Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 15.11.2021. Последняя правка: 14.11.2021.
Просмотров - 183

Теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера

Жулина Дарья Александровна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

студент

Научный руководитель: Смыслова Лариса Владиславовна, старший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский Государственный Университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых Россия


Аннотация:
Представления о ком-то или о чем-то существуют всегда, и они, к сожалению, не всегда выгодны для носителя данного образа. Поэтому многие приходят к выводу о необходимости создания искусственного имиджа персоны, в т.ч. политического лидера, так как это помогает продвигаться по служебной лестнице, быть успешным руководителем или же быть на хорошем счету у других.


Abstract:
Ideas about someone or something always exist, and, unfortunately, they are not always beneficial for the bearer of this image. Therefore, many come to the conclusion that it is necessary to create an artificial image of a person, including a political leader, as this helps to move up the corporate ladder, be a successful leader or be in good standing with others.


Ключевые слова:
имидж политического лидера; политический лидер; технологии формирования имиджа политического лидера

Keywords:
image of a political leader; political leader; technologies of forming the image of a political leader


УДК 659.4

Актуальность темы исследования обуславливает то, что в условиях современной конкуренции имидж политического лидера является одной из составляющих его успеха среди электората и его конкурентоспособности в политической сфере.

Цель: изучить теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера

Задачи:

  1. Определить понятие «имидж политического лидера».
  2. Рассмотреть структуру и этапы формирования имиджа политического лидера.
  3. Выявить аспекты формирования имиджа политического лидера.

Научная новизна заключается в выявлении актуальных аспектов в формировании имиджа политического лидера.

Научная разработанность.

Во многих работах отечественных и зарубежных специалистов находит свое отражение тема имиджа политического лидера. Понятие «имидж политического лидера» определили в своих работах такие авторы как Н.Макиавелли, Е.В. Егорова-Гантман и О.И.Гардеева, О.А.Феофанов. Структурную модель имиджа политического лидера предложил А.Ю. Панасюк. И.П. Горбунов выявил этапы формирования имиджа политического лидера.

Механизмы и условия формирования имиджа политического лидера установила О.И.Удникова

Объектом исследования является формирование имиджа политического лидера.

Предметом исследования является изучение теоретических аспектов формирования имиджа политического лидера.

Демократические институты стали развиваться особенно активно в XIX веке и именно тогда проблема формирования политического имиджа стала приобрела актуальность. Построение идеальных образов (например, сложившейся ситуации, правительства, политического лидера и других элементов социальных отношений) и внедрение их в массовое сознание приобрели решающее значение при неспособности изменить реальность согласно представлениям граждан о том, какой она должна быть, либо убедить их, что происходящее есть лучший вариант развития событий из всех возможных.

Несмотря на существование множества концепций политического лидерства, В. К. Васильев отмечает, что «общепризнанного определения политического лидерства нет». [1, с. 140].

Одним из ведущих исследователей политического лидерства считается Н. Макиавелли. По мнению ученого, «политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество, который использует любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства». Другими словами, политический лидер – это лидер в области политики, представляющий общество, личностное влияние которого позволяет ему объединять и вести за собой различные социальные группы для достижения какой-либо цели и решения проблем общественного развития [2, с. 1.].

Е.В. Егорова-Гантман и О.И. Гардеева при определении понятия имиджа политического лидера делают акцент на символической нагрузке образа: «Имидж – это образ, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации: определенные черты, качества политического лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих… качеств, резонирующих в предпочтениях электората» [3, c. 113–114].

В исследованиях О.А. Феофанова имидж рассматривается как некий образ-представление: «Имидж – это образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, эстетическими, психологическими и т. д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ. Имидж выделяет явление и создает впечатление его радикального отличия от других. Имидж наделяет явление характеристиками, лежащими за пределами его реальных качеств, причем любыми характеристиками, поскольку это наделение производится с помощью ассоциаций. В процессе трансляции имиджевой информации имидж внедряется в массовое сознание, а ассоциации «привязывают» к явлению заданные характеристики в зависимости от целей тех, создает образы» [4, c. 90–91]. Как видим, О.А. Феофанов разводит понятия имиджа и реальной сущности объекта. Поэтому имидж, по его мнению, является средством формирования социальных иллюзий.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что имидж политического лидера – это целенаправленно формируемый образ, который представляет человека, наделенным определенными личностными качествами, позволяющими ему быть авторитетным субъектом политического процесса, для которого важно реализовать потребность в наличии и удержании власти, и призванный оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определенную группу лиц и повести за собой.

На наш взгляд, следует обратить внимание на следующую структурную модель индивидуального имиджа (к которой относится и имидж политического лидера), предлагаемую российским исследователем А. Ю. Панасюком[5]:

1) Габитарный или габитусный имидж — внешний вид человека создают одежда, прическа, макияж и физические характеристики (тип телосложения и т. д.). Люди имеют тенденцию связывать отдельные внешние характеристики с определенными чертами характера и оперировать определенными стереотипами.

2) Вербальный имидж - передает информацию о том, «как» и «что» говорит человек. К нему относятся тембр голоса, интонация, темп речи, произношение, ораторские качества, грамотность и содержание речи;

3) Кинетический имидж— складывается из таких характеристик, как жесты, мимика, и комплекса телодвижений: походка, осанка, положения тела.

4) Средовый имидж— «говорит» нам о влиянии «окружения», в котором живет человек. Под окружением имеется в виду – место и время, социокультурная, архитектурная, предметная и природная среды и др. В него  входят место жизни, работы, проведения досуга; люди и материальный мир, окружающие  человека во всех вышеперечисленных сферах.

5) Овеществленный имиджсоздается по продуктам человеческой деятель­ности.

Н.П. Горбунов выделяет следующие этапы при формировании имиджа политического лидера [6]:

  1. Формулировка цели. Имидж содержит конкретное сообщение, которое будет отличаться в зависимости от цели. Имиджмейкер определяет цель и формулирует главное послание, например, "Я надежный.
  2. Определение целевой аудитории. Послание, содержащееся в имидже персоны, адресовано не всем людям, а определенной аудитории. На данном этапе имиджмейкер анализирует ожидания целевой аудитории, и дальнейшая работа проводится уже на их основе.
  3. Составление списка параметров имиджа. Далее формируется список качеств, которые необходимо продемонстрировать: надежность, профессионализм, искренность, аккуратность, доброта и т.д. Эти качества служат намеченной цели и хорошо «читаются» целевой аудиторией.
  4. Сравнение желаемых и реальных качеств. На данном этапе проводится анализ текущих внутренних и внешних качеств. Существует 3 группы параметров:

- Доступные качества, которые работают на имидж. Их нужно оставить, а некоторых нужно укрепить.

- Характеристики поведения или внешнего вида, которые мешают имиджу  или разрушают его, от них лучше избавиться.

- Качества, необходимые для создания имиджа, но у человека они отсутствуют. Их необходимо развивать.

         5. Выбор средств самопрезентации. Этот этап создания имиджа является самым сложным. Необходимо сочетать обозначенные цели с самой личностью человека, учитывать индивидуальные особенности характера и внешности. В результате формируются все параметры, необходимые для идеального имиджа персоны.

Она включает в себя одежду, прическу и макияж. Имиджмейкер определяет общий стиль, составляет гардероб, выбирает цвета и стили, создает несколько ключевых образов. Макияж, прическа и одежда подобраны таким образом, чтобы они подчеркивали преимущества внешности, сочетались друг с другом и в то же время соответствовали поставленным целям. Но стоит учитывать, что для внешнего вида политика существует определенный дресс-код: преобладание официального стиля в одежде и ничего вызывающего, минимум аксессуаров и макияжа.

Поза, жесты, мимика, манеры – являются важными составляющими имиджа. Конкретный выбор того или иного закона поведения зависит от целевой аудитории, которая была изначально выбрана. Коммуникативные навыки также играют важную роль. Словарный запас, темп речи, паузы, интонация помогают составить впечатление о собеседнике или говорящем. Говорить много и эмоционально или сухо и только по существу? Громко или тихо? Нужно ли недооценивать или переоценивать голос? Имиджмейкер определяет стиль речи, исходя из характера клиента и поставленных целей.

Мы получаем 70% информации невербально: из поз, жестов, мимики. Если эти сигналы отличаются от вербального сообщения, то наше подсознание не верит словам, и, соответсвенно, человек производит на нас негативное впечатление. Именно поэтому имиджмейкеры в первую очередь берут за основу характер и не стремятся «вогнать» личность в определенные рамки ради поставленной цели. Но то же время в некоторые моменты важно уметь контролировать невербальные сообщения, и этому нужно научиться, если такое умение отсутствует у человека.

Все имиджобразующие качества должны быть взаимосвязаны, не противоречить друг другу, находить друг в друге продолжение и подтверждение, это необходимо для того, чтобы имидж был цельным, органичным и естественным, чтобы коммуникация была эффективной и человеку было удобно его «носить». [7, c. 17].

          6. Вход в образ. Имидж создан, но остается самое главное – воплощение его в жизнь. Новая внешность, новые манеры и речь, новое чувство собственного достоинства - к этому нужно привыкнуть и много работать. Главное, что поможет на этом этапе, - это практика. Не все получится с первого раза, но постепенно ваш новый образ станет органичным продолжением вашего «персонажа», потому что он создан на его основе. Главное, что нужно помнить, - это то, что люди судят по внешнему виду и склонны доверять первому впечатлению. Создайте подходящий образ для вас, который покажет вас как надежного, компетентного и уверенного в себе человека и позволит достичь ваших целей. [8]

 Имидж политического лидера имеет огромное влияние на аудиторию, поэтому важно начать его формирование с самого начала политической карьеры, потому что в политике нет вакуума, в любой момент может всплыть что-то нежелательное и субъект имиджа может понести репутационные потери, после чего будет трудно выбиться в лидеры.

Для того чтобы успешно сформировать имидж политика, нужно всегда помнить, что он зависит от времени, то есть использование имиджа прошлых кампаний не даст гарантии успеха в следующих, он должен изменяться с течением времени в соответствии с современными реалиями, также он должен учитывать культурную специфику, уровень образования населения, экономическую ситуацию и другие особенности избирательного округа, чтобы иметь большее влияние среди электората.

“Имидж, или образ политического лидера, включает внешность, должность, профессию и программу кандидата, биографию, хобби, манеру вести беседу, комплекс убеждений, намерений и многое другое, а также “легенду” – реальные или мифологизированные события из жизни кандидата, которые делают его в общественном сознании более достойным высокой должности, чем остальные так называемые рядовые претенденты. Иными словами, образ лидера – это публичная сторона его личности, обращенная непосредственно к избирателям” [9].

Следуя этому определению, можно утверждать, что для завоевания аудитории политику нужно обратиться к ней своей самой «выигрышной» стороной. Нужно следить за собой по всем «статьям»: за внешним видом, за вербальным и невербальным общением, репутацией, своими манерами, комплексами убеждений и даже хобби, потому что что-что слишком выбивающееся может наоборот «отвернуть» от него избирателей. «Легенда» очень важна, потому что она может добавить политическому лидеру некую исключительность, которая будет вызывать доверие у людей.

Массы являются носителями и хранителями имиджа политика, они нуждаются в памяти о его прошлых «свершениях». Для увеличения доверия в глазах избирателей, необходимы либо реальные дела, либо красивая имиджевая легенда. Если у политического лидера еще нет «яркой истории» или возможности совершать реальные поступки прямо сейчас, то нужен привлекательный «миф о прошлом». На современном этапе возвышения и сакрализации личности правителя способствует техника создания имиджа, основанная на мифах путем навязывания идеологических, эмоционально-ассоциативных стереотипов/клише. Имидж всегда связан с игрой изображения, включая не только естественные свойcтва личности, но и специально наработанные, творчески созданные с помощью PR-технологий. В связи с этим имидж наделяет объект дополнительными мифологическими характеристиками стремясь выделить его из ряда других, похожих.

Формирование имиджа политического лидера – двусторонний процесс, в нем два участника: политик и избиратель, следуя из этого, можно утверждать, что имиджи политических лидеров влияют как на электорат, так и на госаппарат.  Избиратели стали более разборчивыми в своих потребностях и предпочтениях, поэтому более осознанно подходят к формулированию требований и выработке ожиданий [10], и главная задача политического лидера – создать образ, соответствующий данным требованиям и ожиданиям, используя при этом свои уникальные качества.

Неожиданным и оригинальным приемом актуализации имиджа кандидата является публикация его гороскопа в развлекательных газетах и журналах. Это  способствует эмоциональному восприятию образа политика и подсознательно вызывает доверие, тем более, если у политика и читающего знак зодиака совпадает. Анализ знака зодиака политического лидера накладывает определенные стереотипы на его характер, например, «львы-победители», «водолеи-щедрые» и т.д., тем самым облегчает его восприятие для рядовых граждан.

Таким образом, для того, чтобы имидж был успешным и эффективным, необходимо управлять процессом его формирования (в него входят планирование, организация, контроль). Все меры, направленные на формирование имиджа политического лидера, должны быть качественно и количественно определены. Это означает, что перед началом процесса формирования имиджа у него должен быть четкий и подробный план, определяющий цели, средства, структуру, затраты, сроки, ожидаемые результаты и экономическую эффективность.

Никогда не стоит забывать про имидж, потому что удачно сформированный имидж является залогом успеха - как личного, так и профессионального. Именно имидж поможет Вам произвести впечатление и выделиться среди окружающих, выбиться в лидеры.

Библиографический список:

1. Васильев В.К. Положение дел и перспективы исследований в сфере психологии лидерства. СПб., 1997.
2. Фонарев А.В. Особенности и основные типы политического лидерства. Брянск, 2014.
3. Егорова-Гантман Е.В. Политиками не рождаются… – М.: Центр политического консультирования «Николо М», 1993. – 142 с.
4. Феофанов О.А. Агрессия лжи. - М.: Политиздат, 1997. - 318 с.
5. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Панасюк. – М.: Дело, 2001. – 239 с.
6. Горбунов Н.П. Искусство создания имиджа. – М.: Лаборатория книги, 2010.
7. Котлякова М.О. Технологии формирования имиджа: монография, ФГОУВПО «РГУТиС». - М., 2008. - 128 с.
8. Хакамада И.В. предвкушении себя: от имиджа к стилю. М.: Альпина Паблишер. – 2014.
9. Максимов А.А. "Чистые" и "грязные" технологии выборов: Российский опыт. — М., 1999
10. Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: дис. канд. псих. наук. СПб., 1999, С. 177–178.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх