Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №96 (август) 2021
Разделы: Образование
Размещена 15.07.2021. Последняя правка: 15.07.2021.
Просмотров - 621

Формирование российской гражданской идентичности у обучающихся старшей школы МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» в рамках реализации ФГОС общего образования

Ерофеева Ирина Алексеевна

магистр психологии

МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"

учитель русского языка и литературы

Аннотация:
В статье анализируется вопрос о формировании российской гражданской идентичности у обучающихся старшей школы в рамках реализации ФГОС.


Abstract:
The article analyzes the issue of the formation of Russian civic identity among high school students in the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard.


Ключевые слова:
образовательный процесс; российская гражданская идентичность; гражданская позиция

Keywords:
educational process; Russian civic identity; civic position


УДК 37.035.6

Введение

Российская школа в последние годы переживает процесс серьезных системных преобразований, связанных с переходом на стандарты второго поколения, где ФГОС ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов, с новыми задачами и критериями оценки. Образование сегодня направлено на развитие личности и гражданина сетевого общества.

Актуальность статьи заключается в том, что современная школа должна осуществить переход к существенно новой парадигме образовательной среды, где приоритетом  выступает формирование гражданской идентичности старшеклассников, определяющей осмысленное и социально ответственное проявление активного участия обучающихся в жизни коллектива, школы, общества.

Цель статьи: дать обоснование педагогических условий формирования гражданской идентичности старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности.

Исходя из поставленной цели, одной из главных задач современной школы является вопрос о формировании российской гражданской идентичности, а именно индивидуальное построение маршрута собственной идентичности. [2; с. 14] Таким образом, каждый из нас самостоятельно определяет то, к каким социальным группам он хочет принадлежать.

Научная новизна: даны обоснования педагогических условий формирования гражданской идентичности старшеклассников в МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля», а также выявлены возможности ценностно-ориентационной деятельности.

В ситуации мобильного развития России как мирового пространства растет и ответственность каждой личности за принимаемые ей решения, поэтому очень важно сегодня уметь продуктивно сотрудничать со всеми членами общества [1; с. 42]. Абсолютно каждый человек должен постоянно развиваться, двигаться вперед, учиться принимать то или иное решение, а также нести ответственность за свои действия. Это и есть ни что иное, выражение активной гражданской позиции личности [2; с. 17]. На реализацию таких целей призвано сегодня современное образование, так как только школа способна обеспечить сплоченность коллектива, сформировать умения работать в группе, организовать продуктивное сотрудничество с разными социальными сообществами, а также подготовить прочный фундамент для возможности совместного сосуществования различных слоев гражданского общества, уменьшая при этом социальную напряженность между представителями различных национальных культур.

Итак, российская гражданская идентичность – это осознание личностью своей сопричастности к культуре, традициям, истории российского народа, знание и соблюдение норм, законов и правил российского общества, а также готовность способствовать всестороннему развитию и прогрессированию России в разных отраслях жизни [2; с. 4].

Для реализации ФГОС в старших классах МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» организовано профильное обучение, которое способствует целенаправленной качественной подготовке к дальнейшему обучению в вузе и формированию правильной гражданской позиции обучающихся. Важной предметной областью для формирования гражданской идентичности является «Филология», включающая в себя такие предметы, как русский язык, родной (русский) язык, литература, родная (русская) литература, иностранный язык [5]. Следует отметить, что межпредметные связи устанавливают продуктивное сотрудничество и способствуют развитию идентичности. Кроме основных образовательных программ, школа организовывает сетевое взаимодействие с местными музеями, обществами и движениями, функционирующими на территории города. Нельзя в этом вопросе забывать и про семью, так как она является главной составляющей не только общеобразовательного процесса, но и главной частью формирования идентичности личности, поскольку именно в семье закладываются основы воспитательного процесса [3; с. 79]. Осуществить условия формирования гражданской идентичности через семью можно с помощью совестного времяпрепровождения всех членов семьи (посещение культурных мероприятий, походов, помощь в каком-либо деле и др.)

Гражданская идентичность в школе – предмет сравнительно новый, нуждающийся в разработке и актуализации. Проблемы возникают из-за отсутствия единой методической системы рекомендаций, а также со сложностью в активном привлечении государственных органов и различных общественных организаций города и области.

Формирование гражданской идентичности старшеклассников осуществляется на:

- уровне организации школьной деятельности;

- в урочной и внеурочной деятельности.

Кроме того, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- создание благоприятной образовательной среды;

- акцент не только на предметную, духовно-нравственную, социально-психологическую, деятельность, но и на всестороннее формирование гражданской идентичности личности;  

- организация эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- использование этнокультурных педагогических технологий;

- ориентация этнокультурной деятельности, направленной на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся;

- повышение роли гуманитарного направления в процессе образования;

- дополнение к учебным программам по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России;

- совершенствование системы обучения в учреждении;

- введение в программы общеобразовательного учреждения внеурочных образовательных курсов;

- поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание старшеклассников Российской Федерации.

Современная школа – это социальная среда, которая призвана не только осуществлять процесс образования, но и организовать воспитание полноценной личности, способной жить в российском обществе [3; с. 45]. Поэтому каждый член школьного сообщества должен быть частью целого, чувствовать себя полноправным членом этой среды, ощущая на себе воздействие демократических принципов. Для осуществления этого в учреждении создан совет школы, где обучающиеся могут защищать свои интересы наравне с учителями и администрацией, определять и организовывать школьный быт согласно своим интересам и увлечениям.

Современную личность со сформированной гражданской идентичностью отличает самосознание, ответственность и самоопределение, поэтому индивидуализация должна стать важным компонентом ее развития [3; с. 28]. Организуя обучения сегодня, важно давать возможность обучающемуся самостоятельно определять цели, задачи обучения, умение ставить вопросы, выполнять проблемные задания и искать различные пути решения возникших трудностей, используя несколько источников информации. Так каждый обучающийся сможет построить индивидуальный маршрут познавательной деятельности, неся ответственность за результаты обучения. Роль учителя в данном случае сводится к наставничеству, помощнику, тьютеру, готовому в любой момент прийти на помощь или направить учебную стратегию в нужном направлении [1; с. 9].

Процесс развития гражданской идентичности очень сложен, поэтому обязательно должен осуществляться с использованием современных инновационных технологий (это и: креативная и творческая деятельность, технология продуктивного обучения, сотрудничество, критическое мышление, проектная исследовательская деятельность, диалог культуры, коллективное взаимодействие, определение ролей и т.д) [2; с. 64].

В МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» для формирования гражданской идентичности образовательной практики для учащихся старших классов используются следующие технологии:

  • Коммуникативные: беседы, диспуты и т.д.;
  • Игровые: выбор роли; перенесение на себя роли другого человека; деловая игра;
  • Социально-деятельностные: творческая деятельность, работа в группах, социальные проекты и акции;
  • Рефлексия.

Во внеурочной деятельности огромное множество форм и методов, позволяющих способствовать развитию гражданской идентичности обучающихся. К ним можно отнести: коллективную деятельность, посещение музеев, экскурсионные поездки, совместно времяпрепровождение, организации акций, постановок, проектная деятельность и многое другое. Индивидуальная работа может заключаться в участии в патриотических мероприятиях, в создании творческих работ, презентаций собственного проекта и др.

Важным условием формирования гражданской идентичности личности является непрерывность образования. Для осуществления эффективности этого процесса следует четко соблюдать принципы:

- организационные (организация постоянного взаимодействия образовательных организаций);

- систематический мониторинг уровня сформированности гражданской идентичности личности;

- дидактико-технологические (разработка и реализация содержания и технологического обеспечения образования);

- социально-педагогические (создание образовательной среды, включающей предметную, духовно-нравственную, социально-психологическую, деятельностную составляющие)

- организация социального партнерства всех участников образовательного процесса;

- ориентация этнокультурной деятельности.

В соответствии с разработанной концепцией была создана модель формирования гражданской идентичности личности, которая включает:

- Учебно-образовательное направление – направленное на актуализацию этнокультурного потенциала образовательных программ, реализуемых в школе, их роль;

- Воспитательное направление – способствует формированию этнокультурной компетентности в разносторонней деятельности старшеклассников;
– Работа с родителями – обеспечивает преемственность и единство требований, предполагающих осуществление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Таким образом, наша модель формирования гражданской идентичности включает в себя:

  • Социальная востребованность;
  • Цель и задачи формирования гражданской идентичности старшеклассников;
  • Функциональность;
  • Методологический подход;
  • Содержание программы;
  • Механизмы реализации;
  • Результативность программы;
  • Оценка деятельности.

Важной частью системы развития гражданской идентичности является мониторинг сформированности гражданской идентичности личности школьника.

Результаты:

1. Проблема формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во время учебного процесса, а также в внеурочной деятельности является актуальной;

2.  В образовательном учреждении разработана модель по формированию российской гражданской идентичности старшеклассников, которая осуществляется как в урочное, так и внеурочное время. Для эффективности работы в этом направлении необходимо работу вести систематически и интегрировано со всеми участниками образовательного процесса.

3. Подтверждена эффективность и продуктивность  используемых форм работы, технологий и методов формирования российской гражданской идентичности старшеклассников.

4. Определены педагогические условия обеспечения продуктивности формирования российской гражданской идентичности у обучающихся.

Стоит заметить, что исследование не исчерпывает методические аспекты по работе формирования российской гражданской идентичности.

Заключение

Гражданская идентичность – это процесс осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан нашего государства, основанный на Концепции преподавания того или иного предмета, а также связанный с формами и методами осуществления внеурочной деятельности в учебной организации. Достижение эффективной гражданской идентичности является важной задачей современной школы.

В настоящее время школа не готова в полной мере осуществлять формирование гражданской идентичности обучающихся, так как не разработана необходимая комплексная программа в условиях учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова и др. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащегося в рамках социального партнерства семьи и школы. Москва, 2012.
2. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова О.В. Терещенко — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект. В: Вестник образования.- № 17. – сентябрь 2009.
4. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях. В: Вопросы психологии. 2004. № 4.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации: Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Муратов В.В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований: Мир психологии. 2004. № 2.




Рецензии:

15.07.2021, 16:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Автором обоснована актуальность, технологии урочной и внеурочной деятельности. Статья выиграет, если автор четко сформулирует педагогические условия формирования гражданской идентичности старшеклассников, заявленные в цели и научной новизне представленного исследования. Стоило бы более подробно описать модель по формированию российской гражданской идентичности старшеклассников, о которой пишет автор в результатах исследования. Также Автор пишет о подтверждении эффективности и продуктивности используемых форм работы, технологий и методов формирования российской гражданской идентичности старшеклассников, но результатов исследования в статье не представляет. Погрешности в оформлении библиографического списка. Статью следует доработать.

20.09.2021 20:20 Ответ на рецензию автора Ерофеева Ирина Алексеевна:
Добрый вечер. Все замечания исправлены, статья доработана с учетом замечаний. Спасибо.

21.09.2021, 12:43 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Т.к. автор доработал статью, устранив замечания, публикацию статьи рекомендую.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх