Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №93 (май) 2021
Разделы: Техника, Экономика, Управление и организация
Размещена 25.05.2021. Последняя правка: 26.05.2021.
Просмотров - 427

Методика оценки себестоимости с учётом простоев транспортных средств

Белова Анастасия Игоревна

Санкт-Петербургский Горный университет

магистрант

Менухова Татьяна Анатольевна, кандидат технических наук, доцент кафедры транспортно-технологических процессов и машин, Санкт-Петербургский Горный университет


Аннотация:
Простои, возникающие в процессе эксплуатации подвижного состава – это непроизводительное время, входящее в понятие время в наряде.Оно оплачивается водителю с учётом, установленной ставки за час или оклада, но никакой транспортной работы в этот момент не выполняется.Остаётся открытым вопрос того, каким именно образом повлияют простои в течение рабочего дня на итоговую себестоимость транспортирования и как это можно оценить в денежном выражении.


Abstract:
Downtime that occurs during the transportation is unproductive time.It is paid to the driver taking into account the established rate per hour or salary, but no transport work is performed at this time.It remains an open question of how downtime during the working day will affect the total cost of transportation and how it can be estimated in monetary terms.


Ключевые слова:
себестоимость перевозки; грузовые автомобильные перевозки; простои

Keywords:
unit cost of transportation; road transport; vehicles' downtime


УДК - 656.01

Введение. Эффективность использования транспортного средства может зависеть и определяться, с одной стороны совершенством его конструкции и соответствием условиям эксплуатации - транспортным, дорожным и климатическим [4]. С другой стороны, она зависит от организации перевозок: продолжительности суточного времени в наряде, количества дней работы в году, рациональной организации маршрутов перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ, продолжительности простоев при оформлении приема или сдачи груза, рациональной организации хранения, технического обслуживания и ремонта и т.д.

Актуальность. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли и снижение себестоимости продукции. Продукция в сфере транспорта - сама перевозка, соответственно себестоимость единицы транспортной работы должна стремиться к минимуму. Простои в течение рабочего дня, даже небольшие, негативно отражаются на себестоимости. На данный момент не представлено методики оценки себестоимости с учётом простоев, что затрудняет процесс аналитики и оптимизации перевозочного процесса./p>

Целью данного исследование является разъяснение последовательности действий для определения влияния простоев на конечную величину себестоимости единицы транспортной работы.

Задачи:
1. Исследование существующего методологического обеспечения в данной сфере.
2. Описание методов, используемых для оценки себестоимости.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 
1. Разработка ранее не существовавшей методики оценки себестоимости с учётом простоев транспортных средств.
2. Разработка плана выведения ранее не существоавшей регрессионной модели рассчёта себестоимости на основании данных о простоях. 

Существует множество печатных изданий по грузовым автомобильным перевозкам, в том числе учебники, пособия, монографии и т.д. Анализируя соответствующие источники по теме исследования, можно отметить, что на один и тот же вопрос могут быть не совсем одинаковые точки зрения и, соответственно, один и тот же показатель может быть оценён с применением различных методик.

В учебнике по грузовым автомобильным перевозкам А.В. Вельможина несомненно затронута тема снижения себестоимости перевозок, а также влияния различных техников-эксплуатационных факторов на это. Автор приводит развернутую формулу себестоимости транспортирования 1 тонны груза, выведенную из общеизвестного отношения суммы затрат к объёму перевозок. По мнению Вельможина А.В. грузоподъёмность транспортного средства и техническая скорость транспортного средства обратно пропорциональны себестоимости транспортирования. То есть снижение грузоподъёмности и снижение техническое скорости, по мнению автора, ведет к снижению себестоимости.

Автор представляет анализ влияния грузоподъёмности, технической скорости и длины ездки с грузом на величину себестоимости. Он поочередно принимает переменными величинами вышеуказанные параметры и предоставляет график соответствующих зависимостей.

Помимо этого в учебнике упоминается о том, что снижению себестоимости перевозки способствует снижение постоянных и переменных затрат, а также повышение производительности труда. Под повышением производительности труда Вельможин А.В. подразумевает увеличение коэффициента использования пробега и снижение времени простоя под погрузкой и разгрузкой. Но каким именно образом влияют простои на себестоимость, а также как при этом меняются показатели эффективности работы подвижного состава в пособии нет. 

В учебнике по грузовым перевозкам Горева А.Э. также прослеживается мысль о том, что снижения себестоимости можно добиться путём повышения производительности подвижного состава, за счёт сокращения простоев и снижения постоянных и переменных затрат. В учебнике представлен график зависимости себестоимости (постоянной и переменной составляющих) от грузоподъёмности. Но возвращаясь к тому, каким именно образом отразится снижение простоев транспортных средств на показателе себестоимости, в данном пособии не представлено. 

Практически в любом пособии по грузовым автомобильным перевозкам затрагиваются в той или иной мере показатели эффективности и себестоимости. Везде можно найти описательный момент ситуации с влиянием на себестоимость различных факторов, без предоставления каких либо методик и выведения результирующих показателей. Такие описания даны не только в вышеупомянутых учебниках, но и в пособии МАДИ Беляева В.М., учебном пособии по экономике на автомобильном транспорте Напхоненко Н.В. и другие.

Для оценки использования подвижного состава используются различные показатели, такие как: коэффициент технической готовности, коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъёмности и др [5]. Но все эти коэффициенты не отражают то, как использовался автомобиль в процессе рабочего дня.Для этого используется коэффициент использования рабочего времени.

Сокращение времени в движении ведёт к уменьшению коэффициента использования рабочего времени[2], можно констатировать, что это повлияет на среднюю продолжительность рабочего дня. А чем меньше средняя продолжительность рабочего дня тем меньше количество дней, отработанных одной единицей подвижного состава.

Методом цепных подстановок [1] можно оценить влияние коэффициента использования рабочего времени на грузооборот. Данный метод предполагает расчёт базисного значения грузооборота и отчётного. Но при расчёте отчетного значения меняется только оцениваемый показатель (в данном случае – коэффициент использования рабочего времени). Так мы можем узнать как изменился грузооборот при изменении показателя коэффициента использования рабочего времени.

Далее необходимо понять, какое влияние оказало значение грузооборота на уменьшение(увеличение) значения себестоимости. Влияние можно оценить методом исчисления разниц [1].

Необходимо отметить, что рассчитывая себестоимость за отчётный год, мы подставляем значение грузооборота с учётом влияния только коэффициента использования рабочего времени, а не фактический в отчётном году. На значение показателя грузооборота влияют не только простои в течении рабочего дня, но и коэффициент использования пробега, количество отработанных дней в году, грузоподъемность транспортных средств и другие.
После расчёта влияния можно сделать вывод о том, на сколько грузооборот повлиял на величину себестоимости. Рассчитав результирующий коэффициент сравнения (отношение отчетного значения себестоимости к базовой), можно сделать вывод о том, во сколько раз увеличилась (уменьшилась) себестоимость.

Имея данные какого-либо предприятия, осуществляющего грузовые перевозки, по простоям и другим техникоэксплуатационным показателям, можно рассчитать как при разных значениях простоев менялась себестоимость. Затем проведя корреляционно-регрессионный анализ можно вывести уравнение регресии оценки себестоимости вида:

С=aX+b

где X - значние времени нахождения в простое в течение рабочего дня, ч; a и b - коэффициенты регрессии.

Заключение. Данная методика доказывает наличие связи простоев и себестоимости. На практике, имея соответствующие данные (количество единиц подвижного состава, время в наряде, время простоев, время в движении, грузоподёемность транспортных средств и др.), можно вывести регрессионную модель, оценивающую изменение себестоимости с учётом времени в простое.

Методика разработана с целью упрощения анализа работы предприятия, а также выявления причин изменения себестоимости, которая является основой формирования тарифов на перевозку.

Библиографический список:

1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений/ Александр Афанасьевич Батурин; Под ред. З.И. Аксеновой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
2. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов/ А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. – 3-е изд., испр. – М.: Горячая линия – Телеком, 2016. – 560 с.
3. Дементьева Т.В. Проблемы простоя автомобильного транспорта сегодня. Рассмотрение современного подхода к их решению.
4. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 544 с.
5.Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.




Рецензии:

25.05.2021, 17:27 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Сформулируйте чётко, в чём научная новизна, иначе ещё один вариант оценки получается.

26.05.2021 12:12 Ответ на рецензию автора Белова Анастасия Игоревна:
Виктор Аронович, замечания учтены и исправлены.

26.05.2021, 17:30 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья изложена достаточно полно, является актуальной, публикацию рекомендую.



Комментарии пользователей:

4.06.2021, 14:08 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Каким образом применяется методика связи простоев и себестоимости относительно транспортировки спец. автомашиной опасных грузов, например радиоактивных грузов. Транспортировка опасных грузов проводится не ежедневно, а периодически с простоями, в то время как автор пишет "Методика разработана с целью упрощения анализа работы предприятия"


4.06.2021, 18:57 Белова Анастасия Игоревна
Отзыв: Улугбек Товфикович, данная статья написана по магистерской диссертации, где исследовалось влияние простоев на себестоимость в течение времени в наряде, это указано в статье. Здесь не учитываются, как вы отметили, периодические простои, а также простои транспортных средств в ремонте. Также, хочу добавить, что апробация методики проводилась на предприятии, осуществляющем регулярные перевозки строительных грузов самосвалами.


4.06.2021, 19:43 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Уважаемый автор, рекомендую написать "Методика разработана с целью упрощения анализа работы предприятия по транспортировке строительных грузов".


6.06.2021, 21:29 Белова Анастасия Игоревна
Отзыв: Углугбек Товфикович, спасибо за рекомендацию.


7.06.2021, 9:52 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статью рекомендую к пубикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх