Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология
Размещена 25.05.2021. Последняя правка: 25.05.2021.
Просмотров - 165

Социологический портрет современного представителя Совета министров Республики Беларусь

Ёдко Наталья Александровна

нет

Белорусский государственный экономический университет

студентка

Киселёв Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, Белорусский государственный экономический университет


Аннотация:
Создан социологический портрет члена Совета министров Республики Беларусь. Выявлены основные параметры представителя исполнительной власти Республики Беларусь.


Abstract:
A sociological portrait of a member of the Council of Ministers of the Republic of Belarus has been created. The main parameters of the representative of the executive power of the Republic of Belarus are revealed.


Ключевые слова:
социальный «портрет»; государственная служба; исполнительная власть; министр

Keywords:
social «portrait»; civil service; executive power; minister


УДК 323

Введение.
В первую очередь, становление и функционирование государств зависит от эффективной работы механизма государства, т.е. системы государственных органов и учреждений, призванных обеспечивать выполнение его функций и задач.

Актуальность  органа исполнительной власти связана не только с поиском идеальной модели правительства, но и с определением механизма ее функционирования, точнее субъектов, призванных представлять и осуществлять возлагающие на них задачи и функции.

В Республике Беларусь (далее – РБ) формирование Правительства относится к одной из ключевых компетенций Президента. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов [1].

В рамках данной работы рассматриваются: премьер-министры, заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов.

Основной целью работы является составление на основе созданной базы данных обобщенного портрета представителя исполнительной власти Республики Беларусь.

Методы: общенаучные.

Научной новизной является созданный социологический портрет государственного служащего, выявление параметров на место в Совете министров Республики Беларусь.

Основной текст

На основе имеющихся данных были выделены следующие категории, по которым составлялся статистический портрет: пол, средний возраст при назначении на должность министра, место рождения, образование (уровень образования, наличие ученой степени, первое образование (учебное заведение), получение образования в Академии управления при Президенте РБ, место работы (первое рабочее место, работа, предшествующая занятию должности в правительстве, работа после снятия с должности), служба в армии,  партийность.

Общее количество министров (2003 г. – настоящее время) Правительств Республики Беларусь составляет 253 человека. Однако учитывается в этой работе 145 министров, так как в силу значительного отсутствия информации о 4 министрах, не удалось найти сведения по ряду категорий (год рождения, место работы, должность и др.). Кроме того, 104 министра занимали одну и ту же должность на протяжении нескольких лет и входили в состав разных Правительств. В данный период входят 5 Правительств: Правительство Сергея Сидорского, Михаила Мясниковича, Андрея Кобякова, Сергея Румаса и Романа Головченко.

В рассматриваемом промежутке времени в Совете министров состоит 141
мужчина (97,2%) и 4 женщины (2,8%), средний возраст назначения на
должность которых составляет 51 год.

Особый интерес представляет изучение место рождения министров. В отличие от депутатов местных Советов депутатов министры осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и работают в столице РБ – Минске. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: значительная часть министров являлись уроженцами Гродненской (16,5%), Могилевской (14,4%), Минской (15,7%) и Гомельской (11,7%) областей. Незначительная часть – Брестской (7,5%) и Витебской (8,2%). В свою очередь, 23 (15,9%) министра являются уроженцами других республик СССР. В территориальном разрезе картина выглядит следующим образом: 10,3% – родились в столице республики, 10,3% – в областных центрах, в районных – 24,8%, в поселке городского типа – 2,8%, в сельских населенных пунктах – 35,9%.

Одним из базовых компонентов любого социального портрета является образование. По имеющимся данным можно отметить следующее: высшее учебное заведение окончили все министры (145 – 100%). Наиболее встречающимися профилями первого высшего являются строительно- технический (33,8%) и военный (16,6%). Кроме этого, 21 (14,5%) министр окончил экономический профиль, сельскохозяйственный – 15 (10,4%), педагогический – 10 (6,9%), медицинский – 8 (5,5%). В наименьшей степени представлены профили: юридический – 6 министров (4,1%) физико- математический – 4 (2,8%), социально-гуманитарный – 3 (2%), международный – 2 (1,4%), географический – 2 (1,4%) и исторический – 1 (0,6%)

Перед получением первого высшего образования 18 человек оканчивали среднее специальное (12,4%). При получении средне специального образования 10 человек отдавали свое предпочтение строительно-техническому профилю (55,6%), профилю силовых структур – 4 (22,2%) и медицинскому – 2 (11,1%) [2]. Небольшое количество министров оканчивали сельскохозяйственный – 1 (5,6%) и юридический – 1 (5,6%) профили. Кроме этого, второе высшее образование имеют 108 министров (74,4%), 65 из них окончили в качестве второго высшего заочно Академию управления при Президенте Республики Беларусь (далее – АУпПРБ) (60,1%).

Доминирующими профилями при получении второго высшего не включая АУпПРБ, являются профиль силовых структур – 18 (16,7%) человек, управленческий – 9 (8,3%) (Минская высшая партийная школа (далее – МВПШ), Академия общественных наук при ЦК КПСС готовили будущих работников КПБ)) и экономический – (5,6%); в наименьшей степени представлены юридический – 3 (2,8%), международный – 3 (2,8%), социально-гуманитарный – 2 (1,9%), медицинский – 1 (0,9%) и строительно-технический – 1 (0,9%) профили.

Небольшая часть министров закончили третье высшее – 17 человек (11,7%), девять из них АУпПРБ заочно (52,9%). Наиболее преобладающим профилем является военный – 5 (29,4%). По одному министру (5,9%) окончили юридический, управленческий и социально-гуманитарный профили. Министры, которые имеют ученую степень составляет 16,6%, что свидетельствует о снижении значимости по сравнению с начальным периодом и не оказывает влияние на дальнейшую административную карьеру.

Рассматривая партийность, наблюдается небольшое количество членов политических партий – 10,3%, 12 из них имели опыт работы в КПСС (80%). Преобладающим было членство в КПБ. Лишь 1 человек (6,7%) в Объединенной гражданской партии и 2 (13,3%) в Белорусской аграрной партии. Доля беспартийных составляет 89,7%. Исходя из этого, приходим к выводу, что в настоящее время членство в политической партии не имеет значения для работы в органе исполнительной власти. Общее количество служивших – 37,2% (54 человек), 28 из них – кадровые военные (51,9%), 26 министров проходили военную службу в армии (48,1%) [3, с. 115].

Первое рабочее место министров связано со строительно-технической сферой – 29%, работой в силовых структурах – 18,6%, сферой образования – 11%, сельскохозяйственной – 7,6% и деятельностью в государственных органах – 6,2%. В медицинской сфере осуществляли свою деятельность 7 министров (4,8%), в сфере управления и бизнеса – 3,4%, в научной сфере – 3,4%.

Наименьшее количество министров представлено на комсомольской работе – 1,4%. Стаж работы до назначения на должность в Правительстве составляет 25 лет. В свою очередь, 15 (10,3%) министров начинали свой трудовой путь в разных сферах и на различных должностях, например, рабочий завода, шофер, корреспондент и др.

Деятельность, предшествующая занятию должности в составе правительства, была в основном связана с деятельностью в министерствах (24,8%), государственных комитетах (9,7%), в органах местного управления и самоуправления (11,7%) и работой в Администрации Президента (8,3%).

Кроме того, 12 человек осуществляли свою деятельность в сфере управления и бизнеса (8,3%), в международной деятельности – 4,1%, в Совете безопасности Республики Беларусь – 4,1%.

Работали в сфере образования 5 министров (3,4%), в силовых структурах – 2,8%, 4 министра были депутатами в парламенте – 2,8%. Небольшое количество человек до назначения на должность были заместителями Премьер-министра – 2%. Работали в аппарате Совета министров, общественных организациях и объединениях и в различных банках – по 1,4% соответственно. Научной деятельностью занимались 3 министра (2%). Незначительная часть министров работала в медицинской сфере, в Аппарате управления делами Президента и в Совете по развитию предпринимательства – по одному человеку (0,7%). В свой черед, один человек занимал должность Премьер- министра – 0,7%.

Освобожденные от должности министры продолжили трудовую деятельность в основном в международной сфере (10,3%) (вкл.: послы, советники-посланники при посольстве и др.), в сфере управления и бизнеса (6,2%) и в органах местной власти (6,2%). Кроме того, 8 человек стали работать в Администрации Президента (5,5%), 6 человек после снятия с должности были назначены заместителями Премьер-министра (4,1%). В сфере образования и Совете безопасности в Республики Беларусь – 2,8%. Деятельность в общественных организациях и объединениях и в различных банках по 2%. Депутаты парламента – 1,4%, работа в государственном комитете – 0,7%. Один человек после снятия с должности был назначен Премьер-министром (0,7%).

Таким образом, исследуя данный промежуток времени, можно составить следующий социологический портрет: мужчина 51 год, родившийся преимущественно в сельском поселении (35,9%) Гродненской области (16,5%). Рассматривая уровень образование и его профессиональной направленности, то здесь стоит отметить, что первое высшее образование получено по строительно-техническому профилю (33,8%) и второе высшее (74,4%) по профилю силовых структур (16,7%). Представитель Совета министров беспартийный, служивший, является кадровым военным (51,9%).

 Начало трудовой деятельности, как правило, связано с полученным профилем образования – строительно-технический (29%). Накануне назначения на руководящую должность в Правительстве уже имелся опыт работы в структуре исполнительной власти (34,5%). Дальнейшая карьера складывалась в международной сфере в качестве посла государства или же советника-посланника при посольстве – 10,3%.

Библиографический список:

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 64 с.
2. Совет министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/. – Дата доступа:10.04.2021.
3. Чекалова, И.В. Кто есть Кто в Республике Беларусь / И.В. Чекалова. – М.: Энциклопедикс, 2016. – 152 с.




Рецензии:

26.05.2021, 10:53 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Ёдко Натальи Александровны представляет редкий подход к социальным показаниям граждан, удостоившихся управленческой работы в министерствах. Автором представлены изначальная специализация, наращивание профессионализма, региональные представительства с обилием числовых показателей. Хотя состав работников министерств определяется не избирателями, народу стоит знать о приведенных показателях. Это обстоятельство оправдывает публикацию выполненной работы. Но населению не менее важно также знать: о национальной принадлежности министерских работников, степени их материальной состоятельности – богатства. С ними партийность, если страна многопартийная. С учетом того, что в Российской Федерации примерно10% губернаторов попали под суд, интересно знать об уважении работниками министерств действующих законов. Объем текста и скромный состав библиографии такие дополнения не исключают. Представление аннотаций желательно заканчивать точками.

26.05.2021 13:13 Ответ на рецензию автора Ёдко Наталья Александровна:
Здравствуйте! В рамках данной работы были выделены такие критерии для составления портрета министра. Про партийность сказано. Про библиографический список, бралась основная информация о них и на основе ее создавалась база данных, проводилась кодировка.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх