Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №100 (декабрь) 2021
Разделы: Педагогика
Размещена 26.12.2021. Последняя правка: 24.12.2021.
Просмотров - 2378

Эстетическое воспитание детей раннего возраста в рамках семейной педагогики (анализ методической литературы)

Блохина Мария Александровна

Кандидат философских наук

ТОГБОУ ВО ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Доцент кафедры музыкальной педагогики и художественного образования

Журавлева М.Д., ТОГБОУ ВО ТГМПИ им. С.В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме эстетического воспитания детей раннего возраста (1-3 года) в условиях семьи (семейной педагогики). Рассматриваются возможные направления деятельности, органичные для данного возрастного периода, а также методические издания, корректное использование которых будет способствовать максимально эффективной реализации эстетического воспитания детей раннего возраста в рамках семейной педагогики.


Abstract:
The article is devoted to the actual problem of aesthetic education of young children (1-3 years) in a family (family pedagogy). Possible areas of activity that are organic for a given age period are considered, as well as methodological publications, the correct use of which will contribute to the most effective implementation of aesthetic education of young children within the framework of family pedagogy.


Ключевые слова:
эстетическое воспитание; семейная педагогика; ранний возраст; методика эстетического воспитания; методическая литература

Keywords:
aesthetic education; family pedagogy; early age; methodology of aesthetic education; methodological literature


УДК 37.018.15

Эстетическое воспитание играет одну из важнейших ролей в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Восприимчивость к прекрасному, эстетические чувства не только обогащают духовный мир и жизнь человека в целом, но и дают направление его поведению и поступкам. Поэтому оно имеет такое огромное значение в гармоничном развитии личности ребёнка. При этом человеку, в принципе, практически с рождения присущи элементарные эстетические чувства. Однако, аналогично развитию других способностей, способность к эстетической восприимчивости также поддаётся воспитанию и развитию. Уже на первичном этапе эстетического воспитания у ребёнка должны формироваться и развиваться правильные эстетические чувства, которые в дальнейшем будут способствовать в том числе и формированию у него гуманистического отношения к окружающему миру — способный любоваться природой, животными, он будет стараться не нанести им вреда и обращаться с ними аккуратно и бережно.

Семья при этом является той средой, в которой ребёнок находится с самого рождения, и к которой он очень восприимчив. Именно воздействие семьи, накапливаясь, в дальнейшем становится неотъемлемой частью структуры личности человека. Это воздействие опирается на социальное положение и сферу деятельности членов семьи, уровень образования родителей, внутрисемейную атмосферу и т.д., с самого раннего возраста оказывая на ребёнка широкое и значимое воздействие. Поэтому очень важно, чтобы это влияние происходило исключительно в положительном ключе, выполняя функцию защиты, создавая атмосферу любви, доброты и уверенности, становясь для ребёнка тем основополагающим фундаментом, на котором будет строиться весь его духовный мир.

Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют право и, более того, обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за их воспитание и развитие; в том числе обязаны заботиться об их психическом, духовном и нравственном воспитании. Кроме этого, указывается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В любые времена семья являлась очень важным и незаменимым фактором гармоничного развития человеческой личности, поэтому, несмотря на то, что сегодня есть возможность уже в раннем возрасте (от 1 до 3 лет) отдать ребёнка на занятия в систему дошкольных и дополнительных образовательных учреждений, многие семьи по-прежнему придерживаются семейного воспитания в целом, и эстетического, в частности, так как в условиях семьи ребёнку этого возраста проще, легче усвоить новую информацию, овладеть знаниями, он не испытывает стресса от присутствия незнакомых людей, ему не приходится привыкать к новой обстановке и т.д. В связи с чем, тема семейной педагогики, а, в частности, эстетического воспитания в семье сегодня является популярной, однако практически отсутствуют систематизированные данные касаемо методической литературы, посвящённой этому вопросу, что обосновывает актуальность данной работы.

Таким образом, целью данного исследования является своего рода систематизация имеющейся на сегодняшний день методической литературы, включая последние разработки, по вопросам эстетического воспитания детей раннего возраста в рамках семейной педагогики для популяризации данной тематики среди заинтересованных в этом вопросе педагогов (в качестве которых в данном случае выступают в первую очередь родители, члены семьи).

Задачи исследования:

  • подчеркнуть актуальность обращения к вопросу эстетического воспитания детей раннего возраста, в том числе (либо особенно) в рамках семейной педагогики;
  • осветить наиболее важные направления эстетического воспитания детей раннего возраста в рамках семейной педагогики;
  • проследить выпуск методических изданий на избранную тематику от более ранних к современным.

Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании впервые проведён обзор-анализ имеющейся на сегодняшний день методической литературы по вопросам эстетического воспитания детей раннего возраста в рамках семейной педагогики, включая последние разработки.

Итак, проблема эстетического воспитания детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), в том числе в рамках семейной педагогики, разрабатывается рядом педагогов и психологов. В качестве некоторого введения в вопрос обратим внимание на статью М.Е. Хоменко «Эстетическое воспитание детей раннего возраста», в которой автор справедливо указывает на то, что дети рассматриваемой возрастной категории большую часть дня проводят дома, поэтому очень важно, чтобы помещение было оборудовано соответствующим образом – светлая мебель мягких тонов, развивающие игрушки, располагающиеся в свободном доступе для детей, уютное помещение, что в целом положительно сказывается на эстетическом восприятии и развитии ребёнка. Также автор отмечает, что такие средства эстетического воспитания как музыка и художественное слово целесообразно использовать в работе с маленькими детьми очень рано. Народные потешки, короткие стихи (например, А.Л. Барто, Е.А. Благининой) дети слушают с большим интересом. На третьем году жизни в программу эстетического воспитания включаются элементы изобразительной деятельности, осваивая которые, дети не только учатся обращаться с карандашами, красками, пластилином, но и участвуют в создании образа. Речевые и музыкальные занятия служат для подготовки основы развития творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности [15].

При рассмотрении конкретных методических изданий, заслуженно повышенное внимание в данной статье будет уделено работам педагога и логопеда Е.А. Янушко, под авторством которой за последние несколько лет вышло достаточно большое количество методической литературы, посвящённой интересующей нас проблеме, причём многократно переиздававшейся, что однозначно указывает на повышенный интерес к ней в обществе. Так, в методическом пособии «Рисование с детьми раннего возраста» (издания 2006, 2015, 2017, 2019 гг.), предназначенном для родителей, педагогов дошкольных учреждений и гувернёров, представлена методика проведения занятий рисованием с детьми раннего возраста, даются рекомендации по приобретению навыков рисования пастельными мелками, фломастерами, карандашами. В пособии подробно рассматривается техника и различные приёмы рисования красками, указывается на то, что данные занятия разовьют в детях координацию движений рук, мелкую моторику пальцев, художественное воображение и эстетический вкус, а также творческое начало и речь. Стоит отметить, что данная книга снабжена CD-диском с приложением, состоящим из цветных рисунков.

В издании указывается, что занятия по рисованию дают огромную свободу фантазии и способствуют развитию художественно-эстетической восприимчивости у детей раннего возраста, а также отмечается важная для родителей информация о том, что нецелесообразно явно преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря, например, в его присутствии, что он будущий художник, но и не следует относиться к детскому творчеству как к чему-то маловажному. В процессе рисования ребёнок не только изображает те или иные предметы и явления, но и выражает своё отношение к ним. Следовательно, детское рисование неразрывно связано с оценкой изображаемого, и здесь важную роль играют чувства ребёнка, в том числе и эстетические. В стремлении передать своё отношение, ребёнок постигает разнообразные средства выражения: пальчиковое рисование, рисование карандашами, а затем красками.

Зачастую дети рисуют с большим интересом, и здесь самое главное для родителей – не лишить внимания эту склонность ребёнка к творчеству и всеми силами её поддержать. Воспитание живой эстетической восприимчивости к окружающей действительности, различные поощрения творчества ребёнка, проведение домашних «выставок» детских рисунков с их обсуждением, посещение картинных галерей – всё это доступно и осуществимо для любой семьи, что в дальнейшем станет фундаментом эстетического развития личности ребёнка.

Е.А. Янушко подчёркивает тот факт, что стремление детей к рисованию необходимо всячески поддерживать и поощрять, для этого важно обеспечить ребёнка элементарными материалами для творчества: бумагой, карандашами, красками. Нельзя относиться к детскому творчеству пренебрежительно, резко осуждать и критиковать неудачные рисунки. Прежде чем что-либо нарисовать, ребёнок внимательно рассматривает и изучает предмет. Здесь можно помочь ребёнку, определив вместе с ним, какие цвета и оттенки следует использовать в будущем рисунке.

Автор в работе отмечает, что маленькие дети часто рисуют один и тот же предмет, например, только машины или дома, что свидетельствует о недостаточной развитости наблюдательности. Родители в силах помочь ребёнку научиться замечать и восхищаться тем, что находится вокруг него. В пособии указывается на то, что можно обратить внимание ребёнка на пейзаж за окном, подсказать, как лучше изобразить его на бумаге, объяснить, что такое передний, средний и дальний план. Показать, как нарисовать деревья, птиц, облака, подобрать нужный оттенок краски и т.д. [19].

Помимо «Рисования с детьми раннего возраста» Е.А. Янушко были изданы следующие методические разработки, вошедшие в серию «Развивающее обучение»: «Аппликация с детьми раннего возраста», «Лепка с детьми раннего возраста», а также «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» и «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Рассмотрим далее подробнее каждое из них.

В методическом пособии «Аппликация с детьми раннего возраста» (2006, 2017, 2019 гг.), предназначенном для широкой аудитории, включая индивидуальную работу в условиях семьи, содержатся самые эффективные техники аппликации, разработанные с учётом психофизиологических особенностей детей раннего возраста. Данное пособие разработано и издано с целью помочь родителям и специалистам наиболее гармоничным и экономичным путём получить представление обо всём разнообразии существующих методик аппликации с детьми рассматриваемого возраста. Описанная в книге система занятий предоставляет большие возможности творческого поиска в работе с бумагой, клеем и ножницами. В книге подробно описано, как можно обучить детей полезным практическим навыкам и приёмам, познакомить их с различными художественными техниками, используемыми в аппликации [16].

В издании книги «Лепка с детьми раннего возраста» (2005, 2014, 2019 гг.) описаны самые разнообразные и эффективные техники работы с пластичными материалами для детей указанного возраста. Данное пособие разработано в том числе и с целью помочь родителям получить представление о существующих методиках лепки. Описанная в книге система занятий предоставляет широкие возможности в работе с разнообразными пластичными материалами – тестом, пластилином, массой для лепки, даёт представление об использовании разнообразных инструментов. В пособии описано, как можно обучить детей полезным практическим навыкам и приёмам, познакомить с различными художественными техниками, которые используются в лепке [17].

В пособиях «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (2007, 2015, 2019 гг.)  и «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2009, 2016, 2018 гг.) подробно описана организация занятий, разнообразные и эффективные методы развития мелкой моторики и сенсорного развития у детей раннего возраста, представлены различные игры с прищепками, пуговицами, сыпучими материалами и т.д., описана методика массажа рук, пальчиковых игр и, что, пожалуй, особенно важно в контексте настоящего исследования, теневого театра. Также в этих методических пособиях представлены занятия по изучению цвета, формы, расположения предметов в пространстве. Подробно описаны методики развития слухового восприятия, осязания и других органов чувств. Всё вышеперечисленное как прямым, так и косвенным образом способствует эстетическому развитию детей раннего возраста [18, 20].

Под авторством А.С. Мурзиной также вышел ряд пособий по рисованию с детьми, в том числе и интересующей нас возрастной категории: «Учебник рисования для детей» 2011 г., «Школа рисования для детей» 2014 г., «Большой учебник рисования для детей» 2019 г. В этих книгах поэтапно описаны различные виды рисования, начиная от пальчикового и заканчивая рисованием гуашью. Упражнения закономерно располагаются по принципу от простого к сложному, направлены на запоминание геометрических форм, оттенков, освоение объёмного изображения, развитие эмоциональности. Книга содержит большое количество иллюстративного материала и также может стать подспорьем родителям и прочим членам семьи в процессе эстетического воспитания в рамках семейной педагогики [12].

В книге «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» 2016 г. её автор — дизайнер и мастер по изготовлению мягких игрушек Н. Костикова делится с родителями своим опытом и идеями в сфере творчества с детьми. Ею обстоятельно описывается алгоритм более семидесяти занятий по рисованию, лепке и бумагопластике с подробными пошаговыми инструкциями и красочными фотографиями [8].

Помимо вышеперечисленных авторов, разработкой методических пособий по рисованию в том числе и с детьми раннего возраста занимались: Е. Привалова («Большая книга рисования: рисуем всё!» 2018 г.), М.Д. Филиппова (серия книг «Школа рисования для детей» 2015 г.) и др., в которых авторы также дают как теоретические, так и практические рекомендации для родителей и детей по технике рисования [14].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что, безусловно, совершенно заслуженно большое внимание в современных методических изданиях по эстетическому воспитанию детей раннего возраста уделено изобразительной деятельности. При этом советский и российский педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания Т.С. Комарова в работе 2010 г. «Школа эстетического воспитания» указывает на то, что немаловажную роль в эстетическом воспитании детей раннего возраста играют книги, литература, отмечая, в частности, что дети с удовольствием слушают сказки о Красной Шапочке, Колобке, Теремке и др. О влиянии сказок на воспитание детей, в том числе эстетическое, написано немало работ, обобщённо же можно сказать о том, что образы сказочных героев и их добрые поступки вызывают у ребёнка чувство симпатии и отвращение к негативным персонажам. Сюжеты детских сказок развивают чувство справедливости, помогают детям понять разницу между добром и злом, красивыми и некрасивыми поступками, учат быть честными и вежливыми. У детей появляется желание подражать любимым сказочным героям в своём поведении и играх. К слову, ведь и само слово «фольклор» переводится как народная мудрость.

Автор указывает на то, что знакомство с детской литературой целесообразно начинать в возрасте 2-3 лет, когда дети уже способны понять смысл прочитанного им. По мнению Т.С. Комарова, лучше всего начинать с народных потешек и сказок, небольших стихотворений известных авторов, поскольку современные книги, безусловно, привлекают внимание яркими иллюстрациями, но при этом не всегда могут считаться высокохудожественным литературным произведением. Именно поэтому для начала лучше приобретать произведения известные, проверенные временем и не одним поколением выросших на них детей. Как и в любом воспитательном процессе, здесь важна периодичность, поэтому автор рекомендует несколько раз в неделю читать вслух и обсуждать с детьми художественные произведения, обращая внимание на поэтическое описание природы, красоту русского языка, красивые речевые обороты. Это воспитывает в детях эстетическое чувство и прививает любовь к поэзии. Необходимо стараться, чтобы ребёнок чаще слышал стихи таких великих русских поэтов, доступных детскому пониманию, как С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и других. Такие произведения будут развивать память, внимание, воображение ребёнка и благотворно сказываться на его эстетическом развитии [7, с. 52-55].

Известный педагог и заслуженный деятель науки РСФСР Н.А. Ветлугина, заложившая основы системы эстетического воспитания дошкольников, придерживалась мнения о том, что в рамках эстетического воспитания детей раннего возраста важно как можно раньше начинать знакомить ребёнка с таким искусством, как музыка, подчёркивая тот факт, что без музыки, песен, танцев человеческая жизнь не была бы наполненной и интересной.

Музыкальное воспитание ребёнка в семье зависит от тех исходных условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками родителей, образом жизни семьи, её приобщённостью к культуре, заложившимся семейным традициям. Каждая семья имеет свой уровень музыкальной культуры. В семьях, с почтением относящихся к народной и классической музыке, посещающих концерты, различные музыкальные спектакли, часто слушающих музыку вместе с детьми, родители понимают, что музыка приносит их детям радость и духовное удовлетворение, стараются в правильном направлении развить их музыкальный вкус. В других же семьях родители практически или вовсе не занимаются музыкальным воспитанием своих детей, не считая это важным, относясь к музыкальному искусству как к развлечению, не несущему в себе практической пользы, поэтому дети спонтанно слышат в основном современную, «лёгкую» музыку, которая, зачастую, далеко не способствует эстетическому развитию ребёнка.

В семьях, которые серьёзно относятся к музыкальному воспитанию детей, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, получает различные впечатления, на основе которых в дальнейшем формируется его музыкальная культура и получают развитие музыкальные способности. Пение и игра на музыкальных инструментах являются самыми доступными видами исполнительства для маленького ребёнка, в связи с чем в семье может быть игрушечный ксилофон, пианино или дудочка. Родители, разбирающиеся в музыке, могут помочь детям подобрать мелодию на слух.

Музыка в семье может существовать как занятие или в форме развлечения, также она может негромко сопровождать иную деятельность ребёнка, например, рисование, подробно о котором говорилось ранее. Домашнее музыкальное занятие подразумевает активную роль взрослого, совместное прослушивание с ребёнком музыкальной композиции, пение, игру на музыкальных инструментах. К менее активной форме руководства можно отнести слушание музыкальных сказок, музыки из мультипликационных фильмов. Восприятие музыки во время других занятий является фрагментарным, но и такое ненавязчивое усвоение является полезным для развития и обогащения слухового опыта, музыкальных впечатлений ребёнка. Музыку также целесообразно использовать во время утренней зарядки, для этих целей подойдут ритмичные композиции.

Известный советский композитор и дирижёр Д.Б. Кабалевский писал, что существует «развлекательное» искусство, смысл которого в сопровождении человеческого досуга. Но предназначение высокого, истинного искусства намного шире. Оно не только приносит удовольствие, но и обогащает духовный мир человека. Из этого следует, что с детьми нужно слушать не только весёлую и лёгкую музыку, но и классическую. К сожалению, в немногих семьях поступают именно так. В книге «Про трёх китов и многое другое», в основу которой легли беседы композитора о музыке, которые он в течение нескольких лет вёл по радио, описывается её связь с жизнью, литературой, живописью. Это издание поможет ближе познакомить ребёнка с миром музыки. В целях эстетического воспитания ребёнка полезно организовывать так называемые домашние концерты, на которых дети поют, играют и танцуют для своей семьи и друзей.

Всё вышеперечисленное положительным образом влияет на формирование у ребёнка правильного музыкального вкуса, поможет отличить настоящее искусство от подделки. Таким образом, семейное музыкальное воспитание играет очень важную роль в гармоничном развитии личности ребёнка, в частности, раннего возраста, и родители, избравшие воспитание в рамках семьи, должны стремиться по максимуму принимать в нём участие [2, 3].

Несмотря на то, что в первой части данной статьи во многом речь шла о современных изданиях, существует ряд источников, вышедших гораздо ранее, но не потерявших своей актуальности в вопросе эстетического воспитания детей раннего возраста, до настоящего времени. Так, писатель и музыковед Г.Я. Левашёва в своей книге «Рассказы из музыкальной шкатулки» 1975 г. знакомит юных читателей и их родителей с миром музыки, помогает понять, какие мысли и чувства она вызывает, как нужно слушать музыку и что значит её любить [10]. Книга А. С. Клёнова «Там, где музыка живёт» 1985 г. поможет родителям открыть для ребёнка мир музыки, развить его воображение, фантазию и творческие способности. В издании на понятном для ребёнка языке рассказывается о музыкальных инструментах разных времён и народов, о том, как рождается музыка, кто её создаёт, о значении музыки в жизни людей [6].

При всём этом, безусловно, невозможно не учитывать современную реальность, в частности, насыщенность медиапространства разнообразными детскими мультипликационными фильмами (мультфильмами). Педагог А.Ф. Лалетина в своей исследовательской работе «Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов» 2010 г. пишет о том, что мультфильм – это не только медиа-продукт, но и один из видов искусства, который должен нести в себе воспитательную функцию. Современный ребёнок проводит много времени у экрана телевизора, и это воздействие зачастую нельзя назвать положительным для его неокрепшей психики. С точки зрения автора, советские мультипликационные фильмы несли в себе определённую мораль, которую создатели хотели донести до подрастающего поколения. Они учат ценить семью, не предавать друзей, понимать, что такое доброта, честность, ответственность, что ложь и лицемерие не являются качествами достойного человека. Они понятны для восприятия и просты по содержанию для юных зрителей, но это не умаляет их пользы для формирующейся личности ребёнка. Герои не употребляют в своей речи слов-паразитов, а общаются на правильном, литературном языке, их поступки можно приводить детям в качестве примеров и антипримеров. Таким образом, советские мультфильмы могут быть активно использованы в домашних условиях с целью эстетического воспитания детей раннего возраста. По мнению автора, подавляющее же большинство современных мультфильмов не несут в себе воспитательной функции, их сюжеты часто содержат недетские элементы, ненормативную лексику, эстетическая составляющая тоже, зачастую, находится на низком уровне, поэтому материал для просмотра детьми важно тщательно подбирать [9, с. 82-88].

Однако, здесь, пожалуй, отдельно можно выделить детский познавательный мультсериал «Домики» от российской анимационной студии «100киловатт» (2017-2018 гг., 2 сезона), посвящённый во многом именно эстетическому воспитанию детей, в том числе и раннего возраста (преимущественно, пожалуй, от двух до трёх лет). Его герои – домики, которые умеют разговаривать. Весёлый домик на колесах Гриша в каждой серии отправляется в новое путешествие, включающее посещение таких шедевров мировой художественной культуры, как Тадж-Махал в Индии, Колизей в Риме, Академия Художеств в Санкт-Петербурге и т.д., а потом делится своими впечатлениями с друзьями. Преимуществом данного сериала является знакомство с разного рода шедеврами искусства доступным для маленьких детей формами и языком. Даже в тексте песни заставки к мультфильму есть слова «Здравствуй, театр и Колизей» [4].

Помимо вышеперечисленного, можно отметить и то, что одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, – это театрализованные игры и игры-драматизации. Театрализованная деятельность детей позволяет приобщать их к высокохудожественной литературе, совместному моделированию костюмов, декораций, атрибутов, к созданию выразительного художественного образа, а также обучать самостоятельному нахождению приёмов изображения. Таким образом, театрализованные игры способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребёнка, обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют их знания, полученные ранее, активизируют, развивают инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывают всестороннее влияние на развитие ребёнка. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской («Игра и её педагогическое значение» 1975 г.), Е.А. Антипиной («Театрализованная деятельность в детском саду» 2009 г.), М.Д. Маханёвой («Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» 2001 г.) [1, 5, 11].

Заключение, результаты, выводы. Таким образом, можно отметить, что сегодня существует множество различных способов эстетического воспитания детей раннего возраста в рамках семейной педагогики. Доступно большое количество методической литературы по данной теме, способствующей логичной, целесообразной, рациональной, научно обоснованной организации родителями домашнего процесса эстетического воспитания детей — многочисленные методические пособия по рисованию, лепке и аппликации с детьми раннего возраста Е.А. Янушко, книги по рисованию с детьми А.С. Мурзиной, творческие мастер-классы Н. Костиковой, книги музыкальной направленности Г.Я. Левашёвой и А.С. Клёнова, издания, посвящённые детской театральной деятельности Р.И. Жуковской, Е.А. Антипиной и М.Д. Маханёвой и т.д., а также в целом чтение рекомендуемой в них детской литературы, прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультипликационных фильмов помогают родителям организовать для детей раннего возраста интересный, полезный и развивающий с точки зрения эстетического воспитания досуг.

Хронологический диапазон такой литературы находится в периоде с 1970-х гг. вплоть до настоящего времени. При этом за последние несколько лет интерес к этой теме возрос, появилось довольно много изданий подобного рода. Достаточное количество этой литературы имеет универсальный характер, то есть описанные там рекомендации применимы как в рамках семейной педагогики, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Библиографический список:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.labirint.ru/books/206434/– Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1995. – 235 с.
4. «Домики» – мультипликационный фильм, 2017-2018 г. 44 серии [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.ivi.ru/watch/domiki– Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01006942672– Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Клёнов А.С. Там, где музыка живёт [Текст] / А.С. Клёнов – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 115 с.
7. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Издательский дом «Зимородок», 2006. – 418 с.
8. Костикова Н. Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.litres.ru/natalya-kostikova/tvorchestvo-s-malyshami-risovanie-lepka-igry-s-detmi-do-3-let-17037267/– Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После, 2010. – № 8. – С. 82-88.
10. Левашёва Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/levashova-muz.htm – Загл. с экрана. – Яз. рус.
11. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0403/1_0403-3.shtml – Загл. с экрана. – Яз. рус.
12. Мурзина А.С. Школа рисования для детей [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.litres.ru/anna-murzina/shkola-risovaniya-dlya-detey-prostoy-ponyatnyy-samouchitel/ – Загл. с экрана. – Яз. рус.
13. Привалова Е.С. Большая книга рисования: рисуем всё! [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.litres.ru/ekaterina-privalova/bolshaya-kniga-risovaniya-risuem-vse-42393724/– Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Филиппова М.Д. Серия книг «Школа рисования для детей» [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.litres.ru/serii-knig/shkola-risovaniya-dlya-detey/– Загл. с экрана. – Яз. рус.
15. Хоменко М.Е. Эстетическое воспитание детей раннего возраста Образовательный портал [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4730-2014-02-26-16-13-26.html – Загл. с экрана. – Яз. рус.
16. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=738 – Загл. с экрана. – Яз. рус.
17. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=737 – Загл. с экрана. – Яз. рус.
18. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=594 – Загл. с экрана. – Яз. рус.
19. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=736 – Загл. с экрана. – Яз. рус.
20. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=610– Загл. с экрана




Рецензии:

27.12.2021, 12:36 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья посвящена актуальной проблематике - семейному эстетическому воспитанию. Работа выстроена логично, содержит все необходимые атрибуты научного исследования. Выводы убедительны. Статья рекомендуется к публикации

10.01.2022, 11:47 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Материал изложен логично, последовательно, в соответствии со всеми требованиями. Выводы полные и содержательные. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх