Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Медицина, Физическая культура
Размещена 02.06.2021. Последняя правка: 31.05.2021.
Просмотров - 2893

ВЛИЯНИЕ ЛФК В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Халимова Лилия Ирековна

Бакалавр

ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" МИНЗДРАВА РОССИИ

Студент

Хабилова А.И., Халимова Л.И., Чикурова Е.С., Федосеева А.Р., старший преподаватель кафедры физической культуры, Башкирский государственный медицинский университет


Аннотация:
Данное исследование было проведено с целью выявления влияния оздоровительных упражнений на людей с бронхиальной астмой.


Abstract:
This study was conducted to identify the effects of wellness exercises on people with bronchial asthma.


Ключевые слова:
здоровье; оздоровительные упражнения; бронхиальная астма

Keywords:
health; wellness exercises; bronchial asthma


УДК796.92.093.642

Введение.

По определению, которое дают специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Также данное определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, Nº 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание дыхательных путей. Оно характеризуется бронхоспазмом (сужение просвета в бронхах), обусловленные специфическими иммунологическими (аллергия) или неспецифическими механизмами такими как одышка, свистящий хрип, приступ удушья, чувства стеснения в груди и кашля. Одним из существенных факторов, усугубляющих недостаточность дыхательной функции, является ослабление мышечной системы, в первую очередь группы мышц, участвующих в дыхании: диафрагмы, мышц грудной клетки, спины, живота, шеи. Для лечения используются как фармакологические препараты, так и оздоровительные физические упражнения.

Актуальность.

В данном исследование мы хотим показать влияние ЛФК на больных с астмой. Грамотно выполняемые упражнения позволяют снизить спазмы в период обострения заболевания.

Цели: профилактика и лечение бронхиальной астмой.

Задачи: Улучшение кровообращения; чтобы клетки активнее получали достаточное количество кислорода, устраняет бронхоспазм; звуковая дыхательная гимнастика помогает устранить развитие легочной эмфиземы, способствует сокращению мимических мышц, усиливает обменные процессы организма, а также способствует выбросу адреналина в кровоток, что удовлетворительно влияет на организм; из-за нагрузки на мышцы, которые участвуют в дыхательной деятельности, человек может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем; повышение выносливости и работоспособности лѐгких, что предотвращает атаки удушья; нормализация дыхания. Правильная техника позволяет облегчить астматические приступы; улучшение дренажной работы бронхов, что приводит к интенсивному выходу мокроты; улучшение психологического состояния; улучшает подвижность грудной клетки и грудобрюшной перегородки.

Научная новизна: изучена положительная роль лечебной физической культуры

Методом исследования

Проведен статический анализ. Мы проанализировали влияние ЛФК на человека с бронхиальной астмой.

В исследовании представлены классические методы дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой, которые широко применяются среди всех групп пациентов.

Рациональная дыхательная гимнастика по К.П. Бутейко.

Данная методика заключается в том, что при расслаблении дыхательных мышц, задержки дыхания уменьшается еѐ глубина. Занятия проводятся в состоянии покоя и мышечном расслаблении. Осуществлять дыхание только через нос. Основные этапы методики:

  1. принять удобное сидячее положение, расслабиться, сосредоточиться на дыхании;
  2. сделать спокойный вдох в течение 3 секунд (вдох от носа доходит только до ключиц);
  3. выполнить спокойный выдох в течение 3-4 секунд;
  4. задержать дыхание на 3-4 сек (может вызвать гипоксемию и гиперкапнию);
  5. спокойно совершить акт вдоха и так далее. Противопоказания:
  • астма;
  • недостаточность кровообращения;
  • инфаркт миокарда.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Данная гимнастика имеет благотворное влияние на организм:

  1. реабилитирует (восстанавливает) носовое дыхание при нарушениях;
  2. оказывает положительное влияние на дренажную функцию бронхов;
  3. восстанавливает некоторые морфологические изменения при астме;
  4. устраняет распространение воспалительных образований и улучшает процесс рассасывания, расправляет участки ткани, восстанавливает лимфообращение и кровообращение, устраняет застойные явления;
    1. хорошо влияет на метаболизм организма;
    2. восстанавливает функции ССС;
    3. устраняет развитие деформации позвоночника и грудной клетки;
    4. помогает восстановить нервную регуляцию ЦНС;
    5. улучшает общую сопротивляемость к инфекциям, психическое состояние и тонус мышц.

В первые несколько дней делают упражнения на мелкие и средние мышечные группы и суставы дистальных отделов конечностей параллельно с упражнениями для дыхания. По мере улучшения состояния добавляют активные упражнения на средние и крупные мышечные группы и суставы в сочетании с упражнениями для дыхательной системы и паузами, которые необходимы для пассивного отдыха и расслабления мышц. Также добавляют ходьбу в пределах палаты, а после и в отделении. В процессе ходьбы ребенком выполняются упражнения с предметами.

Лечебная физкультура противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии). При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок необходим прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание лечебной физкультуры с плаванием или ходьбой.

Мы сравнили показатели исследования, которые проводились в ГБПОУ г. Москва

«Московский государственный образовательный комплекс» с диагнозом «бронхиальная астма» (I степень) у детей 5-7х классов (11-14 лет) и показатели педагогического эксперимента, которые проводились в 7 поликлинике г. Набережные челны «Эффективность воздействия дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. на физическое состояние больных бронхиальной астмой», (мы использовали контрольную группу-стандартный метод лфк).

Было проведено два тестирования: первое в октябре 2016 году, которое выявило исходные показатели, второе тестирование проводили в апреле 2017 года, которое определило итоговое состояние детей, принявших участие в эксперименте. В исследовании использовали спирометрию и гипоксические пробы Штанге и Генчи, как диагностические методы. Благодаря им можно узнать приспособленность человека к гипоксемии игипоксии, что позволяет сделать вывод о противостояние организма при нехватке кислорода. Считается, что люди, у которых высокие показатели гипоксемических проб более устойчиво переносят физические упражнения. В условиях высокогорья показатели увеличиваются.


Проба Штанге:делается субмаксимальный вдох, после которого измеряется максимальное время задержки дыхания.

Методика проведения: испытуемыйделает вдох и выдох, затем вдох на уровне 85-95% от максимального. При этом рот должен быть плотно закрыт, а нос зажат пальцами. Фиксируют время задержки дыхания.

Проба Генчи: после максимального выдоха, регистрируют время задержки дыхания.

Методика проведения: производят глубокий вдох, затем максимальный выдох. При этом исследуемый задерживает дыхание, рот плотно закрывает, а нос зажимает пальцами. Фиксируют время задержки дыхания между вдохом и выдохом.

Сравнительный анализ состояния детей исходных и итоговых показателей отражены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные и итоговые показатели детей (11-14 лет) болеющие бронхиальной астмой

Функциональное состояние

Тестовый метод

Исходные

показатели М±m

Итоговые

показатели M±m

Разница %

1

Жизненная емкость легких

(ЖЕЛ), мл

Спирометрия

1,42±0,04

1,56±0,05

+9,85

2

Гипоксическая проба на

вдохе, с

Проба Штанге

32±0,67

36,6±0,71

+14,37

3

Гипоксическая проба на

выдохе, с

Проба Генчи

12,4±0,26

14,4±0,24

+13,71

В процессе регулярной дыхательной гимнастики в течение года наблюдается улучшение динамики во всех проведенных тестах: жизненная емкость легких, время задержки воздуха после субмаксимального вдоха и максимального выдоха значительно увеличились. Показатели в спирометрии улучшились на 9,85%; в гипоксических пробах на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) на – 14,37% и 13,71% соответственно.

Сравнительный анализ состояния взрослых исходных и итоговых показателей отражены в табл. 2,3.

Таблица 2

Исходные и итоговые показатели мужчин с бронхиальной астмой

Функциональное состояние мужчин

Тестовый метод

Исходные показатели

М±m

Итоговые показатели M±m

Разница %

1

Жизненная емкость легких

(ЖЕЛ), мл

Спирометрия

2500,5±265,8

2562,5±256,2

+2,4

2

Гипоксическая проба на

вдохе, с.

Проба Штанге

неизв

Неизв

+3,4

3

Гипоксическая проба на

выдохе, с.

Проба Генчи

14,3±3,0

15±3,2

+4,7

 

Таблица 3

Исходные и итоговые показатели женщин с бронхиальной астмой

Функциональное состояние мужчин

Тестовый метод

Исходные

показатели М±m

Итоговые показатели M±m

Разница %

1

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл

Спирометрия

1941,7±217,8

1966,7±242,2

1,2

2

Гипоксическая проба на

вдохе, с.

Проба Штанге

неизв

Неизв

7,2

3

Гипоксическая проба на

выдохе, с.

Проба Генчи

13,2±3,7

13,8±3,6

4,4

 

Результат.

Опираясь на то, что дети прошли курс лечебной физической культуры классического формата, из исследования взрослых мы отобрали результаты классического ЛФК (контрольная группа). В итоге регулярной дыхательной гимнастики взрослых в течение года наблюдается улучшение динамики во всех проведенных тестах: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), время задержки воздуха после субмаксимального вдоха и максимального выдоха увеличились. Показатели в спирометрии улучшились на 2,4 (1,2)%; в гипоксических пробах при вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) на – 3,4 (7,2)% и 4,7(4,4)% соответственно.

Сравнительный анализ показал, что ЛФК в детском возрасте имеет большую положительную динамику, чем ЛФК для взрослых. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребѐнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лѐгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью

Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3- летнего возраста.

Заключение.

Результаты нашего исследования показали, что ЛФК для детей способствует большей вероятности предупреждения заболевания и в последующем возможного облегчения состояния, в то время как ЛФК для взрослых всего лишь способствует устранению приступов астмы.

Библиографический список:

1. Татьяна Гитун. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики [Электронный ресурс]: учебник. //LibKing.Ru Литагент «РИПОЛ», 2008. c 400. URL:https://libking.ru/books/home-/home-health/195883-14-..
2. Противопоказания проведения ЛФК при бронхиальной астме [Электронный ресурс]: // StudFiles. Файловй архив студентов. URL:https://studfile.net/preview/3599088/page:24/ (дата обращения: 31.05.21)
3. Бронхиальная астма [Электронный ресурс]:// Википедия : Свободная энциклопедия. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная_астма#:~:t.. (дата обращения: 31.05.21)




Комментарии пользователей:

4.06.2021, 13:41 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: В данной работе автор описывает очень актуальную тему - лечение бронхиальной астмы детей и взрослых. Однако, в работе необходимо сделать некоторые корректировки, т.е. объязательным условием лечебной физкультуру бронхиальной астмы является проведение ЛФК на открытом свежем воздухе. Для профилактики и лечения бронхиальной астмы существуют лечебно-куротные санатории, расположенные обычно в горных ущельях, где чистый горный воздух способствует устранению хронических легочных заболеваний. Например, в Узбекистане имеется санаторий "Ак-Таш" расположненный в 50 км от г. Ташкента, где вылечиваются больные бронхиальной астмой.


Оставить комментарий


 
 

Вверх