Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 26.01.2022. Последняя правка: 25.01.2022.
Просмотров - 250

Эмоциональный интеллект менеджера

Кусин Родион Вячеславович

Томский университет систем управления радиоэлектроникой

Студент

Санникова Татьяна Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент, Томский университет систем управления радиоэлектроникой


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие самого эмоционального интеллекта, обозначается его важность и необходимость в современном бизнесе и его прямое влияние на непосредственную деятельность менеджера.


Abstract:
This article discusses the concept of emotional intelligence itself, its importance and necessity in modern business and its direct impact on the direct activities of a manager.


Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; бизнес; влияние эмоционального интеллекта

Keywords:
emotional intelligence, business, the impact of emotional intelligence


УДК 65

Цель данной статьи – выявить влияние эмоционального интеллекта на эффективность работы менеджера.

Задачи:

  1. Выделить основные характеристики эмоционального интеллекта;
  2. Провести исследование о принятии решений на основании эмоций или логики;
  3. Анализ менеджера и его эмоционального интеллекта.

Методология: В процессе исследования применялись следующие методы: эксперимент, анализ и синтез информации, статистический.

Научная новизна: основной ценностью статьи является то, что в ней отражены ключевые вопросы, касающиеся бизнеса и эмоционального интеллекта на конкретном примере.

Основная часть

Современный мир требует от человека постоянных усовершенствований своих навыков и умений. Эмоциональный интеллект и его использование на практике хорошо тем, что он обеспечивает высокий результат в принятии различных решений, касающихся различных областей (в том числе и в вопросах кадровой обеспеченности), происходит экономия множества ресурсов, главным из которых является время. Эмоциональный интеллект (EQ) — это понимание и осознание своих собственных эмоций и эмоций людей, которые находятся рядом, также сюда относится контроль над эмоциями как собственными, так и тех, которые приходят из вне. Это определение ввел Д. Голман, который в свою очередь проводя исследование обнаружил, что различия между хорошими и лучшими сотрудниками отражались именно в эмоциональном интеллекте, а не в интеллектуальном.

Существуют также такие исследователи как Д. Карузо и П. Сэловей и они выделили 4 характеристики развития эмоционального интеллекта:

  1. Понимание самого себя;
  2. Понимание окружающих людей;
  3. Взаимодействие с людьми;
  4. Умение принять правильное решение на основании вышеперечисленных характеристик.

Остальные ученые, занимающиеся вопросом EQ выделяют 5 основных аспектов:

  1. Самосознание человека;
  2. Управление собственными эмоциями;
  3. Эмпатия;
  4. Социальные навыки;
  5. Мотивация.

Любой менеджер когда-либо задумывался, как же ему с большей эффективностью взаимодействовать с людьми и достигать поставленных результатов? И неправильно сразу думать о таких методах как: манипулирование, насильственное влияние на человека итд. Это будут самые не эффективные методы достижения целей, которые в свою очередь могут привести к конфликту. Настоящий менеджер, который высокую эффективность в работе может понимать себя и свои чувства и эмоции, расшифровывать эмоции и чувства людей в своем окружении, понимать свои мотивы и то, как и почему они у него формируются, следовательно, он сможет понимать какие перед ним нужно поставить верные цели для достижения определенного результата.

Целеполагание – это некий процесс, построенный на логике, люди ставят перед собой ориентир достижения целей, при этом делая упор не только на факты, которыми они обладают, а также на свои собственные убеждения и ценности, внутреннее душевное состояние. Сам менеджер только после того, как осмыслил свои мотивы сможет ответить на некоторые вопросы, которые касаются его сотрудника, с которым необходимо в дальнейшем будет просто взаимодействовать, к примеру:

  1. Кто этот человек передо мной?
  2. О чем он говорит?
  3. Зачем он это мне говорит?

Каждый человек ни раз в своей жизни задавал себе такие вопросы и рассуждал о них, это и есть эмоциональный интеллект. Но используют ли сотрудники в своем арсенале данный инструмент по полной? Основная сложность состоит в том, что все люди разные и у каждого в запасе свой определенный набор умений и навыков и определенный уровень развития каждого из них.

На протяжении уже многих и многих лет ученые спорят о том, можно ли развить эмоциональный интеллект? В настоящее время такие психологи как П. Сэловей и Д. Карузо пришли к такому выводу, что EQ можно развивать, а именно те способности и навыки, которые уже в нас имеются. Но, так как люди могут их попросту не использовать и/или не знать, как правильно управлять данным механизмом или же просто не задумывались об этом никогда, то возникает некое ошибочное мнение о том, что эмоциональный интеллект не развивается.

Проведя опрос из 104 человек, 80% опрошенных посчитали, что понять, распознать эмоции и их использовать – это врожденная способность, которую никак не развить как бы не старался. То есть, у человека есть два выхода: либо опираться на логику или же эмоции. Оставшиеся же 20% используют логику при принятии своих решений.

Исследование было проведено над студентами, которые обучаются по направлению «управление бизнеса» и им задали данные вопросы:

  1. Определите по шкале от 1 до 10 уровень вашей эффективности в течении последних 7 дней;
  2. Как вы думаете, на вашу эффективность в период этого времени могли повлиять какие-либо эмоции, которые были у вас в данный промежуток времени?

Средний балл участников эксперимента – 6 баллов. Студенты действительно говорили о том, что эмоции и чувства, которые они испытывали в тот период времени повлиял на их решение, которое в дальнейшем они принимали. Далее, студентам необходимо было заполнить данные в таблицу о:

  1. Определенных эмоциях и определенном конкретном отрезке времени;
  2. Сигналы, с помощью которых он смог определить данную эмоцию и распознать ее;
  3. Какие последствия после выявления и как они влияли на принятие дальнейших решений.

После проведения данного исследования и подведения итогов стало ясно, что те студенты, которые определяли свои эмоции более осознанно и проводили анализ ситуации, в которой они находились в тот отрезок времени говорил о том, что когда у них преобладают негативные эмоции, то они пока предпочитают отказаться от работы. Они обуславливают это тем, что их работоспособность снижается. Именно заполнение данной таблицы помогло им заранее начинать планировать свой объем работы на определенные участки времени и эмоционального состояния, минимизировать свою нагрузку во избежание дальнейших неблагоприятных последствий для себя. Это исследование помогло студентам разобраться в том, что некоторые как им казалось все держат под контролем. Они смогли разглядеть их недостатки, которые ими не были ранее замечены.

Люди рождены без рационального интеллекта, они развивают его в течение всей своей жизни, именно поэтому можно сказать о том, что каждый обладает эмоциональным интеллектом. Разница лишь в том, кто и как его использует. Есть люди, которые больше опираются на свои чувства и эмоции, другая же категория людей более рациональная и их основа для принятия решений это доводы и факты. Но при этом стоит учесть, что те, у кого рациональный подход, также имеют эмоциональный интеллект, просто они не используют его на свою мощность.

Стереотип о том, что эмоциям на работе не место.

Часто ли человек задумывается о эмоциях в общеобразовательных образовательных учреждениях или в высших учебных заведениях? При том, что если даже у человека от природы высокий уровень EQ, этот человек может ошибочно считать, что его эмоции не нужны в организации и их использование может плохо на нем отразиться. В России данный стереотип имеет место быть. К большому сожалению, в большинстве организаций России не принято использовать эмоции во время рабочего процесса. Это правило может даже иметь упоминание во внутренних регламентах и распорядках компании, но также оно может быть негласным, просто заложено в работниках на подсознательном уровне.

К чему в свою очередь может привести подавление собственных эмоций? Прежде всего это профессиональное выгорание. В следствии чего, снижение работоспособности и невыполнение планов.

Менеджмент. Это подход, который включает в себя логических подход, а также целый ряд эмоций человека. Настоящий менеджер в свою очередь должен понять мотивы своего подчиненного для того, чтобы применить к нему верные стимулирующие меры. Большинство считает, факты и логика самый лучший способ для того, чтобы мотивировать сотрудника. Может этот метод работает, но далеко не на всех. Есть вероятность того, что подчиненный потерял свою мотивацию из-за некого эмоционального состояния, которое менеджер в свою очередь не учел. Не стоит забывать, что человек и его эмоции — это книга, при правильной расшифровке которой можно полностью понять человека и то, какие он испытывает эмоции.

Если человек улыбается, что собеседник воспринимает данный сигнал как знак для коммуникации, а если же человек суров и без эмоций, то собеседник воспринимает данный знак как отдаляющий и не готовым к коммуникации.

Настоящий успешный руководитель в свою очередь разум чувства держит в примерно одинаковом балансе. Все эмоции сдерживать конечно не обязательно, но все же все эмоции полностью выставлять на показ не стоит.

Эмоции в свою очередь помогают выжить. В глубокой древности, когда человеку было страшно и он ощущал опасность это действия были:

  1. Бежать от опасности;
  2. Проверить, действительно ли это опасно.

В наше же время, к примеру человек всегда испытывал страх перед какой-либо предположим презентацией своей работы. Одни же как раз боятся этого и «бегут» с выступления, не проанализировав себя и ситуацию почему он боится. Другие же как раз начинают проверять судорожно презентацию и свои файлы тем самым успокаивая себя тем, что все в порядке, но по итогу находят что-то что им не понравилось и исправляют на ходу эти ошибки. Таким образом, страх в свою очередь является неким механизмом, который помогает разобраться в причинах действий, если правильно им воспользоваться.

Плохих эмоций не существует. Главное правильно уметь распознавать свои эмоции, эмоции окружающих людей и основываясь на этом уже принимать решения, которые будут более верны, нежели вы бы полагались бы только на логику и факты. Нет смысла игнорировать такой механизм как эмоции, если его можно использовать.

Если опираться на деловые коммуникации и эмоциональный интеллект в нем, то это является одним из важнейших элементов, который помогает человеку в свою очередь в самые короткие сроки «прочитать» с человека всю нужную информацию, увидеть и понять то, что человек не показывает и оно не лежит на его поверхности.

Если же в компании произошла острая, стрессовая ситуация, то руководители, обладающие высоким EQ обязаны выбрать направление поведения, которое будет самым необходимым в данном случае (выступление, презентация, переговоры и тд.)

Менеджер должен быть своего рода актером. То есть для каждого партнера, с которым он ведет переговоры, он должен подобрать необходимую для этого человека модель поведения. Для одного партнера он будет максимально серьезным и спокойным, с другим надо быть более веселым итд. Возможно, и такое, что человек вроде как вжился в роль и ему кажется, что неплохо, но его собеседник понимает, что он фальшивит и это не он настоящий. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно прежде всего разобраться и понять свои собственные эмоции, далее распознать эмоции и настрой собеседника, после выбираем модель поведения для данного случая и подбираем весь спектр эмоций для себя исходя из этих данных. После того, как человек овладел всеми вышеперечисленными механизмами, можно с минимальным стрессом для самого себя переключиться между эмоциями, при необходимости.

Менеджеру также необходимо научиться «читать» эмоции людей с целью обнаружения настоящих и поддельных эмоций. При всем при этом не так важно в какой форме коммуникации участвует менеджер, ему важен навык, будь он при собеседовании, переговорах, презентации и тд.

Также не забываем про скрытые манипуляции. Самая примитивная это когда она происходит, опираясь на эмоции. К примеру, метод «похвалы»: «Ты не точно не останешься? Нам без тебя ведь не справиться совсем!». Человек, у которого низкий эмоциональный интеллект помимо стыда начнет переживать по поводу того, что его поведение не соответствует в данном случае и соглашается на данное предложение и остается, но уже не по своей воле. Человек же с высоким EQ будет тоже испытывать некую неловкость, но при этом он начнет анализировать эту ситуацию и поймет почему ему неловко, и он сможет распознать манипуляцию и понять, что ему необходимо ее избежать.   

В заключении хочется сказать то, что эмоциональный интеллект это и есть некий инструмент, при использовании которого можно достичь хороших показателей менеджеру. EQ как навык необходим менеджеру, так как он помогает распознать не только свои собственные эмоции, но и эмоции его коллег и подчиненных. Следовательно, менеджер может грамотно раздавать поручения и понимать желания клиентов. Принятие решений менеджером решений будет наиболее верными и объективными. У человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта больше шансов расположить к себе большее количество людей и стимулировать своих работников на местах. В определенных ситуациях именно эмоциональный интеллект и принятие решений «на эмоциях» будет бол надежными, нежели решение принятое на сухой логике и фактах. Управление менеджером и его стиль управления влияет не только на психологический климат внутри компании, но и на каждого сотрудника по отдельности, что в целом влияет на работоспособность и по итогу выполнение планов.

Библиографический список:

1. Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 340 с.
2. Карузо Дэвид, Сэловей Питер. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. СПБ.: Питер, 2017. 320 с.
3. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юнити, 2015. 312 с.
4. Личная эффективность: пер. с англ.: научно-популярное издание. М.: Альпина Паблишер, 2016. 217 с.
5. Прайс К. Больше, чем эффективность: как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке / К. Прайс, С. Келлер. М: Альпина Паблишер, 2016. 409 с.
6. Лукаш Ю.А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса. 2-е изд., стер. М: Флинта, 2011. 496 с.
7. Тинякова Е.А. Язык в системе культуры как предмет междисциплинарных исследований. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 179 с.




Рецензии:

26.01.2022, 20:53 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Представленная статья НЕ рекомендуется к публикации в разделе УПРАВЛЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ: 1. Статья не выдерживает никакой критики и не предполагает "доработки". 2. Обращает на себя внимание множество ненаучных "приемов" и фраз вроде "В заключении хочется сказать..."," понятие самого эмоционального интеллекта", "К чему в свою очередь может привести подавление собственных эмоций? Прежде всего это ..." и т.д., и т.п. 3. Грамматика автора и вовсе не выдерживает никакой критики и, уж тем более, не показывает готовность автора к изложению НАУЧНОЙ статьи. Автору рекомендуется согласовать статью с научным руководителем в первую очередь, изучить Правила написания научной статьи, во-вторых, и ознакомиться с Перечнем научных специальностей, в-третьих



Комментарии пользователей:

16.02.2022, 13:54 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: В статье автор рассматривает актуальную тему - развитие эмоционального интеллекта менеджера. Эффективный менеджер должен контролировать ситуацию, которая не должна выходить за рамки бизнеса и не поддаваться эмоциям, хотя это иногда выполнить трудно и сложно. При проведении переговоров по бизнесу,менеджеру необходимо быть честным, открытым и коммуникабельным. Хороший менеджер умеет слушать собеседника и говорит четко, понятно. В статье необходимо указать актуальность и отдельно написать Заключение. Статью рекомендую к публикации после некоторых исправлений.


Оставить комментарий


 
 

Вверх