Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.12.2021.
Просмотров - 57

Развитие гибких форм занятости в Республике Беларусь

Пинчук Дарья Вадимовна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Морозова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В статье представлены основы применения гибких форм занятости и сформированы предложения по их развитию в Республике Беларусь на основании выявленных задач государственного уровня.


Abstract:
The article presents the basics of using flexible forms of employment and formulates proposals for their development in the Republic of Belarus on the basis of the identified tasks of the state level.


Ключевые слова:
гибкие формы занятости; гибкий рынок труда; занятость; фриланс

Keywords:
flexible forms of employment; flexible labor market; employment; freelance


УДК 338.28

Тема актуальна, так как существует необходимость в рассмотрении и дополнении имеющихся теоретических основ в отношении гибких форм занятости и предложении направлений по развитию в рамках имеющейся законодательной базы в Республике Беларусь.

Новизна: усовершенствование существующего механизма по формированию гибких форм занятости в Республике Беларусь в условиях пандемии COVID-19.

Задачи:

1)  изучить существующую законодательную базу в области регулирования гибких форм занятости, в целях выявления потребности в ее доработке;

2) рассмотреть практические исследования в области гибких форм занятости для разработки рекомендаций в данном направлении;

3)  определить преимущества от применения гибких форм занятости в Республике Беларусь.

Предмет: гибкие формы занятости на рынке труда Республики Беларусь.

Методология: наблюдение, выявление, систематизация.

Занятость населения является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики государства. Масштабные работы по обеспечению эффективности занятости ведутся во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. И наиболее перспективным направлением в данной области является сочетание ответственности государства и гражданина за трудоустройство, повышение уровня жизни населения, а также свободный выбор сферы и условий труда. В связи с этим популяризируется такое понятие как «гибкие формы занятости», усилившее свою тенденцию к развитию в условиях пандемии COVID-19.

Спрос на ГФЗ является результатом кардинальных изменений на рынках труда стран мира и, как следствие, на рынке труда Республики Беларусь. Для того, чтобы экономика страны была конкурентоспособной, соответствовала современным условиям, существует необходимость гибко реагировать на изменения в мире и вызовы экономического характера, что требует иного экономического поведения субъектов на рынке труда.

Рынок труда Республики Беларусь переходит к более эффективному использованию трудового потенциала, что особенно возможно с использованием гибких форм занятости, которые позволяют сочетать труд с индивидуальными потребностями работника, снизить социальную напряженность и уровень безработицы [1].

Таким образом, основными предпосылками формирования ГФЗ на рынке труда Республики Беларусь являются:

  • постиндустриализация национальной экономики, широкое развитие сферы услуг;
  • научно-техническая революция и переход на новый технологический
    уровень (уклад) (V и VI уровни), развитие техники и инноваций;
  • глобализация национальной экономики (интернационализация, регионализация, транснационализация);
  • становление новой экономики, основанной на новом виде трудовых и других экономических отношений, ориентированных на знания;
  • развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • изменение мирового разделения труда и мировых связей;
  • изменение состава, структуры, качества, мобильности и цены, степени защищенности рабочей силы;
  • смена формы организации производства и рабочего места, способа и содержания труда.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года главной целью государственной политики рынка труда определено достижение свободно избранной и экономически эффективной занятости населения [2]. А основными задачами в период 2021-2030 годов являются переход к постиндустриальной модели занятости населения с высокой долей работников в сфере высокотехнологичных услуг, формирование действенных стимулов к высокопроизводительному и интеллектуальному труду, развитие здоровой конкуренции на рынке труда. В связи с этим острым остается вопрос эффективности использования человеческого капитала, что в современных условиях соответствует активному использованию ГФЗ.

Также различные аспекты гибких форм занятости рассматриваются и в других законодательных актах, программах и представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Отражение гибких форм занятости на законодательном уровне в Республике Беларусь

Нормативно-правовой акт

Элемент из нормативно-правового акта

Трудовой кодекс Республики Беларусь (изменения от 28.01.2020 г.)

Введение нового термина «дистанционная работа» (307 ст.)

Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. Nо 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь»

«Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства».

«7. Исключить излишнее регулирование рынка труда. В этих целях:

7.3. расширить применение гибких форм занятости населения».

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы

«Планируется расширить практику использования гибких (нестандартных) форм занятости населения в целях внедрения перспективных и востребованных на рынке труда форматов работы».

«Цифровизация сферы труда предполагает переход на электронный учет трудовой деятельности граждан. Создание информационной системы прогнозирования рынка труда позволит оценивать потребность экономики в кадрах для последующего формирования заказа на подготовку специалистов с необходимыми навыками и компетенциями».

Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы

«Эффективная занятость предполагает экономически целесообразное и наиболее полное вовлечение трудовых ресурсов в экономику страны и направлена на совершенствование законодательства о труде по вопросам расширения гибких форм занятости населения».

Национальная стратегия устойчивого развития до 2035 года

«Важным элементом эффективной политики рынка труда выступает улучшение институциональных условий для повышения трудовой мобильности граждан, создание рабочих мест в режиме удаленного доступа посредством расширения дистанционных форм занятости».

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030  года

«Приоритетными направлениями политики занятости являются: - обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест с учетом потребностей инновационного развития экономики; - улучшение качества рабочей силы и рост ее территориальной мобильности; - повышение гибкости рынка труда; - совершенствование социальной защиты безработных».

«В целях создания благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с выполнением семейных обязанностей предусматривается: ... создание банка вакансий гибких форм занятости для лиц, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком».

Рекомендации по применению гибких форм занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Дано определение гибких форм занятости; рассмотрена занятость в условиях нестандартного режима рабочего времени (режим гибкого рабочего времени, суммированный учет рабочего времени, неполное рабочее время); занятость на основании срочных трудовых договоров); особенности заключения трудового договора на время выполнения определенной работы и др.

Примечание: источник [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь даёт следующее определение гибких форм занятости: «под гибкими (нестандартными, нетипичными) формами занятости обычно понимают трудовые отношения между нанимателем и работником, отличные от отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок, предусматривающем работу в условиях нормальной продолжительности рабочего времени» [8].

ГФЗ в зависимости от законодательства страны можно разделить на стандартные (урегулированные законодательством страны) и нестандартные (неурегулированные законодательством страны) формы занятости.

Со временем возможно изменение нестандартных форм занятости в стандартные, и наоборот. Такое передвижение форм занятости зависит от государственной политики в области занятости, а также от спроса и предложения на рынке труда.

В «Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» систематизируются положения Трудового кодекса, регулирующие трудовые отношения с использованием стандартных гибких форм занятости, а также уточняются стандартные гибкие формы занятости [4].

Все нестандартные формы занятости также можно отнести к нетрадиционным, так как в Республике Беларусь такие формы занятости не используются официально. Ярким примером нестандартной занятости выступает фриланс, который является одной из инновационных форм занятости населения.

Рынок фриланс-услуг включает в себя множество профессий, которые в большинстве своем перешли в ГФЗ благодаря пандемии COVID-19, например, переводческая, репетиторская, дизайнерская деятельность и т.д.

Преимуществами данного рынка выступают отсутствие привязанности к работодателю, что ведет к независимости и автономии рабочего места; способность к самостоятельному выстраиванию рабочего графика. Однако, не смотря на существующие положительные моменты, существует и ряд недостатков: нестабильность доходов, отсутствие социально-трудовых гарантий, изолированность от общества, а также, в отдельных случаях, отсутствие карьерного роста.

Особенностью фриланса является то, что работник не состоит в штате организации и осуществляет трудовую деятельность на основе краткосрочного трудового договора для выполнения определенных видов работ. В современных реалиях фрилансер фактически защищен только тогда, когда зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В Республике Беларусь понятие фриланс отсутствует на законодательном уровне, закреплена  лишь возможность организации дистанционной работы в гл. 25 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда работников-надомников», что представляет из себя проблему в области регулирования экономических отношений фрилансеров [3].

Стоит отметить, что существует потребность в ГФЗ и со стороны нанимателей, так как последнее исследование проводилось в 2012 году учреждением «Научно исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.  В нем исследовали масштабы распространения ГФЗ в Республике Беларусь в форме опроса среди 270 организаций, где выяснилось отсутствие доверия к ГФЗ, в особенности к нестандартным (дистанционный и заемный труд) [9].

Всё это обусловлено рядом проблем: несовершенство законодательной базы в области нестандартных форм занятости, вследствие этого нежелание и отсутствие возможности у работодателей пересматривать текущую систему работы с кадрами; низкая информированность работников о нестандартной занятости, отсутствие активной работы и исследований предприятий в области обмена информацией о практике использования ГФЗ.

Таким образом, гибкие формы занятости, в особенности нестандартные (например, фриланс) имеют как положительные, так и отрицательные стороны, и большинство недостатков можно урегулировать посредством адекватного трудового законодательства,  базы статистических данных по ГФЗ, новых исследований по гибким формам занятости в Республике Беларусь. Это поможет решить следующие задачи:

  • содействие достижению показателей эффективности занятости населения, например, снижение уровня безработицы (таблица 1);
  • постепенный переход в категорию стандартные (посредством дополнения трудового законодательства);
  • создание условий для предупреждения социального иждивенчества;
  • стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности;
  • предупреждение нелегальной занятости;
  • создание условий, направленных на удовлетворение социально-экономических преимуществ субъектов рынка;
  • повышение мотивации к труду и трудовой мобильности;
  • преодоление структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу.

Библиографический список:

1. Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск : [б. и.], 2020. – [7] : Январь – июнь. – C. 191
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] : проект // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://sorvin.ru/=8m3. – Дата доступа: 12.11.2021.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2020 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь : Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3.
5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 29 июл. 2021 г., № 292 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Государственная программа «Рынок и содействие занятости на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 декабря 2020 г., № 777 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 07.01.2021 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] : проект // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf – Датаь доступа: 11.11.2021.
8. Рекомендации по применению гибких форм занятости [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1312010625. – Дата доступа: 15.11.2021.
9. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы: отчет о НИР (заключ.) / Науч.-исслед. ин-т труда М-ва труда и соц. Защиты Респ. Беларусь ; рук. темы Н. Н. Авсеенко. – Минск, 2012. – С. 42-46.




Рецензии:

21.12.2021, 7:32 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья базируется на новых тенденциях, на отражении нового понятия в законодательных актах, в обобщении опыты других стран. В ней обобщены ожидаемые результаты, касающиеся проблем занятости, а также используются последние разработки других ученых по этой проблеме. Считаю возможным рекомендовать статью. к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх