающего из-за монотонности и однообразности разминочных упражнений, является включение в разминку нескольких «разогревающих» упражнений, каждое из которых продолжается относительно недолго, но в сумме они дают достаточное время и нагрузку для подготовки организма к интенсивной тренировочной работе[2].
В абсолютном большинстве учебных заведений для подготовки организма к предстоящей работе используются аэробные нагрузки (бег, прыжки на скакалке и т.п.). Но строго запрещено привлекать студентов, страдающих анемией, к бегу на высокой скорости и длительному.
Возможна замена бега ходьбой в быстром темпе. По усмотрению преподавателя вводную часть занятия можно составить полностью или частично из разминочных упражнений ЛФК.
Упражнения, которые можно использовать в качестве разминки:
1) В исходном положении человек сидит, руки лежат на коленях. Необходимо их поднимать и разводить в стороны. Этот цикл повторять несколько раз.
2) В исходном положении человек сидит на стуле. Имитируя хождение, необходимо часто поднимать колени.
И пр.
В основной части занятия необходимо исключить упражнения, которые одновременно сочетают в себе и кардио, и силовую нагрузку (берпи/ бурпи и т.д.). Если представляется возможным, то применять упрощённые варианты упражнений и дать возможность студенту выполнять их в приемлемом для него темпе.
Примерный комплекс, который можно включить в практику для основной части занятия:
1) Приседания с отягощением перед грудью
В исходном положении человек стоит прямо. Руки согнуты таким образом, чтобы локти были выдвинуты вперед, а гантели касались плеч. Необходимо приседать до тех пор, пока бедра не будут параллельны полу.
2) Сгибание рук с гантелями
В исходном положении человек стоит прямо, гантели находятся в руках, которые опущены и обращены тыльной стороной наружу. Сгибаем руки, и доводим гантели до уровня плеча.
3) В исходном положении человек стоит около стены. Необходимо делать махи ногой от себя и вперед-назад.
Заключительная часть должна состоять из упражнений на расслабление, снятия нервного возбуждения. Здесь можно использовать как ходьбу в медленном темпе в течение нескольких минут, так и комплекс на растяжку мышц.
Общие требования, предъявляемые к физическим упражнениям для людей с заболеванием анемия:
В заключении можно сказать, что данная статья носит рекомендательный характер. Безусловно, важно привлекать к физической активности в учебных заведениях студентов, относящихся к подготовительной и специальной группе здоровья. Но это возможно только при условии обязательного соблюдения рекомендаций врача, к которым относятся ведение сбалансированного рациона, употребление в пищу продуктов с высоким содержанием железа и железосодержащих препаратов. Регулярное использование в практике комплекса упражнений лечебной культуры может способствовать прогрессу лечения анемии.
Комментарии пользователей:
21.05.2021, 22:06 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Автору рекомендую ознакомится с общепринятыми медицинскими методами лечения анемии (mclinic-spb.ru/doctor/gematolog/zabolevania/1439-anemiya-malokrovie#:~:text=Анемия%20(малокровие)%20–%20группа%20клинико,при%20одновременном%20снижении%20количества%20эритроцитов..) Причины анемии зависят от вида заболевания. - нарушение продукции костным мозгом эритроцитов, чему могут способствовать онкологические и эндокринные заболевания, болезни почек, хронические инфекции, белковое истощение; - недостаток необходимых для выработки гемоглобина веществ: железа, фолиевой кислоты, витамина B12, в некоторых случаях витамина С, пиридоксина; - продолжительное острое либо хроническое кровотечение. Основные части эритроцитов способны восстанавливаться, но это не относится к железу. Сильная кровопотеря истощает его запасы в организме, что и приводит к анемии. Лечение железодефицитной анемии: - устранение причины дефицита железа; - соблюдение диеты с высоким содержанием железа; - прием препаратов железа; - переливания эритроцитной массы (при тяжелых формах). Лечение гемолитической анемии: - прием глюкокортикостероидов при аутоиммунных причинах; - прием иммунодепрессантов; удаление селезенки; - восполнение недостатка ферментов; - плазмаферез (удаление из крови плазмы, в которой содержатся токсические элементы); - переливание донорских эритроцитов; - трансплантация костного мозга и др. Лечение пернициозной анемии: - соблюдение диеты; - заместительная терапия препаратами B12. Лечение серповидноклеточной анемии: - повышение количества гемоглобина и эритроцитов; - устранение избытка железа в организме; - правильный образ жизни; - устранение болевого синдрома; - профилактика и лечение инфекционных заболеваний. |
21.05.2021, 22:15 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Автору данной статьи необходимо доработать статью, т.к. причинами хронически низкого уровня гемоглобина являются: - ослабление иммунитета; - снижение толерантности к физическим нагрузкам и повышение риска болезней сердца; - повышение риска гнойно-септических процессов в 2 раза. |