Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №93 (май) 2021
Разделы: Экономика
Размещена 27.05.2021. Последняя правка: 26.05.2021.
Просмотров - 283

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Корнейчик Дарья Владимировна

Полесский Государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский Государственный университет


Аннотация:
В статье проводится анализ и оценка расходов республиканского бюджета Республики Беларусь. Анализ расходов республиканского бюджета представлен за 2018-2021 гг.


Abstract:
The article analyzes and evaluates the expenditures of the republican budget of the Republic of Belarus. The analysis of expenditures of the republican budget is presented for 2018-2021.


Ключевые слова:
республиканский бюджет; расходы; дефицит; профицит

Keywords:
republican budget; expenditures; deficit; surplus


УДК 336.5

Введение: Бюджетное финансирование социальной и производной сферы играет большую роль, так как недостаточное финансирование может снизить не только экономический рост, но и качество жизни населения. Стратегические направления расходов государственного бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.

Актуальность данной темы заключается в том, что расходы бюджета играют важную роль в социальном, экономическом развитии государства, что обеспечивает поддержание устойчивого финансового положения страны в целом.

Цель статьи – анализ состояния расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрена структура и динамика изменения расходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Не мало важное место в бюджетной системе Республики Беларусь занимает республиканский бюджет.

За счет его средств финансируются мероприятия, имеющие общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства. От оптимальности его структуры и эффективности исполнения зависит достижение основных макроэкономических параметров развития государства.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Состав и структура расходов республиканского бюджета в значительной степени определяется финансовой политикой государства [1].

Исследуем на рисунке 1 динамику расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2018-2021 гг., которая сложилась в следующем объеме:

Рисунок 1 – Динамика расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2018-2021 гг., млн. руб.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [2,3,4,5].

Данные, представленные на рисунке 1, показывают ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь. Так в 2019 году они планировались в сумме 21 146,6 млн. руб., что по сравнению с 2018 годом больше на 1 418,1 млн. руб.  В 2020 году расходы предполагались в сумме 25 890,8 млн. руб., что на 1 458,9 млн. руб. меньше, чем в 2021 году.

Рассмотрим подробнее расходы республиканского бюджета по функциональной классификации за 2018-2021 гг.

Таблица 1 – Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2018-2021 гг., млн. руб.

Показатель

2018

2019

2020

2021

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

сумма

млн. руб.

уд. вес, %

Общегосудар-ственная деятельность

10 020,9

50,7

10 359,7

47,1

12 506,0

49,2

13 366,4

48,9

Национальная оборона

1 104,7

5,6

1 240,1

5,5

1 319,2

5,2

1 462,8

5,3

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 120,8

10,7

2 312,2

10,6

2 479,2

9,8

2 772,7

10,1

Национальная экономика

2 473,8

12,5

3 214,1

14,6

3 532,5

13,9

3 721,5

13,6

Охрана окружающей среды

81,0

0,4

93,0

0,4

100,8

0,4

107,0

0,4

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

14,8

0,07

102,4

0,5

502,9

2,0

388,9

1,4

Здравоохранение

895,0

4,6

1 019,9

4,6

1 274,1

5,0

1 668,3

6,1

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

389,0

1,93

633,4

2,9

511,0

2,0

508,3

1,9

Образование

877,4

4,4

1 047,8

4,9

1 178,7

4,6

1 291,0

4,8

Социальная политика

1 774,2

9,1

1 958,0

8,9

2 016,4

7,9

2 062,8

7,5

РАСХОДЫ, всего

19 728,5

100

21 146,6

100

25 890,8

100

27 349,7

100

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [2,3,4,5].

Результаты таблицы 1 показывают, что в разрезе функциональной классификации значительную часть бюджетных средств планировалось направить на общегосударственную деятельность и национальную экономику.

Расходы на общегосударственную деятельность предполагалось увеличивать с каждым годом и к 2021 году их значение должно составить 13 366,4 млн. руб. или 48,9%, что на 3 345,5 млн. руб. больше, чем в 2018 году.  Динамика расходов на национальную экономику также должна иметь тенденцию роста, так в 2018 году они должны составить 2 473,8 млн. руб. 12,5%, а к 2021 году увеличиться на 1 247,7 млн. руб. и составить 3 721,5 млн. руб. или 13,6%. Немалую часть планировались занять расходы на здравоохранение, которые имели тенденцию роста за анализируемый период. Также стоит обратить внимание на то, что наименьшую часть расходов республиканского бюджета предполагалось направить на охрану окружающей среды.

Из проведенного анализа можно заметить ежегодный рост государственных расходов.

Рассмотрим сведения о расходах республиканского бюджета по экономической классификации за 2018-2021 гг.

Таблица 2 – Структура расходов республиканского бюджета по экономической классификации за 2018-2021 гг., млн. руб.

Показатель

2018

2019

2020

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

Всего расходов

19 728,5

100,0

21 146,6

100,0

25 890,8

100,0

1.Текущие расходы, из них:

16 545,8

83,9

18 395,9

87,0

20 095,6

77,6

Заработная плата

3 321,6

16,8

3 466,7

19,4

3 936,7

15,2

Взносы (отчисления) на

социальное страхование

540,3

2,7

587,5

2,8

670,9

2,6

Обслуживание государственного

долга Республики Беларусь и

долга органов местного

управления и самоуправления

2 145,7

10,9

2 163,2

10,2

2 324,0

9,0

Текущие бюджетные трансферты

7 485,2

37,9

8 885,3

42,0

9 496,3

36,7

2.КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

3 182,8

16,1

2 750,7

13,0

5 795,2

22,4

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных [6].

В соответствии с экономической классификации значительная часть бюджетных средств направляется на текущие бюджетные трансферты, которые в 2020 году составили 9 496,3 млн. руб. или 16,1%, что на 2 011,1 млн. руб. больше, чем в 2018 году. Расходы на обслуживание государственного долга Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления в анализируемом периоде увеличились на 178,3 млн. руб. и в 2020 году составили 2 324,0 млн. руб. Расходы на заработную плату в 2018 году составили 3 321,6 млн. руб. или 16,8%, а к 2020 году увеличились на 615,7 млн. руб. и составили 3 936,7 млн. руб. или 15,2%. Капитальные расходы в 2018 году составили 16,1%, что на 6,3% меньше, чем в 2020 году.

Согласно данным таблицы 2, на протяжении рассматриваемого периода расходы республиканского бюджета увеличились с 19 728,5 млн. руб. до 27 349,7 млн. руб. или на 27,9%.

На рисунке 2 рассмотрим динамику исполнения республиканского бюджета.

Рисунок 2 – Динамика исполнения республиканского бюджета за 2018-2020 гг., млн. руб.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [6].

Из выше представленных данных рисунка 2, можно сделать заключение о том, что в 2018 году наблюдается профицит, равный 4 660,7 млн. руб. В следующем году также можно наблюдать профицит республиканского бюджета, значение которого составляет 3 127,9 млн. руб., что меньше на 1 532,8 по сравнению с 2018 годом. В 2020 году в Республике Беларусь был сформирован дефицит, равный 2 212,3 млн. руб.

Вывод

В результате проведенного анализа динамики и структуры расходов республиканского бюджета Республики Беларусь, было выявлено, что:

  1. Государство осуществляет расходы для выполнения ряда задач, без которых функционирование рыночной системы могло бы происходить значительно менее эффективно.
  2. Расходы республиканского бюджета за 2018-2021 гг. увеличились на 7 621,2 млн. руб. или 27,9%. 
  3. В разрезе функциональной классификации весомая доля расходов республиканского бюджета приходится на:
  • общегосударственную деятельность - 48-51%,
  • национальную экономику – 12-15%,
  •  судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 9-11%.

4. В соответствии с экономической классификацией значительная часть денежных средств направляется на:

  • текущие бюджетные трансферты – 36-42%,
  • заработную плату – 15-20%,
  • капитальные расходы – 13-23%.

5. В 2018-2019 гг. наблюдается профицит республиканского бюджета, который равен 4 660,7 млн. руб. и 3 127,9 млн. руб. соответственно, а в 2020 году замечен дефицит республиканского бюджета, который был равен 2 212,3 млн. руб.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159–З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk0800412 – Дата доступа: 12.05.2021.
2. Закон «О республиканском бюджете на 2018 год» от 31 декабря 2017 г. № 86-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
3. Закон «О республиканском бюджете на 2019 год» от 30 декабря 2018 г. № 160-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
4. Закон «О республиканском бюджете на 2020 год» от 16 декабря 2019 г. № 269-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
5. Закон «О республиканском бюджете на 2021 год» от 29 декабря 2020 г. № 73-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
6. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2018-2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ - Дата доступа: 13.05.2021.




Рецензии:

27.06.2021, 14:46 Русак Ирина Николаевна
Рецензия: Статья может быть допущена к публикации. Статья носит больше описательный характер, автор проанализировал структура расходов бюджета за 2017-2020 годы. В качестве рекомендации, возможно усиление заключительной части в последующем анализе, а именно, что необходимо сделать государству, чтобы расходная часть бюджета была сбалансированной.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх