Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Спорт
Размещена 14.12.2021. Последняя правка: 13.12.2021.
Просмотров - 70

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗИНОВЫХ ЭСПАНДЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ 9-12 ЛЕТ

Герасимова Юлия Михайловна

нет

Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма

Студент

Мартыненко И.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедры ТиМ конькобежного спорта, фигурного катания на коньках и кёрлинга


Аннотация:
Исследование посвящено определению зависимости технического исполнения многооборотных прыжков у фигуристов, выступающих в одиночном фигурном катании на коньках, от метода, применяемого для развития скоростно-силовых способностей с помощью резинового эспандера.


Abstract:
The study is devoted to determining the dependence of the technical performance of multi-turn jumps for figure skaters performing in single figure skating on the method used to develop speed and strength abilities using a rubber expander.


Ключевые слова:
одиночное фигурное катание на коньках; тренировочный процесс; технический результат; резиновый эспандер

Keywords:
single figure skating; training process; technical result; rubber expander


УДК 79-053.67

Актуальность. Интерес к фигурному катанию на коньках, как сложно-координационному виду спорта, вызван в том числе, как многокомпонентному движению с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов, так и эстетическим удовольствием для поклонников этого вида спорта. Однако, под кажущейся легкостью исполнения вращений и прыжков лежит нелегкий и многогранный труд фигуристов. Физическая подготовка является основой для достижения высокого мастерства, следовательно, и для достижения наивысших результатов. Современная техника исполнения различных элементов фигурного катания предъявляет очень высокие требования к физическим способностям спортсменов, таким как: гибкость, ловкость, выносливость. Однако в большей степени требуется развитие скоростно-силовых способностей фигуристов для выполнения сложных элементов, включая многооборотные прыжки как в зале, так и на ледовой площадке.

В последнее время во время проведения соревнований можно наблюдать, что лишь немногие фигуристы-одиночники в возрасте 9-12 лет обладают высокоразвитыми скоростно-силовыми способностями. Спортсмены во время проката программы на соревнованиях не могут продемонстрировать исполнение элементов на высоком техническом уровне, в силу недостаточного их развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что методики, применяемые тренерами для улучшения скоростно-силовых способностей на текущий период времени, недостаточно эффективны. Следовательно, проблема методики развития рассматриваемых способностей для фигуристов-одиночников 9-12 лет остается актуальной и на данный момент.

Цель и задачи. Цель данной работы – выявление зависимости технической оценки за выполнение прыжковых элементов от метода применения резиновых эспандеров в процессе специальной физической подготовки фигуристов-одиночников 9 – 12 лет с целью развития скоростно-силовых способностей. На основе поставленной цели были сформулированы задачи исследования: изучить особенности методики начального разучивания прыжков в два оборота; экспериментальным путем проверить эффективность применения резинового эспандера в процессе тренировочной деятельности фигуристов-одиночников 9-12 лет.

Организация исследования.

Исследование проводилось в три этапа с сентября 2020 года по март 2021 года. Первый этап –отбор фигуристов с низкими показателями скоростно-силовых способностей, первое тестирование было проведено в начале сентября 2020 г. На втором этапе осуществлялось проведение педагогического эксперимента, который проходил на базе СК «Фили» и ЛД «Апиа Арена» в городе Москве с октября 2020 года по февраль 2021 года включительно. В эксперименте было задействовано 2 группы по 10 человек в возрасте от 9 до 12 лет. В каждой группе три раза в неделю проводились занятия в зале по общей и специальной физической подготовке. В экспериментальной группе на занятиях по ОФП и СФП два раза в неделю использовалась методика применения комплексов упражнений с резиновыми эспандерами. На третьем этапе проводилось итоговое тестирование на последней тренировке февраля 2021 г, производилось сравнение достигнутых результатов двух групп.

Результаты исследования. С помощью проведения педагогического эксперимента была выявлено влияние применения резинового эспандера в процессе тренировочной деятельности фигуристов-одиночников 9-12 лет на качество технического исполнения прыжков путем развитие скоростно-силовых способностей. Исходя из этого, можно сделать выводы:

-    Во время тренировочного процесса было недостаточно акцентировано внимание на развитие скоростно-силовых способностей у спортсменов при начальном разучивании двойных прыжковых элементов;

-    В целом, упор делался на исполнение прыжковых элементов, их многочисленном повторении;

-    Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей применялись нечасто, как правило, в подготовительной части тренировки в виде завершения разминки.

Чтобы решить данные проблемы, был внедрен комплекс упражнений, который прошел апробацию в экспериментальной группе. Данный комплекс, включает в себя применение резиновых эспандеров во время специальной физической подготовки (таблица 1).

Таблица 1- Комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей с применением резинового эспандера

Упражнение

Описание

Дозировка

 

1

Выпрыгивания на месте с двух ног

И.п. спиной к стене, резина в двух руках. Ноги вместе. Руки отводятся назад, во время выпрыгивания параллельно делают мах вперед.

20-30 раз

 

2

Выпрыгивания на месте с каждой ноги (правой, левой)

И.п. спиной к стене, резина в двух руках. Вес тела на одной ноге. Руки отводятся назад, во время выпрыгивания параллельно делают мах вперед вместе со свободной ногой.

10-15 раз с каждой ноги

 

 

3

«Скручивание» в позицию группировки, ноги на ширине плеч

И.п. лицом к стене. Резина в каждой руке. Левая рука впереди, правая в стороне, стопы параллельны друг другу. Во время скручивания происходит активная работа колен (сгибание, разгибание).

10-15 раз

 

4

«Скручивание» в позицию группировки, ноги на ширине плеч, руки вверх

И.п. лицом к стене. Резина в каждой руке. Левая рука впереди, правая в стороне, стопы параллельны друг другу. Руки выполняют работу наверх. Во время скручивания происходит активная работа колен (сгибание, разгибание).

10 раз

 

5

«Скручивание» в позицию группировки, ноги в положении ритбергер

И.п. лицом к стене. Резина в каждой руке. Левая рука впереди, правая в стороне. Правая нога опорная, левая впереди навесу в положении ритбергер. Во время скручивания происходит активная работа колена и голеностопа правой ноги (сгибание, разгибание), отведение бедра левой ноги.

10-15 раз

 

6

«Скручивание» в позицию группировку, ноги в положении ритбергер, руки вверх

И.п. лицом к стене. Резина в каждой руке. Левая рука впереди, правая в стороне, выполняют работу наверх. Правая нога опорная, левая впереди навесу в положении ритбергер. Во время скручивания происходит активная работа колена и голеностопа правой ноги (сгибание, разгибание), отведение бедра левой ноги.

10 раз

 

7

«Скручивание» в позицию группировки, резина в правой руке, ноги на ширине плеч

И.п. правым боком к стене. Левая рука впереди, правая в стороне. Резина находится во второй. Стопы параллельны друг другу. Во время скручивания происходит активная работа колен (сгибание, разгибание).

10-15 раз

 

8

«Скручивание» в позицию группировки с руками наверх, резина в правой руке, ноги на ширине плеч

И.п. правым боком к стене. Левая рука впереди, правая в стороне. Резина находится во второй. Руки выполняют работу наверх. Стопы параллельны друг другу. Во время скручивания происходит активная работа колен (сгибание, разгибание).

10 раз

 

9

«Скручивание» в позицию группировки, резина в правой руке, ноги в позиции ритбергер

И.п. правым боком к сетене. Левая рука впереди, правая в стороне. Резина находится во второй.  Правая нога опорная, левая впереди навесу в положении ритбергер. Во время скручивания происходит активная работа колена и голеностопа правой ноги (сгибание, разгибание), отведение бедра левой ноги.

10-15 раз

 

10

«Скручивание» в позицию группировки, руки наверх, резина в правой руке, ноги в позиции ритбергер

И.п. правым боком к сетене. Левая рука впереди, правая в стороне. Резина находится во второй.  Руки выполняют работу наверх. Правая нога опорная, левая впереди навесу в положении ритбергер. Во время скручивания происходит активная работа колена и голеностопа правой ноги (сгибание, разгибание), отведение бедра левой ноги.

10 раз

 

11

Имитация выезда

И.п. лицом к стене. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Резина привязана к левой ноге. Выпрыгивания с двух ног в позицию группировки. Приземление на правую ногу, левую отводим назад на выезд.

Фиксируем положение выезда в течение 3 секунд.

15-20 раз

 

12

Имитация тулупа

И.п. лицом к стене. Резина привязана к двум ногам. Выполняется имитация тулупа. Происходит активная работа колен и голеностопов. Мах правой ноги приходится непосредственно под резиной левой.

15-20 раз

 

13

Имитация тулупа, резина на ногах и в руках

И.п. лицом к стене. Резина привязана к двум ногам. Выполняется имитация тулупа. Происходит активная работа колен и голеностопов. Мах правой ноги приходится непосредственно под резиной левой. Руки выполняют работу в группировку.

15 раз

 

14

Имитация ритбергера

И.п. лицом к стене. Резина привязана к левой ноге. Свободная нога навесу. Выполняется имитация ритбергера. Происходит активная работа суставов опорной ноги (правой) и четкое отведение бедра левой.

20 раз

 

15

Имитация ритбергера, резина на ногах и в руках

И.п. лицом к стене. Левая рука впереди, правая в стороне, резина находится в каждой из них, также она привязана к левой ноге. Свободная нога навесу. Выполняется имитация ритбергера. Происходит активная работа суставов опорной ноги (правой) и четкое отведение бедра левой.

20 раз

           

 

Фигуристы занимались ОФП и СФП 3 раза в неделю по 1,5 часа. В экспериментальной группе 2 раза в неделю выделялось 15 минут на применение предложенного комплекса упражнений. В то время как контрольная группа приступала к исполнению прыжковых элементов.

Для определения эффективности применения комплекса упражнений с использованием резиновых эспандеров и анализа её результатов были проведены тесты (скоростно-силовые способности у фигуристов-одиночников). По окончанию тестирования спортсмен получил оценку за каждый исполненный элемент, которые оценивались квалифицированной судейской бригадой по системе судейства ISU. Данные тестирований представлены ниже в таблицах.

Алгоритм оценивания. В таблице 2 и 3 представлены значения оценок с учетом GOE за прыжковые элементы экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента (результаты первого тестирования экспериментальной и контрольной групп соответственно). Спортсменам необходимо было исполнить прыжки сальхов (S), тулуп (T) и риттбергер (Lo) в 2 оборота, их базовая стоимость при «чистом» исполнении ровняется 2S – 1,30; 2Т – 1,30; 2Lo – 1,70 баллам соответственно. Но если спортсмен исполняет с недокрутом от ¼ до ½ оборота, то к аббревиатуре добавляют такой знак «<», что говорит о снижении базовой стоимости до 0,98 (2S, 2T), 1,28 (2Lo) баллов. Когда фигурист не докручивает ½ оборота и более, к аббревиатуре добавляют знак «<<», что означает понижение базовой стоимости элемента до одинарного прыжка 0,40 (2S, 2T), 0,50 (2Lo). При этом судьи обязаны снизить свои оценки по шкале GOE, после чего вычитается среднеарифметическая оценка от базовой стоимости элемента.

 

Таблица 2 - Оценки за элементы с учетом GOE за прыжковые элементы экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента

фигуристы

оценка за элементы

ЭГ

оценка за элементы

КГ

2S

2T

2Lo

2S

2T

2Lo

1

1,3

1.30

1.70

0.69

0.69

0.90

2

0,24

0.24

0.3

0.78

0.75

1.02

3

0.79

1.30

0.89

0.24

0.78

1.70

4

0.78

0.26

1.00

0.69

0.27

0.34

5

1,3

0.79

0.90

0.27

0.24

0.35

6

0,72

0.22

0.99

0.75

0.78

0.90

7

0,28

0.79

1.00

0.28

1.30

1.70

8

1,3

0.75

0.3

0.28

1.30

0.99

9

0,22

0.24

0.29

1.30

0.28

0.99

10

0,24

0.24

1.70

1.30

0.69

0.30

Как видно из таблицы 2 уровень выполнения прыжковых элементов оценен как низкий. Используя данные таблицы 2 приведем среднеарифметическое значение оценок в таблице 3.

Таблица 3 – Среднеарифметическое значение оценок с учетом GOE за прыжковые элементы экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента

Группа

Средняя оценка за элементы с учетом GOE

2S

2T

2Lo

Экспериментальная

0,72

0,59

0,91

Контрольная

0,66

0,71

0,92

Р

0,5

0,5

0,5

 

В таблице 3 приведено сравнение результатов тестирования двух групп до начала эксперимента. Для наглядности данные показаны на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Диаграмма сравнения результатов тестирования на правильность исполнения прыжков в два оборота до начала эксперимента, средние оценки за элемент с учетом GOE

На рисунке 1 можно увидеть, что результаты групп схожи. Среднеарифметические показатели прыжка 2S отличаются на 0,06; 2T на 0,12; 2Lo на 0,01. После начального тестирования была выявлена средняя оценка за элементы с учетом GOE каждой из групп. У экспериментальной она составила – 0,74, а у контрольной – 0,76.

Итак, показанные данные двумя группами результаты перед экспериментом находились на одном уровне, что означает, выборка была однородной и позволила провести педагогический эксперимент.

После внедрения и применения комплекса упражнений в течение четырех месяцев, было проведено повторное тестирование для выявления эффективности метода, применяемого для развития скоростно-силовых способностей с помощью резинового эспандера. Данные об итоговом тестировании представлены в таблице 4 и 5.

Таблица 4 - Оценки за элементы с учетом GOE за прыжковые элементы экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента

фигуристы

оценка за элементы

ЭГ

оценка за элементы

КГ

2S

2T

2Lo

2S

2T

2Lo

1

1.30

1.30

1.70

0.69

0.69

0.90

2

0.79

1.30

1.70

0,69

0.78

1.70

3

1.30

1.30

1.70

0,24

0.80

1.70

4

1.30

0.79

1.70

0.75

0.69

0.90

5

1.30

1.30

1.70

1,30

0.28

0.34

6

1.30

1.30

1.70

0.75

0.78

0.90

7

1.30

1.30

1.70

0,78

1.30

1.70

8

1.30

1.30

1.70

0,27

1.30

0.99

9

1.30

0.26

1.00

1.30

0.69

0.90

10

0.79

0.79

0.90

1.30

1.30

0.34

 

Как видно из таблицы 4 уровень выполнения прыжковых элементов в экспериментальной группе значительно повысился, Используя данные таблицы 2 приведем среднеарифметическое значение оценок в таблице 5.

Таблица 5 – Среднеарифметическое значение оценок с учетом GOE за прыжковые элементы экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента

Группа

Средняя оценка за элементы с учетом GOE

2S

2T

2Lo

Экспериментальная

1,20

1,10

1,55

Контрольная

0,81

0,73

1,04

Р

0,5

0.5

0,5

 

В таблице 5 приведено сравнение результатов тестирования двух групп после проведения эксперимента.

 

Рисунок 2 - Диаграмма сравнения результатов тестирования двух групп после проведения эксперимента, средние оценки за элемент с учетом GOE

На рисунке 2 можно видеть, что результаты групп отличаются друг от друга. Экспериментальная группа фигуристов в среднеарифметической оценке прыжковых элементов с учетом GOE имеет преимущество по сравнению с контрольной.  Среднеарифметическaя оценка прыжка 2S отличаются на 0,39; 2T на 0,37; 2Lo на 0,51.

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что улучшение оценок за технику рассматриваемых прыжков в 2 оборота прослеживается в двух группах, но применение методики с использованием резинового эспандера в процессе специальной физической подготовки у экспериментальной группы показало большую эффективность выполнения элементов.

Выводы.

1. Изучив научно-методическую литературу по проблеме исследования, стало возможным систематизировать информацию о скоростно-силовых способностях у детей 9 – 12 лет, а также определить методику, применяемую для   повышения данных способностей в тренировочном процессе. Благодаря тестированию, у фигуристов-одиночников 9 – 12 лет была выявлена средняя оценка за прыжковые элементы с учетом GOE (ЭГ = 0,74, КГ = 0,76), что способствовало дальнейшему изучению исследуемой проблеме, определению её актуальности.

2. Разработанный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей заключается в применении резинового эспандера с включением движений различных звеньев тела для повышения у фигуристов-одиночников эффективности и результативности при начальном разучивании прыжков в два оборота.

3. Применение комплекса упражнений с использованием резиновых эспандеров в тренировочном процессе повлияло на повышение эффективности обучения прыжкам в два оборота у фигуристов-одиночников 9-12 лет, что подтверждается улучшением результатов итогового тестирования, относительно первоначальных данных. Прирост средней оценки за прыжковые элементы с учетом GOE у экспериментальной группы составил 0,54 (средняя оценка равнялась 0,74, стала 1,28), у контрольной 0,1 (средняя оценка равнялась 0,76, стала 0,86).

Библиографический список:

1. Губа В. П. Основы спортивной подготовки: Методы оценки и прогнозирования : морфобиомехан. подход: науч.-метод. пособие / В. П. Губа. – М.: Сов. спорт, 2012. – 383 с.
2. Ефремов Г. Теория физической подготовки спортсменов/ Ефремов Г. // Спорт на воде. – 2006. – № 2. – С.24-25.
3. Мартыненко И. В. Влияние пубертатного периода на технический результат соревновательной деятельности / И. В. Мартыненко, И. В. Абсалямова, Е. А. Пахамович // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 71–76.
4. Мартыненко И. В. Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося тренажера «Ротатор» / И. В. Мартыненко, Е. С. Борисенкова, Я. Н. Сусленко // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 8. № 1. – С. 30-37.
5. Мартыненко И. В. Совершенствование специальной подготовленности квалифицированных шорт-трекеров в соревновательном периоде / И. В. Мартыненко, И. Н. Орешкина // Известия тульского государственного университета : физическая культура. Спорт. – 2020. – № 4. – С. 76-84.
6. Мишин А. Н. Принцип формирования базовых модельных характеристик в многооборотных прыжках фигуриста / А. Н. Мишин, В. А. Шапиро, О. А. Чепурова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2016 – С. 334 – 342
7. Тузова Е. Н. Развитие физических способностей у юных фигуристов : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению 034300.62 / Е. Н. Тузова ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт–Петербург. – М.: Человек/SPORT, 2015. – 72 с.
8. ISU Communication №2186: ISU edition: ISU, 2018 – 17 p.
9. Kadyrov R. M. Mathematical model of training load in the course of physical training / R. M. Kadyrov // Collected materials of All-Russian scientific-practical conference. – St. Petersburg : Herzen State Pedagogical University of Russia, 2008. – 261 p.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх