магистр психологии
МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"
учитель русского языка и литературы
УДК 37.035.6
Введение
Российская школа в последние годы переживает процесс серьезных системных преобразований, связанных с переходом на стандарты второго поколения, где ФГОС ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов, с новыми задачами и критериями оценки. Образование сегодня направлено на развитие личности и гражданина сетевого общества.
Актуальность статьи заключается в том, что современная школа должна осуществить переход к существенно новой парадигме образовательной среды, где приоритетом выступает формирование гражданской идентичности старшеклассников, определяющей осмысленное и социально ответственное проявление активного участия обучающихся в жизни коллектива, школы, общества.
Цель статьи: дать обоснование педагогических условий формирования гражданской идентичности старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности.
Исходя из поставленной цели, одной из главных задач современной школы является вопрос о формировании российской гражданской идентичности, а именно индивидуальное построение маршрута собственной идентичности. [2; с. 14] Таким образом, каждый из нас самостоятельно определяет то, к каким социальным группам он хочет принадлежать.
Научная новизна: даны обоснования педагогических условий формирования гражданской идентичности старшеклассников в МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля», а также выявлены возможности ценностно-ориентационной деятельности.
В ситуации мобильного развития России как мирового пространства растет и ответственность каждой личности за принимаемые ей решения, поэтому очень важно сегодня уметь продуктивно сотрудничать со всеми членами общества [1; с. 42]. Абсолютно каждый человек должен постоянно развиваться, двигаться вперед, учиться принимать то или иное решение, а также нести ответственность за свои действия. Это и есть ни что иное, выражение активной гражданской позиции личности [2; с. 17]. На реализацию таких целей призвано сегодня современное образование, так как только школа способна обеспечить сплоченность коллектива, сформировать умения работать в группе, организовать продуктивное сотрудничество с разными социальными сообществами, а также подготовить прочный фундамент для возможности совместного сосуществования различных слоев гражданского общества, уменьшая при этом социальную напряженность между представителями различных национальных культур.
Итак, российская гражданская идентичность – это осознание личностью своей сопричастности к культуре, традициям, истории российского народа, знание и соблюдение норм, законов и правил российского общества, а также готовность способствовать всестороннему развитию и прогрессированию России в разных отраслях жизни [2; с. 4].
Для реализации ФГОС в старших классах МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» организовано профильное обучение, которое способствует целенаправленной качественной подготовке к дальнейшему обучению в вузе и формированию правильной гражданской позиции обучающихся. Важной предметной областью для формирования гражданской идентичности является «Филология», включающая в себя такие предметы, как русский язык, родной (русский) язык, литература, родная (русская) литература, иностранный язык [5]. Следует отметить, что межпредметные связи устанавливают продуктивное сотрудничество и способствуют развитию идентичности. Кроме основных образовательных программ, школа организовывает сетевое взаимодействие с местными музеями, обществами и движениями, функционирующими на территории города. Нельзя в этом вопросе забывать и про семью, так как она является главной составляющей не только общеобразовательного процесса, но и главной частью формирования идентичности личности, поскольку именно в семье закладываются основы воспитательного процесса [3; с. 79]. Осуществить условия формирования гражданской идентичности через семью можно с помощью совестного времяпрепровождения всех членов семьи (посещение культурных мероприятий, походов, помощь в каком-либо деле и др.)
Гражданская идентичность в школе – предмет сравнительно новый, нуждающийся в разработке и актуализации. Проблемы возникают из-за отсутствия единой методической системы рекомендаций, а также со сложностью в активном привлечении государственных органов и различных общественных организаций города и области.
Формирование гражданской идентичности старшеклассников осуществляется на:
- уровне организации школьной деятельности;
- в урочной и внеурочной деятельности.
Кроме того, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- создание благоприятной образовательной среды;
- акцент не только на предметную, духовно-нравственную, социально-психологическую, деятельность, но и на всестороннее формирование гражданской идентичности личности;
- организация эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- использование этнокультурных педагогических технологий;
- ориентация этнокультурной деятельности, направленной на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся;
- повышение роли гуманитарного направления в процессе образования;
- дополнение к учебным программам по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России;
- совершенствование системы обучения в учреждении;
- введение в программы общеобразовательного учреждения внеурочных образовательных курсов;
- поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание старшеклассников Российской Федерации.
Современная школа – это социальная среда, которая призвана не только осуществлять процесс образования, но и организовать воспитание полноценной личности, способной жить в российском обществе [3; с. 45]. Поэтому каждый член школьного сообщества должен быть частью целого, чувствовать себя полноправным членом этой среды, ощущая на себе воздействие демократических принципов. Для осуществления этого в учреждении создан совет школы, где обучающиеся могут защищать свои интересы наравне с учителями и администрацией, определять и организовывать школьный быт согласно своим интересам и увлечениям.
Современную личность со сформированной гражданской идентичностью отличает самосознание, ответственность и самоопределение, поэтому индивидуализация должна стать важным компонентом ее развития [3; с. 28]. Организуя обучения сегодня, важно давать возможность обучающемуся самостоятельно определять цели, задачи обучения, умение ставить вопросы, выполнять проблемные задания и искать различные пути решения возникших трудностей, используя несколько источников информации. Так каждый обучающийся сможет построить индивидуальный маршрут познавательной деятельности, неся ответственность за результаты обучения. Роль учителя в данном случае сводится к наставничеству, помощнику, тьютеру, готовому в любой момент прийти на помощь или направить учебную стратегию в нужном направлении [1; с. 9].
Процесс развития гражданской идентичности очень сложен, поэтому обязательно должен осуществляться с использованием современных инновационных технологий (это и: креативная и творческая деятельность, технология продуктивного обучения, сотрудничество, критическое мышление, проектная исследовательская деятельность, диалог культуры, коллективное взаимодействие, определение ролей и т.д) [2; с. 64].
В МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» для формирования гражданской идентичности образовательной практики для учащихся старших классов используются следующие технологии:
Во внеурочной деятельности огромное множество форм и методов, позволяющих способствовать развитию гражданской идентичности обучающихся. К ним можно отнести: коллективную деятельность, посещение музеев, экскурсионные поездки, совместно времяпрепровождение, организации акций, постановок, проектная деятельность и многое другое. Индивидуальная работа может заключаться в участии в патриотических мероприятиях, в создании творческих работ, презентаций собственного проекта и др.
Важным условием формирования гражданской идентичности личности является непрерывность образования. Для осуществления эффективности этого процесса следует четко соблюдать принципы:
- организационные (организация постоянного взаимодействия образовательных организаций);
- систематический мониторинг уровня сформированности гражданской идентичности личности;
- дидактико-технологические (разработка и реализация содержания и технологического обеспечения образования);
- социально-педагогические (создание образовательной среды, включающей предметную, духовно-нравственную, социально-психологическую, деятельностную составляющие)
- организация социального партнерства всех участников образовательного процесса;
- ориентация этнокультурной деятельности.
В соответствии с разработанной концепцией была создана модель формирования гражданской идентичности личности, которая включает:
- Учебно-образовательное направление – направленное на актуализацию этнокультурного потенциала образовательных программ, реализуемых в школе, их роль;
- Воспитательное направление – способствует формированию этнокультурной компетентности в разносторонней деятельности старшеклассников;
– Работа с родителями – обеспечивает преемственность и единство требований, предполагающих осуществление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, наша модель формирования гражданской идентичности включает в себя:
Важной частью системы развития гражданской идентичности является мониторинг сформированности гражданской идентичности личности школьника.
Результаты:
1. Проблема формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во время учебного процесса, а также в внеурочной деятельности является актуальной;
2. В образовательном учреждении разработана модель по формированию российской гражданской идентичности старшеклассников, которая осуществляется как в урочное, так и внеурочное время. Для эффективности работы в этом направлении необходимо работу вести систематически и интегрировано со всеми участниками образовательного процесса.
3. Подтверждена эффективность и продуктивность используемых форм работы, технологий и методов формирования российской гражданской идентичности старшеклассников.
4. Определены педагогические условия обеспечения продуктивности формирования российской гражданской идентичности у обучающихся.
Стоит заметить, что исследование не исчерпывает методические аспекты по работе формирования российской гражданской идентичности.
Заключение
Гражданская идентичность – это процесс осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан нашего государства, основанный на Концепции преподавания того или иного предмета, а также связанный с формами и методами осуществления внеурочной деятельности в учебной организации. Достижение эффективной гражданской идентичности является важной задачей современной школы.
В настоящее время школа не готова в полной мере осуществлять формирование гражданской идентичности обучающихся, так как не разработана необходимая комплексная программа в условиях учебно-воспитательного процесса.
Рецензии:
15.07.2021, 16:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Автором обоснована актуальность, технологии урочной и внеурочной деятельности. Статья выиграет, если автор четко сформулирует педагогические условия формирования гражданской идентичности старшеклассников, заявленные в цели и научной новизне представленного исследования. Стоило бы более подробно описать модель по формированию российской гражданской идентичности старшеклассников, о которой пишет автор в результатах исследования. Также Автор пишет о подтверждении эффективности и продуктивности используемых форм работы, технологий и методов формирования российской гражданской идентичности старшеклассников, но результатов исследования в статье не представляет. Погрешности в оформлении библиографического списка. Статью следует доработать.