магистрант
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра гражданского и предпринимательского права
УПД 339.186
Введение
В 44 Федеральном законе (далее 44 ФЗ), по сравнению с первым законом Российской Федерации, регламентирующим сферу закупок об обеспечении государственных и муниципальных нужд, существенно расширена сфера его применения. Несмотря на имеющийся ранее в нашей стране опыт осуществления закупок, 44 ФЗ постоянно совершенствуется, вводятся и отменяется ограничения, запреты для участников закупок, принимаются регламентирующие нормативно-правовые акты и разъяснения.
По мнению разработчиков, 44 ФЗ должен был снизить риски коррупции, механизмы предквалификации участников торгов и антидемпенговые меры дали бы возможность заказчику заключать контракт с добросовестным поставщиком, а расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократило бы случаи «искусственного» завышения цен закупок. [1]
В 44 ФЗ по сравнению с 94 Федераьным законом (далее 94 ФЗ), обобщены основные требования к осуществлению закупок, которые ранее регламентировались другими Федеральными законами. Если старое законодательство о закупках регулировало только этап размещения муниципальных и государственных заказов, то в новом принятом законе были предусмотрены этапы планирования заявок, определения поставщиков, заключение и исполнение контрактов, мониторинг, аудит закупок, а также контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок. Также, новый закон делает упор на открытость и информационную составляющую закупок в соответствии с основными принципами контрактной системы.
Научная новизна заключается в усовершенствовании действующей системы осуществления закупок в части формирования требований к приобретаемому товару, работе, услуге, и, как следствие, определению начальной (максимальной) цены контракта, что позволит минимизировать расходование бюджетных средств и обеспечить экономическую безопасность государства.
Сравнение 94 ФЗ и 44 ФЗ
С принятием 44 ФЗ, некоторые его положения введены впервые в системе государственных закупок или потерпели существенные изменения.
Для Заказчиков, в зависимости от совокупного годового объема закупок, предусмотрено создание контрактных служб, функционирование которых обеспечивается сотрудниками контрактной службы или контрактными управляющими.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. [2] По сравнению с 94 ФЗ, строго регламентированы требования к формированию и размещению в открытом доступе планов-графиков, что позволяет участникам закупок заблаговременно владеть информацией о планируемых заказчиками закупок.
Закупка должна выставляться на аукцион после обоснования начального максимума его цены (НМЦК), что по 44-ФЗ представляет действия заказчика при расчете стоимости конкретной закупки. Порядок определения первоначальной цены регулируется ст. №22 Федеральной контрактной системы [3]. В 94 ФЗ установлено только требование к источникам информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, а также указание обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в составе конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок. В свою очередь в 44 ФЗ установлен перечень методов расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием случаев их применения, а также методики расчета НМЦК.
Обязательной составляющей документации о закупки является описание объекта закупки, составленное в соответствии со ст.33 44 ФЗ. Это документ, в котором указываются значимые Заказчику и позволяющие определить требования, предъявляемые к товару, работе, услуге показатели. В целом, порядок формирования описания объекта закупки и требования к содержанию в 44 ФЗ не претерпело глобальных изменений в сравнении с 94 ФЗ.
На ряду с национальными классификаторами (ОКДП-ОКПД-ОКПД2) в рамках реализации 44ФЗ впервые введен Каталог товаров работ услуг (КТРУ). КТРУ включает в себя обязательные и необязательные характеристики к приобретаемым товарам, которые далеко не всегда учитывают требования Заказчика, а в случае необходимости включении в описание объекта закупки дополнительных характеристик, от Заказчика требуется обязательное их обоснование.
Например, код в КТРУ 26.60.12.132-00000037 (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) включает в себя обязательные для применения характеристики: Количество портов для подключения датчиков, Регулировка мощности акустического излучения, Регулировка усиления принимаемого сигнала, которые абсолютно не учитывают предназначение и функционал УЗИ-аппарата, как, например: Пакеты специализированных программ, Варианты исполнения, Состав ультразвукового сканера, Набор ультразвуковых датчиков, Характеристики датчиков.
В рамках осуществления закупок Правительством РФ принимаются новые НПА, устанавливающие запреты и ограничения при осуществлении закупок, что существенно влияет на формирование лотов и ведет к дроблению закупок, а также устанавливаются минимальной обязательной доле закупок российских товаров. При этом, на практике осуществления закупок, данные меры оказываются малоэффективными для большей части закупаемых товаров.
К примеру, Правительство продолжило совершенствовать правовое поле, для чего содержание Постановлений от 30.04.2020 № 616 и № 617 указало, что некоторые иностранные товары ограничены и даже запрещены к допуску, а также оговорило, по каким новым правилам должна происходить работа с национальным режимом. Минимальная обязательная доля закупок отечественной продукции товаров отдельных вариантов, закупая которые нужно следовать ограниченному допуску изделий, произведенных за рубежом, Правительство отдельно прописало в Постановлении от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».
К существенным изменениям в 44ФЗ по сравнению с 94 ФЗ можно отнести значительное увеличение количество способов определения поставщика (см. таблицы №1).
94 ФЗ |
44 ФЗ |
Открытый конкурс |
|
Аукцион с молоточком /(в электронной форме) |
|
Запрос котировок (конверт) |
Запрос котировок в электронной форме |
|
Запрос предложений |
Данная мера направлена на проведения квалификационного отбора участников закупок для заключения контрактов с организациями, имеющими положительную репутацию. Это в свою очередь должно было повлечь повышение качества и своевременность исполнения контрактов.
В настоящее время, в рамках соблюдения основных принципов 44 ФЗ все способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в электронном виде. Тем самым заявки «в конверте», введенные еще в 94 ФЗ, ушли в прошлое.
Также 44 ФЗ не обошел стороной процедуру заключения контракта, по результатам конкурентных процедур. Антидемпинговые меры согласно ст. 37 статьи 44-ФЗ - это особые требования, которые заказчик предъявляет к победителю торгов, когда на этапе тендера цена будущего контракта снижается более чем на 25%, недобросовестная конкуренция может быть предотвращена, а организация может быть застрахована от покупки некачественных товаров, работ или услуг.
Наиболее удобным, но лимитированным способом заключения контракта является осуществление закупки у единственного поставщика (без проведения конкурентных процедур). По 94 ФЗ закупки на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. [4] Данная норма существенно ограничивала Заказчиков в возможности использования имеющихся у них лимитов и требовала внимательного отношения к квартальному планированию своих потребностей. В свою очередь в 44 ФЗ для таких контрактов существенно увеличена максимальная цена контракта (до 600 тыс.руб.) и установлены максимальные совокупная сумма таких контрактов в зависимости от совокупного годового объема осуществляемых Заказчиком закупок (2 млн. руб. или не должен превышать 10 % СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.). Данное преобразование значительно улучшило работу Заказчиков, и позволило максимально оперативно обеспечивать свои потребности в независимости конкретного квартала.
Еще одним новшеством контрактной системы стала обязанность Заказчиков проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, с привлечения экспертов, экспертных организаций, что является еще одним серьезным недостатком 44-ФЗ. Условия работы этих специалистов не регламентированы – в законе не прописаны сроки, порядок проведения экспертизы, равно как и неизвестны представители покупающей стороны, правомочные на такую деятельность. К тому же, наличие экспертного заключения при приеме поставленных товаров, работ, услуг, равно как и при отказе от них, сегодня носит исключительно рекомендательный характер. С точки зрения существующих проблем, очень важно решить вопрос усовершенствования действующей системы [5].
Подводя итог, прежде всего следует отметить, что каждый участник государственных закупок должен быть знаком со всеми тонкостями договорного права и, в частности, с положениями Федерального закона № 44-ФЗ.
Заключение
Таким образом, государственные закупки в РФ совершаются благодаря деятельности системы, работа которой еще не достигла адекватной эффективности и нуждается в оптимизации.
Закупки организованы в управляемой системе, анализ работы которой позволяет резюмировать о том, что в нынешний день систему функционирует с акцентом на организационном и юридическом ракурсе закупочного процесса, деятельности и системе закупок как таковых. Сегодня немало закупок относятся к краткосрочным, очень динамичные и циклически повторяющиеся, а их проведение вызвано в жизнь задачей удовлетворить нужды Заказчиков. Однако не достигнуто согласованности закупки краткосрочной и целей долгосрочной стратегии. Исходя из всего изложенного выше, целесообразно усовершенствовать всю систему планирования с внедрением мероприятий, нацеленных на улучшение мероприятий по закупочной деятельности.
Сегодня усилия по росту результативности упомянутой системы обеспечивает несколько принципов, характеризующих действующие требования к системе государственных закупок:
− помешать всеми доступными превентивными мерами возникновению барьеров свободе конкуренции;
− учесть, что сфера закупок должна быть исключительно открыта и прозрачна в плане информации о заключении любого контракта;
− подбирать стороны с высоким профессионализмом, осваивать новинки и не допускать, чтобы система контракта дробилась;
− исполнитель готов отвечать за то, насколько эффективными будут для нужд государства и муниципалитета предоставленные им товары или услуги;
− не допускать, чтобы эффективность закупки отклонялась от диспозиции ст. 6 44-ФЗ [6].
За 8 лет действия 94 ФЗ 40 раз вносились различные изменения, направленные на развития системы государственных закупок в РФ. На сегодняшний день 44 ФЗ уже 7 лет регулирует сферу закупок. Несмотря на прошлый опыт 94 ФЗ, настоящий закон уже претерпел более 80 изменений, при этом желание Заказчиков приобретать конкурентными процедурами требуемый ему товар, работу, услугу не учитывается.
Наиболее приемлемым для Заказчиков механизмом осуществления закупок являлась бы возможность конкретно указывать в описании объекта закупки требуемое потребителю торговое наименование товара, а также конкретные требования к заказываемым услугам и работам.
При таком подходе можно будет справиться с вечными проблемами осуществления закупок как по 94 ФЗ, так и по 44-ФЗ, такими как формирование корректного пакета документов на закупку, а также сложности обработки поданных участниками заявок. В результате такого подхода, исчезнет проблема корректного обоснования начальной (максимальной) цены, определения однородности и идентичности сравниваемого товара, а также будет сформирована реальная конкурентная среда среди поставщиков необходимого Заказчику товара, и подрядчики (исполнители) будут лишены возможности необоснованного удешевления требуемых работ и услуг.
Рецензии:
10.09.2021, 17:10 Супонина Елена Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ
на статью «94 ФЗ против 44 ФЗ» Харченко Е.Л.
.
Предмет анализа. Предметом анализа данной статьи является исследование двух федеральных законов в сфере закупок. Автор анализирует и сопоставляет данные нормативные правовые акты для того, чтобы выявить обоснованность и целесообразность замены одного закона на другой.
Актуальность темы. Исследование заявленной темы заключается в доказывании необходимости усовершенствования действующей системы осуществления закупок в части формирования требований к приобретаемому товару, работе, услуге, и. как следствие, определению начальной (максимальной) цены контракта. Автор обоснованно пытается доказать, что возможно минимизировать расходование бюджетных средств и обеспечить экономическую безопасность государства. Структура работы. Работа содержит в себе все необходимые части научной статьи, а именно аннотацию, ключевые слова, введение, цель исследования, результаты и их обсуждение.
Достоинство работы. В рецензируемой статье достаточно детально раскрыта суть и природа каждого из законов, дан сравнительный анализ, выявлены положительные и отрицательные моменты. Автор обоснованно говорит о том, что необходимо сделать для минимизации бюджетных средств при осуществлении закупок, тем самым обеспечить экономическую безопасность нашего государства. Недостатки, недочёты. В процессе рецензирования не выявлено существенных недостатков, способных повлиять на решение об опубликовании статьи. Недочетом можно считать тот момент, что автор оперирует терминами «ФЗ 44. ФЗ 94», но нигде в предисловии не дает полного названия данным законам, что с юридической точки зрения некорректно. Полагаю, однажды указать их выходные данные и сделать пометку с принятой расшифровкой «далее - ФЗ 44,ФЗ 94». Выводы. Представленная на рецензирование статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть рекомендована к публикации.
23.11.2021, 8:18 Якименко Елена Владимировна Отзыв: Статья очень познавательная. Автор пытался донести проблемы 44 ФЗ, проводил аналитику между 44 ФЗ и 94 ФЗ. Тема исследования очень актуальна, автору удалось раскрыть много проблем контрактной системы. Предложены конкретные задачи для решения существующих проблем. |