Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Журналистика, Телекоммуникации
Размещена 27.10.2021.
Просмотров - 606

Актуальные тенденции развития спортивного радиовещания в условиях глобализации

Клыгина Виктория Павловна

Владимирский государственный университет им. Столетовых

студент

Смыслова Лариса Владиславовна, Старший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский Государственный Университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
В данной статье рассматриваются актуальные тенденции развития спортивного радиовещания в условиях глобализации, влияние внешних факторов на развитие радиовещания и поиск новых площадок для работы с аудиторией.


Abstract:
This article discusses current trends in the development of sports broadcasting in the context of globalization, the influence of external factors on the development of radio broadcasting and the search for new platforms for working with the audience.


Ключевые слова:
спортивное радиовещание; тенденции развития в условиях глобализации

Keywords:
sports broadcasting, development trends in the context of globalization


УДК 659.3

Актуальность научной статьи обусловлена необходимостью осмысления новых тенденций развития спортивного радиовещания в процессе глобализации.

Цель настоящей работы заключается в определении тенденций развития радио как института СМИ в условиях глобализации и выявлении определенной специфики в процессах конвергенции.

Задачи: определение понятия «спортивное радиовещание», анализ  радиовещания как института СМИ в условиях глобализации, выявление тенденций развития.

Научная новизна работы заключается в том, что в работе впервые произведен теоретический и прикладной анализ трансформации спортивного радиовещания в условиях глобализации и влияние на него процесса конвергенции.

Научная разработанность. Анализ выполнен на основе статей Е.Ю. Сергеева[1], который изучал СМИ в условиях глобализации, в т.ч. радио, Гудовой Т.В.[2], рассматривающей будущее радиовещания в условиях информационной глобализации, Спиридановой Г.В.[3], изучающей радио в глобальной медиаконкуренции, Ткаченко Ю.В., которая рассматривала мультимедизацию радиовещания[4], Благова Ю.В. и Мыслицкой Л.А., изучающих процессы конвергенции и интеграции в журналистском образовании [5].

Объектом исследования  являются тенденции развития спортивного радио в условиях глобализации.

Предмет исследования -анализ трансформации спортивного радиовещания под влиянием процесса глобализации.

Спортивное радио - это формат радио, полностью посвященный обсуждению и трансляции спортивных мероприятий, широко распространенный жанр программ, привлекающий узкую аудиторию, часто характеризующийся  шумным эфирным стилем, обширными обсуждениями и анализами как хозяев, так и абонентов.

Спортивное радиовещание в России начинает свою историю с 1998 года, когда впервые появляется радио с одноименным названием «Радио спорт», но, просуществовав всего год, лишается лицензии на вещание. В это же время появляется радиостанция «Русский хит», где спортивное вещание на его волне составляет всего  5 –10 минут в час. Позже, в августе 1999 г. создается новая спортивная радиоволна – «Спорт FM». Она становится официальным российским радио футбольной Евролиги и имеет право использовать изображения, транслирующиеся на каналах "НТВ-Плюс Спорт" и "НТВ-Плюс Футбол". Станция уже имеет определенный опыт работы за плечами и вещает в 30 российских городах, 9 украинских и одном казахском (Карагандинском) еще до начала работы в московском FM-диапазоне. Также станция доступна в Интернете.

Если на сегодняшний момент активно не использовать Интернет как площадку для самопрезентации, как инструмент диалоговых отношений с аудиторией радиостанции, то любое  спортивное радиовещание останется мало востребованным каналом или вовсе неконкурентоспособным.

Для развития спортивного радиовещания в условиях глобализации и под влиянием процесса конвергенции, когда традиционные СМИ ищут выход на новые площадки, необходимо обратить внимание на наличие интернет-страницы радиоканала, сообществ в социальных сетях, дополнительных материалов в прессе и репортажей на телевидении. В 2021 г. у любой спортивной радиостанции в интернете есть собственная веб-страница с  возможностью онлайн вещания, там есть вся информация о радиостанции (в том числе история ее создания), обозначен ее контент. В основном это спортивные темы и новости, обзор спортивных событий, прямые трансляции и интерактив со слушателями. Но, учитывая спортивную направленность станций, транслируются музыка и общеполитические новости. Для того, чтобы привлечь и удержать аудиторию спортивное радиовещание использует практически все предоставляемые конвергентные возможности, но основной акцент делает на веб-сайт. Там реализуется обратная связь в различным формах, например, конкурс прогнозов на матчи Российской футбольной Премьер-Лиги. Также на веб-сайте у аудитории есть возможность комментировать статьи и интервью со спортсменами, напрямую общаться с ведущими радиоэфира через электронную почту, участвовать в опросах, анкетировании, просматривать фотоотчеты и видеорепортажи с различных спортивных мероприятий, переписываться с фанатами. Обратная связи с аудиторией позволяет оценить эффективность осуществляемых мероприятий и скорректировать деятельность спортивного радиовещания в зависимости от потребностей аудитории.

Онлайн-радиовещание - важный элемент конвергенции, используемый спортивным радиовещанием. «Конвергенция (от лат. convergo – сближаться, сходиться к одному центру) в сфере медиа чаще всего понимают как процесс смешения, объединения информации различной природы (фото-, видео-, аудио- и текстовой) в единый продукт»[5]. Онлайн - вещание есть как на главной странице веб-сайта радиовещания, так и в целом на просторах интернета (посредством ссылок на других сайтах).

Помимо онлайн-радивещания, сайт позволяет своей аудитории   просматривать прямую трансляцию эфира, где можно видеть работу радиоведущих  в студии.

Также в качестве конвергентных возможностей спортивные радиостанции устраивают различные игры, опросы, викторины и конкурсы. Это необходимо для получения обратной связи в форме  телефонных звонков. Важно отметить, что  спортивные радиостанции имеют техническую возможность использования смс-сервиса, который относится к конвергентным элементам. Но в настоящее время данная технология используется редко.

Помимо веб-сайта сайта, спортивное радиовещание использует возможность информирования аудитории через сообщества в таких социальных сетях как: VK, Twitter, YouTube, Facebook, Одноклассники, Instagram. Информационное наполнение в сообществах социальных сетей аналогично контенту основного сайта.

Иногда на сайте спортивного радиовещания предусмотрена возможность скачивания приложения для iOS и  Android, позволяющая слушать спортивную радиоволну в дороге автомобилистам, что является еще одним преимуществом при работе с целевой аудиторией.

Процессу конвергенции присуща основная характерная черта - это сближение различных отраслей в сфере информационной деятельности (реклама, журналистика, связи с общественностью, маркетинг и т.п.). Cпортивное радиовещание активно использует рекламу на радиостанции. Требования по размещению рекламы отражены в Федеральном законе РФ «О рекламе».

Важно отметить еще одну тенденцию СМИ -  мультимедизацию спортивного радиовещания. Ткаченко Ю.В. считает, что «мультимедизация радио – это расширение круга возможностей, в том числе, по привлечению нового сегмента аудитории, вообще не слушающей радио в традиционном эфирном варианте» [4]. Использование «видео» и «аудио» контента является новой формой обращения к слушателю и, способом выжить в жесткой конкуренции с телевидением и интернетом. По мнению Спиридоновой Г.В., «современное радио должно не только осваивать новые каналы распространения программ, но и умело использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями – от присутствия в социальных сетях и управления сообществами лояльных слушателей до новых подходов к созданию увлекательного контента и онлайн-исследований поведения аудитории» [3, с. 25].

Проанализировав спортивные радиостанции на использование различных элементов конвергенции, выяснилось, что многие не используют все конвергентные возможности для решения творческих, рекламных и имиджевых задач.  Для повышения конкурентоспособности, привлечения и удержания аудитории, налаживания обратной связи, а в следствии и экономически целесообразной и эффективной работы спортивным радиостанциям следует использовать в своей деятельности такие элементы конвергенции как интернет-страницы, социальные сети и онлайн вещание.

В условиях глобализации спортивное радиовещание для сохранения конкурентоспособности должно активно пользоваться новейшими технологиями, учитывая все актуальные тенденции в данном направлении. Спортивное радиовещание при глобализации сохраняет свою актуальность  исключительно только для прежнего поколения.

Библиографический список:

1. Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации / Общество. Среда. Развитие. – №1 – 2009. – с. 117-126
2. Гудова Т.В. Будущее радиовещания в условиях информационной глобализации - статья в сборнике трудов конференции. изд. ООО ИПК Университет. – 2019. – с. 288-293
3. Спиридонова Г.В. Радио в глобальной медиаконкуренции / Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 2 (17). - c. 25-27
4. Ткаченко Ю.В. Мультимедизация радиовещания: практика Приднестровских радиостанций / Сборник материалов и научных статей IX Международной научно-практической конференции/ изд. Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) – 2016. – с. 231-236
5. Благов Ю.В., Мыслицкая Л.А. Процессы конвергенции и интеграции в журналистском образовании / Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №2, том 2, 2020 – с.113




Рецензии:

19.01.2022, 15:46 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Тема очень интересная у автора Клыгиной Виктории "Актуальные тенденции развития спортивного радиовещания в условиях глобализации". В самом начале статьи вы пишите, что "спортивное радиовещание в России начинает свою историю с 1998 года, когда впервые появляется радио "Радио спорт". Однако, это большое заблуждение, т.к. спортивное радиовещание было и в советское время, и в период независимости России. Были спортивные редакции, отделы, вещающие и на радио, и на телевидении. Были легендарные спортивные комментаторы, журналисты, которые до сих пор являются примерами для современных журналистов. Среди них Н.Озеров, Котэ Махарадзе,В.Синявский, А.Дмитриева, Маслаченко, Еремина, Гусев и другие. Здесь необходимо было указать не на спортивное радиовещание в России, а на специализированные спортивные радиостанции, которые стали появляться в 1990-х годах. В статье показана общая теория без практических примеров, нет анализа самих радиостанций (по жанрам, рубрикам, темам, авторам), только их перечисление. Могли бы привести примеры самих сайтов, о которых вы писали, назвать современных спортивных радиожурналистов. Статья В.Клыгиной требует конкретной доработки. С уважением -Сауле Барлыбаева

19.01.2022, 18:26 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Тема статьи неожиданная, но назвать саму статью актуальной рецензент не может. От того, что в каждой строке статьи присутствует термин "глобализация", причём без дефиниции его, этот аспект не не развит. Может, автор хотела сказать, что несмотря на геополитические нейстойчивости в мире, спорт и его доведение до масс являетс стабилизирующим и конфергирующим началом? Статья поверхностно, на взгляд рецензента, подняла тему в названии, но в самом контенте начность отсутствует. Опознавательным знаком научности такого типа статьи является статистика, диаграмма, таблица. Выдержки из статей, приведенных в тексте и повторенных в сылках не могут придать тексту научность. Нет ни креативных идей, ни их аргуентации. Статья хорошо подготовлена, автор проявил грамотность, выделил элементы требований. Если над ней поработать, то она может стать серьёзной постановкой задачи в области журналистики. А пока - это похоже на введение к чему-то, что автор задумал,но не осущзествил. Радость рецензента в появлении на этой площадке молодых авторов не превысила негативные аспекты. Пока такую статья публиковать рано. Надо поработать с уважаемым научным руководителем, которая, возможно, не читала или отнеслась снисходительно к этому труду своей студентки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх