РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"
Ведущий технолог отдела общественного питания
Морозова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 338
Целью исследования является выявление факторов, оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности организации на основе трехфакторной модели Дюпона.
Для достижения поставленной цели в рамках данного исследования необходимо решить ряд следующих задач: исследовать применение модели Дюпона при анализе финансовых результатов деятельности организации, определить основополагающие факторы, влияющие на динамику финансовых результатов деятельности организации, анализ влияния выявленных факторов осуществить по средствам цепных постановок.
Объектом исследования является факторный анализ прибыли и рентабельности организации.
Предметом – влияние факторов на изменение финансовых результатов деятельности организации.
Методики исследования, используемые в работе: эмпирический (сравнение, статистическая обработка данных), теоретический (изучение и обобщение, анализ).
Новизна исследования выявлены факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности конкретной организации. В результате исследования предоставлены выводы о необходимости применения модели Дюпона в процессе проведения анализа финансовых результатов деятельности организации.
Практика зарубежных организаций изобилует методиками анализа финансовых результатов. Анализ финансовых результатов в практике компаний иностранных государств проводится различными методами: горизонтальным, вертикальным, трендовым, сравнительным, факторным и др. Данная тенденция обусловлена, во-первых, отсутствием общепринятого подхода к экономической сущности понятия «финансовые результаты» (таблица 1); во-вторых, разнообразием поставленных компаниями целей,
а также целым рядом факторов, связанных с информацией, временем и технической стороной обеспечения деятельности организации.
1 |
Изменение величины чистых активов организации (стоимостной оценки совокупного имущества за минусом общей суммы задолженности и дополнительных взносов собственников организации в течение отчетного периода) |
2 |
Разность между величиной доходов и расходов от деятельности организации |
3 |
Изменение величины собственного капитала организации в течение отчетного периода |
Примечание: Источник-[1, с. 175]
Обобщая представленные на рисунке 1 подходы, можно заключить, что финансовые результаты в зарубежной практике представляют собой экономический итог финансово-хозяйственной деятельности организации, который выражается в стоимостной (денежной) форме. При этом, отдельные компании могут использовать для анализа разные финансовые показатели.
Широко представлены в зарубежной практике финансовых расчетов факторные модели рентабельности собственного капитала, называемые факторные модели фирмы «Дюпон». Их назначение состоит в идентификации факторов, определяющих эффективность функционирования организации, оценке степени их влияния, а также складывающихся тенденций в их изменении и значимости. Данные факторы вычисляется по формулам представленным в таблице 2.
Показатель |
Алгоритм расчета |
Условные обозначения |
Экономический смысл |
Рентабельность продаж (ROS) |
ROS = Пп × 100 % / В |
Пп – прибыль от продаж; В – выручка от продаж.
|
Отражает получаемый компанией процент прибыли с каждого рубля реализации |
Рентабельность активов (ROА) |
ROА = Пч × 100 % / А |
Пч – чистая прибыль; А – активы организации.
|
Показывает величину чистой прибыли, приходящуюся на единицу активов |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
ROE = Пч × 100 % / Ск |
Пч – чистая прибыль; Ск – собственный капитал.
|
Отражает эффективность использования собственных средств, то есть величину чистой прибыли, полученную с одного рубля, вложенного в собственные средства. |
Рентабельность инвестиций(ROI) |
ROI = (NI + IE) / (TL – CL) |
NI – чистая прибыль (доступная к распределению среди собственников); E – проценты к уплате; TL – совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву); CL – краткосрочные обязательства. |
Учитывается зарубежными компаниями при принятии решения о целесообразности вложения средств. |
Примечание - Источник: [2, с. 178]
Первоначально модель представляла собой влияние двух факторов
на рентабельность активов (ROA) организации – рентабельности продаж
и оборачиваемости активов:
ROA =Пч/А=((Пч/В) х (В/А)) |
(1) |
ROA = ROS х Koa, |
(2) |
где Kоа – коэффициент оборачиваемости активов.
Как видим, посредством двухфакторной модели Дюпона появляется возможность оценить вклад системы продаж и уровня интенсивности использования активов в формирование рентабельности компании.
В дальнейшем модель Дюпона была применена к показателю рентабельности собственного капитала, а соответствующая формула приняла следующий вид:
ROE = ((Пч/В) х (В/А)х (А/Ск)) = ROSхRoaх Кфр |
(3) |
где Кфр – коэффициент капитализации (финансовый рычаг) [3, с. 207].
Представленная формула отражает степень влияния на рентабельность собственного капитала трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и уровня предпринимательских рисков, выраженного в коэффициенте финансового рычага. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности организации.
Теперь проиллюстрируем проведение факторного анализа с использованием модели Дюпона на примере Торгово-производственного комплекса. В таблице 3 представлены исходные данные для последующих расчетов
Показатели |
2017г. |
2018г. |
2019 г. |
Отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
||
2018 г к 2017 г |
2019 г к 2018 г |
2018 г к 2017 г |
2019 г к 2018 г |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=3-2 |
6=4-3 |
7=3/2*100% |
8=4/3*100% |
1.Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (В), тыс. руб. |
79635 |
83451 |
84225 |
3816 |
774 |
104,8 |
100,9 |
2. Активы (А), тыс. руб. |
9358 |
10062 |
10577 |
704 |
515 |
107,5 |
105,1 |
3. Капитал и резервы (К), тыс. руб |
6428 |
7234 |
7323 |
806 |
89 |
112,5 |
101,2 |
4.Чистая прибыль (ЧП), тыс. руб |
1985 |
1350 |
888 |
-635 |
-462 |
68,0 |
65,8 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации
В ходе проведения анализа будет использоваться наиболее распространенная трехфакторная модель Дюпона, согласно которой:
ROE = Рентабельность продаж Х Оборачиваемость активов Х Финансовый рычаг
Год |
Алгоритм расчета |
Вычисление |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
2019 |
РП2019 =ЧП2019 /В2019 |
РП2019 =888/84225 |
0,01 |
ОА2019 = В2019 / [(А2019+А2018/2)] |
ОА2019 =84225 / [(10577 + 10062)/2] |
8,16 |
|
ФР2019 = [(А2019+А2018/2] / К2019 |
ФР2019 = [(10577 + 10062)/2] / 7323 |
1,41 |
|
ROE2019 = РП2019 хОА2019 х ФР2019 |
ROE2019 = 0,01 х 8,16 х 1,41 |
0,12 |
|
2018 |
РП2018 =ЧП2018 /В2018 |
РП2018 = 1350/83451 |
0,02 |
ОА2018 = В2018 / [(А2018+А2017/2)] |
ОА2018= 83451 / [(10062+9358/2)] |
8,59 |
|
ФР2018 = [(А2018+А2017/2] / К2018 |
ФР2018 = [(10062+9358/2)] / 7234 |
1,34 |
|
ROE2018 = РП2018 хОА2018 х ФР2018 |
ROE2018 = 0,02 х 8,59 х 1,34 |
0,23 |
|
Отклонения |
ROE2019 - ROE2018 |
0,12-0,23 |
-0,11 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации
Вместе с тем важной характеристикой эффективности деятельности организации является сопоставление показателя собственного капитала с показателем рентабельности активов. Далее рассчитаем показатель ROA:
ROA = Рентабельность продаж Х Оборачиваемочсть активов
Год |
Алгоритм расчета |
Вычисление |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
2019 |
ROA2019 = РП2019 х ОА2019 |
ROA2019 =0,01 х 8,16 |
0,08 |
2018 |
ROA2018 = РП2018 х ОА2018 |
ROA2018 = 0,02 х 8,59 |
0,17 |
Отклонение |
ROA2019 - ROA2018 |
0,08 – 0,17 |
-0,09 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации
Проведенный анализ показывает, что Торгово- производственный комплекс снизил свою рентабельность в 2019 г. по отношению к 2018 г. и по снижение эффективности использования имущества организации и собственных средств. Вместе с тем показатель ROE выше показателя ROA. Другими словами можно сказать, в 2018 г. один рубль собственных средств Торгово-производственного комплекса приносил ему дополнительно 0,23 руб., а один привлеченный в организацию рубль нарабатывал в организацию 0,17 руб.; однако в 2019 г. один рубль собственных средств приносил организации 0,12 руб., а один привлеченный рубль – 0,08 руб. Данная динамика говорит о том, что привлекая заёмный капитал, организация увеличивает эффективность использования собственных средств. Поэтому для большего увеличения эффективности использования имущества организации анализ рентабельности капитала и активов необходимо производить в разрезе каждого вида деятельности Торгово-производственного комплекса по отдельности, учитывая факторы, влияющие на нее.
Заключение. К основным преимуществам модели Дюпона можно отнести возможность определения различных факторов, оказывающих влияние на рентабельность собственного капитала и активов, что облегчает процесс разработки мероприятий по увеличению рентабельности организации. На основании проведенного факторного анализа методом Дюпона можно сказать, что данный метод позволяет организации выявить факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности, а так же предоставляет возможность в дальнейшем руководству грамотно планировать дальнейшую деятельность организации с целью повышения своих финансовых результатов.
Рецензии:
21.12.2021, 11:22 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Тарханов О.В.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью «Применение на практике расчета финансовых результатов деятельности организации в соответствии с моделью Дюпона» авторов Силянтиевой Ольги Викторовны и Морозовой Натальи Николаевны
1. Аннотация соответствует содержанию статьи. Но в ней не отражены ни новизна, ни полезность, которые должны быть результатом научного исследования, легшим в основу написания статьи в научный журнал.
В силу этого, статья явилась неким отчетом о том, что делалось, но нет выводов о новизне и полезности проведенных расчетов.
2. Авторы могут принять во внимание известное положение о том, что
- исследования могут быть новыми (например, в данном случае – могут быть рекомендованы какие-то уточнения в методике по модели Дюпона), но не полезными, ибо эта новизна ни к чему полезному, в смысле проведенной работы, НЕ ПРИВЕЛА.
- но может быть и тот факт, что расчеты (применительно к новой сфере, например, к торговле) показали некие полезные результаты - стоит или не стоит обращаться к инвестициям. Например, СТОИТ. Но этот вывод – не нов, так как известен.
Стало быть, оба результата не могут претендовать на публикацию, ибо ПУБЛИКУЕТСЯ то, что должно быть и новым, и полезным
3. В статье обозначена цель – выявление факторов. Но в выводах статьи не отражено, что же это за ВЫЯВЛЕННЫЕ факторы, которые (вероятно, это выявление – и есть новизна) оказывают влияние. К сожалению, об этих ВЫЯВЛЕННЫХ авторами факторах – в статье нет констатаций.
Утверждение в статье «Новизна исследования выявлены факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности конкретной организации», к сожалению, не подтверждается. Создается впечатление, что один из авторов (технолог) – либо студент, либо аспирант, у которого еще не сложилось мировоззрения относительно научных исследований. Но, может, предположение о форме роста автора – не соответствуют действительности. Однако это не меняет существа статьи.
4. Весьма любопытен вывод авторов по сопоставлению результатов расчета (таблица 4 и 5); «один рубль собственных средств Торгово-производственного комплекса приносил ему дополнительно 0,23 руб., а один привлеченный в организацию рубль нарабатывал в организацию 0,17 руб.; однако в 2019 г. один рубль собственных средств приносил организации 0,12 руб., а один привлеченный рубль – 0,08 руб. Данная динамика говорит о том, что привлекая заёмный капитал, организация увеличивает эффективность использования собственных средств.»
Пройдем вслед за авторами это вывода. Было 0,23 , стало 0, 12. . Было 0,17, стало 0, 08. Соотношение – практически не изменилось. Хотя очевидно, деятельность ухудшилась – было 0,23, а стало 0,12. Такая же история и по заемным средствам.
Где эффективность привлеченных средств?
Еще Маркс отмечал (по смыслу): внесенные в оборот деньги обладают тем свойством, что они выгребают у производителя все, что только можно.
ВЫВОД. Авторам необходимо устранить отмеченные недостатки, привести статью в вид, соответствующий выработанной в науке ФОРМЕ о новизне и полезности.
До этого момента – статью публиковать – преждевременно.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий