Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №100 (декабрь) 2021
Разделы: Юриспруденция
Размещена 11.12.2021. Последняя правка: 13.12.2021.
Просмотров - 405

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бойко Сергей Сергеевич

к.ю.н.

Ростобрнадзор

начальник отдела

Аннотация:
В данной статье рассмотрена история, динамика и тенденции развития отечественной государственности через призму административно-правового публичного администрирования. Проведен комплексный анализ организационных и правовых изменений, произошедших в институте отечественного государственного администрирования за последние 30 лет. Излагается авторское видение и обоснование начала нового этапа государственной реформы.


Abstract:
This article examines the history, dynamics and trends in the development of national statehood through the prism of administrative and legal public administration. A comprehensive analysis of organizational and legal changes that have occurred at the Institute of National Public Administration over the past 30 years has been carried out. The author's vision and justification of the beginning of a new stage of state reform are substantiated.


Ключевые слова:
история; динамика; тенденции; российская государственность; административно-правовое публичное администрирование; комплексный анализ; организационные и правовые изменения; административная реформа; государственная реформа

Keywords:
history; dynamics; trends; Russian statehood; administrative and legal public administration; comprehensive analysis; organizational and legal changes; administrative reform; state reform


УДК 342

Введение.
История формирования и развития системы публичной власти Российской Федерации в декабре этого года перешагнет свой тридцатилетний рубеж. Ретроспектива прошедших преобразований и вполне зримые тенденции последних лет говорят о том, что современная Россия уже вошла в очередной значимый этап эволюции (развития) своей системы публичной власти. Постараемся через административно-правовую призму организации деятельности органов исполнительной, законодательной и судебной власти дать оценку происходящим в настоящее время процессам.

Цель статьи - на основе комплексного анализа развития современной отечественной государственности, обосновать авторское видение начала нового этапа государственной реформы в России.

Задачи статьи – историко-правовой анализ динамики и тенденций развития отечественной государственности через призму административно-правового публичного администрирования. Комплексный анализ организационных и правовых изменений, произошедших в институте отечественного государственного администрирования за последние 30 лет. Обоснование авторской оценки произошедших преобразований и логическое обоснование начала нового этапа государственной реформы.

Научная новизна обусловлена практико-ориентированной эмпирической базой и актуальными задачами исследования.

Актуальность заключается в высокой социальной и общественно-политической значимости вопросов формирования и развития публично-правовых институтов государственного администрирования.

Основной текст статьи.

К доктринальным правовым вехам первого десятилетия формирования современной отечественной государственности безусловно относятся процессы разработки и принятия: Конституции Российской Федерации 1993 года; федеральных конституционных законов, регламентирующих деятельность судебной системы («О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г., «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г., «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г. и «О военных судах Российской Федерации» 1997 г.); федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Региональный и местный уровни публичной власти выстраивались на основании Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 года.

Вышеобозначенное иллюстрирует тезис о том, что первое десятилетие – это этап выстраивания системы публичной власти Российской Федерации, этап ее начального формирования.

Второе десятилетие развития системы публичной власти в современной России можно охарактеризовать как непрекращающийся процесс точечной настройки уже сформированных в девяностые годы институтов публичной власти.

При этом на первый план происходивших процессов вышла начавшаяся в 2003 году (с Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824) масштабная административная реформа, активно реализуемая до 2010 года и фрагментарно длящаяся вплоть до настоящего времени.

Первый этап административной реформы завершился изданием Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - фундаментального правового акта, на основе которого был структурирован и без малого двадцать лет функционирует федеральный эшелон органов исполнительной власти Российской Федерации.

Второй этап осуществлялся в 2006 – 2010 годах в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

В основу административной реформы функционирования органов публичной власти закладывались самые современные принципы организации управленческой деятельности:  управление по результатам; стандартизация, регламентация и оптимизация; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и информатизация; предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров; организация предоставления информации о государственных услугах и непосредственно самих государственных услуг в электронной форме.

В результате административной реформы были приняты и повсеместно внедрены в повседневную деятельность органов власти: стандарты государственных услуг и административные регламенты; механизмы досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц; процедуры и технологии обеспечения раскрытия информации о деятельности государственных органов; методики и практики антикоррупционной деятельности, в том числе антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативно-правовых актов; технологии информационного обеспечения органов власти, как организационно-правовые и технологические основы предоставления государственных услуг в электронной форме; система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.  

Все достижения проведенной в Российской Федерации в так называемые «нулевые годы» административной реформы, активно развивались и на протяжении последних десяти лет, по итогам которых очень прочно вошли в нашу жизнь и стали обыденностью. Сегодня нам уже очень сложно себе представить, как могло бы функционировать новое российское государство без всех этих современных реформаторских нововведений.  

Последнее десятилетие развития отечественной системы публичной власти, помимо «катящейся на всех парах» административной реформы, выделялось также кардинальными преобразованиями судебной власти. Показательными маркерами таких преобразований являются принятые федеральные конституционные законы «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» 2011 года, «О Верховном Суде Российской Федерации» 2014 года (и как данность факт упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ), «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» 2018 года (с октября 2019 года в России начали действовать новые окружные суды – девять кассационных и пять апелляционных, то есть была полностью сформирована четырёхступенчатая система судов общей юрисдикции).

Завершалось третье десятилетие реформирование публичной власти в России масштабным введением в практику государственно-управленческой деятельности проектного подхода.  Так, Указом Президента Российской Федерации в мае 2018 года были утверждены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года и именно с этого Указа началась активная работа по реализации национальных проектов. Постепенное внедрение проектной деятельности началось еще с начала 2000-х годов, а в 2016 году в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в Российской Федерации были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства РФ.

В 2016-2018 годах были разработаны и утверждены 29 приоритетных проектов, а с 2018 года значительный массив реализуемых государственных программ развития был полностью переведен на проектное управление, то есть на реализацию 14 «Национальных проектов России» – новых проектов федерального масштаба, разработанных по трём магистральным направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

На всех уровнях исполнительной власти в настоящее время выстроена целостная система проектного управления, включающая в себя проектные офисы федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, по аналогии внедряется практика организации проектных офисов и на муниципальном уровне.

Начало нового десятилетия развития публичной власти в России началось с громкой конституционной реформы, предложенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года и нормативно оформленной в качестве Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Основной вектор конституционной реформы 2020 года был направлен на: расширение полномочий Федерального собрания (введены полномочия: по утверждению состава Правительства РФ, по согласованию руководителей федеральных органов исполнительной власти силового и внешнеполитического блока, по согласованию прокуроров субъектов РФ, усилению парламентского контроля  и др.); расширение полномочий Президента Российской Федерации и сокращение полномочий Правительства РФ (к полномочиям Президента РФ было отнесено общее руководство Правительством РФ, а роль Председателя Правительства РФ стала в большей степени организационно-исполнительской (Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»)); введение понятия единой системы публичной власти, организация которой отнесена к ведению Российской Федерации, и общих принципов ее функционирования (в том числе задекларировано единство государственной и местной власти); формирование нового конституционного органа публичной власти – Государственного совета РФ (Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»).

В декабре 2021 года во втором чтении принят проект Закона № 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который призван нормативно закрепить идеи конституционной реформы 2020 года по построению публичной власти на региональном и муниципальном уровнях.

Законопроект значительно увеличивает подконтрольность глав регионов и региональных органов власти федеральному центру и в первую очередь усиливает полномочия Президента Российской Федерации по отношению к главам субъектов и региональным органам власти, а глав субъектов по отношению к главам муниципальных образований и муниципальных органов власти соответственно. Так например, законопроект закрепляет право федеральных органов власти участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах здравоохранения, образования, финансов, жилищного и строительного надзора, а за Президентом Российской Федерации закрепляется право роспуска Законодательного органа субъекта РФ (по определенным основаниям) и  отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ не только в связи с утратой доверия, но и за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации).

Новеллой рассмотрения указанного законопроекта во втором чтении стала норма о возможности субъекта Российской Федерации своим законом предусмотреть любое количество депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах. А также закрепление за Правительством Российской Федерации обязанности по подготовке и представлению Президенту Российской Федерации докладов о достигнутых субъектами Российской Федерации и планируемых значениях показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

ВЫВОДЫ:
Абстрагировавшись от громких общественно-политических споров и заявлений о том, что «…конституционная реформа 2020 года разрушает демократию и современную российскую государственность», постараемся дать свою административно-управленческую оценку происходившим и происходящим в настоящее время процессам.

Во-первых, озвученная нами историко-правовая ретроспектива вполне отчетливо показывает, что современная российская государственность все годы своего существования находится в стадии непрекращающегося конструктивного развития. В современной России успешно внедряются самые передовые мировые практики государственно-управленческой деятельности. Все это, безусловно, является позитивным трендом и своего рода гарантом стабильного будущего государства.

Во-вторых, мы видим действия власти по кропотливому нормативно-правовому (конституционному и законодательному) закреплению всех тех административно-управленческих механизмов, которые де-факто уже сложились в отечественной системе государственного управления за последние двадцать лет. А что иное, как не это является базовым признаком современного правового государства, функционирующего по всем канонам демократии?

В-третьих, фактически сложившаяся за последние 20 лет система государственного управления в России достаточно успешно прошла очень серьезные испытания (мировой экономический кризис 2008-2013 годов; масштабные экономические санкции, вводимые в отношении России с 2014 года; мировую пандемию коронавирусной инфекцией) и на текущем этапе своего развития она вполне заслуживает доверия граждан нашей страны.

Стоит отметить, что после распада Советского Союза у современной России в силу ее специфики в мире просто не было готовых образцов моделей государственного устройства. Не было и иного пути, кроме как пути поиска своей собственной оптимальной, функционально, политически и исторически обоснованной модели публичного администрирования.

В завершение хотелось бы отметить, что 30 лет для человека – это очень существенный срок. Для нового государства, которым является Российская Федерация, для его институтов публичной власти 30 лет – это всего лишь срок наступления зрелости, время начала своего осознанного эффективного существования и поступательного развития.

Библиографический список:

...




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх