нет
НИУ "Белгородский государственный университет"
старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права
Фефелов Олег Сергеевич, студент Института инженерных и цифровых технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета
УДК 347.22
Введение
В последние годы мы стали свидетелями роста использования цифровых технологий и увеличения количества граждан, владеющих цифровыми навыками. «Цифровая революция» выражается в полномасштабном применении цифровых технологий, которые становятся неотъемлемой частью всех сфер общественной жизни, от повседневной жизни до экономики государства. Эти обстоятельства определяют глобальную тенденцию формирования и развития информационного общества, неотъемлемой частью которого является цифровая экономика, а так же, актуальность проводимого исследования.
Целью настоящей работы является исследование правовой природы и правового регулирования общественнных отношений в сфере оборота цифровых финансовых активов и цифровой валюты. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
– определить понятие и место цифровых финансовых активов и цифровой валюты в законодательстве зарубежных стран и РФ;
– дать характеристику международно – правовых актов и отечественного законодательства в цифровой сфере;
– охарактеризовать подходы к определению цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Методологической основой работы являются такие общенаучные методы исследования, как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой.
Научная новизна работы в концентрированном виде выражается в том, что как и сама цифровая экономика, ее инструменты требуют правового регулирования, и это не простая задача для законодателя с учетом их динамичного развития. Подчас, складываются ситуации, при которых использование инструментов цифровой экономики в течение длительного периода времени происходит вне правового поля, при отсутствии государственного регулирования, что приводит к формированию неоднородной нормативной правоприменительной практики.
На наш взгляд, наиболее очевидным примером в этом отношении является правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере оборота цифровой валюты и цифровых финансовых активов.
Цифровая экономика является катализатором торговли и роста промышленного производства, что позволяет сектору цифровой экономики занять особое место в общем массиве глобальной экономики. В связи с этим, цифровая экономика становится объектом государственных стратегий и долгосрочных национальных программ, для его развития привлекаются значительные государственные и частные инвестиции.
На сегодняшний день отсутствует единое легальное определение термина «цифровая экономика», которое различается в доктрине и законодательстве многих стран. Так, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» закрепляет следующие определение термина «цифровая экономика»: хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [4].
Как и любой другой процесс, цифровизация экономики невозможна без использования определенного набора инструментов, то есть средств, предназначенных для создания и преобразования цифровой экономики, а также для решения целевых задач. Среди инструментов цифровой экономики можно выделить блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные, цифровые финансовые активы, цифровую валюту.
В течение длительного периода времени роль цифровых финансовых активов и цифровой валюты в отечественной системе гражданского права не определялась, поскольку они не выделялись в качестве самостоятельного объекта гражданского права, и их правовая природа не позволяла относить их к объектам, указанные в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до 18 июля 2019 г.) [1]. Это вызвало формирование двух принципиально противоположных позиций правоприменительной практики судов и государственных органов по вопросу о том, являются ли цифровая валюта и цифровые финансовые активы объектами гражданских прав.
Представители первой точки зрения придерживались той логики, что согласно пункту 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации «денежной единицей в Российской Федерации является рубль» [3]. В связи с этим, Минфин РФ и ЦБ РФ в своих пояснениях указали, что цифровые валюта (например, биткойн) является денежной имитацией, ее введение и обращение на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещено. Эта точка зрения также подтвердилась судебной практикой.
Другая позиция состоит в том, что цифровая валюта не может быть классифицирована как денежный актив, поскольку она не является ни валютой Российской Федерации, ни иностранной валютой (как это понимается из абзацев 1 и 2 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») [5]. Кроме того, эмиссия и учет цифровой валюты, учет операций с ней децентрализован, он осуществляется путем автоматического внесения записей в распределенные реестры. В связи с этим, эмиссия цифровой валюты, и транзакции с ней не могут контролироваться ни государством, ни организациями, ни частными лицами.
На основании национальной программы «Цифровая экономика», принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», внесены изменения, определяющие статус цифровых технологий, используемых в финансовом секторе.
Результатом внесения изменений в законодательство стало принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 259- ФЗ), согласно которому «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы» [6].
Следует отметить, что законопроект № 419059-7 в первоначальной редакции признал цифровую валюту как тип цифровых финансовых активов, тем не менее, окончательная редакция данного закона не содержит подобных формулировок. В целом, сопоставление терминов «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта» сложно и неоднозначно, так как они, будучи цифровыми правами и электронными данными соответственно имеют разную юридическую природу и являются самостоятельными объектами.
Таким образом, возникает противоречие, согласно которому, некоторые законы цифровую валюту признают имуществом, в отношении которого могут производиться гражданско-правовые сделки и операции, однако, по смыслу гражданского законодательства, цифровая валюта по-прежнему не является объектом гражданских прав.
Этот пробел в законодательстве отмечает и Комитет Госдумы по финансовому рынку в своем заключении по законопроекту № 419059-7, в котором сказано, что с учетом того, что в проекте закона предусмотрены изменения о признании цифровой валюты в качестве имущества с целью ее использования, также необходимо внести изменения соответствующего характера в нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в части отнесения цифровой валюты к объектам гражданских прав [2].
Выявленный пробел в законодательстве требует внесения соответствующих изменений в законодательство с целью формирования единого подхода к регулированию одного из основополагающих инструментов цифровой экономики.
Изучая природу цифровых финансовых активов и цифровой валюты, следует отметить, что их правовое регулирование существенно различается во многих странах мира. В некоторых странах, таких как, Китай, Эквадор, Бангладеш, Боливия, Венесуэла, Исландия, Вьетнам, Египет, Кыргызстан действует запрет на применение цифровых денежных единиц.
Рассмотрим подходы к определению правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты в тех зарубежных странах, в которых принято специальное правовое регулирование. К этим странам относятся, например, Япония, Филиппины, некоторые штаты США, Канада, ОАЭ, Германия, Швейцария, Австралия.
Например, в США комиссия по ценным бумагам и биржам признала криптовалюту средством платежа. В то же время, ее правовое регулирование и определение ее правовой природы может варьироваться в зависимости от штата. Более того, США ввели требования к лицензированию бирж как финансовых компаний и требования к идентификации пользователей.
В Японии криптовалюта определяется как «владение цифровой собственностью», которое принимается как средство платежа, но не приравненное ни к валюте, ни к электронным деньгам [7, с. 9].
Заключение
Таким образом, законодательный запрет на оборот и использование цифровых финансовых активов и цифровой валюты в ряде стран - в основном исключение. Большинство стран мира находятся на этапе, когда их оборот и использование еще законодательно не урегулированы, но идет работа по разработке соответствующего законодательства, либо на стадии, когда уже принято соответствующее специализированное законодательство. Юридическая природа цифровых финансовых активов и цифровой валюты не всегда прямо закреплена в принятых актах, но их правовая природа может вытекать из положений, к примеру, о регистрации (лицензирование) биржевых площадок, налогообложении участников оборота и др.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что подходы к определению правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты варьируются от страны к стране. Например, анализ иностранного правового регулирования оборота криптовалюты выявил следующие подходы к определению ее правовой природы:
- средства платежа,
- владение цифровой собственностью,
- собственность и товары.
Похоже, что этот список подходов не является исчерпывающим и допускает расширение путем принятия новых правил в других странах.
В последние годы в Российской Федерации происходит формирование специального законодательства о цифровых технологиях, финансовых активах и цифровой валюте, которое далеко от совершенства и содержит ряд пробелов. Следовательно, потенциально в ближайшем будущем эти пробелы будут устранены.
Рецензии:
18.01.2022, 15:59 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Проблема правового обеспечения цифровых финансовых активов является архиактуальной и одной из сложнейших в сфере юриспруденции во всем мире. Статья носит сугубо прикладной характер анализа законодательства РФ в данной сфере с примерами мировой практики и безусловно заслуживает рекомендации к публикации.
Однако, вызывают сомнения употребляемые авторами правовые категории. Например, «… инструменты требуют правового регулирования», «… подхода к регулированию одного из основополагающих инструментов цифровой экономики», «… является правовое регулирование оборота цифровой валюты и цифровых финансовых активов» и т. д.. Однако, согласно азов юриспруденции в теории государства и права, право регулирует социальные отношения, а не инструменты и финансовые активы или оборота валюты. Другое дело, их правовое и заканодательное обеспечение.
В целом статья отвечает требованиям редакции и может быть рекомендована к изданию при условии уточнения указанной позиции.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий