Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Статья опубликована в №93 (май) 2021
Разделы: Культурология
Размещена 27.05.2021. Последняя правка: 01.06.2021.
Просмотров - 564

Миф раньше и сейчас: влияние мифологического сознания на человека в древности и современном мире

Абрамчик Даниил Дмитриевич

Бакалавр

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

студент

Виноградова Анна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева


Аннотация:
Люди в современном мире, благодаря развитию науки, практи­чески не употребляют слово «миф» в его первоначальном значении. В статье проводится анализ того, что представлял миф раньше и как он менялся с течением времени, может ли миф существовать в современном мире, какое мифологическое сознание у людей XXI века, влияние мифа на человека в современном мире. Для этого были проанализированы такие аспекты, как: первобытное представле­ние мифа, влияние мифа на современный мир, цель существования мифа для человека, пере­страивание мифов в XXI веке.


Abstract:
People in the modern world, thanks to the development of science, practically do not use the word "myth" in its original meaning. The article analyzes what the myth represented before and how it changed over time, can a myth exist in the modern world, what kind of mythological consciousness does people of the XXI century have, the influence of myth on a person in the modern world. To do this, the following aspects were analyzed: the primitive representation of myth, the influence of myth on the modern world, the purpose of the existence of a myth for a person, the rebuilding of myths in the 21st century.


Ключевые слова:
миф; мифология; мифологическое сознание; миф в современном мире

Keywords:
myth; mythology; mythological consciousness; myth in the modern world


УДК 7.046.1

Введение: Миф — форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. [5] Также миф - это особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно. [6] «Миф – это не просто рассказанная история или повествование, имеющее аллегорическое, символическое и т. п. значение; миф переживается архаическим сознанием в качестве своего рода устного «священного писания», как некая действительность, влияющая на судьбу мира и людей» (А. Малиновский). [9, с. 2] Изучая мифы, мы можем составить представления, как люди описывали мир в первобытные времена и что испытывал человек, видя различные явления, происходящие вокруг. Опираясь на историю мира можно сказать, что возникновение мифологии, есть неминуемый процесс. Миф использовался людьми для описания среды вокруг посредством наделения «человечностью» различных явлений, вещей и животных. С помощью него люди описывали происходящее вокруг, используя нереалистичные образы. С помощью данных образов историки могут воссоздать какие-либо фрагменты образа мышления и культуры народов. Это даёт понять, что миф является способом переноса традиций, культуры, обычаев людей из поколения в поколения.

Актуальность темы: Мифы занимают неотъемлемую часть истории и культуры народов. У каждого из народов существуют свои представления обо всём, что происходит вокруг. Можно выделить значительный плюс ми­фов в том, что они образно показывают границу между проявлениями допус­тимого поведения человека в природе и обществе, а также абсолютно непри­емлемого поведения. Они четко показывают то, что происходит с поведением героя, который описывается в мифе, при различных ситуациях. Мифы представляют собой способ понимания обстановки вокруг и предполагают изменение своего поведения, в зависимости от ситуации.

Цель работы: Понять, существует ли в наше время мифологическое сознание и почему. Объяснить, какова роль мифа в жизни человека. 

Задачи: Изучить каким был миф в первобытные времена. Понять какова роль мифа в наше время, и может ли он существовать во времена развития науки.

Научная новизна:  Миф способен менять поведение и сознание человека для различных задач, поскольку он действует подсознательно на людей. Значит миф является необходимым, простым и эффективным способом восприятия мира.

Люди с самого своего появления изучали мир вокруг себя и каждый раз адаптировались к тем условиям, которые постоянно изменялись. Человечеству приходилось сталкиваться с новыми и непонятными вещами и явлениями. Для объяснения происходящего человек, сам того не осознавая, создавал способы описания своего окружения и происходящих в нем явлений. Одним из наиболее распространенных способов описания стал миф. Миф выполняет функцию общения человека и окружающего мира. [11]

Анализируя различные мифы и сравнивая их с существующими науками, можно заключить, что мифология стала основой для философии и некоторых других научных направлений. Также она стала основой  для религии, поскольку содержит в себе «обожествление» какого-либо образа или самого человека.

Для определения различных явлений человек создал образы существ, которые обладали определенными навыками, позволяющими им влиять на мир. Для этого он наделял их сверхъестественными силами, которые игнорируют любые научные законы.Такими образами могли служить: боги, герои и другие существа. Их появление повлияло на то, как человек стал взаимодействовать с миром. Таким образом, у человека создалось первоначальное представление о мире.

Необходимо отметить, что мифы являются универсальным способом описания окружения. Исследуя мифологию различных народов, можно понять, что в их истории много схожих сюжетов, а в некоторых случаях отличия могут быть незначительными, значит и человек не сможет отличить один от другого. Примером могут служить мифы о «Царстве Аида» [7, с. 6], из греческой мифологии, и «Мире Нави» [1, с. 86], из славянской мифологии. Под двумя этими понятиями подразумевается «подземный мир», куда отправляются «души умерших людей» [4, Лука 8:52,53]. Единственным отличием служат имена существ и богов, которые живут в этих «подземных царствах». Например, в греческой мифологии правителем такого мира служит Аид [7, с. 6], а у славян – Чернобог [1, с. 18].Начиная с первобытных времен, люди задавали себе множество философских вопросов, некоторые из которых существуют и сейчас. Человеку требуется развитие, поскольку возрастают его потребности и желания. Люди стали исследовать, анализировать и находить закономерности. Начался процесс развития науки, которая давала человеку понять природу явлений и способы их повторения. Потребность в вымышленных образах постепенно отошла на второй план. Однако мифология осталась необходимым элементом для описания мира, поскольку она являлась источником целей для доказательства или опровержения. Она сохранила свою значимость при описании вещей, которым наука не способна дать точное определение. Это объясняется тем, что миф не имеет четких границ, хотя с его помощью человек может создать любой образ для описания необъяснимого.

Поскольку наука развивалась быстрыми темпами, мифологии пришлось перестраиваться. Из-за этого образовались новые виды мифов: научные, политические, социальные, художественные, литературные, интернет мифы и другие. Например, социальная сеть – это рекламная площадка для человека с ограниченными возможностями и потребностями. Весьма большое распространение в современном мире получил миф «Правило 5 секунд». В данном мифе говорится, что в течение 5 секунд микробы не проникают на еду, которая упала на пол. В 2007 году команда исследователей во главе с профессором Полом Доусоном из Университета Клемсона в Южной Каролине выяснили, что более 99 % бактерий всё же «забираются» на еду именно в течение первых пяти секунд. Хоть этот миф и имеет опровержение, однако люди, соглашаясь с ним, верят в это «правило». Также сохранились и первобытные мифы, которые стали нести в себе функции сохранения традиций и обычаев предыдущих поколений.Мифы используются в различных областях, но больше всего они применяются в игровой индустрии. На данный момент практически в любой игре, особенно в жанре «фэнтези», можно встретить вещи, связанные с мифологией. Они могут представлять собой игровых персонажей, которыми управляет пользователь, стили архитектуры внутри игры и стили игровых предметов. Используя мифы, разработчик открывает для себя множество образов для своих идей. Мифы помогают разработчику дополнять его идеи. Мифы содержат четкое описание своих героев, поэтому разработчику игры легко представить вид, действия и характер своего персонажа. Из-за этого количество времени, затраченное на создание игры, уменьшается и цель, которая стояла в начале разработки, будет достигнута быстрее.

Для примера рассмотрим бога из древнеегипетской мифологии Анубиса [10, с. 31], который наиболее распространен в виде игрового персонажа и персонажа фильмов. Для рассмотрения бога загробного мира рассмотрим «SMITE», многопользовательскую командную игру, персонажами которой являются мифологические существа. Анубис изображается, как и в оригинальном мифе, человеком с собачьей головой. Также его одежда имеет характерные черты и рисунок, соответствующие древнеегипетскому стилю. Характер персонажа сопоставим с оригиналом, и позволяет понять, что он занимает нейтральную сторону, по отношению к другим, в истории игр. Примером в киноиндустрии служит фильм «Боги Египта». Фильм рассказывает о противостоянии бога пустыни Сета и бога небес Гора. Анубис выступает в данном произведении, как второстепенный персонаж и занимает нейтральную позицию по отношению к другим. Однако его внешний вид и одежда отличаются от оригинала. В фильме показывается, что персонаж четко следует правилам и не позволяет их нарушить. Это также соответствует оригиналу мифологии.

В экономической области: взаимосвязь деловых партнеров, покупателя и производителя. Большая часть экономических мифов связана с приобретением товара или услуг. Часто они создаются лично теми, кто предоставляет свои товары или услуги. Для них это является способом воздействия на покупателя таким образом, чтобы получить максимальную прибыль от продаж. Например, весьма распространенный миф, что самый дорогой товар самый лучший. Однако существует достаточно примеров, что товары низкой цены, выполняющие такие же функции, могут быть даже лучше дорогостоящих.

Российский философ Алексей Лосев отмечал, что мифологическое мировоззрение неразрывно связано с религией, а сами мифы существуют и в искусстве, и в науке, и в обыденной жизни. Мифы используют, например, художниками для создания картин, дизайнерами для отделки помещений в мифологическом стиле. Данные профессии используют мифы, поскольку они дополняют их идеи, либо могут служить основой их творчества, поскольку мифология содержит весьма четкие образы своих героев и окружающей их природы. Можно сделать вывод, что мифы обладают невероятно большой преобразующей силой. Любой предмет, явление или действие превращается в какой-то знак или символ, вследствие чего человек может понимать обстановку вокруг себя. Можно сказать, что с помощью этого миф создает человеческую реальность. А раз мы можем «прочитать» обстановку вокруг, значит можем подстроиться под неё или переделать её под свои нужды. Однако в современном мире люди начали смешивать понятия сказки и мифа. Понятию «сказка» можно дать определение, как выдуманному рассказу, который человек может сочинить в данный момент. Миф же основывается на реалистичном окружении человека и дополняется частью вымышленных образов, которые лишь придает необычность и неестественность происходящего явления. 

Чтобы действительно убедиться в том, что в современном мире люди не находят отличий  между определением мифа от сказки, был проведен опрос. Он проводился среди студентов Сибирского государственного университета науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева. Им предлагалось дать определение мифу. Также были заданы вопросы о существовании мифологического сознания в современном мире и о его необходимости. Опираясь на результаты, можно сделать вывод, что большинство людей действительно объединяют миф и сказку одним определением и отрицают существование в современном мире мифологическое сознание, а также необходимость в его использовании современному человеку.


Рисунок.1 Проведенный опрос среди студентов СибГУ

«Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением» (К.Юнг). [3, с. 3] Также очевидно, что, несмотря на научно-технический прогресс современного мира, у человека присутствует архаичная склонность к ритуализации своей жизни, к созданию так называемых «современных мифов» [2]. Так в чем же причины их возникновения и присутствия на современном этапе общества?

Если опираться на психологическую составляющую, то стремление современного человека к созданию новых мифологий объясняет концепция существования коллективного бессознательного, которую также предложил Юнг. «В противоположность личному бессознательному, которое, будучи хранилищем вытесненного материала, пополняется в течение всей жизни индивида, коллективное бессознательное состоит только из элементов, присущих человеческому роду в целом, и содержит все духовное наследие человечества, каждый раз рождающееся заново в структуре мозга отдельного человека. Анализируя сны, фантазии и видения, Юнг пришел к выводу, что эти феномены в значительной мере трансцендентны личностной сфере и содержат элементы коллективного бессознательного. Изначально Юнг говорил о них как о «первообразах», но позднее стал использовать термин «архетип»  [13, с. 52]. Отсюда следует, что современные мифы – не что иное, как результат проявления компенсаторных механизмов бессознательного.

По мнению немецкого философа и психолога Эриха Фромма, «человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех – или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности» [12, с. 43]. Это мнение также может выступать в качестве предпосылки возникновения новых мифологий.

Известнейший антрополог, сравнительный психолог и автор книги «Тысячелетий герой» (которая легла в основу культовых фильмов Джорджа Лукаса «Звёздные войны») Джозеф Кэмпбелл, отмечает, что «все сферы человеческого бытия, даже хозяйственная, подчиняются мифологическому мышлению. Значительным шагом к осознанию этого, с его точки зрения, является осознание человеком собственной бренности. Также человек осознает то, что человечество в целом смерть превозмогает, и это убеждение ложится в основу долговечности общественных устоев» [8, с 36].

Исходя из вышеизложенных мнений, мы можем говорить о том, что даже по своей природе человек нуждается в мифологии и религии, которые можно рассматривать не только как формы культуры и сознания, но и в определенном смысле «как своеобразные механизмы, благодаря которым сознание работает правильным образом» [8, с. 36]. Это связано с тем, что являясь даже самым суровым скептиком и человеком, отрицающим любые мифы, в этом отрицании мы лишь бессознательно создаем мифы новые - более примитивные. И, несмотря на то, что большое количество людей воспринимают миф как сказку, именно с помощью иллюзий мифологическое сознание позволяет нам сделать свой мир более комфортным и приятным для себя.

Миф в современном мире представляется как способ поддержания связи между человеком и человеком, человеком и природой, личностью и обществом, поскольку используется в различных областях жизни. Кроме ​​​​​​​этого он является способом определения каких-либо понятий или явлений, которым нет научного объяснения. В течение истории человек постоянно использовал его, поэтому мифологическое сознание стало воздействовать на подсознательном уровне. 

Заключение. Мифологическое сознание продолжает влиять на человека. Это доказывается тем, что оно используется в различных областях жизни человека. Игровая индустрия, экономика,  политика, социальная среда, бытовая среда, духовная среда и другие. Во всех этих областях он решает определенные задачи, тем самым облегчая продвижение к результату. Значит можно сказать, что миф является наиболее эффективным, а также весьма простым, способом взаимодействия человека с миром. Поэтому он является необходимым и самым распространенным способом, даже в современном мире, при достаточно развитой науке.

Библиографический список:

1. Афанасьев А. «Мифы древних славян» (2014) – 290 с.
2. Баташева Э. А. Влияние мифа и мифологического мышления на сознание -современного человека. [Электронный ресурс] // Издательство «Грамота». – URL: https://www.gramota.net/materials/3/2014/12-2/5.html (дата обращения 15.03.2021)
3. Бену А. «Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты». (2011) – 520 с.
4. Библия» [Электронный ресурс]// Библия онлайн.– URL: https://bible.by/ (дата обращения 16.03.2021)
5. Грицанов А. А. Новейший философский словарь// Словари и энциклопедии. – URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/1309/mif.htm (дата обращения 28.05.2021)
6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологи.// Словари и энциклопедии. – URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (дата обращения 28.05.2021)
7. Кун Н. А. «Легенды и мифы древней Греции» (1914) – 250 с.
8. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. (2002) – 256 с.
9. Ма­линовский А. «Миф в первобытной психологии» (1926) – 30 с.
10. Милица М. Э. «Мифы древнего Египта» (1940) – 56 с.
11. Пермяков Д.Д. «Мстители»: современный миф.[Электронный ресурс]// .- https://cyberleninka.ru/article/n/mstiteli-sovremennyy-mif (дата обращения 15.03.2021)
12. Фромм Э. Бегство от свободы. (2011) – 257 с.
13. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. (1993) - 179 с.




Рецензии:

28.05.2021, 7:03 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Безусловно, Даниил Дмитриевич, выбрал весьма актуальный сравнительный аспект изучения мифа и находится на самых первых этапах интересного, но не простого пути. Представленные результаты интересны тем, что подтверждают положение выдающегося отечественного мифолога А. Ф. Лосева о том, что миф - это не просто некое повествование, а неотъемлемая часть коллективного самосознания, и он в любые исторические времена обретает особенное, востребованное обществом содержание. Как пожелание на будущее, хотелось бы рекомендовать автору поближе познакомиться с уже накопленным опытом изучения мифа в отечественной науке. Для публикации в этом журнале желательно представленный материал немного доработать. Во-первых, нужно внимательно вычитать текст. Некоторые высказывания не согласованы: "Понять, что произошло с ми­фов при развитии науки". Во-вторых, нужно добавить заключительный раздел в статью с конкретными выводами по проделанной работе. А то задачи указаны, а решены ли они - автор не сообщил. Кроме того, задача "Понять, что произошло с ми­фов при развитии науки" не решена, и на данном этапе исследования она крайне сложна, поскольку требует изучения такого сложного явления, как научные мифы, их истоков и отличий от научного знания и, одновременно, от псевдонаучного знания и лженауки. Эта задача крайне сложна на первых этапах, поэтому её лучше вовсе опустить, пока не ставить, - достаточно двух остальных. В-третьих, обязательно нужно интерпретировать полученные входе опроса результаты. Нужно ответить на вопрос: о чем говорят ответы студентов? Ведь сейчас можно представленный опрос интерпретировать и так, что опрошенные понятия не имеют, о чем их спрашивают. Тогда зачем опрос? В-четвертых, хочу подчеркнуть, что высказывания типа "В древности людям были необъяснимы многие явления и вещи, например: смена погоды, времени суток" - абсолютно не научны, скорее подобные утверждения относятся к научным мифам: 1) какие времена автор считает древностью - не ясно; 2) современная наука так утвердительно не способна судить о способностях людей в древние времена (если, например, речь идет о дописьменных культурах, в которых миф был главным средством обмена социальным опытом); 3) если подобное утверждение является авторским, нужно его обосновать - указать, что побудило автора так утверждать; если же оно почерпнуто из опубликованной литературы, нужно указать и оценить источник - указать: является ли источник научным? согласен ли автор с таким суждением или нет? Считаю, что доработка обозначенных вопросов поможет автору в развитии исследовательских навыков и значительно улучшит содержание публикации

28.05.2021 18:18 Ответ на рецензию автора Абрамчик Даниил Дмитриевич:
Здравствуйте, большое спасибо, что выявили данные недочеты. Постараюсь их исправить. Надеюсь внесенные мной исправления улучшат данную статью.

3.06.2021, 21:26 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Доработка, на мой взгляд, значительно улучшила содержание статьи. В целом статья соответствует академическому уровню журнала. Хотя, безусловно, научное творчество - сфера бесконечного совершенствования навыков познания. Предмет исследования, миф как социокультурный феномен, раскрыт в сравнительно-историческом аспекте. Использован авторский опросный метод, который, зафиксировал отношение к мифу группы студентов СибГУ. В дальнейшем он может быть усовершенствован и применен для более детального исследования. Поставленная цель автором достигнута, задачи решены. Научная новизна, выраженная тезисом, что "миф является необходимым, простым и эффективным способом восприятия мира", "даже в современном мире, при достаточно развитой науке" - не вызывает сомнений. Хотелось бы пожелать автору не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать комплекс примененных методик для сравнения роли мифа в жизни людей различных исторических эпох. Рекомендую статью к публикации. Она может быть интересна как ученым, так и студентам.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх