Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2021. Последняя правка: 25.05.2021.
Просмотров - 202

Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь

Ковхута Екатерина Сергеевна

"Полесский государственный университет "

студентка

Самоховец М. П., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В работе указано место расходов на социальную сферу в составе расходов республиканского бюджета РБ в динамике за 2015-2021 гг.


Abstract:
The paper indicates the place of expenditures on the social sphere in the composition of expenditures of the republican budget of the Republic of Belarus in dynamics for 2015-2021.


Ключевые слова:
расходы республиканского бюджета; социальная сфера; расходы республиканского бюджета на социальные нужды

Keywords:
expenditure of the republican budget; social sphere; expenditure of the republican budget on social needs


УДК 336.57

Введение: Экономическая система в Республике Беларусь носит статус социально ориентированной, поскольку государством проводится политика перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Непосредственно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь, а одной из  основных целей является последовательное повышение уровня жизни населения. К инструментам достижения данной цели относится использование бюджетных ресурсов страны, а именно эффективное расходование на социальную сферу. В связи с этим и определяется актуальность данной работы.

Основной целью данной работы является комплексное исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, а также выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.  

Для достижения целей работы, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность расходов бюджета на социальную сферу и охарактеризовать их;

  • проанализировать социальные расходы бюджета в Республике Беларусь и выявить их основные проблемы;

  • рассмотреть, а также предложить основные направления совершенствования расходов республиканского бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь.

Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрена структура расходов республиканского бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь; определены тенденции изменения финансирования социальной сферы и предложены  направления по совершенствованию расходов республиканского бюджета на социальную сферу.

Социальная сфера – это совокупность различного рода отраслей, предприятий и организаций, которые непосредственным образом связанны между собой и определяют образ, уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Социальная сфера, в значительной степени, представлена сектором непроизводственной сферы. В состав непроизводственной сферы включают: здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, культура, СМИ, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение, которые в свою очередь и формируют социальную сферу.

Расходы на социальную сферу в Республике Беларусь представлены следующим образом :

- расходы на здравоохранение;

- расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации;

- расходы на образование;

- расходы на социальную политику;

Для проведения исследования по расходам республиканского бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь необходимо обозначить, какую долю они занимают в расходах республиканского бюджета на протяжении последних лет.

Рисунок 1Доля расходов на социальную сферу в общей совокупности расходов республиканского бюджета в Республике Беларусь за 2015 – 2021 гг., %.

Исходя из представленного рисунка 1 можно отметить, что доля расходов на социальную сферу весьма динамична. Наибольшее финансирование социальной сферы из средств республиканского бюджета приходилось на 2017 г., где данный показатель составил 23,2%. Наименьшее финансирование социальной сферы за исследуемый период наблюдается в 2020 гг. – 19,6%. В 2021 г. государство сохранило социальную направленность бюджета (20,2%). Можно сделать вывод, что государство ежегодно выделяет около 20% республиканского бюджета на финансирование социальной сферы. Это связано с социальной направленностью экономики Республики Беларусь и финансированием государством различных социальных программ. Данные средства направляются в том числе на оплату труда работникам бюджетных организаций, выплаты стипендий, некоторых видов пособий и др.

Далее более подробно рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета по функциональной классификации в 2021 гг. (рис.2).


Рисунок 2 - Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации в 2021 гг., в % к итогу.

Примечание: Источник – собственная разработка на основе [5].

Исходя из данных рисунка 2 можно сделать вывод, что основными направлениями расходов республиканского бюджета являются: общегосударственная деятельность (49%), социальная сфера (20%) и национальная экономика (14%). Государство стремится к созданию в стране социально ориентированной рыночной экономики, что означает выделение значительных средств из бюджета на социальную сферу.

Рассмотрим в таблице 1 подробнее расходы на социальную сферу, которые составляют значительную часть расходов республиканского бюджета.

Таблица 1 - Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации в 2019-2021 гг., в % к итогу.

Показатель

2019

2020

2021

Социальная сфера

В т. ч.

21,2

19,6

20,2

   Здравоохранение

21,9

25,6

30,2

   Физическая культура, спорт, культура и  СМИ

13,6

10,3

9,2

   Образование

22,5

23,7

23,4

   Социальная политика

42

40,5

37,3

Расходы республиканского бюджета

100

100

100

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 4, 5].

Исходя из данных таблицы 1, видно, что на протяжении анализируемого периода наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета на социальную сферу в рамках отраслей занимают расходы на социальную политику (37,3% - 2021 г.). Хотя в динамике данный показатель снизился на 4,7 п. п. Также можно отметить, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост расходов на здравоохранение (в 2021 г. – 30,2%), данный рост можно объяснить тем, что появились дополнительные расходы на борьбу с пандемией и поддержку медицинских работников. Наименьший удельный вес занимают расходы на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, которые снизились на 4,4 п. п. в динамике и в 2021 году составили 9,2%. В конечном итоге можно сказать, что государство стремится увеличивать долю социальных расходов для увеличения благополучия общества.

Выводы. На основании работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, расходы бюджета на социальную сферу играют достаточно важную роль не только в планировании и развитии социальной политики государства, они имеют и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат делу повышения материального и культурного уровня жизни населения.

Во-вторых, в Республике Беларусь особенности бюджетного финансирования социальной сферы раскрываются в бюджетном законодательстве, которое определяет источники финансирования и конкретные размеры бюджетного финансирования. Согласно проведённому исследованию, доля расходов на социальную сферу имеет тенденцию к росту в структуре республиканского бюджета. Доля расходов на физическую культуру и спорт, а также на социальную политику в динамике имеют тенденцию к снижению. Остальные группы расходов на социальную сферу демонстрируют увеличение (расходы на здравоохранение) либо стабильное положение (образование).

В-третьих, Республике Беларусь необходимо расставлять приоритеты в расходной части республиканского бюджета, учитывая при этом наилучшее удовлетворение социальных потребностей населения. Помимо средств бюджета, государству возможно также использовать альтернативные источники финансирования расходов в области социальной сферы, к примеру, государственно-частное партнерство и социальное предпринимательство.

Государственно-частное партнерство — это форма долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет реализовывать важные проекты в различных сферах, в т. ч. в социальной сфере. Интерес к механизмам государственно-частного партнёрства в развитых странах является основным инструментом привлечения частного капитала и связан с важностью определённых сфер в жизни общества и недостаточностью бюджетных средств в различных отраслях экономики.

Возможен такой вариант, как развитие социального предпринимательства - социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, которая направлена на решение социальных проблем. На сегодняшний день, данный вариант динамично развивается во многих странах мира, что обусловлено постоянным возникновением всё новых социальных проблем. Достаточно важным моментом является привлечение молодежи для этого. Данное решение позволит развивать предпринимательство как вид деятельности; создать рабочие места; привлечь молодых людей в бизнес и реализовать себя.

Немаловажным аспектом является то, что государственно-частное партнерство и социальное предпринимательство в современных условиях должно быть связано с необходимостью его развития за счет креативных методов работы и инновационного подхода в социальной сфере в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. Тетерина Л. М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л. М. Тетерина; Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2015. – 216 с.
2. Финансы : учебное пособие / М.И. Бухтик [и др.]. – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 111 с.
3. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2018 г. № 160-З - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_301218_160z.pdf Дата доступа: 25.04.2021.
4. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 декабря 2019 г. № 269-З - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_161219_269z.pdf Дата доступа: 28.04.2021.
5. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 декабря 2020 г. № 73-З. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_291220_73z.pdf Дата доступа: 01.05.2021.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх