-
Белорусский государственный экономический университет
студентка
Киселёв Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, Белорусский государственный экономический университет
УДК 323
Введение.
В первую очередь, становление и функционирование государств зависит от эффективной работы механизма государства, т.е. системы государственных органов и учреждений, призванных обеспечивать выполнение его функций и задач.
Актуальность органа исполнительной власти связана не только с поиском идеальной модели правительства, но и с определением механизма ее функционирования, точнее субъектов, призванных представлять и осуществлять возлагающие на них задачи и функции.
В Республике Беларусь (далее – РБ) формирование Правительства относится к одной из ключевых компетенций Президента. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов [1].
В рамках данной работы рассматриваются: премьер-министры, заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов.
Основной целью работы является составление на основе созданной базы данных обобщенного портрета представителя исполнительной власти Республики Беларусь.
Методы: общенаучные.
Научной новизной является созданный социологический портрет государственного служащего.
Основной текст
На основе имеющихся данных были выделены следующие категории, по которым составлялся статистический портрет: пол, средний возраст при назначении на должность министра, место рождения, образование (уровень образования, наличие ученой степени, первое образование (учебное заведение), получение образования в Академии управления при Президенте РБ, место работы (первое рабочее место, работа, предшествующая занятию должности в правительстве, работа после снятия с должности), служба в армии, партийность.
Общее количество министров (2003 г. – настоящее время) Правительств Республики Беларусь составляет 253 человека. Однако учитывается в этой работе 145 министров, так как в силу значительного отсутствия информации о 4 министрах, не удалось найти сведения по ряду категорий (год рождения, место работы, должность и др.). Кроме того, 104 министра занимали одну и ту же должность на протяжении нескольких лет и входили в состав разных Правительств. В данный период входят 5 Правительств: Правительство Сергея Сидорского, Михаила Мясниковича, Андрея Кобякова, Сергея Румаса и Романа Головченко.
В рассматриваемом промежутке времени в Совете министров состоит 141
мужчина (97,2%) и 4 женщины (2,8%), средний возраст назначения на
должность которых составляет 51 год.
Особый интерес представляет изучение место рождения министров. В отличие от депутатов местных Советов депутатов министры осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и работают в столице РБ – Минске. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: значительная часть министров являлись уроженцами Гродненской (16,5%), Могилевской (14,4%), Минской (15,7%) и Гомельской (11,7%) областей. Незначительная часть – Брестской (7,5%) и Витебской (8,2%). В свою очередь, 23 (15,9%) министра являются уроженцами других республик СССР. В территориальном разрезе картина выглядит следующим образом: 10,3% – родились в столице республики, 10,3% – в областных центрах, в районных – 24,8%, в поселке городского типа – 2,8%, в сельских населенных пунктах – 35,9%.
Одним из базовых компонентов любого социального портрета является образование. По имеющимся данным можно отметить следующее: высшее учебное заведение окончили все министры (145 – 100%). Наиболее встречающимися профилями первого высшего являются строительно- технический (33,8%) и военный (16,6%). Кроме этого, 21 (14,5%) министр окончил экономический профиль, сельскохозяйственный – 15 (10,4%), педагогический – 10 (6,9%), медицинский – 8 (5,5%). В наименьшей степени представлены профили: юридический – 6 министров (4,1%) физико- математический – 4 (2,8%), социально-гуманитарный – 3 (2%), международный – 2 (1,4%), географический – 2 (1,4%) и исторический – 1 (0,6%)
Перед получением первого высшего образования 18 человек оканчивали среднее специальное (12,4%). При получении средне специального образования 10 человек отдавали свое предпочтение строительно-техническому профилю (55,6%), профилю силовых структур – 4 (22,2%) и медицинскому – 2 (11,1%) [2]. Небольшое количество министров оканчивали сельскохозяйственный – 1 (5,6%) и юридический – 1 (5,6%) профили. Кроме этого, второе высшее образование имеют 108 министров (74,4%), 65 из них окончили в качестве второго высшего заочно Академию управления при Президенте Республики Беларусь (далее – АУпПРБ) (60,1%).
Доминирующими профилями при получении второго высшего не включая АУпПРБ, являются профиль силовых структур – 18 (16,7%) человек, управленческий – 9 (8,3%) (Минская высшая партийная школа (далее – МВПШ), Академия общественных наук при ЦК КПСС готовили будущих работников КПБ)) и экономический – (5,6%); в наименьшей степени представлены юридический – 3 (2,8%), международный – 3 (2,8%), социально-гуманитарный – 2 (1,9%), медицинский – 1 (0,9%) и строительно-технический – 1 (0,9%) профили.
Небольшая часть министров закончили третье высшее – 17 человек (11,7%), девять из них АУпПРБ заочно (52,9%). Наиболее преобладающим профилем является военный – 5 (29,4%). По одному министру (5,9%) окончили юридический, управленческий и социально-гуманитарный профили. Министры, которые имеют ученую степень составляет 16,6%, что свидетельствует о снижении значимости по сравнению с начальным периодом и не оказывает влияние на дальнейшую административную карьеру.
Рассматривая партийность, наблюдается небольшое количество членов политических партий – 10,3%, 12 из них имели опыт работы в КПСС (80%). Преобладающим было членство в КПБ. Лишь 1 человек (6,7%) в Объединенной гражданской партии и 2 (13,3%) в Белорусской аграрной партии. Доля беспартийных составляет 89,7%. Исходя из этого, приходим к выводу, что в настоящее время членство в политической партии не имеет значения для работы в органе исполнительной власти. Общее количество служивших – 37,2% (54 человек), 28 из них – кадровые военные (51,9%), 26 министров проходили военную службу в армии (48,1%) [3, с. 115].
Первое рабочее место министров связано со строительно-технической сферой – 29%, работой в силовых структурах – 18,6%, сферой образования – 11%, сельскохозяйственной – 7,6% и деятельностью в государственных органах – 6,2%. В медицинской сфере осуществляли свою деятельность 7 министров (4,8%), в сфере управления и бизнеса – 3,4%, в научной сфере – 3,4%.
Наименьшее количество министров представлено на комсомольской работе – 1,4%. Стаж работы до назначения на должность в Правительстве составляет 25 лет. В свою очередь, 15 (10,3%) министров начинали свой трудовой путь в разных сферах и на различных должностях, например, рабочий завода, шофер, корреспондент и др.
Деятельность, предшествующая занятию должности в составе правительства, была в основном связана с деятельностью в министерствах (24,8%), государственных комитетах (9,7%), в органах местного управления и самоуправления (11,7%) и работой в Администрации Президента (8,3%).
Кроме того, 12 человек осуществляли свою деятельность в сфере управления и бизнеса (8,3%), в международной деятельности – 4,1%, в Совете безопасности Республики Беларусь – 4,1%.
Работали в сфере образования 5 министров (3,4%), в силовых структурах – 2,8%, 4 министра были депутатами в парламенте – 2,8%. Небольшое количество человек до назначения на должность были заместителями Премьер-министра – 2%. Работали в аппарате Совета министров, общественных организациях и объединениях и в различных банках – по 1,4% соответственно. Научной деятельностью занимались 3 министра (2%). Незначительная часть министров работала в медицинской сфере, в Аппарате управления делами Президента и в Совете по развитию предпринимательства – по одному человеку (0,7%). В свой черед, один человек занимал должность Премьер- министра – 0,7%.
Освобожденные от должности министры продолжили трудовую деятельность в основном в международной сфере (10,3%) (вкл.: послы, советники-посланники при посольстве и др.), в сфере управления и бизнеса (6,2%) и в органах местной власти (6,2%). Кроме того, 8 человек стали работать в Администрации Президента (5,5%), 6 человек после снятия с должности были назначены заместителями Премьер-министра (4,1%). В сфере образования и Совете безопасности в Республики Беларусь – 2,8%. Деятельность в общественных организациях и объединениях и в различных банках по 2%. Депутаты парламента – 1,4%, работа в государственном комитете – 0,7%. Один человек после снятия с должности был назначен Премьер-министром (0,7%).
Таким образом, исследуя данный промежуток времени, можно составить следующий социологический портрет: мужчина 51 год, родившийся преимущественно в сельском поселении (35,9%) Гродненской области (16,5%). Рассматривая уровень образование и его профессиональной направленности, то здесь стоит отметить, что первое высшее образование получено по строительно-техническому профилю (33,8%) и второе высшее (74,4%) по профилю силовых структур (16,7%). Представитель Совета министров беспартийный, служивший, является кадровым военным (51,9%).
Начало трудовой деятельности, как правило, связано с полученным профилем образования – строительно-технический (29%). Накануне назначения на руководящую должность в Правительстве уже имелся опыт работы в структуре исполнительной власти (34,5%). Дальнейшая карьера складывалась в международной сфере в качестве посла государства или же советника-посланника при посольстве – 10,3%.
Рецензии:
26.05.2021, 10:53 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Ёдко Натальи Александровны представляет редкий подход к социальным показаниям граждан, удостоившихся управленческой работы в министерствах. Автором представлены изначальная специализация, наращивание профессионализма, региональные представительства с обилием числовых показателей. Хотя состав работников министерств определяется не избирателями, народу стоит знать о приведенных показателях. Это обстоятельство оправдывает публикацию выполненной работы. Но населению не менее важно также знать: о национальной принадлежности министерских работников, степени их материальной состоятельности – богатства. С ними партийность, если страна многопартийная. С учетом того, что в Российской Федерации примерно10% губернаторов попали под суд, интересно знать об уважении работниками министерств действующих законов. Объем текста и скромный состав библиографии такие дополнения не исключают. Представление аннотаций желательно заканчивать точками.