Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Политология
Размещена 12.12.2021. Последняя правка: 13.12.2021.
Просмотров - 723

Многосторонняя дипломатия Азербайджана. Отношения с международными организациями

Сафарова Гямяр Асим

Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики

магистрант

Джахангирли Джахангир Ханоглан оглу, доктор политических наук, Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики


Аннотация:
За последние годы Азербайджан приобрел новых друзей и партнеров на международной арене. Количество стран, желающих сотрудничать с Азербайджаном, признанным в мире надежным партнером, с каждым годом растет. Следует отметить, что в настоящее время Азербайджан имеет стратегическое партнерство с 9 странами-членами ЕС. Вместе с тем по инициативе Азербайджанской Республики в регионе сформированы новые форматы сотрудничества, в нашей стране обсуждается новая внешняя политика ведущих стран мира. Азербайджан тесно сотрудничает с ОБСЕ, Организацией Исламская конференция, Советом Европы, ГУАМ, Европейским союзом, НАТО и другими известными международными организациями, положения, обеспечивающие территориальную целостность Азербайджанской Республики. В данной статье рассматриваются основные моменты сотрудничества Азербайджана с международными организациями.


Abstract:
In recent years, Azerbaijan has acquired new friends and partners in the international arena. The number of countries wishing to cooperate with Azerbaijan, recognized in the world as a reliable partner, is growing every year. It should be noted that Azerbaijan currently has a strategic partnership with 9 EU member states. At the same time, on the initiative of Azerbaijan, new formats of cooperation have been formed in the region, a new foreign policy of the leading countries of the world is being discussed in our country. Azerbaijan closely cooperates with the OSCE, the Organization of the Islamic Conference, the Council of Europe, GUAM, the European Union, NATO and other well-known international organizations, provisions ensuring the territorial integrity of Azerbaijan. This article examines the main points of cooperation between Azerbaijan and international organizations.


Ключевые слова:
Азербайджан; политика; дипломатия; ООН

Keywords:
Azerbaijan; politics; diplomacy; UN


УДК 328

Введение.

Сегодня Азербайджан - самая быстрорастущая страна в мире. Несмотря на то, что с момента обретения независимости прошло всего 20 лет, Азербайджанская Республика стала лидером в регионе Южного Кавказа. В результате мудрых и дальновидных реформ завершился переходный период в экономическом развитии нашей страны. Уровень жизни азербайджанского народа улучшается день ото дня.

Актуальность и новизна

Актуальность работы обосновывается новизной результатов, полученных в ходе изучений материалов. Особенно после 44-дневной Карабахской войны внешняя политика Азербайджанской Республики стала привлекать внимание мирового сообщества. Именно поэтому данная тема считается актуальной.

Цель работы

Целью исследования является изучение и выявление основных направлений многосторонней дипломатии Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева

Задачи, материалы, методы

  1. Изучение различной литературы по данной теме
  2. Изучение исторических основ взаимоотношений между акторами
  3. Анализ изученных материалов

v    Азербайджан-ООН.

Азербайджанская Республика стала членом Организации Объединенных Наций 2 марта 1992 года, а Постоянное представительство Азербайджана при Организации Объединенных Наций было открыто 6 мая 1992 года. Во внешней политике Азербайджана ООН, рассматривается как универсальная международная организация исключительного значения. Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 года, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил, что четыре резолюции, принятые Советом Безопасности ООН по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту, до сих пор не выполнены. В дополнение к резолюциям Совета Безопасности ООН по армяно-азербайджанскому конфликту Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) оказало помощь, направленную на частичное улучшение положения азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев. Важную роль играет Программа развития ООН, которая оказывает помощь стране в различных проектах в рамках отношений между Азербайджаном и ООН. Кроме того, не следует упускать из виду деятельность ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других специализированных агентств ООН. Наша страна была избрана членом Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) сроком на 3 года (2017-2019), получив 176 голосов из 184 стран-членов, принявших участие в выборах в Генеральную Ассамблею ООН в июне. 14, 2016. Азербайджан будет членом ЭКОСОС до 31 декабря 2019 года. Избрание Азербайджана членом такого престижного органа, как Экономический и Социальный Совет ООН, свидетельствует о международном престиже нашей страны и признании международным сообществом ее социально-экономических достижений за последнее десятилетие. Избрание Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2011 году при поддержке 155 государств, а также его председательство в Движении неприсоединения на 2019-2022 годы является ярким свидетельством международного престижа и силы современного мира.

Одной из важнейших задач азербайджанской дипломатии во время президентства Ильхама Алиева было найти решение армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха на основе территориальной целостности нашей страны, суверенитета и нерушимости наших границ. В результате демонстрации политической воли и логичной внешней политики нашего Президента позиция нашей страны все больше принимается влиятельными международными организациями и мировым сообществом. В результате 14 мая 2008 года 62-я сессия Генассамблеи ООН приняла важную резолюцию «Положение на оккупированных территориях Азербайджана». Этот факт подтвердил, что мировое сообщество поддерживает урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Следует отметить, что успех азербайджанской дипломатии позволил ей установить тесные связи не только с ООН, но и с другими влиятельными организациями.

В сентябре 2017 года в Нью-Йорке прошла 72-я сессия Генассамблеи ООН. Выступая на заседании, президент Ильхам Алиев ознакомил участников с агрессивной политикой Армении и ее последствиями. Сегодня Азербайджан, полноправный член семьи ООН, занял достойное место среди мировых держав благодаря своей политике установления мира и безопасности на земле.

v    Азербайджан – ОИС

С момента присоединения к ОИК в 1991 году Азербайджан стал активным участником этой организации и привержен дальнейшему укреплению своих важных отношений с Организацией исламского сотрудничества. Организация исламского сотрудничества - первая международная организация, признавшая и осудившая Армению как агрессора. Четкая и справедливая позиция ОИС по этому жизненно важному вопросу создала благоприятную среду для развития наших отношений с этой организацией. В 2004 году в Азербайджане состоялось учредительное заседание Молодежного форума ОИК. 7-8 декабря 2005 года в Мекке прошло Третье чрезвычайное заседание на высшем уровне ОИК. В заседании принял участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.

17-18 июня 2014 года в Баку состоялось первое заседание руководящего комитета по исполнению рамочного документа по вопросам труда, занятости и социальной защиты.

20-21 октября 2014 года в Баку состоялась V международная конференция на тему «Роль женщин в развитии государств-членов Организации Исламского Сотрудничества».

v    Азербайджан - Совет Европы.

Интеграция в европейские институты - один из главных приоритетов внешней политики Азербайджана. По этой причине Азербайджан в сотрудничестве с Советом Европы, членом которого он является с 2001 года, принимает меры по приведению своего национального законодательства в соответствие с высокими международными стандартами.

На 124-й сессии, прошедшей в Вене 6 мая 2014 года, председательство в Комитете министров Совета Европы перешло от Австрии к Азербайджану. Таким образом, впервые с тех пор, как Азербайджан стал членом Совета Европы в 2001 году, он возглавил Комитет министров Совета Европы. Еще одним фактом, подтверждающим оккупацию азербайджанских земель вооруженными силами Армении, стала принятая ПАСЕ 24 января 2017 года резолюция № 2141 (2017) «Нападения на журналистов и свободу СМИ в Европе».

v    Азербайджан - Европейский Союз.

Придерживаясь необходимости более тесной интеграции в европейское пространство, Азербайджан установил многогранные отношения с Европейским союзом. Отношения Азербайджана с ЕС TACIS, TRACECA  разработан в рамках различных программ. В 1996 году Азербайджан и Европейский Союз подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 году. С расширением Европейского Союза на восток в 2004 году Азербайджан, как страна Южного Кавказа, был включен в Политику нового соседства ЕС в рамках инициативы «Расширенная Европа». Это создает для нашей страны основу для дальнейшего развития сотрудничества с Европейским Союзом и вывода его на новый качественный уровень.

Кроме в соответствии с требованиями динамичного внешнеполитического курса, установленного президентом Ильхамом Алиевым, были предприняты важные шаги по углублению сотрудничества Азербайджана с Европейским союзом. Азербайджан действует в своих национальных интересах в процессе разработки широкомасштабного Соглашения о стратегическом партнерстве, которое обеспечит новый этап в отношениях с Европейским Союзом, и переговорный процесс находится на завершающей стадии. В 2004 году Азербайджан был включен в Европейскую политику соседства, а в 2009 году в ее программу «Восточное партнерство» - формат многостороннего сотрудничества на восточном направлении. В ноябре 2017 года прошел V Саммит Восточного партнерства в Брюсселе. Принятая на саммите Совместная декларация еще раз поддержала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана.

v    Азербайджан – НАТО.

         Что касается отношений Азербайджана с НАТО, одного из ключевых элементов безопасности на евроатлантическом пространстве, следует отметить, что наша страна одной из первых присоединилась к Партнерству ради мира в 1994 году, когда оно было введено в евроатлантическое пространство. Совет атлантического партнерства. С тех пор сотрудничество Азербайджана с альянсом успешно развивается. Процесс планирования и анализа, а также деятельность в рамках Программы индивидуального партнерства, а также участие азербайджанских военнослужащих в миротворческих операциях под руководством НАТО в Косово являются наглядными примерами этого.

 Начиная с 2008-го года, Азербайджанская Армия сотрудничает с НАТО в области образования, и пользуясь Программой Расширения Военного Образования (DEEP), усердно работает над соответствием содержания и формы процесса обучения в военных учебных заведениях с европейскими стандартами образования и Болонским процессом. В том числе были выполнены серьезные работы в сфере повышения квалификаций педагогических кадров.

v    Азербайджан и Совет Сотрудничества Тюркоязычных государств.

Совет сотрудничества тюркоязычных государств - международная межправительственная организация, основной целью которой является продвижение всестороннего сотрудничества между тюркоязычными странами. Организация создана в соответствии с Нахчыванским соглашением, подписанным на Саммите глав государств тюркоязычных стран 3 октября 2009 года в Нахчыване. Проведение VII Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку 15 октября 2019 года и возложение на Азербайджан председательства в организации, проведение XVIII Саммита глав государств и правительств Движения неприсоединения в Баку 25 октября - 26 и предоставление права председательствовать в этой гигантской международной организации в течение 3 лет следует рассматривать как большие успехи активной внешней политики Азербайджана, основанной на независимых и национальных интересах, автором которой является президент Ильхам Алиев.

v    Азербайджан и Движение неприсоединения.

25-26 октября 2019 года в Азербайджане под председательством президента Ильхама Алиева состоялся XVIII Саммит Движения Неприсоединения. При единодушной поддержке и согласии государств-участников Азербайджанская Республика приняла председательство в Движении Неприсоединения в 2019-2022 годах. Поощрение многосторонней дипломатии, усиление сотрудничества и солидарности между государствами-членами Движения Неприсоединения были определены президентом Ильхамом Алиевым как один из приоритетов председательства Азербайджана в Движении Неприсоединения.Делая Азербайджан центром международных конференций, симпозиумов, конкурсов и глобальной деятельности, Президент Ильхам Алиев демонстрирует всему миру толерантность, мультикультурализм, среду диалога, важность человеческих и национальных ценностей, образцовые формы мира и сосуществования.

Заключение

В своем нынешнем развитии Азербайджан стал страной, имеющей право голоса в регионе и мире, и находится на переднем крае политических, экономических, военных и культурных достижений. Достижение этого результата стало возможным благодаря упорному труду, неутомимому труду, дальновидной внешней и внутренней политике гениального политика, возглавляющего страну, Президента Ильхама Алиева, достойного продолжателя пути Общенационального лидера Гейдара Алиева. Повестка дня и положение современного Азербайджана - быть стабильной, стабильной страной, которая добивается новых достижений и становится лидером в регионе с его быстрым развитием.

Библиографический список:

1. Азербайджан – ООН [Электронный ресурс] – Б. : Президентская библиотека – 2016.
2. Джаббаров З.А. Четверть века в независимом Азербайджане / ред. Н. М. Мамедов.// - ОАО Бакинская Книжная Типография №3 – М.: 2016. – C. 450.
3. Ибрагимов И.А. Стратегия эффективного влияния: внешняя политика,"мягкая сила" и энергетическая дипломатия Азербайджана в 21-м веке /науч.ред. О. А. Зимарин.// М.: Весь Мир: 2016. – C.240.
4. Абдулла К., Наджафов Э., Мамедов А. и др. Азербайджанский мультикультурализм / пер. Ч. Гаджиевой; ред. С. Гасанов // Министерство Образования Азербайджанской Республики, Бакинский Международный Центр Мультикультурализма. – Б.: Шарг-Гарб.: 2019. – C.528.
5. Агамалы Ф.Р., ред. Э. И. Алиева. Президент - Реформатор // Юридический центр Пресс – СПб.: 2010. – C. 288.
6. Abbasbeyli A., Mammad-zada N. The Basis of National Security of the Republic of Azerbaijan / ed.: F. S. Huseynov, A. N. Gurbanova. // B.: 2016. – P.252.
7. Secretariat of the President of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] – “President Ilham Aliyev: High-Level Meetings: 2003-2008: in three volumes” – AzerTaj B.: 2009.




Рецензии:

13.12.2021, 10:19 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия:  Адибекян Оганес Александрович. Статья Сафаровой Г.Я. посвящена показу внедрения власти своей республики в состав международных организаций, что делается в пользу оправдания нападения её на Нагорный Карабах с изъятием части приграничной территории. Как Армения через создание Нагорного Карабаха напала на Азербайджан и овладела частью его территории, если это так, ни слова. Нет в статье учета в составе решимости агрессивных действий именно Азербайджана при стимулировании Турции. Скрыты соображения установления транспортной связи Азербайджана с Турцией, как с союзником первого ранга. Между тем, армяне на территории Кавказа обустроились раньше тюрок, пришедших с Востока, со средней Азии, есть исторические свидетельства (См.: Адибекян О.А., Ульянова Ю.С. Логические приемы и социо-политологические средства азербайджанского карабаховедения. - Пятигорск: АИТОНК, 2005. - 332 с.). У читателей русской этнической принадлежности претензий к творчеству Сафаровой Г.Я. не будет. Но иное окажется у армян. Статью содержательно стоит сделать интернациональной.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх