Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.11.2021. Последняя правка: 28.11.2021.
Просмотров - 189

Организация системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства

Клиновицкая Ульяна Александровна

Новосибирский государственный университет экономики и управления

студент

Бородина Юлия Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры инноваций и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления


Аннотация:
Сегодня мировая и отечественная экономики основаны на крупном бизнесе, который доминирует в таких отраслях как международная торговля, наукоемкие, инфраструктурные отрасли и сферы, основанные на эксплуатации природных ресурсов. Интеграция субъектов малого и крупного бизнеса выгодна для обеих сторон, так как субъекты МСП крупным компаниям помогают быть более гибкими, а последние в ответ на это делают мелкие предприятия более устойчивыми. В статье описываются формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, основные направления и принципы поддержки малого предпринимательства, а также конкурентные преимущества малого и крупного бизнеса.


Abstract:
Today, the world and domestic economies are based on large business, which dominates such industries as international trade, knowledge-intensive, infrastructure industries and areas based on the exploitation of natural resources. The integration of small and large businesses is beneficial for both sides, as SMEs help large companies to be more flexible, and the latter in response to this make small businesses more sustainable. The article describes the forms of interaction between small and large businesses, the main directions and principles of small business support, as well as the competitive advantages of small and large businesses.


Ключевые слова:
малые и средние предприятия; крупный бизнес; поддержка; предпринимательство; малый бизнес; формы взаимодействия

Keywords:
small and medium-sized enterprises; large business; support; entrepreneurship; small business; forms of interaction


УДК 338

Введение
Государственная поддержка предпринимательства - это сознательное формирование условий экономического и правового регулирования, стимулирования развития предпринимательства, а также инвестирование в него материальных и финансовых ресурсов на льготной основе [8].

Основная цель таких программ - поддержка бизнеса на разных этапах: начиная с идеи, заканчивая расширением и выходом на экспорт [7].

Актуальность

Важность и актуальность данной темы обусловлена проблемой изучения интеграции малых и крупных бизнесов и соответствия их конкурентных преимуществ. Особенно полезно изучение данной темы для организации государственной стратегии развития конкуренции на разных уровнях.

Цели и задачи

Целью работы является изучение организации системы взаимодействия малого и крупного предпринимательства. Задачи, решаемые для достижения цели: рассмотреть основные направления, принципы и мероприятия системы поддержки малого предпринимательства; отразить соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса.

Научная новизна данной работы обусловлена изучением теоретического и практического направлений исследования. Практическое направление в данной работе отражено в отраслевом разрезе за последние 5 лет.

Основная часть

Основными направлениями финансовой поддержки являются:

- выдача финансовыми учреждениями – партнерами участников Национальной гарантийной системы - кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры для поддержки МСП с предоставлением гарантий или поручительств участников НГС;

- финансирование через специальный финансовый институт в рамках секьюритизационных операций, которые обеспечивают гарантии и поручительства участникам НГС;

- обеспечение гарантиями и поручительством участников НГС о выполнении обязательств малых и средних предприятий  (в денежной форме), выполняемых ими по заключенным договорам по результатам закупок;

- предоставление лицензированными банками Корпорации МСП кредитов субъектам МСП и учреждениям инфраструктуры поддержки МСП в рамках Программы стимулирования кредитования МСП [14].

Государство оказывает финансовую поддержку бизнесменам в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде дотаций, разных субсидий для предпринимательства [14]. Направление их использования должно быть указано в бизнес-плане, который предприниматель обязан передать в соответствующий орган для получения поддержки [14].

Ключевыми направлениями использования могут быть:

- Приобретение оборудования или его усовершенствование.

- Аренда или ремонтные работы с недвижимым имуществом для осуществления предпринимательской деятельности. Не более 20% от полученных средств.

- Оплата необходимого для осуществления деятельности программного обеспечения, получение лицензий, патентов.

- Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% от полученных средств.

Говоря о взаимодействии МСП и крупного бизнеса важно сказать о формах их взаимодействия, основными из которых являются [6].

1.    Франчайзинг - крупная компания предоставляет небольшой компании право принимать участие на рынке под торговой маркой и с внедрением технологий и лицензий крупного партнера. В итоге малое предприятие может сформировать новый бизнес, имея поддержку в конкурентной борьбе и выйти на новые рынки [9].. Данная форма бизнес-процессов оказывает благоприятное воздействие на развитие малого предпринимательства, сокращает издержки производства и повышает качество предоставляемых услуг.

2.     Венчурное финансирование помогает крупному бизнесу создать малое предприятие для реализации определенных новых проектов [6].

3.   Лизинг предоставляет возможность финансировать деятельность малого предпринимательства с помощью передачи малому бизнесу определенного имущества в аренду с правом последующего приобретения [6].

4.     Кластеризация – это процесс разделения большого количества объектов на кластеры. Она дает возможность субъектам МСП и крупного бизнеса, которые соседствуют между собой и дополняют друг друга, а также действуют в какой-то области, вести общую деятельность через усовершенствование и инновации [6].

5.    Аутсорсинг – передача реализации некоторых действий субъектам малого бизнеса, что помогает крупной организации сконцентрироваться на осуществлении ключевых задач своей деятельности. Это один из методов увеличения эффективности управления работой компании, а также инструмент, который помогает усовершенствовать модели менеджмента, получить лучший эффект благодаря концентрации на главной корпоративной деятельности и передачи инфраструктурных функций внешним экспертам [6].

6.   Субподряд – это обязательство, в соответствии с которым генподрядчик передает обязанность частичной реализации каких-либо работ на субподрядную организацию. К тому же, на генерального подрядчика могут быть возложены обязанности передать субподрядной организации все необходимые оборудование и материалы, поставить которые должен сам генподрядчик или заказчик строительства [6].

7.    Интрапренерство – это организация коммерческих подразделений / стратегических бизнес-единиц на базе корпорации, что дает возможность привлечь структурные подразделения и их управление в систему рыночных отношений, следовательно внутренние расчетные цены нецелесообразно полностью отрывать от рыночных цен [6].

В России наиболее часто используемыми формами интеграции МСП и крупного бизнеса являются следующие:

1) создание общих хозяйственных связей субъектов малого бизнеса с корпорациями;

2)   формирование совместной производственной деятельности малых и крупных предприятий, делегирований производственных обязанностей малым компаниям от крупных;

3)    участие МСП в реструктуризации корпораций, использование малыми предприятиями простаивающих площадей и оборудования крупных промышленных компаний;

4)   совместная работа, взаимодействие малого и крупного бизнеса в сфере НИОКР и инноваций.

Содержанием перечисленных форм сотрудничества малого и крупного бизнеса является интеграция, переплетение их функциональных областей [6].

Все вышеперечисленные формы разрешают актуальные проблемы нынешней экономики и способствуют внедрению инноваций. Модели данного сотрудничества в России редки, однако действия, предпринимаемые руководством страны, приводят к положительному эффекту – создаются особые финансовые зоны, открываются бизнес-инкубаторы, кластеры компаний [6]. В РФ  более эффективной формой интеграции структур бизнеса является франчайзинг. Данная форма сотрудничества помогает компаниям обеспечить социально-приемлемое и соответствующее международным стандартам качество потребительских товаров и услуг, стимулировать потребительскую и инвестиционную активность общества, создавать рабочие места и содействовать поддержанию социальной стабильности в субъектах страны [11].

Таким образом, можно сказать, что малый и крупный бизнес служат результативным инструментом развития экономики [6].

Малое предпринимательство – это наиболее гибкая, динамичная и способная своевременно подстраиваться под условия окружающей среды часть российской экономики [3]. Помимо этого, субъекты малого бизнеса являются важной составляющей среднего класса. Малый бизнес играет роль катализатора отрицательных социальных явлений, обеспечивает большой объем занятости, создает благоприятные условия для конкуренции и является альтернативой крупному предпринимательству [3].

По статистике, большая часть субъектов хозяйственной деятельности во всех экономических сферах России – малые предприятия [3].

Есть немало областей экономики, где малое предпринимательство имеет конкурентные преимущества по сравнению с крупным бизнесом, занимает доминирующее положение по численности и объему выручки. В такие сферы входят розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве преобладают крупные формы предпринимательства, доля МСП в них небольшая. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает меньше 50% численности и выручки [3].

Так, за последние 4 года в России произошло значительное изменение динамики малого бизнеса.

Таблица 1 - Показатели деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в РФ за 2016-2020 гг.

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

Количество субъектов, ед.

289565

287988

270597

241991

234716

Средняя численность работников, тыс. чел.

5389

6672

6272

5978

5469

Оборот в фактических ценах, млрд. руб.

18738

27586

29426

28712

25620

Объем субсидий, выделенных из Федерального бюджета, млрд. руб.

9,61

7,5

5,8

2,7

8,1

 

Как видно из таблицы 1, приведенной выше, за прошедшие 5 лет количество субъектов среднего и малого предпринимательства сократилось на 54849 единиц. Влияние на это могли оказать ежегодное сужение мер господдержки, изменение налоговых режимов.

 

 

Рисунок 1 - Количество субъектов малого и среднего бизнеса в РФ за 2016-2020 гг., ед.

 

Рисунок 1 отражает динамику количества субъектов малого и среднего бизнеса в России за 2016-2020 года. Как видно, показатель постепенно снижается, что является отражением поглощения малого бизнеса крупными корпорациями или изменениями внешней среды, которые могли неблагоприятно сказаться на состоянии субъектов.

 

 

Рисунок 2 - Объем субсидий, выделенных из Федерального бюджета, на развитие субъектов малого и среднего бизнеса в РФ за 2016-2020, млрд. руб.

 

На рисунке 2 изображен объем субсидий, которые были выделены на развитие субъектов малого и среднего бизнеса в России за исследуемый период. Видно, что с 2016 по 2019 года показатель имел отрицательную тенденцию, а в 2020 году резко возрос. Такой скачок, очевидно, обусловлен кризисным состоянием не только российской, но и мировой экономики, вызванным пандемией. В соответствии с таким положением из Федерального бюджета было выделено практически в 4 раза больше средств на поддержку бизнеса, чем в предыдущем 2019 году.

 

Таблица 2 – Средняя численность работников и оборот субъектов малого предпринимательства в отраслевом разрезе РФ за 2020 год.

Отрасль

Численность, чел.

Оборот, тыс. руб.

Розничная торговля

439226

1 947 908 381

Связь

195128

556 577 873

Транспорт

345712

1 152 387 116

Сельское хозяйство

273242

799 298 439

Промышленность

992771

3 559 880 745

Оптовая торговля

653580

10 204 550 671

 

Размеры субъектов МСП - численность и оборот - изменяются в зависимости от отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере связи, сельском хозяйстве и транспорте. Наиболее крупные субъекты - в оптовой и розничной торговле, промышленности. Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства в оптовой торговле [3].

Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности и транспорте, наименьший - в связи и розничной торговле [3].

Проведя анализ данных можно сказать, что малое предпринимательство в целом менее эффективно, чем крупный и средний бизнес. Но есть сферы, где показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и среднего. Например, выручка на одного сотрудника в сфере строительства в малом бизнесе выше, чем у крупных и средних предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во всех отраслях ниже, чем этот индекс у крупного и среднего бизнеса. Но фондоотдача в большей части отраслей  выше, чем в крупном и среднем бизнесе [3].

Взаимодействие предприятий малого и крупного бизнеса дает возможность увеличить эффективность хозяйственной деятельности: малый бизнес дает крупному бизнесу свои товары, работы и услуги. А общие проекты производственных компаний с малыми организациями помогают существенно увеличить конкурентные преимущества. В условиях высокой конкуренции качество предлагаемых товаров, работ и услуг растет, любой субъект бизнеса делает что-то новое и поэтому все это благоприятно отражается на росте экономики государства. Увеличивается использование имеющегося существенного потенциала экономики. Это ведет к  появлению новых форм сотрудничества крупного и малого предпринимательства, о которых говорилось выше [6].

Подводя итог, можно сказать, что в современных условиях у предприятий малого бизнеса есть не только инновационный потенциал. Такие субъекты сильно влияют на характер и степень интенсивности конкурентных преимуществ отрасли. Предприятия малого и среднего бизнеса именно благодаря своим особенностям оперативно подстраиваются под рыночные условия. Крупные организации могут быть более продуктивны при создании вокруг них системы партнеров из сферы малого предпринимательства. Корпорации получают умение адаптироваться только при интеграции и конкуренции. Они становятся более гибкими к быстрым изменениям условий рынка к готовой продукции, а данный подход помогает увеличить скорость введения инноваций, качество конечного продукта и т.д. Поэтому представители и крупного, и малого бизнеса понимают, что нуждаются друг в друге, и что их объединяют общие экономические интересы.

Библиографический список:

1. Бородина Ю.Б. Отражение социальной ответственности в нефинансовой отчетности бизнеса // Транспортное дело России. 2020. № 4. С. 33-35. (дата обращения: 06.11.2021)
2. Версоцкий Р. Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России. // Управленческое консультирование. № 7. 2019. С. 108 – 114. https://old.sziu.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/7_19/Versockiy_07_19.pdf (дата обращения: 25.09.2021)
3. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства // zinref.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_4/997_09_economica_teoria_referati_09/291382.htm#_Toc259085475 (дата обращения: 02.10.2021)
4. Взаимодействие субъектов МСП и крупного бизнеса // rspp.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/vzaimodeystvie-subektov-msp-i-krupnogo-biznesa/ (дата обращения: 10.10.2021)
5. Гершанок Г.А., Шишкин Д.Г. Партнерство крупного и малого бизнеса в стратегии развития промышленно развитого региона // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. № 4(31). С. 140–149. http://econom.psu.ru/upload/iblock/8e0/gershanok-g.a._-shishkin-d.g.-partnerstvo-krupnogo-i-malogo-biznesa-v-strategii-razvitiya-promyshlenno-razvitogo-regiona.pdf (дата обращения: 10.10.2021)
6. Гимадеева Э.С. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса на отраслевом рынке // Инновационный центр развития образования и науки. 2018. Секция №14. Проблемы макроэкономики. https://izron.ru/articles/voprosy-i-problemy-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-14-problemy-makroekonomiki/formy-vzaimodeystviya-malogo-i-krupnogo-biznesa-na-otraslevom-rynke/ (дата обращения: 03.10.2021)
7. Господдержка бизнеса в 2021 году // kassa.mts.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://kassa.mts.ru/blog/law/gospodderzhka-biznesa-v-2021-godu/ (дата обращения: 02.10.2021)
8. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // studopedia.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/21_23657_gosudarstvennaya-podderzhka-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 10.10.2021)
9. Климакина Ирина. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020-2021. Господдержка малого бизнеса. // Бизнес.ру. / [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 02.10.2021)
10. Оверченко Михаил. Как власти помогают малому и среднему бизнесу в разных странах. // Ведомости. 2020. Экономика. Менеджмент. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/04/08/827470-pomogayut-malomu-biznesu (дата обращения: 03.10.2021)
11. Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса // www.freepapers.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://www.freepapers.ru/68/organizaciya-sistemy-vzaimodejstviya-malogo-i/3409.32687.list1.html (дата обращения: 25.09.2021)
12. Симонова, Е. В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса / Е. В. Симонова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. – № 2(40). – С. 23-27. https://elibrary.ru/item.asp?id=30102177 (дата обращения: 02.10.2021)
13. Федеральная служба государственной статистики // rosstat.gov.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14036 (дата обращения: 25.10.2021)
14. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства // corpmsp.ru / [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/#:~:text=Основными%20направлениями %20финансовой%20поддержки%20являются%3A,гарантий%20или%20поручительств%20участников%20НГС (дата обращения: 02.10.2021)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх