Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 19.12.2021.
Просмотров - 521

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сурова Инна Сергеевна

Самарский государственный экономический университет

студент

Карева Юлия Юрьевна, старший преподаватель по физической культуре, Самарский государственный экономический университет


Аннотация:
Данная статья посвящена определению специфических признаков физического воспитания и описанию их характеристик. В статье рассмотрено и подробно проанализировано основное назначение и задача каждого из специфических признаков физического воспитания.


Abstract:
This article is devoted to the definition of specific signs of physical education and the description of their characteristics. The article discusses and analyzes in detail the main purpose and task of each of the specific features of physical education.


Ключевые слова:
непрерывность; системность; постепенное наращивание; адаптивная сбалансированная динамика; цикличность; возрастная адекватность

Keywords:
continuity; consistency; gradual build-up; adaptive balanced dynamics; cyclicity; age adequacy


УДК 796

Введение.В образовательных и воспитательных концепциях бытуют общепедагогические принципы, содержащие ключевые её правила обучения. Они становятся общеметодическими нормами физического воспитания и состоят из ряда универсальных методических правил, без которых решение учебно-воспитательных задач на высоком уровне просто недостижимо.

Помимо таких правил, в практике физического воспитания существуют специфические принципы, выражающие ряд особенных закономерностей физического воспитания, обуславливающиеся их системное построение.

Актуальность: Основные принципы физического воспитания стоят на первом месте в правильном проведении физкультурных занятий. Именно с помощью данных принципов урок преподавателя должен проводиться так, чтобы на нем внимание учащихся постоянно было сосредоточено на темах, необходимых для изучения и повторения. То есть ключевая задача преподавателя заключается не только в том, чтобы донести содержание урока, но и сделать так, чтобы ученик, заручившись помощью преподавателя, смог дойти до понимания содержания темы урока самостоятельно. Таким образом обучающийся будет в состоянии намного качественнее обрабатывать и усваивать предоставленную информацию, которая пригодится ему в перспективе.

Цель: рассмотреть специфические признаки физического воспитания.

Задачи:

1) Изучить литературу по данной теме;

2) Выявить специфические принципы физического воспитания;

3) Охарактеризовать специфические принципы физического воспитания. 

Научная новизна сводится к синтезу и систематизации сведений о специфических принципах физического воспитания.

Специфические принципы физического воспитания используются при разработке учебных программ для определенных возрастных категорий, для развивающих и профессиональных занятий. Среди них выделяют несколько основополагающих специфических принципов, которые мы детально рассмотрим в представленной статье.

Принцип непрерывности

Этот принцип сводится к непрерывности процесса физического воспитания и градации физических нагрузок и отдыха. Главная привилегия принципа – корректная последовательная структура занятия. Смыслом принципа непрерывности служит то, что в начале занятия следует выполнять наиболее простые упражнения, а затем постепенно переходить к более трудным. Кроме того, до того, как начать анализировать новый материал следует повторить материал прошлых занятий. Ключевой закон принципа непрерывности заключается в том, что комплекс физической активности является цельной неделимой системой.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Системное чередование нагрузок и отдыха – важное положение, которым обусловлена эффективность и результат занятий. Суть принципа состоит в следующем: для того, чтобы сохранить повышенный уровень функционирования разных систем организма необходимо использовать различные варианты отдыха между занятиями, чтобы восстановить работоспособность занимающихся к началу следующего занятия.

При продолжительном промежутке отдыха между физическими нагрузками человеческий организм обладает вероятностью вернуться к предыдущему уровню работоспособности. При кратких промежутках отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Поэтому лучший интервал отдыха – это такой интервал между нагрузками, который понадобится для возникновения фазы суперкомпенсации.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий

В соответствии с этим принципом, результативность занятий обуславливается систематическим наращиванием нагрузок, усложнения заданий и так далее. По представленному принципу занятия необходимо выстраивать по правилу совершенствования, а именно осложнений занятий и повышение нагрузки надо осуществлять на почве освоенных знаний и умений. Нельзя использовать занятия, недоступные детям в силу физического недостатка. Такой подход может неблагоприятно сказаться на физическом состояние ребенка и выработать отрицательное отношение к физической активности.

Так, данный принцип обеспечивает постепенное и планомерное наращивание физической нагрузки и сложности упражнений, согласно способностям ребенка и его навыкам.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

Из этого принципа исходит несколько ключевых положений, характеризующих тенденцию физических нагрузок.

1. Количество нагрузок, используемых на занятии, должно быть таким, чтобы их применение не вызывало неблагоприятных отклонений в здоровье.

2. В качестве приспособленности к приложенной нагрузке, то есть перехода приспосабливаемых изменений в стадию стабильного состояния, необходимо очередное увеличение параметров совокупной нагрузки. Чем выше полученный уровень подготовки, тем ощутимее приращение критериев нагрузки.

3. Применение общего количества нагрузок в физическом воспитании предполагает временное снижение, стабилизацию или временное увеличение системы занятий.

Принцип циклического построения занятий

Согласно этому принципу, комплексы упражнений делятся на недельные, месячные и годичные, что позволяет отслеживать индивидуальные продвижения учащегося в рамках обусловленной серии физических нагрузок, создавать программы, нацеленные на плавное увеличение положительного результата от упражнений.

Выделяют три вида циклов: микроцикл - равен одной-двум неделям; мезоцикл – равен от 2-х до 6-ти микроциклам; макроцикл - процесс физического воспитания развивается в течение длительных этапов. Это позволяет специалистам ставить задачи и решать их с учетом и в рамках выполненных циклов.

Принцип возрастной адекватности

Возрастная адекватность — это специфический принцип, заключающийся в преобразовании направленности системы занятий физическими упражнениями с учетом возраста и стадии развития человека (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

Заключение. В представленной статье были рассмотрены специфические принципы физического воспитания. Без данных принципов невозможно построить любую, даже самую простую, развивающую программу. Правила учитывают множество факторов, от того, почему человек занимается спортом, до физических характеристик определенной возрастной группы. Рассмотренные принципы отражают различные модели и аспекты целостного процесса физического воспитания. Они представляют собой не сумму, а совокупность основополагающих методических положений, взаимообусловленных и дополняющих друг друга. Отклонение от одного из принципов может нарушить весь сложный процесс физического воспитания и сделать большую работу преподавателя и его учеников практически безуспешной.

Библиографический список:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А.Ашмарин [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. С. 67–75
2. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры / И. В. Еркомайшвили. – Екатеринбург, 2004. С. 80–83
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин [и др.]. – М.: Советский спорт, 2003. С. 87–91
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 96–113
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. -2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 58–64
6. Якуш Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания: пособие– 2-е изд., стер. – Минск: БГУФК, 2021 С. 73–80




Рецензии:

19.02.2022, 22:16 Акбаров Ахматжон Акбарович
Рецензия: Рецензия на статью И. А. Суровой и Ю.Ю. Каревой “Специфические принципы физического воспитания” Статья И. А. Суровой и Ю.Ю. Каревой “Специфические принципы физического воспитания”может быть размещена в pdf-номер журнала после дополнения материалами о правильном питание между занятиями и о значении культурных мероприятий в процессе физического воспитания.



Комментарии пользователей:

16.02.2022, 19:39 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автор в статье не пишет о правильном полноценном питание между занятиями, что важно при физическом воспитание детей и подростков, также необходимо написать о культурных мероприятиях (посещение музеев, концертов, чтение книг, просмотр учебных фильмов и др.) которые очень важны для решения учебно-воспитательных задач. Рекомендую включит в статью дополнительные материалы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх