Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2021. Последняя правка: 25.05.2021.
Просмотров - 1576

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

Монич Елена Владиславовна

Бакалавриат

Сибирский федеральный университет

Студент

Демченко Ольга Сергеевна, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами, Сибирский федеральный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены перспективы развития цифровой экономики в современной России. Показана роль использования цифровых технологий в государственном управлении. Приводится статистика состояния цифровой экономики России в сравнении с другими странами, в которых довольно успешно внедрена цифровизация. Раскрывается, как конкретно цифровые технологии влияют на общество и государство.


Abstract:
The article discusses the prospects for the development of the digital economy in modern Russia. It also shows the role of using digital technologies in public administration. The article provides statistics on the position of the digital economy in Russia in comparison with other countries where digitalization has been quite successfully implemented. It reveals how exactly digital technologies affect society and the state.


Ключевые слова:
цифровая экономика; цифровая трансформация; суперсервисы; цифровизация; электронное правительство

Keywords:
digital economy; digital transformation; super services; digitalization; e-government


УДК 338.24

Введение

Мы живем в мире, где цифровые технологии распространяются быстрыми темпами. Более или менее понятно, какие выгоды это приносит частным лицам:
• стало проще и удобнее общаться и получать информацию.
• появились бесплатные цифровые продукты.
• возникли новые формы досуга.
• сложилось ощущение глубинной социальной взаимосвязи и глобальной общности.
Но оказывается, что развитые государства так же умеют извлекать значимые цифровые дивиденды в виде ускорения экономического роста, увеличения числа рабочих мест и повышения качества услуг.

Актуальность вопроса заключается в том, как на практике в России применить те преимущества цифровой экономики, которые в других странах мира довольно успешно внедрены и используются повсеместно как правительством, так и бизнесом.  

Цель данной статьи – проанализировать, какие изменения в цифровизации страны ождать в ближайшие четыре года, рассмотреть особенности процесса цифровизации в России.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены общие характеристики успешного внедрения цифровизации в странах-лидерах по уровню цифровой трансформации;
  2. Сравнен уровень развития цифровой экономики в России с мировыми лидерами в области цифровой революции;
  3. Рассмотрены проекты, направленные на создание цифровой экономики в России;
  4. Проанализировано, как конкретно внедрение цифровой экономики в систему государственного управления повлияет на общество и государство.

Научная новизна заключается в анализе влияния цифровых технологий на общество и государство и обобщении опыта внедрения цифровых технологий в странах-лидерах в области цифровой трансформации.

Основная часть

Цифровая экономика – это мощный двигатель развития экономики страны в целом, причем всех её отраслей, начиная от сельского хозяйства и заканчивая космической промышленностью, так как в любой сфере жизни есть место цифровой экономике.

В настоящее время Россия отстает от стран-лидеров по уровню развития цифровой экономики. Так, в нашей стране интернет в течение последних трех месяцев использовал 81% населения, в то время как в Южной Корее и Японии – 96%. При этом для обучения интернет использовался только в 3% случаев, для поиска работы – в 8% случаев. Только 49% российских организаций имеют веб-сайты, против 96% в Финляндии и 92% в Швеции. По индексу развития электронного правительства Россия занимает 32-е место в рейтинге из 193-х государств. 

Несмотря на то, что доля цифровых компаний в ВВП развитых стран не такая уж и большая (например, в США около 7%), влияние данных технологий на общество является более всеобъемлющим, его можно сравнить с энергетикой или транспортом, которые стали неотъемлемой частью инфраструктуры любой страны.

Влияние цифровых технологий на общество и государство заключается в следующем:

1) У компаний, работающих внутри страны, расширяются возможности для продажи своих товаров и услуг за рубеж.

Например, производителю качественных тканей из Красноярска ничего не мешает продавать свой товар потребителям в США, используя инфраструктуру «Amazon».

2) Повышается эффективность использования капитала за счет получения более качественной информации.

Например, современные алгоритмы бронирования авиабилетов и формирования ценообразования в режиме реального времени позволили авиакомпаниям примерно на треть повысить показатели загрузки самолетов.

3) Развивается конкуренция.

Слабые компании уходят, сильные остаются и развиваются. Например, наличие сайтов, позволяющих сопоставить цены на товары и услуги, позволяет потребителям находить оптимальные решения. Раньше, для того, чтобы купить, допустим, автомобиль, требовалось отправиться на несколько автомобильных рынков в своем городе и принимать решение только на основании увиденных предложений. Теперь есть возможность зайти на сайты-агрегаторы и сделать выбор из огромного количества вариантов по реальной рыночной стоимости.

4) Создаются новые рабочие места.

В самой сфере цифровых технологий создается не так много новых рабочих мест, зато они имеют высокую оплату труда. Основной эффект в части создания рабочих мест можно наблюдать в смежных областях. Например, активное развитие интернет торговли создает тысячи рабочих мест на предприятиях-производителях, компаниях, занимающихся транспортными услугами и доставкой.

5) Ускоряется движение рабочей силы на рынке.

Появление сервисов сравнения вакансий и резюме ускорило процессы перемещения рабочей силы внутри рынка и между рынками. Теперь большинство сотрудников могут в два клика разместить свое резюме и оценить спрос на свои услуги, при заданных параметрах квалификации и зарплаты.

6) Повышается производительность труда.

Если говорить об экономике в целом, то наиболее существенное воздействие интернета на отдельных людей заключается в том, что он повышает производительность труда работников. Передав рутинные и однообразные задачи автоматике, работники получают возможность сосредоточиться на тех видах деятельности, которые имеют более высокую прибавочную стоимость. Разумное применение массовых открытых онлайновых курсов или онлайновых механизмов обучения позволяет преподавателям уделять больше времени организации дискуссии и работы с отстающими учениками. Исследователи могут посвящать больше времени размышлениям и созданию инноваций, вместо того чтобы искать информацию или дублировать уже сделанное другими. Руководящим работникам становится проще работать с командами, находящимся, например, в других странах.

7) Улучшается качество государственного сервиса.

Государство тратит огромные ресурсы для обеспечения функционирования центров, оказывающих государственные услуги. В отличие от того же бизнеса, у государства нет конкуренции, и, как следствие, стимулов для инноваций. Но перевод, скажем, государственных услуг в электронный вид позволяет сократить государственные расходы на здания, зарплаты или же пересылку документов. А высвободившуюся экономию инвестировать в другие направления: здравоохранение, образование и т.д.

8) Расширяются возможности прямой коммуникации граждан и государства.

Например, уже сейчас сайт mos.ru позволяет москвичам оставить жалобу, допустим, на яму на дороге. Данная жалоба автоматически поступает в коммунальные службы, в регламентные сроки обращение будет отработано, сформируется электронный отчет. Такие сервисы позволяют улучшить взаимодействие граждан и органов государственного управления.

Какая цифровая трансформация предстоит России до 2024 года?

7 мая 2018 года президент России издал указ о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. В рамках данного документа зафиксированы следующие национальные цели: обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, ускорение технологического развития Российской Федерации. 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках данного документа описаны основные цели, результаты, сроки и ответственные за создание цифровой экономики у нас в стране до 2024 года. Национальный проект состоит из семи больших направлений деятельности, которые называются «Федеральные проекты». Рассмотрим пять из них:

1) Информационная инфраструктура.

Сюда входят мероприятия по развитию сетей связи, развитию системы российских центров обработки данных, внедрению цифровых платформ, работы с этими данными. Если удастся успешно реализовать данный федеральный проект, то у 97% семей в России появится доступ к широкополосному интернету. Сейчас таких семей около 75%. У 100% больниц, школ, колледжей будет доступ к интернету на высокой скорости. В стране начнут функционировать сети 5G.

2) Информационная безопасность.

Здесь располагаются мероприятия, обеспечивающие достижение высокой степени защищенности личности, общества и государства от различного рода информационных угроз. Например, в соответствии с данным федеральным проектом, планируется, что к 2024 году не менее 90% закупаемого программного обеспечения будет разработано отечественными компаниями. Это позволит нашей стране быть независимой от зарубежных разработчиков.

3) Цифровые технологии.

Сюда входят меры по развитию сквозных цифровых технологий и созданию спроса на российские разработки.

4) Кадры для цифровой экономики.

В рамках данного федерального проекта реализуются мероприятия по совершенствованию системы образования, чтобы на рынке труда становилось всё больше компетентных специалистов, которые способны решать задачи в рамках цифровой трансформации общества. Например, планируется обучение 10 миллионов россиян по программе цифровой грамотности, а общее количество выпускников вузов по специальностям, связанным с информационными технологиями, вырастет в три раза.

5) Нормативное регулирование.

Мероприятия направлены на создание новых и корректировку существующих нормативно-правовых актов для того, чтобы современные технологии могли развиваться в рамках правового поля.

Результаты

Согласно ключевым показателям данного федерального проекта:

• 70% взаимодействия граждан с государством будет переведено в цифровой вид (на данный момент лишь около 15%).

• 60% граждан будут иметь цифровое удостоверение личности.

• 25 значимых для гражданина государственных услуг будут переведены в цифровой вид (так называемые суперсервисы).

Совокупно создаваемые суперсервисы должны сэкономить гражданам страны 92 тысячи лет потерянного времени. В настоящий момент правительством страны утверждены 23 суперсервиса, которые должны быть запущенны в ближайшие годы.

Заключение

Цифровые технологии оказывают масштабное влияние на современное государство. Это влияние является инфраструктурным, предполагает создание условий для функционирования всех других отраслей экономики. Цифровая трансформация изменит облик экономики, обеспечит высокий темп экономического роста России, что послужит основанием для вхождения в десятку стран-лидеров.

Библиографический список:

1. Цифровая экономика 2020: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 112 с.
2. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» / МБРР, Всемирный банк, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf




Рецензии:

20.08.2021, 10:51 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Рецензия на статью «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ» авторов Е.В. Монич и О.С. Демченко 1. Авторы пишут: - «Актуальность вопроса заключается в том, как на практике в России применить … преимущества цифровой экономики», - «Цель данной статьи – проанализировать, какие изменения в цифровизации страны ождать в ближайшие четыре года, рассмотреть особенности процесса цифровизации в России». 2. К сожалению, в статье не приведены мероприятия, которые необходимо могли бы служить поставленной цели и как на практике применить преимущества цифровой экономики. 3. В целом в статье изложены те тенденции цифровизации, которые нашли свое отражение в приводимых авторами источниках. ВЫВОДЫ: А. Предлагается авторам дать определение категории «Цифровая экономика», Б. Привести описание тех новых мероприятий, которые могут способствовать достижению поставленной в статье цели. В. До устранения приведенных замечаний статью публиковать не рекомендуется. Тарханов О.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх