Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Социология
Размещена 02.06.2021. Последняя правка: 02.06.2021.
Просмотров - 181

ПРАКТИКИ ВЕГАНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Антипова Екатерина Владимировна

кафедра общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ

студент

Научный руководитель: Гарипова Р.Р., кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ


Аннотация:
Данная статья, написанная по научной работе, посвящена исследованию веганства как относительно нового и набирающего популярность во многих странах мира, в том числе и в России, движения. Особый интерес к данному стилю питания и образу жизни проявляет молодежь в силу разных причин. Автор, используя методы полуформализованных интервью и опроса, пытается разобраться, чем обусловлена растущая популярность веганства в современном российском обществе и какие мотивы доминируют в приобщении людей к данной практике.


Abstract:
This article, written on the basis of scientific work, is devoted to the study of veganism as a relatively new movement that is gaining popularity in many countries of the world, including Russia. Young people are especially interested in this style of food and lifestyle for various reasons. The author, using the methods of semi-formalized interviews and polls, tries to figure out what is the reason for the growing popularity of veganism in modern Russian society and what motives dominate in introducing people to this practice.


Ключевые слова:
веганство; веганы; идеология; тип питания; образ жизни; социальный портрет; молодежь

Keywords:
veganism; vegans; ideology; type of diet; lifestyle; social portrait; youth


УДК 316

Веганство – это образ жизни, предполагающий стремление к максимально возможному исключению всех форм эксплуатации и насилия в отношении животных: еда, одежда, сделанная из животных, различные бытовые принадлежности, протестированные на животных; а также отказ от посещения развлекательных площадок, где происходит эксплуатация животных (цирки, дельфинарии, различные зоопарки), и любых другие цели. Таким образом, веганы стараются, насколько это возможно, уменьшить влияние и вторжение людей в мир животных, наделяя последних правами, равными человеческим. Веганство отличается от вегетарианства повышенной этичностью, хотя практики имеют общее происхождение. Вегетарианцам разрешено употребление молочных продуктов, яиц, мёда, и по большей части запреты касаются только еды.

Веганство появилось очень давно изначально в форме религиозной диеты, понемногу продолжая внедрение сначала в круг интеллигенции, а затем и распространившись в массы. В России, к сожалению, процесс интеграции приверженцев затормозился в связи с противостоянием властей, но в настоящее время движение возвращается к открытому обсуждению в обществе.

В последние годы актуальность и популярность веганства особенно возросли. Общество меняется, и веганство как некая слегка иная культура идеально вписывается под современные проблемы и запросы. Волнующие на данный момент вопросы, связанные с принципами ненасилия, проблемами экологии, имеют свои решения в идеологии веганского движения. Ученые видят в данном направлении избавление от мирового голода, улучшение экологической обстановки, а также возможность снижения уровня враждебности, потому что агрессия порождает агрессию особенно по отношению к тем, кто слабее.

Веганство привлекло к себе внимание и популяризовалось лишь в последнее столетие. Тем не менее количество веганов в более раннее время было в разы меньше, чем сейчас. Такое малое количество последователей, определяющих себя как веганы, как было до этого, возможно было игнорировать как меньшинство, не влияющего особо на развитие общества и мира в целом. Сейчас же ситуация изменилась кардинально. С ростом привлеченных участников, стал расти интерес окружающих, веганы стали создавать новые ниши в бизнесе, в сфере потребления. На данный момент общее количество веганов, вегетарианцев и всех связанных категорий приближается к 14% населения мира.

Однако данной теме посвящено категорически малое количество исследований в области Социологии, в частности. Даже несмотря на то, что в России по разным опросам веганами-вегетарианцами определяют себя лишь около 2% населения, эта небольшая часть населения порой вызывает бурные эмоции со стороны поклонников традиционного питания.

Представители данной социальной общности изучены мало, а также отсутствует социальный портрет вегана. В связи с чем требуется социологическое исследование озвученного феномена.

Объектом работы выступает веганство как формируемое в России сообщество.

Предмет работы – социокультурные особенности веганского движения в социальном пространстве российской современности.

Цель - определение и описание социокультурных особенностей веганства как сообщества, изучение ценностно-нормативных практик веганов.

Новизной научной работы можно назвать исследование поля «изнутри» путем этнографии - автор статьи на протяжении проведения эмпирической части совершил переход на веганство, чтобы лучше понять мышление людей, придерживающихся данного типа питания. То есть происходило полное погружение в исследуемую темы. Результаты интервью подтверждают выдвинутые первоначально гипотезы и теории других исследователей. К тому же автор обратил внимание жителей города на веганское сообщество, живущее бок о бок с ними, что позволило гражданам больше узнать о данном типе питания, задуматься над идеей собственного перехода, а также вдохновиться на посещение веганских заведений города.

Использование полуформализованного интервью в качестве ключевого метода исследования дало возможность отражения и выявления обществообразующих факторов. Генеральной совокупностью этнографического исследования являются жители города Казани, придерживающиеся веганского образа жизни.

Как показали результаты проведенных интервью с представителями веганского движения города Казань, республика Татарстан, приверженцы такого образа жизни ни внешне, ни в целом не отличаются от основного населения, находящегося на традиционном питании. Наибольшим количеством респондентов стали преимущественно женщины, малое количество мужчин, 20-25 лет. Большинство окончившие ВУЗы. Сферы деятельности получились различными, но в большинстве своем относились к гуманитарному направлению, сфере услуг. Должности, в большинстве своем, занимали технический уровень – рядовые рабочие, кто-то был на фрилансе, кто-то работал как самозанятый. Много свободных в плане семейных отношений людей, у стольких же есть молодой человек или девушка, малое количество замужем. Это совершенно обычные люди, которые, в большинстве своем, даже более солидарны по отношению к окружающим, нежели чем в обратную сторону, к ним. Хоть и распространено мнение, что веганы всегда заявляют о своем типе питания, при общении выяснилось, что опрошенные веганы так не делают, а если и говорят, то это всегда касается вопросов еды, а не личного желания выделиться из толпы. Как причина для перехода выделение из толпы имеет место быть, но среди совсем малого количества случаев. К распространенным мотивам относятся все-таки этическая сторона движения, забота о здоровье, и личный интерес, любопытство, которое связано наглядным примером в лице кумира или влиятельного для индивида человека. Именно этика, здоровье и интерес, подкрепленный реальными примерами, побуждает людей перейти сначала на время, а затем практика могла затянуться на более длинный период.

Потребительская корзина веганов не сильно отличается от корзины человека, находящегося на традиционном питании: всего лишь убрать продукты мясного происхождения, увеличив количество овощей и зерновых. А также большинство из опрошенных считают, что возможно соблюдать баланс всех питательных веществ не только за счет покупки дополнительных витаминов, что тоже немало важно, но и подходить обоснованно к выбору продуктов и составлению рациона. По стилю одежды все интервьюируемые не отличались от привычного населения, потому что в магазинах больше вещей неживотного происхождения.

Переход на веганство у большинства респондентов не вызвал сложностей. Если в более ранние годы было проблематично отыскать примитивные альтернативы по типу тофу, сои, то сейчас появилось множество экомаркетов с большим количеством заменителей, которых не составляет труда купить.

Поиск продуктов по сетевым магазинам упростился за счет создания сайтов и блогов, где размещается актуальная информация о продуктах с полностью веганским составом, учитывая даже происхождение пищевых добавок: консервантов, красителей. Распространение темы в массы приводит к развитию инфраструктуры. К концу 2020 года в городе было только 2 полностью веган-кафе и 1 кофейня, а в начале 2021 года открылось ещё одно заведение. К тому же, в известных пиццериях в меню вводят несколько веганских пицц, а большинство мест общепита расширяет меню за счет вегетарианских и веганских позиций в меню. Всё в совокупности говорит лишь о тенденции роста движения не только в Казани, но и по всей России, как и отмечают некоторые респонденты в интервью.

Вопросы интервью были разделены на блоки, их удалось выстроить логичным образом так, чтобы респондентам было проще вспоминать пережитые события и детальнее выстраивать повествование. Самыми интересными и полезными для достижения цели оказались следующие вопросы.

Причины. Среди самых распространенные: этическая сторона движения, забота о здоровье, и личный интерес, подкрепленный реальными примерами примером в лице кумира или влиятельного для индивида человека. Среди последних выделились 2 случая респондентов: первый респондент - семейный человек с 2 детьми. Переход на вегетарианство был связан с проблемами со здоровьем, это был вынужденный отказ от мяса. Тем не менее, муж и дети отреагировали спокойно, потому что больше переживали за здоровье респондента, хотя считали вегетарианство сектой, в которую просили не уходить. Всем членам семьи переход дался легко, хотя остальные не отказались от мяса, а лишь сократили его потребление. Разногласий в плане питания не возникает, и члены семьи едят всё, что приготовит респондент. Во втором случае переход совершен вслед за детьми. Предоставив информацию о данном типе питания, заинтересовался старший сын, начал практиковать, затем подтянулся и респондент. Первая жена отнеслась к практике с любопытством. Вторая жена уже веганила, а ребенок дома питался веганской пищей, в детском саду - как кормили там. Сейчас же продолжил отказ от мяса лишь сам респондент и его старший сын. Из необычных причин были: на спор с друзьями-веганами, проверить свою силу воли; у кого-то переход получился интуитивным, когда ещё в детстве респонденты перестали есть мясо; ради улучшения физической силы.

Изменение в плане здоровья. В результате абсолютно все опрошенные приверженцы отмечают улучшение самочувствия: легкость в животе, отсутствие проблем с пищеварением, очищение кожи, увеличение энергии, кому-то удалось похудеть, более раннее и простое просыпание с утра. Самым поразительным стала история одного из респондентов: «Избавился от многих болезней, которые меня мучали в детстве. На самом деле, все болезни у меня начались с 3-х лет, когда детей начинают приучать к мясу. У меня начались частые простудные заболевания - по несколько раз за зиму я простывал. Самое ужасное, что было - это аллергия - поллиноз, когда в сезон цветения, весной, невозможно выйти на улицу, потому что аллергия была практически на всё: на цветение, на пыльцу; была на животных, вообще на всех: на кошек, на собак. Врачи сказали мне, что это никак и никогда вылечится, единственное, что можно делать - ходить на уколы аллергенами. Это когда вкалывают в небольших дозах аллерген и как бы вырабатывается небольшой иммунитет к этим аллергенам, становится легче переносить. Для меня это была супербезвыходная ситуация, и я думал: как это можно исправить? И вот, именно когда я перешел на сыроедение на 1,5 года, я скинул за месяц, наверное, 18 кг, и это был первый год, когда я ощутил себя по-настоящему здоровым человеком. Пропал поллиноз, пропала аллергия, у меня сейчас кошка дома живет, спокойно могу с этим контактировать. Раньше даже когда только заходил в помещение, где была кошка, у меня начиналась жесткая аллергия: глаза чесались, сопли текли... И после этого у меня был просто шок оттого, что я это всё испытываю. Про простудные заболевания я вообще не говорю: я, наверное, лекарства не пил уже лет 6. Хотя раньше я болел по 2 раза за зиму и достаточно продолжительно: неделя-две мог спокойно лежать с температурой. Изучив здоровое питания, и когда я это ощутил на себе не только в том плане, что я прочитал о пользе, я сам ощутил на себе, что правильное веганство - это максимально полноценное питание, к которому человек может прийти

Большинство из веганов не чувствуют себя отрешенными от основного общества по причине питания, потому что не сводят общение и отказ от мяса. Агрессии в её истинном понимании никто из опрошенных не наблюдал - только насмешки, стёб, а также вопросы саркастичным тоном, касающиеся питания. На них либо вежливо отвечают, объясняют, либо дают источники почитать для действительно интересующихся, либо сводят беседу на нет с теми, кто завел общение лишь для отшучивания. «К сожалению, Казань – не то место, где вообще можно сбалансировано питаться в ресторанах. Когда мы приезжаем в Москву, в Будапеште питались обалденно, когда приезжаем заграницу, это всегда абсолютно другой уровень восприятия, уровень отношения людей к этому вопросу. Люди по-прежнему на тебя кидаются… Есть у вас что-то постное, есть у вас что-то без яиц, молока? На тебя посмотрят: Нет! Так, знаешь, злобно: Нету! Здесь до сих пор встречается.» В рабочей обстановке относились либо с любопытством, либо не интересовало: «Стала приносить на работу веганскую еду, все пробовали и оценивали. На праздники начали учитывать моё питание, отдельно покупали для меня веганские сладости.» «При переходе на веганство, естественно, улучшилось понимание движения, отчего и стала лучше связь с другими веганами

Была замечена интересная тенденция: в семьях, где хотя бы один член семьи переходил на веганство, остальные близкие начинают постепенно сокращать потребление мяса. Некоторые родные опрошенных веганов в достаточно взрослом отказались от мяса, либо в разы увеличили объем растительной пищи. При этом почти никто из опрошенных не изъявил желания приобщать семью в движение, потому что это должен быть осознанный переход, а также мало кто хочет продвигать движение, популяризировать по той же причине:

Считаем, что здесь нужно идти через созидание: не запрет всего – вот это надо, вот это не надо. Давайте мы вас научим тут правильно питаться… Нет, а стараться через любовь, через какие-то такие вещи объяснять нормально, доступно, потому что ты встаешь в протест, в оппозицию и начинается просто война. Это ни к чему хорошему не приводит.

Люди, верные своим принципам, но при этом открытые к окружающему миру. Навязывать свой образ жизни, убеждать попробовать человека перейти на веганство – не про них. Это бесполезное дело. Комфортное изменение типа питания происходит только тогда, когда человек сам готов, открыт новому и понял для себя причину, по которой совершает данное действие. К тому же, при переходе можно познакомиться с большим количеством веганов, которые всегда поддержат и помогут, подскажут, посоветуют. А если не получилось стать веганам, ребята всегда рады поддержать общение, потому что кому какое дело, что ты ешь, это просто еда, важно то, какой ты человек.

Веганство, безусловно, оказывает влияние на здоровье, ведь от питания зависит состояние нашего организма. К вопросу следует подходить основательно и серьезно. Данный тип питания не позволит бездумно есть всё, что попало. Поэтому, когда решаешься на подобный шаг, волей-неволей гораздо чаще приходится задумываться о то, что нужно есть. Практика осознанного питания в целом повышает уровень мыслительной деятельности, когда понимаешь, что фокус внимание смещается с еды на гораздо более глобальные проблемы. Однажды может произойти весомое постижение, способное изменить восприятие мира.

Удивительно, как смена типа питания может сказаться на отношениях не только с окружающими, но и с близкими, родными людьми. Лишь немногим повезло в этом плане. Тем не менее всегда среди окружения находились и те, кто понимал и поддерживал начинания. Но, чего нельзя не заметить, данный опыт помог веганам обрести большую симпатию по отношению к окружающим.

Веганство уверенными шагами распространяется в массы, расширяется по видам и создает условия для своего комфортного существования. На данном этапе сложно сказать, что движение популяризируется, потому что никто никого не агитирует, идеи не пропагандируются. Тем не менее, множество людей узнают о данном образе жизни и находят для себя разумное зерно в мировоззрении ненасилия, чего придерживаются, порой, и всю оставшуюся жизнь.

В рамках работы был проведен опрос среди людей, не следующих веганскому образу жизни, но знающих о данном движении. Приняли участие 163 жителя Казани, среди них 101 женщин и 62 мужчин разных возрастов: от 18 до 30 лет включительно. В общем и целом, веганство положительно признается современным обществом, в частности, опрошенной молодежью города Казань. Имея множество каналов для распространения, идеи веганства распространяются и популяризируются с достаточной скоростью. Это позволяет большому количеству людей быть в курсе чего-то нового и важного. Благодаря осведомленности, идеология веганства признается и поддерживается большинством респондентов. Интерес к теме вызван повышенным вниманием как к самим представителям движения, так и к проблемам, с которыми сталкивается общество каждый день. Тема ненасилия сегодня как-никак является актуальной. Веганство как один из путей для минимизации, а в идеале и исключения всех форм эксплуатации и насилия в отношении к животным. В эпоху передовых и все время усовершенствующихся технологий создано множество альтернатив и заменителей мяса животных с натуральным растительным составом. Благодаря чему из года в год всё большее количество людей решают переходить на веганский образ жизни, ведь на данном типе питания можно питаться также полноценно, что и на традиционном, даже по вкусовым качествам. Всё в совокупности положительно настраивает общество по отношению к самому движению и веганам. К тому же, есть и те, кто уже пробовал практиковать такой тип питания, или же имеет желание. Для перехода можно найти массу причин и факторов, оказывающих влияние. Среди наиболее распространенных это: личный интерес, этический вопрос и здоровье. Хоть и не все признают исключительную пользу веганских продуктов, поэтому опасаются за переход на данный тип питания детей младше 18 лет, считают, что быть веганом дороже. Но такая проблема как малое число специализированных магазинов не только в крупном городе, но и по России также способно останавливать опрошенных решиться на перемены в типе питания. Тем не менее, многие знакомые респондентов уже решились на данный шаг и стали веганами, хотя бы один веган есть в окружении большинства. Однако не настолько много, не более 3-5 знакомых. Движение отмечают в меру важным для мира, и идеология веганства, по мнению многих, касается далеко не только прав животных, но и затрагивает тему здоровья человека. Респонденты уверены, что большинству, если не всем возрастным группам, подходит веганский образ жизни. Некоторые даже в комментариях после прохождения опроса отметили, что важно сбалансированное питание и учет всех необходимых организму микроэлементов. Наблюдая стремительный рост и развитие веганства, мало кто считает, что оно нуждается в дополнительной огласке. К тому же, по причине более тщательного подхода к выбору продуктов, не все могут рекомендовать совершать подобный переход. Веганство начинается с образа мыслей, затем уже переходит в повседневные практики.

Таким образом, итогом работы стало выявление основных, наиболее распространенных и часто встречающихся мотивов вступления в сообщество, показана субъективная оценка отношений – социальное самочувствие веганов в обществе, реакция ближайшего социального окружения на практику веганства, а также составлен социальный потрет вегана.

© Антипова Е.В., 2021.

Библиографический список:

1. Зарубина Н.Н. Аскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России / Н.Н. Зарубина // Вестник Института Социологии. – 2015. – Т. 14. - № 3. – С. 31-48.
2. Фещенко, А.В. Инновационный подход в социологии еды: стили питания как фактор социальной структурации / А.В. Фещенко // Инновации и инвестиции. – 2014. - № 8. – С. 22-26.
3. Зарубина Н.Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций / Н.Н. Зарубина // Историческая психология и социология истории. – 2016. - № 2. – С. 137-154.
4. Куни Н. Веганомика. Удивительные научные данные о том, что мотивирует вегетарианцев – от обеденного стола до постели / Ник Куни. – Изд.: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. – 210 С.
5. Носкова А.В. Питание как объект социологиии и маркер социального неравенства / А.В. Носкова // Вестник Института социологии. – 2015. - № 3(14). – С. 50-64.
6. Интернет-ресурс: Аспекты отношения современной молодежи к вегетарианству. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-otnosheniya-sovremennoy-molodyozhi-k-vegetarianstvu (дата обращения: 28.02.2021).
7. Интернет-ресурс: Веганство с точки зрения этики и морали. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veganstvo-s-tochki-zreniya-etiki-i-morali (дата обращения: 19.03.2021).
8. Интернет-ресурс: Вегетарианство – форма социального протеста? – URL: https://vegetarian.ru/articles/Vegetarianstvo_%D0%B2%D0%82%E2%80%9C_forma_sotsialnogo_protesta%3F.html (дата обращения: 06.04.2021).




Рецензии:

4.06.2021, 19:38 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Антиповой Екатерины Владимировны осуществлена по теме редкой по популярности, выделяется выигрышно осуществлением социологических опросов. Но она не лишена рекламного умысла. Самое главное внушение мысли о воздержании от использования мясной пищи. Польза, конечно, в бережном отношении к животным, рыбам, мясо которых люди поедают. Выгода и у производителей, продавцов растительной пищи, раз они конкурируют с продавцами мясной. Но вряд ли их устроит рекламирование «веганства». Автору стоило такие вопросы учесть, раз это не просто поддерживает конкуренцию, а даже усиливает её. Стоило опрашивать также и врачей, которые имеют дела с питанием людей. С такими добавлениями статью опубликовать можно. Но к «… эмпирической части…. » выражения следует добавить «…исследования…. », изменить всего одну букву в выражении «… погружение в исследовательскую тему».

05.06.2021 12:12 Ответ на рецензию автора Антипова Екатерина Владимировна:
Адибекян Оганес Александрович, благодарю за Вашу рецензию. Исследование носило разведывательный характер. Ваши замечания помогут мне в будущем проводить более качественные исследования.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх