Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 21.06.2021. Последняя правка: 20.06.2021.
Просмотров - 134

Особенности учебной мотивации студентов с хронической неуспешностью

Еременко Нелля Дмитриевна

студент 2 курса

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

студент 2 курса

Симонова Любовь Борисовна, кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»


Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблемы учебной мотивации студентов с хронической неуспешностью, обозначены основные учебные мотивы и их изменения в процессе обучения, отмечены определенные причины учебной неуспешности студентов.


Abstract:
The article is devoted to the study of the problem of educational motivation of students with chronic failure, the main educational motives and their changes in the learning process are indicated, certain reasons for the educational failure of students are noted.


Ключевые слова:
учебная деятельность: студенты: мотивация; обучение; знания; мотивы; стремления; усвоения; учащиеся; неуспешность

Keywords:
educational; students; activities; motivation; learning; knowledge; motives; aspiration; assimilation; student; failure


УДК 159.923

Введение

Статья посвящена исследованию проблемы учебной мотивации студентов с хронической неуспешностью, обозначены основные учебные мотивы и их изменения в процессе обучения, отмечены определенные причины учебной неуспешности студентов.

Актуальность темы исследования связана с заинтересованностью общества в формировании творческой социально ответственной личности. Успешность студентов является не только показателем эффективности вузов, но и основным фактором, определяющим будущее молодежи и личностное развитие. Поэтому задача образовательных учреждений направлена на обеспечение оптимальных условий, которые способствовали бы  развитию мотивации у учащихся.

Цель: изучить особенности учебной мотивации студентов с хронической неуспешностью, виды учебной мотивации и причины хронической неучпешности.

Задачи: проведение теоретического анализа, обобщение научной психолого-педагогческой литературы, анализ факторов, приводящих к учебной неуспешности студентов, повести краткое эмпирическое исследование, разработать рекомендации по борьбе с хронической неуспешностью студентов.

Научная новизна статьи указывает на необходимость построения целостной модели мотивации учебной деятельности, которая бы обеспечила системное и непротиворечивое видение своих целей и задач в процессе обучения.

Проблема учебной мотивации является одной из основных проблем психологии обучения. Особенность учебной мотивации состоит в том, что она является необходимой для продуктивного осуществления процесса обучения. Понятно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может являться  причиной неуспешности студента. Немалое значение в развитии интереса к учению имеет создание проблемной ситуации, с которой сталкивается учащийся и пытается найти определенные способы ее решения

Данной теме в психологии и педагогике посвящено немалое число работ (Амонашвили Ш.А, Д.Б. Эльконин, Божович Л.И., М.М. Безруких, Ибрагимов Г.И., А.Н. Леонтьев, Ильин В.С., А.Р.Лурия, В.С. Мерлин, Маркова А.К., Моргун В.Ф., А.А. Смирнов, Матюхина М.В. Л.С. Славина, В.Я. Якунин и др.).

В.Я. Якунин определяет успешность обучения как «эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью студентов, обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных затратах» [7].

Если под неуспеваемость подразумевается неэффективность учебной деятельности студента, пониженный показатель знаний, то учебная неуспешность отражает определенные качества личности, характеристики, которые  могут не стимулировать к обучению.

Трудности в обучении могут возникать как из-за объективных причин (сложность предмета), так и ввиду внутренних психологических факторов, среди которых можно выделить познавательную сферу, мотивационную сферу,  личностные особенности  учащегося.

По словам В.Я. Якунина, студенты могут лучше или хуже учиться, потому что «хотят или не хотят: получить профессию (профессиональная мотивация); приобрести  новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы); иметь более высокий заработок (прагматические мотивы); принести пользу обществу (широкие социальные мотивы); утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе в целом и в определенном ближайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа) и т.п.» [7].

Так, разные виды учебной мотивации в большей мере определяют предпочтения студентов к определенным учебным дисциплинам и предметам.

М.П. Нуждина, П.Д. Рабинович отмечают, что неуспешность обучения студентов может быть вызвана  недостаточной требовательность к себе и окружающим людям, повышенным эмоциональным стрессом, низким уровнем притязаний.

Н.И. Мешков, анализируя факторы, приводящие к учебной неуспешности студентов, говорит о  наличие зависимости качества усвоения знаний от сформированности общедидактических умений.

Основным направлением учебной деятельности студентов является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет пополнения, расширения новой информации.

Для того чтобы осуществить учебный мотив, овладеть приёмами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебной системе: научиться видеть отдалённые результаты своей учебной деятельности, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.

В качестве главной особенности интереса к обучению выступает эмоциональная составляющая, связь с эмоциональными переживаниями студента. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности.

 «Доминирующим мотивом на всех курсах является «получение диплома». Такой мотив, как «получить стипендию», является значительным только на первых трех курсах, однако на четвертом и пятом курсах этот мотив не вошел в четверку наиболее значимых мотивов. Роль таких мотивов, как стать «высококвалифицированным специалистом» и «получить интеллектуальное удовольствие», растет постепенно с каждым курсом». [4].

Важно знать, понимать и применять на практике наиболее важные факторы формирования положительной мотивации учебной деятельности. Исследователи используют среди них такие: 1) осознание ближайших и конечных целей обучения 2) осознание теоретических и практических знаний, которые усваиваются 3) определение «перспективных линий» в развитии научных понятий 4) профессиональная направленность учебной деятельности 6) определение задач, которые создают проблемные ситуации 7) наличие интереса и «познавательного психологического климата» в процессе обучения. [4].

Учебная мотивация состоит из оценки студентами разнообразных сторон учебного процесса, методов его  организации, сущности, характера проведения, видов  с  точки  зрения  их  личностных потребностей, целей и  предпочтений.

Психологи выделяют разные виды учебной мотивации: профессиональная направленность, престиж профессий, познавательная (готовность приобрести знания), прагматический (получить диплом), социальный (желание быть в кругу студентов), стремление реализовать свой творческий потенциал, общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие учебной деятельности интересам.

Хроническая неуспешность, которая характеризуется длительным протеканием и сложностью ее устранения, может вытекать из разных аспектов: социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях, слабое развитие волевой организации, отсутствие должной мотивации, слабое здоровье студентов, отрицательное влияние со стороны окружения и т.д.

Если попытаться охарактеризовать портрет человека с хронической учебной неуспешностью, то ему будут присуще черты, такие  как невысокая  способность к эмоциональному контролю поведения, отсутствие заинтересованности в жизни, беспечностью, из которой вытекают трудности  адаптации  к  среде, слабая мотивированность и т. д.

Для слабоуспевающих студентов характерными  могут  является прагматический, коммуникативный мотивы, а также стремление избегания неудачи.

Такой учащийся может осознавать, что профессиональные знания ему пригодятся в будущем и уже из этих соображений, он может вырабатывать определенную заинтересованность в процессе обучения. Например, стремление показать себе, что я могу быть успешным в учебе (идентифицированная мотивация); или потому, что я должен это делать (интроецированная мотивация); для того, чтобы получить в будущем более престижную профессию (экстернальная мотивация).

Студенты, верящие, что они способны справиться с академическими задачами, используют больше когнитивных и метакогнитивных стратегий, чем те, кто не обладают подобной верой. То есть вера в собственную эффективность может вносить вклад в учебную деятельность индивида.

А. Бандура считает, что в целом переоценка своих способностей и вера в успех идут людям на пользу. «Люди, исполненные решимости бороться, так твердо верят в себя, что способны проявлять исключительное упорство и переносить бесчисленные неудачи, не упуская из виду своей цели» [3].

«Ожидание эффективности определяет, сколько усилий затратит индивидуум… Чем выше ожидания эффективности или мастерства, тем более активными становятся усилия» [1]. Напротив, те, кто считает себя «неспособным добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо» [8].

На основании теоретических знаний, развиваемых в теории самоактуализации А. Маслоу, а также теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана было выдвинуто предположение о том, что в основе мотивации учебной деятельности лежит удовлетворенность базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и принятии.

В последних своих трудах П.Я. Гальперин говорил о роли мотивации в учебной деятельности, называл познавательную мотивацию главной особенностью (характеристикой) 3-го типа обучения (когда учащийся учитывает не только условия нужные для желаемого результата, но и знает для чего он это делает, учитывает содержание своей деятельности) [2].

Однако в текстах многих исследователей данная проблема долго не рассматривалась. Так, например, излагая ТПФУД Н.Ф. Талызина в книге 1984 г. не отмечает мотивационный этап, а первым называет этап составления схемы ориентировочной основы действия, на котором учащиеся «получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров» [5]. Но сразу указывается, что «данный этап необходим только в тех случаях, когда учащиеся не имеют готовой мотивации для усвоения намеченного материала» [6].

Результаты: также было проведено эмпирическое исследование, где были найдены уровни развития и самопонимания студентов и их ценностные ориентации. Было выявлено, что среднее количество учащихся стремится к целеполаганию для достижения академических успехов.
Среди студентов был проведен  опрос, было замечено, что компонент  жизнестойкости  на среднем уровне  у 56% мальчиков и 63,8% девочек, на высоком уровне –у 24,9% представителей мужского пола и у 21% женского. А также замечен средний уровень развития мотивации: у 65% опрашиваемых.

Заключение: можно выдвинуть ряд психолого-педагогических рекомендаций для  более качественной организации учебного процесса и преодоления хронической неуспешности студентов. Преподаватели могут применять различные методы проблемного построения вопросов, в ходе которого учащиеся применяют свои знания и творческий подход, стремятся найти нестандартные способы решения поставленной задачи.

На семинарских занятиях полезно уделять внимание обсуждению и применению теоретических знаний в практической работе специалиста. Это может побуждать к познавательной активности учащихся, формировать в них заинтересованность в будущей профессии. У каждого студента есть свои сильные  стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.

Стоит обратить внимание на роль учебных и производственных практик, в ходе которых студенты могут на деле использовать теоретические знания и полученные  умения, реализовывать их на практике, совершенствовать свое профессиональное мышление.

В вузе целесообразно проводить систематическую диагностику учебной мотивации студентов. В этом заключается необходимость создания психологической службы, которая помогала бы осуществлять развивающие программы, направленные на коррекцию мотивационной сферы, а именно упрочение познавательного и профессионального мотивов студентов, студенты могли бы в сложной жизненной ситуации получить необходимую помощь и поддержку.

Библиографический список:

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 116 c.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., МГУ, 1985. 34 c.
3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. Прайм, Еврознак, 2002.
4. Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве. Часть 1: материалы Международной научно-практической конференции, 14 декабря 2012 года / А. Ф. Ануфриев, Т. Н. Березина, Е. В. Ватина [и др.]; составители Н. Н. Егорова. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 65 c.
5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., МГУ, 1984a. с. 108
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998b. C. 120
7. Якунин В.Я. Педагогическая психология / В.Я. Якунин. – СПб., 2000. 65 - 131 c.
8. Бандура. Социально-когнитивная теория организационного менеджмента, 1989, с. 729




Рецензии:

21.06.2021, 17:20 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия:  Данная статья соответствует предъявляемым требованиям. Представлено теоретическое видение рассматриваемой проблемы. Озвучены результаты эмпирического исследования. Статья рекомендуется к опубликованию.

21.06.2021, 19:01 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: В Вашей статье все достижения по теме имеют ссылки на методические разработки в научной литературе, так какой Ваш личный вклад в заявленную научную новизну? Конкретизируйте.

21.06.2021, 22:19 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Опечатки, пропущены буквы в словах и запятые. Для полноты картины исследования стоит отразить количество и возраст испытуемых, а также методики диагностики, использованные автором в ходе эксперимента. Стоит уточнить понятие "хроническая неуспешность". По каким критериям были отобраны испытуемые как хронические неуспешные непонятно. В предложенных рекомендациях не просматривается новизны. Все, что предложено автором реализуется в каждом вузе. Статью следует доработать.

25.06.2021, 12:56 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Рецензия: При обсуждении результатов отмечается неточность в употребляемой терминологии ("девочек" целесообразно заменить на "девушек", а "мальчиков" - на "юношей"). Следует сами результаты и их анализ представить в более развернутой форме, так как именно эмпирическая часть представляет всегда больший научный интерес и ценность. Научные источники, использованные в работе и помещенные в библиографический список, не отличаются должной академичностью и новизной (рекомендуется проанализировать статьи в рецензируемых журналах за последние 3-5 лет). После устранения озвученных замечаний статью можно рекомендовать к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх