бакалавр
Институт современного искусства
студент (магистратура)
Тараканова Екатерина Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории и теории музыки АНО ВО «Институт современного искусства»
УДК 78.072.3
91.43/.45
Введение.
Музыкальные фильмы являются неотъемлемой частью массовой культуры со времени возникновения жанра до наших дней. Они получали мгновенные критические отклики в прессе, на протяжении десятилетий осуществлялись попытки их научного осмысления, в том числе в рамках более общей проблемы существования музыки в фильме. В нашей странеэта тема вызывала неизменный интерес [1; 4; 5; 6].
Актуальность заявленной темы определяетсяугасанием интереса к музыкальному фильму у отечественных режиссеров при высоком зрительском спросе, который обеспечивается зарубежным кинематографом. Необходимо вернуться к истокам, чтобы затем разобраться в текущей ситуации и найти пути ее исправления.
Цель работы – проанализировать начальный этап становления музыкального фильма в нашей стране.В задачи входило исследовать предпосылки возникновения музыкального фильма, определить его значение для массовой культуры, выявить достижения и проблемное поле существования данного жанра в нашей стране в 1930-1940-е годы.Материалом исследования послужили музыкальные фильмы Григория Александрова и Ивана Пырьева. Методологическую основу составил системный подход и комплексный метод исследования, применение диалектической логики, дескриптивного компаративного методов, дедукции и индукции, принцип историзма в познании становления и развития рассматриваемых явлений.
Научная новизна данной работы заключается в возможности беспристрастной оценки художественных явлений на значительном временном отдалении.
Кино нередко называют «десятой музой». Оно зародилось в конце XIX века, явившиськультурным прорывом. За сравнительно короткий срок молодое искусство прошло стремительную эволюцию, которая была связана с художественными открытиями и техническим прогрессом. Производство фильма сегодня представляет собой высокотехнологичный процесс создания, сохранения и трансляции разного по направленности, жанрам и тематике контента –незаменимого источника информации и культурного просвещения общества. Однако на заре XX века кинематографу приходилось вести нелегкую борьбу за существование, доказывая свою принадлежность к искусству [3].
В эволюции кинематографа важное значение имеловзаимодействие изображения и звука. Только в конце 1920-х годов Великий Немой заговорил. Однако и до этого создатели и прокатчики фильмов стремились объединить кинокартину с музыкой. Во время показов играли тапёры (например, известно, что тапёром был молодой Д.Д. Шостакович). Иногда пианиста заменял ансамбль, даже целый оркестр, певцы-вокалисты и хор, порой вместо живых музыкантов использовали грампластинки, которые становились своеобразным аккомпанементом действию на экране.
Приход синхронизированного звука в киноспособствовал бурному развитию музыкального фильма в разных странах: Америке, Германии, Италии, Франции, России и др. Среди множестважанров ведущее положение заняли комедии и бытовые мелодрамы. Поющие и танцующие актеры были всенародно любимыми звездами, примерами для подражания. Если кинематограф изначально занял одно из лидирующих мест в популярной культуре, то соединившись со словом и музыкой в нераздельное целое, он стал мощнейшим орудием воздействия на массовое и индивидуальное сознание. Он не только развлекал и утешал, но и идеологически воздействовал, в том числе через песню, через соединение ярких, запоминающихся мелодий с поэзией. Эти песни подхватывались, звучали в помещениях и на открытом воздухе, неслись из громкоговорителей. Искусство (кинематограф, музыка, тексты) нередко работало на создание новой мифологии.
Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Николая Экка (композитор Яков Столляр) вышел в прокат в 1931 году. Уже через три годамузыкальные фильмы и киномузыка начинают завоевывать отечественного зрителя. Образцом для советских кинематографистов была продукция Голливуда, но в нашей стране были найдены оригинальные сюжеты, отражающие новые идеалы «строителей светлого будущего». А самое главное, в фильм вошла советская песня, которая и сегодня не утратила своих художественных достоинств (неслучайно в наше время проявилась тенденция делать кавер-версии «старых песен о главном»).
Первым режиссером, который снял музыкальный фильм в СССР, был Георгий Александров(1903–1983). В 1929 году состоялась его поездка в Европу и Америку совместно с Сергеем Эйзенштейном: это была подлинная стажировка будущего мастера. Вернувшись в СССР, Александров начал работу над кинокомедией «Веселые ребята» (1934), где учел и талантливо преобразовал опыт американского музыкального комедийного кино. Фильм имел успех, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом. На Венецианском фестивале он был показан под названием «Москва смеётся». Музыкально-песенные композиции Исаака Дунаевского на слова Лебедева-Кумача, исполненные в фильме, звучали по радио, позднее включались в телевизионные концерты, были выпущены на грампластинках, а десятилетия спустя на аудиокассетах. Фильм часто показывали в кинотеатрах, затем на телевидении, в 1980-е его можно было посмотреть на видеокассетах, позже на DVD, он неоднократно реставрировался и редактировался, в 2010 году был раскрашен.
Музыкальная комедия стала важнейшей линией в творчестве Григория Александрова. Вспомним фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947). Отдал дань музыкальному кинематографу и Иван Пырьев, снимавшиймузыкальные комедии и мелодрамы в 1930–1940-е годы: «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949).Композитором большинства из этих фильмов былИсаак Дунаевский; в фильмах «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны» – Тихон Хренников, «Трактористы» – Дмитрий и Даниил Покрасс, «Сказание о земле Сибирской» – Николай Крюков. Именно талантливая музыка и, прежде всего, выразительная и вдохновенная советская песня одухотворяла сюжеты, которые нередко были схематичны, неправдоподобны, идеологически мотивированы.
В связи с фильмами Александрова и Пырьева 1930–1940-х годов встает множество проблем. Это было время жестоких политических репрессий. Однако в 1932 году, когда задумывались «Веселые ребята», сталинский террор еще не развернулся. Затем светлые фильмы, проникнутые жизнелюбием и верой в будущее помогали людям забыть тяжелые будни и погрузиться в мир мечты. Особенно это было необходимо в военное время и первые годы послевоенной разрухи. Некоторые музыкальные фильмы поднимали вопросы творчества, которое наполняет жизнь смыслом, придает силы, помогает преодолевать испытания.
Заключение.
Музыкальные фильмы – доступный продуктмассовой культуры. В контексте социальных коллизий, стоявших перед потенциальной аудиторией, яркие и эмоциональные герои, которые пели, танцевали и облекали в легкие шуточные ситуации все насущные проблемы, стали отдушиной для зрителя. Лиричность и непосредственная направленность на эмоции киномузыки обогащалась русскими народными интонациями, вошедшими в советскую массовую песню; также привлекались такие жанры как частушка, шуточные куплеты, песня-марш и др.
Фильмы Григория Александрова и Ивана Пырьева имеют историческую ценность, они продолжают оставаться ярким художественным явлением, способным трогать сердца. По ним мы можем лучше узнать и понять ушедшие поколения, увидеть ожившее на экране прошлое, познакомиться с игрой выдающихся актеров и работой режиссеров и операторов.
Музыкальный фильм успешно развивался в СССР. Однако в настоящее время в существовании этого жанра наблюдается некоторая пауза. Конечно, отдельные музыкальные фильмы появляются, нередко это заснятые музыкальные спектакли. Однако о новой странице в развитии жанра пока говорить не приходится. Возможно, сценаристы и режиссеры не видят подходящих сюжетов; также, вероятно, сложно найти композиторов, которые ответили бы на современные запросы массовой аудитории. Появление киномюзиклов на Западе внушает надежду, что и в нашей стране будут найдены новые художественные решения.
Рецензии:
19.04.2022, 16:16 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящена одной из актуальной теме - музыкальным фильмам, который историческом ракурсом раскрыт автором. В статье действительно проанализировано начальный этап становления музыкального фильма. Исследованы предпосылки возникновения музыкального фильма, определено его значение для массовой культуры, выявлены достижения и проблемное поле существования данного жанра. Автор постарался раскрыть цели и задачи, который поставил для раскрытия сути и содержания статьи. Рекомендую опубликовать после исправления замечаний, указанные коллегами рецензентами. А название можно предложить МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ РОССИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА В ПЕРИОДЕ 1930-1940-х ГОДОВ
Комментарии пользователей:
11.01.2022, 8:21 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Статья Татьяны Викторовны написана на актуальную тему. Однако, необходимо подчеркнуть, что в первые 30-40 годы советского строя все фильмы были направлены на агитацию и пропаганды достижений СССР, показа классовой борьбы и те первые советские фильмы строго проходили процесс цензуры, поэтому музыкальные комедии были как бы "свежим воздухом" для всех народов живших в тоталитарном государстве.В 60 - 90 годы были созданы десятки шедевров комедийных и музыкальных советских фильмов и большое влияние на их создание оказали влияние международные кино фестивали и зарубежные музыкальные комедийные фильмы (особенно французские и индийские). В настоящее время почти отсутствуют музыкальные фильмы, но есть надежда, что молодые современные кинорежиссеры и композиторы будут развивать комедийные музыкальные фильмы. Статью рекомендую к публикации после доработок. |
18.04.2022, 11:38 Олевский Виктор Аронович Отзыв: И где доработка? |
18.04.2022, 19:07 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Название статьи звучит "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ И ЕГО СПЕЦИФИКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1930-1940-х ГОДОВ".Однако, если быть более точнее, то необходимо поменять название статьи, т.к. в СССР были 15 советских социалистических республик, в том числе РСФСР. Искусство, кино, театр, литература, история была основана на советской идеологии, которая основывалась на концепции "социалистического реализма". Поэтому, в статье необходимо указать на этот факт.Ведь автор в статье пишет "Необходимо вернуться к истокам, чтобы затем разобраться в текущей ситуации и найти пути ее исправления". |