Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.12.2021.
Просмотров - 281

Важнейшие направления цифровой трансформации банков

Белозомб Карина Павловна

студент

Полесский государственный университет

студент

Володько Людвик Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и интеллектуальных систем, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены особенности цифровой трансформации финансового сектора, в частности банковского. Приведены преимущества трансформационных изменений в финансовом секторе. Проанализированы основные направления цифровой трансформации банков.


Abstract:
The article discusses the features of the digital transformation of the financial sector, in particular banking. The advantages of transformational changes in the financial sector are presented. The main directions of digital transformation of banks are analyzed.


Ключевые слова:
цифровизация; цифровая трансформация; цифровые технологии; цифровые банки; цифровизация финансовой системы; цифровой банкинг

Keywords:
digitalization; digital transformation; digital technologies; digital banks; digitalization of the financial system; digital banking


УДК 336.717.3

Введение

В конце XX – начале XXI в. наблюдается процесс динамичного развития мирового финансового сектора. Финансовая система подвергается цифровой трансформации в соответствии с современными требованиями цифровой экономики. Цифровая трансформация ведет к развитию банковского сектора, которое характеризуется появлением цифрового банкинга, совершенствованием денежных операций.

Актуальность темы обусловлено тем, что внедрение новых технологий и успешное их применение в деятельности банков, способствует привлечению большего количества клиентов. В условиях рыночной экономики банки являются важнейшим источником, который снабжает экономику дополнительными денежными ресурсами.

 Цель данной статьи – исследовать направления внедрения цифровых технологий в деятельность банков и их влияния на банковскую деятельность.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- выявлены преимущества и риски цифровизации банковского сектора;

- определены основные направления развития цифровизации;

При написании статьи использовались научные статьи, электронные ресурсы, статистические документы.

В работе использованы методы сравнения и анализа.

Научная новизна заключается в систематизировании направлений цифровой трансформации банков.

На сегодняшний день мировой банковский сектор находится в самом эпицентре цифровой трансформации и банки, намеревающиеся быть конкурентоспособными в будущем, сконцентрированы на поиске новых технологий цифровой трансформации, чтобы более эффективно удовлетворять потребности клиентов.

Трансформация банковского сектора подразумевает, что банки используют цифровые технологии, для того чтобы усовершенствовать уже существующие бизнес-модели, а также чтобы повысить эффективность деятельности банков. Внедрение современных способов оказания банковских услуг, приводит к сокращению количества филиалов банков, большинство услуг переводится в сферу онлайн.

Цифровизация основных банковских процессов, приводит к тому, что стоимость банковских услуг, таких как, продажа новых продуктов, снижается на 40–60%. Цифровые технологии позволяют повысить  скорость и удобство обслуживания клиентов, что в свою очередь способствует укреплению отношений  между банками и клиентами.

В ближайшие годы скорость цифрового развития будет только увеличиваться, и рациональное управление цифровой трансформацией в банковской сфере станет преимуществом в условиях конкурентной борьбы. Основные преимущества, которые несет цифровая трансформация банковского сектора представлены в таблице 1 .

Таблица 1 – Основные преимущества цифровой трансформации банковского сектора

Преимущества

Возможность оптимизации банковских процессов

Создание персонализированной и привлекательной инфраструктуры обслуживания

Возможность поиска новых потоков доходов

Примечание: источник собственная разработка на основе [1]

Однако цифровая трансформация банковского сектора имеет и свои недостатки. В частности они связаны с обслуживанием старшего поколения, которое не успевает за цифровым развитием и не может отказать от традиционных способов банковского обслуживания, хотя банкам и выгоден переход в онлайн. На данный момент времени, уже существуют банки, которые полностью работают на мобильных цифровых платформах. Например, AtomBank в Великобритании, который осуществляет свою деятельность исключительно, с помощью мобильного приложения, российский коммерческий банк Тинькофф Банк, который полностью сфокусирован на дистанционном обслуживании и  не имеет физических отделений для работы с клиентами.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, банкам необходимо научиться читать ожидания клиентов. При этом необходимо учитывать, что чем современнее клиент, тем сложнее удовлетворить его цифровые ожидания. Во всех сегментах потребителей, наблюдается предпочтение в цифровом контенте, но наиболее сильно данная тенденция прослеживается у клиентов, которые являются частью поколений Y и Z1.

В настоящее время выделяют следующие важнейшие направления цифровой трансформации банков, которые банки только начинают осваивать (таблица 2).

Таблица 2 –Направления цифровой трансформации банков

Направление

Описание

Примеры

цифровой банкинг

Банк без отделений. Сфокусирован на дистанционном обслуживании клиентов, что позволяет не только повысить качество и скорость работы с клиентами, но и сэкономить время и издержки, повысить безопасность личных данных.

интернет-банкинг, ТВ-банкинг, мобильный банкинг, включающий платежи и переводы с помощью смартфона одного физического лица другому.

электронные платежные системы

представляет собой вид платежной системы, который позволяет осуществлять  расчёты через сеть или платежные чипы

Samsung Pay, Apple Pay, WebMoney, Яндекс.Деньги, EasyPay, PayPal и QIWI.

моментальное онлайн-кредитование c предоставлением клиентам ссуд на период до получения зарплаты

услуга, которую предоставляют банки или микрофинансовые организации свои клиентам с помощью дистанционного обслуживания на официальном сайте

впервые услуга моментального кредитования в Беларуси была введена Альфа–Банков, Белгазпромбанком, Банком БелВЭБ.

пиринговое кредитование, или Р2Р-кредитование

является альтернативой банковскому кредитованию и представляет собой кредит, который можно получить непосредственно у других физических лиц, без необходимости в посреднике,например, банке

примером является площадка Lending Club (США), которая в зависимости от цели займа, а так же на основании кредитной истории, предоставляет займы от от 1 тыс. до 35 тыс. долл. по ставке от 6,78% до 27,99%.

краудсорсинг

привлечение добровольцев, для разделения некоторых функций и задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом., с целью более эффективного его выполнения

краудфандинговая платформа «Улей» в Беларуси

удаленная идентификация

представляет собой  механизм, который позволяет подтвердить личность клинта дистанционно с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос), с целью предоставления финансовых услуг онлайн.

 система Touch ID-идентификация клиентов по отпечаткам пальцев (Белгазпромбанк, Белинвестбанк), образец голоса (Приорбанк), сосудистый рисунок пальца (Barclays (Великобритания)), идентификация по селфи (HSBC (Великобритания)).

обработка естественной речи человека

механизм, позволяющий осуществлять понимание языка, и генерировать грамотный текст

в Беларуси впервые была реализована в центре клиентской поддержки банков

использование искусственного интеллекта (ИИ) банка.

технология, представляющая собой аналитическую систему, способную к обучению человеческому мышлению и решению задач различной сложности.

искусственный интеллект – виртуальный помощник Алеся, созданный БПС-Сбербанк, с целью усовершенствования технологии голосовой биометрии.

робоэдвайзинг

программа-робот, который собирает для инвесторов портфель инвестиций, оказывает помощь в управлении данным портфелем, т.е. заменяет финансового консультанта.

Тинькофф Инвестиции, Yammy, Альфа-капитал, Робот-советник ВТБ и др.

 

Источник: собственная разработка на основе [2,3]

Востребованность новых услуг цифрового банкинга представлена на рисунке 1.

 

 Рисунок 1 – Востребованность новых услуг цифрового банкинг, %

Примечание-Источник: [4]

По результатам исследования A.T. Kearney and Efma, можно сделать вывод, что для 93% банков самой востребованной услугой цифрового банкинга являются мобильные приложения, у 69% - электронный кошелек, 66% - инструменты управления персональными финансами (рисунок 2). Такие услуги, как  искусственный интеллект, функции видеообщения для получения консультационных услуг, краудфандинг, пиринговые платежи и социальные инвестиции, на данный момент не пользуются высокой востребованностью среди традиционных банков. Однако некоторые банки интересуются данными направлениями развития, для чего  сотрудничают с технологическими компаниями с целью внедрения новых бизнес-моделей.

Отметим что, в целом банковский сектор активно развивается, увеличивая свой  цифровой портфель. С каждым годом, вводятся  более сложные услуги, основанные на информации из различных источников, таких как социальные сети, мобильные устройства, приложения и внутренние данные.

Основными направлениями цифровой стратегии банка являются создание цифрового продукта, осуществление сквозного взаимодействия с клиентом, разработка финансовой экосистемы партнеров, дистанционное взаимодействие с регулятором, применение бизнес-инкубаторов.

В первую очередь  цифровая трансформация банков направлена на лучшее понимание своих клиентов: население и организации стремятся взаимодействовать с банками проще и дешевле, поэтому в условиях функционирования цифровой экономики банковский сектор должен быть в состоянии предложить наиболее современные услуги.

Библиографический список:

1. Грибанов Ю.И., Шатров А.А. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 44-48; Режим доступа: https://vaael.ru/ru/article/view?id=349. Дата доступа: 11.10.2021
2. Шумский Д. С., Сосновский О. А. Анализ тенденций развития цифрового банкинга // Управленец. Т. 11, №3. С. 72–81.
3. Семеко Г.В. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы // Социальные новации и социальные науки. – Москва: ИНИОН РАН, 2021. – № 2. – С. 81–97.
4. Ковалев М., Головенчик Г. Цифровая трансформация банков // Банкаўскі веснік, лістапад 2018. С. 50-60.




Рецензии:

26.12.2021, 19:27 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «Важнейшие направления цифровой трансформации банков» Автора Белозомб Карины Павловны 1. Суть статьи изложена автором в АННОТАЦИИ. 2. Из аннотации не ясно, какие действия автора привели к каким-то выводам, полезным для банковского сектора. 3. Автору необходимо исправить этот недостаток, а в самой статье постараться отразить, что автор сделал в исследованиях о банковском секторе НОВОГО, что может оказать банковскому сектору или народному хозяйству, в целом, новое исследование. ВЫВОД. В представленном виде статья не содержит научных результатов, что не позволяет ее рекомендовать к опубликованию. Рецензент Тарханов О.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх