Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 25.12.2021.
Просмотров - 57

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Сайтбекова Айнур Жумамуратовна, магистрант, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза; Губенова Гоззал Турганбаевна, магистрант, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза


Аннотация:
Статья посвящена современному содержанию и роли изобразительного искусства в вопросах художественного развития личности. Так как в современном обществе все больше уделяется внимание проблеме становления и формирования всесторонне развитой, духовно разносторонней и креативной личности. Не последнюю роль здесь играет изобразительное искусство как непосредственная основа художественного развития личности, способствующее активизации и развитию мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций человека.


Abstract:
The article is devoted to the modern content and the role of fine arts in matters of artistic development of the individual. Since in modern society more and more attention is paid to the problem of the formation and formation of a comprehensively developed, spiritually versatile and creative personality. Not the least role here is played by the fine arts as the direct basis of the artistic development of the individual, contributing to the activation and development of the worldview, intellectual and creative potential of a person.


Ключевые слова:
эстетическое воспитание; художественное воспитание; изобразительное искусство; творчество; личность

Keywords:
aesthetic education; artistic education; fine arts; creativity; personality


УДК 37.013.43

Введение. Современные глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека можно наблюдать сегодня в Узбекистане. Происходящие коренные изменения в жизни общества содействовали гуманистическим реформаторским тенденциям в образовании, направленным на создание условий развития и самореализации личности. В связи с этим изменился и общий научный подход в вопросе влияния изобразительного искусства на художественное развитие личности.

Актуальность обусловлена выявлением оснований и педагогических условий изобразительного искусства как основы художественного развития личности, в контексте проблемы подготовки к профессиональной деятельности в общем образовательном процессе.

Цели, задачи выявить, теоретически обосновать и проверить процесс, обеспечивающий художественное развитие личности средствами изобразительного искусства.

Научная новизна публикации состоит в том, что намечены общие подходы в вопросе развития личности средствами изобразительного искусства.

Заключение

Авторы статьи никоим образом не претендует на завершенность и окончательность выводов в вопросе влияния изобразительного искусства на художественное развитие личности. 

Значительные изменения, произошедшие в последние десятилетия в социальной, экономической и политической сферах Узбекистана, несомненно, оказали свое влияние и на образовании. Молодежь сегодняшнего дня коренным образом изменила мотивы получения образования, отношения к выбору профессии и мн. др. Поэтому разрабатывая новые педагогические технологии, совершенствуя систему управления социокультурной средой образования необходимо учитывать предпосылки формирования специалистов нового поколения, отвечающих требованиям времени, выявление механизмов развития как общих, так и специальных способностей, профессиональных качеств. В связи со сказанным четко выявляется роль педагогического вуза, как естественного социального института, в функции которого в первую очередь входит формирование художественного мировоззрения и приобщение к искусству через предметы эстетического цикла.

Колоссальный воспитательный потенциал изобразительного искусства, несомненно, является основой собственно – эстетического воспитания, а также проявляет себя усилителем любого другого воспитательного процесса. Поэтому естественным актуальным вопросом современного образовательного цикла является создание условий для сложения творческой личности в процессе воспитания, которая готова вести диалог, сотрудничать и творить в разных сферах жизнедеятельности. В связи со сказанным для достижения целей и поставленных задач результативного преподавания изобразительного искусства нужно уделять большое внимание педагогическому мастерству преподавателя, которое заключается в следующем: необходимость следования принципам гуманистической педагогики, постоянная работа над совершенствованием уровня научно-теоретической подготовки, обязательное владение приемами и средствами непосредственного образовательного процесса, разработка индивидуального механизма мотивации в процессе художественно-творческой деятельности учащихся, использование разнообразных форм самой художественной деятельности, владение методами искусствоведческого анализа, обязательное знание сложения и развития истории местной культуры, понимание методологии  художественного образования.       

При проведении занятий по изобразительному искусству основное внимание должно уделяться развитию творческого потенциала обучаемых, поэтому в повышении мастерства обучаемых важную роль играют интерактивные формы обучения: игры, тренинги, мастер-классы, авторские методики. В связи с этим необходим новый подход в организации и содержании методической подготовки. Основной идей, несомненно, является формирование и развитие практических умений и навыков проектирование и моделирования профессионально-педагогической деятельности, направленной на перспективы художественно-педагогического творчества. Главной целью художественного образования является воспитание в обучаемых эстетического отношения к жизни. И здесь самым главным, несомненно, является: ощущение причастности личности как составляющей окружающего мира; умение видеть себя в том мире и самое главное своего продолжения как личности; помимо этого необходимо понимание субъекта сопричастности к человеку к самой истории и культуре в целом. Именно эти качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других видов воспитания. Именно эстетическое отношение к окружающему миру является основой искусства, художественного освоения мира человеком и именно оно должно быть развито у обучаемых в общем процессе преподавания художественных дисциплин.

Приобщение современной молодежи к художественной культуре на основе использования основных одного из ее элементов – художественного образования, сказалось не только в эффективности воздействия на сложения личности, но и на общем состоянии образования. Здесь наиболее важным несомненно является непрерывность и преемственность всей системы и всех звеньев образования. Художественное воспитание в ее непрерывности является новым способом образовательной деятельности, ориентация которого направленна в первую очередь на целостное развитие личности, развивающее поступательное накопления творческого потенциала, способствующие самореализации в профессиональной среде. Художественное образование, в первую очередь должно быть направлено на уникальный объект – творческую талантливую личность, владеющую набором свойств необходимым в избранной профессии, и на дальнейшее развитие которой должны быть направлены все усилия педагогов [1, с.193-204].

Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется художественному образованию. С точки зрения многих ученых и специалистов в области педагоги художественное образование должно стать в приоритетным в Узбекистане, а общая образовательная система стать основной точкой роста национального самосознания. В связи с этим необходимо уделять большее внимание вопросу сохранения и развития единого многонационального  культурного пространства народов Узбекистана.

Воплощение идеи непрерывного образования в области художественного творчества, является уникальным явлением человеческого бытия, связана с природой самого искусства, с психологическими особенностями развития индивида, с профессиональным становлением, как в области искусства, так и в области художественно-педагогического образования. Подписав Болонскую декларацию, Узбекистан принял на себя определенные обязательства, в результате которых будет решена и судьба системы отечественного художественного образования. Вместе с тем важно, чтобы в рамках заявленной интеграции в европейское образовательное пространство образование в области искусства сохранило присущие ему фундаментальность, профессиональную основательность и практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков. [2, с.111-113] Художественно-педагогическое образование Узбекистана, пройдя длительный и плодотворный путь развития, используя все то положительное, что было накоплено ранее, на сегодняшний день поставлено перед выбором путей своего дальнейшего совершенствования. Социально-экономические изменения, произошедшие в последнее время в Узбекистане, стимулировали педагогическую науку к поиску путей обновления непрерывной образовательной системы республики. Динамизм современного общества, основой которого является значимость роли личности в процессах обновления образования, несомненный рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общества, обновление сообразно меняющемуся времени новой техники и технологий окажут содействие постоянному обновлению самого качества образования, основой, которой станет девиз «Образование через всю жизнь».

Библиографический список:

1. Уразимова Т.В. Педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей студентов высших учебных заведений Узбекистана средствами изобразительного искусства. Проблемы современного образования – 2021 - №4 С. 193-204
2. Олий ва ўрта махсус таълим вазирлиги Ҳайъатининг «Болонья декларацияси ва дипломларни тан олиш муаммолари ҳақида»ги 2003 йил 28 май 5/6 сонли қарори. Олий таълим. Меъёрий-ҳуқуқий ва услубий ҳужжатлар. Т., 2004, с.111-113




Рецензии:

10.01.2022, 12:04 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность следует расширить. Цель сформулирована не корректно. Как автор проверяет процесс, обеспечивающий художественное развитие личности средствами изобразительного искусства? Научная новизна сформулирована не корректно и не находит своего отражения в представленном материале. В теме автор заявляет об изобразительном искусстве. В тексте речь идет о художественном образовании. На мой взгляд, стоит более четко прописать из чего складывается понятие художественное развитие. Для того, чтобы статья приобрела более научный характер автору стоит более подробно описать интерактивные формы обучения при проведении занятий по изобразительному искусству. Статью следует доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх