Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 22.10.2021.
Просмотров - 115

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ НА REAL-LIFE COMMUNICATION

Бугеда Ольга Дмитриевна

Издательский дом "Первое сентября"

Менеджер проекта "Школа цифрового века"

Аннотация:
В данной статье автор анализирует, как изменились средства коммуникации людей в 21 веке. Для этого приводятся статистические данные и примеры того, как поменялись разные сферы жизни людей с появлением интернета. Статья позволяет составить общую картину о том, какими каналами связи пользуются люди для работы, учебы, общения и оценить, насколько технологии повлияли на real-life communication.


Abstract:
In this article, the author analyzes how the means of communication of people have changed in the 21st century. For this, statistical data and examples are provided of how different spheres of people's lives have changed with the advent of the Internet. The article allows you to get a general picture of what communication channels people use for work, study, communication and assess how technology has influenced real-life communication.


Ключевые слова:
интернет; коммуникации; живое общение; виртуальное общение

Keywords:
Internet; communications; live communication; virtual communication


УДК 316.77

Общение человека с человеком, согласно теории Маслоу или теории ERG Альдерфера, является одной из базовых и неотъемлемых потребностей [1, с.378]. Благодаря ему люди социализируются, обучаются, осуществляют любую деятельность. С помощью общения люди развиваются, проявляют эмоции, становятся психологически устойчивыми, самостоятельными и т.д. То есть, общение является неотъемлемой составляющей жизни человека с самого рождения.

Если раньше общение между людьми происходило только в реальном мире, то в последние несколько десятилетий появилось множество альтернативных способов коммуникации, преимущественно – с помощью онлайн-технологий.

Объектом исследования являются методы коммуникации людей в современном обществе. 

Предметом исследования являются онлайн-технологии и их влияние на коммуникацию между людьми в 21 веке. 

Целью работы является анализ статистических данных в сфере коммуникации людей и использования онлайн-технологий и выявление их влияние на общение людей в реальной жизни. 

Исходя из цели, задачами работы являются:

  • Изучение статистики использования интернета в 21 веке;
  • Изучение способов общения, распространенных в 21 веке;
  • Анализ влияния коронавируса на коммуникации между людьми;
  • Определение факторов, влияющих на выбор людьми онлайн-общения вместо реального;
  • Систематизация данных и основные выводы о методах коммуникации 21 века.

В процессе выполнения работы автором использовались такие научные методы исследования, как классификация, систематизация, анализ научной литературы и статистических данных.

Актуальность работы состоит в том, что самым распространенным средством коммуникации в 21 веке – интернет. Это подтверждает статистика различных digital-исследований:

  • Количество активных интернет-пользователей в 2019 году составило 3 969 миллионов человек, что составляет 51,7% от всего населения Земли в этом же году [8];
  • 4,5 миллиардов человек в 2019 году активно используют социальные сети и мессенджеры [6] (эта цифра с 2014 года увеличилась больше, чем в два раза. Это означает, что люди с каждым годом все активнее ведут социальную жизнь в интернете).
  • Предыдущий показатель очень важен в сочетании с другим показателем. Организация «Weare social» в докладе «Digital 2020» представила статистику о том, чем люди занимаются на протяжении жизни. В среднем люди проводят в сети более 7 часов в сутки, или 20 лет от общего срока жизни. [7]

Как мы можем заметить, в современном мире человек действительно большое количество времени уделяет жизни и общению в гаджетах. Подобный способ общения сейчас используется людьми настолько часто, что превосходит по объему живые коммуникации. Особенно это стало заметно в период Пандемии, когда большинство жителей крупных городов перешли в удаленный формат работы и перестали выходить из дома из-за режима самоизоляции. 

После опыта жизни с Коронавирусом, который до сих пор продолжается, люди стали более активно использовать онлайн-общение, не только в личных, но и в рабочих целях:

  • Согласно статистике популярного в России сервиса по подбору персонала HH.ru, количество вакансий с удаленной работой с марта 2020 года возросло на 71% [4];
  • Важным фактом является появление большого количества вакансий удаленной работы в сфере образовательных услуг (74% от общего числа вакансий в этой сфере). Это показывает нам, что важнейшая сфера коммуникации людей – сфера обучения – постепенно переходит в виртуальный формат [4];
  • Портал также отмечает, что более 70% собеседований с кандидатами теперь проходят в онлайн-формате [4]. И таким образом, при поиске работы количество живых контактов между людьми постепенно снижается, а процессы поиска работы переходят в виртуальный мир.

О том, что онлайн-общение становится более популярным и востребованным, говорит также возросший интерес людей по всему миру к приложениям для онлайн-конференций и звонков. Так, например, известные сервисы Zoom и Google Meetings увеличили число пользователей больше, чем на 100% только за последний год [5].

Таким образом, онлайн-общение становится для людей более предпочтительным, удобным и популярным. И оно захватывает все сферы: от образования до работы, от общения с друзьями до культурной жизни и шоппинга. По мнению автора, это можно объяснить не только Пандемией, но и следующими факторами:

  • Скорость (договориться об онлайн-звонке или начать переписку всегда проще и быстрее, чем назначить личную встречу);
  • Отсутствие барьеров (можно находиться в разных городах и странах, быть в разном материальном положении, даже говорить на разных языках. Но в сети все это не имеет значения, технологии помогают людям общаться вне зависимости от условий их существования);
  • Отсутствие 100% вовлеченности в общение (Многозадачность и скорость – приоритеты людей 21 века. Во время общения в сети люди могут делать множество дел параллельно. Но при личном общении так поступать сложнее, поскольку это невежливо);
  • Возможность примерять разные образы (в сети людям легче казаться лучше, чем они есть, легче выдавать себя за другого человека и т.д.)

Последний фактор является самым важным отличием живого общения от виртуального. В Интернете можно быть анонимным, и при этом говорить о чем угодно и с кем угодно. Кроме того, в интернете нет норм морали, этикета, но активно поощряется демократия и свобода слова. 

Поэтому все, кто испытывают сложности с общением в реальной жизни, недостаток внимания, поддержки или понимания, ищут собеседников со схожими взглядами в сети – и так ценность онлайн-общения начинает превосходить реальные коммуникации вне сетевого пространства. И, как уже было сказано выше, поиск единомышленника в сети намного проще, поскольку он не ограничен временем, пространством, социальным положением.

Таким образом, на основе изученной и проанализированной информации мы имеем следующую картину в сфере коммуникаций:

1. Практически во всех сферах жизни (работа, образование, семья, друзья, культурная жизнь, шоппинг и т.д.) теперь появилась онлайн-составляющая, поэтому избежать онлайн-коммуникаций просто невозможно, если человек хочет оставаться в социуме;

2. Онлайн-общение постепенно заменяет реальное, поскольку это быстрее, проще, свободнее и психологически комфортнее, чем реальное общение.

3. Современные технологии оказывают существенное влияние на то, что общение людей постепенно перемещается из реального мира в виртуальный.

Живое же общение продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью жизни людей, но оно уже не занимает большую часть их жизни, как это было еще менее 30 лет назад. 

Библиографический список:

1. Maslow, A. H. (1943). A theory of human motivation. Psychological Review, 50(4), 370–396
2. Коммуникация в интернете: мульти-форматность и мульти-функциональность: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Архангельск-Екатеринбург, 29-30 октября 2020 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, редакционная коллегия: А. Либшнер, Л. Ю. Щипицина (отв. ред.). - Архангельск: КИРА, 2021. - 193 с.
3. Трансформация коммуникации в цифровую эпоху: материалы научной онлайн-конференции, электронное издание сетевого распространения / Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет; редакторы: А. К. Мамедов, И. Н. Чудновская. - Москва: МАКС Пресс, 2020
4. Российское информационное агентство ТАСС (Электронный ресурс). Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8312275 Дата обращения: 10.08.2021
5. Статистика роста популярности видеочатов и сервисов видеосвязи за 2020 год (Электронный ресурс) Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/line/2021-02-09_statistika_rosta_populyarnosti Дата обращения: 11.08.2021
6. Dazeinfo: leading technology, media and marketing Internet property (Электронный ресурс). Режим доступа: https://dazeinfo.com/2015/01/12/social-media-addiction/ Дата обращения: 10.08.2021
7. Digital 2020 Report (Электронный ресурс). Режим доступа: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media Дата обращения: 10.08.2021
8. Statista, Global No.1 Business Data Platform (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/273018/number-of-internet-users-worldwide/ Дата обращения: 07.08.2021




Рецензии:

22.10.2021, 16:51 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Я не рекомедую это к публикации в качестве научной статьи, потому что в тексте нет вообще ничего нового. Автор научным языком (надо сказать весьма не плохим) сообщает совершенно очевидные вещи. Все же научная статья требует новизны и тем отличается от любого другого текста. Если автор покажет, что нового он открыл, решение какой проблемы показал, тогда, да. А как есть нет.



Комментарии пользователей:

23.10.2021, 11:54 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автору необходимо было бы написать про общение через платформу ZOOM, общение по программе телеграмм, общение через электронную почту, по сот. телефону, общение через организацию вебинаров, он-лайн конференций и т.д. В статье необходимо было анализировать каждый тип общения и сопоставить их с реальным живым общением. Автор пишет "Живое же общение продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью жизни людей, но оно уже не занимает большую часть их жизни, как это было еще менее 30 лет назад". Однако, в некоторых случаях живое общение (телефон или беседа)является основным фактором при заключение и выполнение хозяйственных Договоров и решение форс-мажорных обстоятельств. Статью рекомендую значительно доработать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх