Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 21.07.2021. Последняя правка: 21.06.2021.
Просмотров - 103

Проблема стрессоустойчивости студентов в период дистанционного обучения в ВУЗе

Антименюк Кирилл Алексеевич

Бакалавр

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Студент кафедры общей и клинической психологии

Ситникова Мария Александровна, доцент кафедры общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема низкого уровня стрессоустойчивости студентов в период обучения в дистанционном формате. В контексте исследования дистанционная деятельность выступает как фактор обострения тех проблем, с которыми сталкиваются молодые студенты только приступившие к обучению в ВУЗе. Целью исследования является изучение стрессоустойчивости личности в условиях дистанционного обучения. Научная новизна заключается в изучении нового стрессора, который влияет на деятельность студентов, т.к. в связи с разразившейся в конце 2019-начале 2020 годов пандемией коронавирусной инфекции, большинство учебных заведений во всем мире перешло на дистанционный/онлайн форматы обучения. В результате определено, что дистанционная учебная деятельность является достаточно серьёзным стрессовым фактором для большей части студентов.


Abstract:
This article discusses the problem of the low level of stress resistance of students during the period of distance learning. In the context of the research, distance activity acts as a factor of exacerbation of the problems faced by young students who have just started their studies at a university. The aim of the study is to study the stress resistance of the individual in the context of distance learning. Scientific novelty lies in the study of a new stressor that affects the activities of students, because due to the coronavirus pandemic that broke out in late 2019 and early 2020, most educational institutions around the world have switched to distance / online learning formats. As a result, it was determined that distance learning activity is a rather serious stress factor for most of the students.


Ключевые слова:
психология; биологическая обратная связь; стрессоустойчивость

Keywords:
psychology; biofeedback; stress resistance


УДК 1

Одной из важных проблем в современном обществе является стресс. Для человека, который пребывает в систематическом и продолжительном психическом напряжении, характерно сильное негативное воздействие стресса на организм, вплоть до развития различных физиологических нарушений и дезорганизации его жизнедеятельности [2]. Разнообразные стрессоры сильно воздействуют на человека, включенного в быстро протекающие процессы современного социума. Среди таких процессов – ускорение темпа жизни, возрастающее количество поступающей информации, постоянные изменения социального окружения, ухудшение экологической составляющей и др. В наши дни человек постоянно подвержен нарастанию психической нагрузки, что негативно сказывается на нервной системе. На фоне нестабильной политической ситуации, экономических кризисов и падения уровня жизни в целом, появляется явная социальная напряженность. Современный человек практически постоянно живёт в состоянии постоянного стресса.

В настоящее время проблема возникновения стрессовых ситуаций, появляющихся в нашей жизни, является не менее важной, в результате чего проявляется большой интерес в изучении данного феномена со стороны ученных и психологов. Значимость нашей работе придаёт ещё и тот факт, что исследованию проблемы стрессоустойчивости студентов сейчас уделяют значительное внимание, так как именно студенты ежедневно сталкиваются с ситуациями, способствующими возникновению стресс. Учебному периоду в большей степени свойственны такие негативные переживания, как повышенная тревожность, беспокойство, агрессивность, снижение работоспособности и т.д.

В связи с разразившейся в конце 2019-начале 2020 годов пандемией коронавирусной инфекции, большинство учебных заведений во всем мире перешло на дистанционный/онлайн форматы обучения. В течение весны 2020 года и большей части 2020 -2021 учебного года вузы России находились на дистанционном обучении, что наложило существенный отпечаток на личностную устойчивость и психическое здоровье. В связи с этим проблема повышения стрессоустойчивости студентов на современном этапе имеет особую значимость.

Обучение в университете выступает актуальным стрессовым фактором для большей части студентов. Начиная с поступления в ВУЗ, стресс становится неотъемлемой частью студенческого быта и приводит к нарушениям поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности [1].

По данным ВОЗ - примерно 45% всех заболеваний человека возникают как последствия длительного воздействия стресса, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Данную проблему обостряет факт внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс высших учебных заведений. Современная система образования столкнулась с многочисленными труднорешаемыми проблемами дистанционного обучения, что негативно сказалось как на качестве знаний, так и на самих студентах в целом. Согласно данным аналитического доклада, подготовленного ректорами тринадцати российских вузов, с переходом на дистанционный формат обучения студенты были недостаточно проинформированы о новых требованиях, не была реализована эффективная программа дистанционного обучения. Всё вышесказанное сводится к тому, что проблемы, с которыми сталкиваются студенты в период обучения в вузе, обостряются из-за негативного воздействия нового формата обучения.

На современном этапе развития психологии, актуальным является поиск возможности повышения стрессоустойчивости и разработка методов, которые способствуют повышению навыков психической устойчивости в образовательной среде.  

Психическую устойчивость личности можно рассматривать как комбинированное качество личности, синтез отдельных свойств и способностей [2]. Частным случаем психической устойчивости является стрессоустойчивость, представляющая собой способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий [6]. В современной психологии проблему стрессоутойчивости освещали такие ученые, как Т.Х. Холмс и Р.Х. Раге, Г. Селье, Р. Лазарус и др. Стрессоустойчивость рассматривалась как «адаптационная энергия», которая производится на третьей стадии в теории о стрессе. В отечественной психологии данную проблему исследовали: В.В. Банников, А.А. Баранов, А.Р. Жусупов, А.П. Катунин и др. Отечественными авторами стрессоустойчивость рассматривалась, как комплекс свойств личности, обеспечивающий успешное выполнение цели деятельности.

Все студенты, в том или ином ввиду, сталкиваются со стрессом. Более того, ощущать незначительный стресс – это естественно для учебного процесса. Но многие студенты переживают сильный стресс, оказывающий негативное влияние не только на учебный процесс, но и на отношения с окружающими.

Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: каков уровень стрессоустойчивости студентов в период дистанционного обучения?

Целью исследования является изучение стрессоустойчивости личности в условиях дистанционного обучения.

Объект исследования: стрессоустойчивость как свойство личности.

Предмет исследования: дистанционная учебная деятельность, как фактор стресса студентов.

Научная новизна работы состоит в том, что область исследования уровня стрессоустойчивости студентов в период дистанционного формата обучения,  на который перешло большинство учебных заведений во всем мире который в связи с разразившейся в конце 2019-начале 2020 годов пандемией коронавирусной инфекции, практически не изучена во всём мире. Изучение этой области знаний позволило бы разработать комплекс мер для терапии стрессового напряжения и организовать психотерапевтическую помощь студентам с низким уровнем стрессоустойчивости. Так же благодаря исследованию данной проблемы можно сформулировать и внести поправки для повышения эффективности новой программы дистанционного обучения.

Для достижения цели кроме беседы с подростками использовались и строгоформализованные методики:

  • «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера — Ханина, которая направлена на исследование уровня реактивной и ситуативной тревожности.
  • «Определения уровня стрессоустойчивости» Холмса и Раге, которая представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года.

В исследовании принимали участие 30 студентов разных направлений подготовки и разных курсов обучения. Возраст испытуемых - от 19 до 23 лет. Базой исследования выступил НИУ «БелГУ», г. Белгород. Важно отметить, что сформированная выборка - это студенты, которые обучались в дистанционном формате. Так же ни у кого из испытуемых не было выявлено неврологических, психиатрических или других тяжелых заболеваний, которые могли бы повлиять на результаты эксперимента.   Таким образом, можно сделать вывод, что наша выборка достаточно соответствует задачам исследования.      

Результаты исследования уровня тревожности у студентов приведены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень реактивной тревожности

 

Согласно полученным результатам исследования уровня реактивной тревожности, высокий уровень был выявлен у 8 испытуемых. Испытуемых со средним уровнем было выявлено 15, а низкий уровень был выявлен у 7 испытуемых.

Человек с высоким уровнем реактивной тревожности характеризуется постоянным напряжением, беспокойством, нервозностью. Такой уровень тревожности может вызывать проблемы с концентрацией, нарушение внимания и даже нарушения тонкой координации.

На приведённом ниже рисунке 2 можно наблюдать результаты исследования уровня сопротивляемости стрессу.


 

Рисунок 2. Уровень сопротивляемости стрессу

По результатам методики «Определение стрессоустойчивости» Холмса и Раге у 10 испытуемых была выявлена низкая сопротивляемость стрессу, а пороговая сопротивляемость у 11 испытуемых. 7 испытуемых характеризуются высокой сопротивляемостью стрессу и всего у 2 испытуемых выявлена большая сопротивляемость стрессу.

Большая сопротивляемость стрессу свидетельствует о минимальной степени стрессовой нагрузки на испытуемого, в то время как низкая – характеризует человека, который вынужден отдавать большое количество своей энергии и ресурсов для борьбы с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

По итогам проведенной диагностики, в представленной выборке были выявлены три группы испытуемых. Результаты проведения тестирования по методикам Сопротивляемости стрессу и Уровня реактивной тревожности приведены в таблице 1.

 Таблица 1

 

Реактивная тревожность (человек)

Сопротивляемость стрессу (человек)

Большой уровень

х

2

Высокий уровень

8

7

Средний уровень

15

11

Низкий уровень

7

10

 

К первой группе относились студенты с высоким уровнем сопротивляемости стрессу и низким уровнем реактивной тревожности.

Вторая группа была наименее выражена и характеризовалась смешанным соотношением уровня сопротивляемости стрессу и реактивной тревожности.

Третья группа была сформирована из студентов с низким уровнем сопротивляемости стрессу и высоким уровнем реактивной тревожности.

Согласно результатам исследования корреляционной связи между уровнями реактивной тревожности и уровнями сопротивляемости стрессу можно говорить о том, что существует значимая связи между низким уровнем реактивной тревожности и высоким уровнем сопротивляемости стрессу.

 Таблица 2

Регрессионная статистика

Множественный R

0,831483137

t-статистика Стьюдента

0,009

Стандартная ошибка

36,14870228

Наблюдения

30

Таким образом, результаты исследования указывают на актуальность данной темы для педагогов-психологов и других взрослых, воспитывающих подростков.

Так же важно отметить, что одной из ключевых задач специалиста-психолога в ВУЗе выступает коррекция высокого уровня стресса и повышение общей стрессоустойчивости среди обучающихся. Особенно важно уделять внимание первым курсам обучения, потому что зачастую именно данный период времени закладывает фундамент для будущего успешного обучения и научной деятельности.

Библиографический список:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева - СПб.: Союз. 2002. - 270 с.
2. Варданян Б.X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян //Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы -М., –1983. –С.542-543.
3. Василевский Н.Н. Системы с биорегулируемыми обратными связями в клинике. Адаптивная тренировка, компенсация и коррекция патологически измененных функций / Н.Н. Василевский // Адаптивная саморегуляция функций – М., – 2012. – С. 274 - 306.
4. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.4.
5. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, №11. – М.: –2006. – С.15-18.
6. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие / А.В. Карпов, –М.: Гардарики, –2005. –584 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх