Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Спорт
Размещена 25.12.2021.
Просмотров - 953

Психологическая подготовка к большим соревнованиям в топ-спорте

Естерекова Карина Саматовна

-

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Студент

Юнусова Айгуль Аминовна, тренер-преподаватель кафедры Физической культуры и Спорта, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), Казань; Сарвартдинова Резеда Гарифовна, старший тренер-преподаватель кафедры ФКиС, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), Казань


Аннотация:
Публикация посвящена психологической подготовке спортсменов к важным соревнованиям. Психологические воздействия приводят деятельность атлета в последующем к формированию характера спортсмена, способного мобилизоваться в условиях жесткой соревновательной конкуренции и показать лучший результат.


Abstract:
The publication is devoted to the psychological preparation of athletes for important competitions. Psychological influences lead the activity of an athlete in the future to the formation of the character of an athlete who is able to mobilize in conditions of tough competitive competition and show the best result.


Ключевые слова:
психологический стресс; формирование характера; волевые качества; психический потенциал

Keywords:
psychological stress; character formation; volitional qualities; mental potential


УДК 796.01

Введение: Психологический стресс - один из самых больших врагов в высшем спорте. На это уходит много нашей умственной и биологической энергии, что особенно важно, когда речь идет о соревнованиях высшего уровня. Это вызывает у нас чувство неуверенности в себе. Спортивные психологи изобрели несколько принципов и методов, позволяющих снизить стресс на соревнованиях и справиться с ним. С психологической подготовкой к стрессу на соревнованиях мы пытаемся обрести самоконтроль и максимизировать свои навыки и возможности, когда они нам нужны. Мы называем это 100% феноменом. Подготовку можно проводить под контролем психологов или самостоятельно.

Актуальность темы возрастает, так как в наше время все больше людей начинают задумываться о здоровом образе жизни. Но, зачастую уделяя внимание физическому здоровью, забывают о ментальном, что очень взаимосвязано.

Цели и задачи. Всестороннее изучить проблему психического здоровья при подготовке к большим соревнованиям в топ-спорте.

Научная новизна заключается в рассмотрении психического состояния здоровья при подготовке к соревнованиям.

Исследование.

Программа и практика навыков саморегуляции для больших соревнований

Навыки саморегуляции считаются одним из основных навыков социализированного человека. Они не передаются по наследству, а усваиваются в процессе социализации. Они влияют на нашу уверенность в себе, управление стрессом, процесс самомотивации и достижение личной зрелости. Развитие навыков саморегулирования должно быть одним из важных вопросов школы и образовательной системы. Потому что это уровень контроля над мыслями, чувствами, эмоциями и поведением детей. Навыки саморегулирования влияют на наше отношение к жизни и миру. Они контролируют нашу депрессивность, беспокойство и страхи, а также влияют на процесс общения. Развитие навыков саморегуляции включает в себя теоретическую базу, а также умственную тренировку и репетиции, которые приводят к получению контроля над мыслями, эмоциями, установками и поведением. Достижение контроля требует самоанализа, постоянной умственной тренировки, высокого уровня самомотивации и особого внимания к конкретным проблемам. В ходе практики мы выполняем следующие шаги:

- обучение навыкам релаксации и умение «снимать» стресс

- изучение дыхательных техник,

- обучение периодам концентрации внимания и расслабления,

 - обучение тому, как уменьшить негативные мысли и образы,

- научиться сосредотачиваться на положительных образах и мыслях,

 - обучение и тренировка через визуализацию.

В соответствии с индивидуальным подходом спортивный психолог пытается вмешиваться в следующие основные области в соответствии с конкретным большим соревнованием:

 - Анализ предсоревновательных состояний и психологическая подготовка к выступлению

- Процесс мотивации спортсмена и постановка целей

- Процесс изменения личных качеств и привычек

- Повышение самоконтроля за счет неприятностей и неожиданных событий, повышение эмоциональной стабильности, уменьшение беспокойства и т. д.

- Помощь при определенных психологических проблемах, которые могут возникнуть (концентрация, беспокойство, уверенность в себе ...)

Тревога и уверенность в себе в спорте

Было проведено множество исследований, посвященных спортивной тревожности и ее факторам. Было также много исследований, которые касались взаимосвязи между состоянием и личностной тревожностью у спортсменов. С другой стороны, исследования, которые подчеркивают взаимосвязь между конкретными типами идентичности и редкими типами тревожности. Различие между состоянием и личностной тревогой стало обычным явлением. Когнитивная оценка угрозы является предпосылкой для переживания этой эмоции. Тревога как черта - это общая склонность человека воспринимать определенные ситуации как угрожающие и реагировать на эти ситуации с разной степенью государственной тревожности. Многомерный подход к изучению тревожности рассматривает подкомпоненты тревоги, в частности когнитивную тревогу, соматическую тревогу и уверенность в себе. Между  когнитивной тревогой, соматической тревогой, уверенностью в себе и работоспособностью, уверенность в себе показала самую сильную и последовательную связь с производительностью. Хотя вначале предполагалось, что когнитивная и соматическая тревога концептуально не связаны, эти две концепции связаны и взаимозависимы в условиях стресса. Это может быть так, потому что стрессовые ситуации включают элементы, связанные с когнитивным, а также соматическим возбуждением. Мы видим, что уверенность в себе можно понимать даже как часть беспокойства, а с другой стороны, она может быть частью конструктов, связанных с самим собой. Сообщалось, что у спортсменов с высокой уверенностью в себе увеличение симптомов привело к положительному восприятию контроля и стимулирующим интерпретациям. В отсутствие уверенности в себе увеличение интенсивности соревновательной тревожности воспринималось как выходящее из-под контроля исполнителей и ослабляющее выступление. Уверенность в себе увеличивает возможность более тревожных спортсменов скопировать интенсивное возбуждение и уменьшить негативное влияние тревожности на результаты. Все влияния, которые находятся под контролем спортсмена, оказывают смягчающее воздействие на его производительность, а с другой стороны, факторы, которые не находятся под контролем спортсмена, оказывают ухудшающее влияние на результаты спортсмена. Кажется, что уверенность в себе представляет собой возможность контролировать собственные эмоции.

Заключительная часть

В результате проведенного исследования выявлена целесообразность проведения со спортсменами ударных циклов психопедагогических воздействий на этапах подготовки к основным соревнованиям. Методам формирования спортсмена-бойца необходимо уделять повышенное внимание при развитии физических, психологических, технических и других способностей в процессе тренировок.

Библиографический список:

1. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания. - Омск: СибГАФК, 1998.
2. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2006.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000.
4. Бобрищев А.А. Психологические особенности личности спортсменов – представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности / А.А. Бобрищев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 1 (47). – С. 10-14.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх