Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Студент
Анютина Галина Павловна, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза художников России (1991), Республики Татарстан (1994), член Международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
УДК 130.2 7.046.2
Введение. Художественный образ – средство и форма освоения жизни искусством. Человек воспринимает окружающую реальность через ассоциативные связи, наделяя объекты и явления смыслами, отличающимися от их прямого значения, рождая символы, пришедшие из глубокой древности [4], [5].
Актуальность. Символы, обращенные к разуму, чувствам и подсознанию человека и зависящие от эпохи, религии и традиций, в процессе глобализации стали общемировыми. В различных культурах образ птицы рассматривается как благоприятный символ, ассоциирующийся со стихией воздуха, связью с Создателем, а их полет с вознесением души и обретением бессмертия. Птицы выступают как элемент религиозно-мифологической системы с разными функциями. Птицы могут быть божествами, ездовыми богов, шаманов, героев; тотемными предками. Могут быть символами неба и солнца, грома и ветра, жизни и плодородия, восхождения, вдохновения и предсказания. Типы образов в мифах – это реальные виды птиц, гибридные существа и летающие фантастические создания с признаками птиц с крыльями и перьями – Гаруда у индийцев, Рух у арабов, жар-птица в русской традиции, сфинксы, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны.
Цель. Изучение образа птицы в искусстве и дизйне в целом.
Задачи:
Рассмотрение образа птиц в истории;
Рассмотрение образа птиц в декоративно-прикладном искусстве;
Рассмотрение образа птиц в дизайне;
Стилизация в художественный образ;
Разработка дизайн-проекта текстильной композиции в технике холодного батика для интерьера.
Научная новизна. Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции и светильника в технике холодного батика для интерьера.
Наскальные рисунки птицверхнего палеолита имеют сакральный характер. Для неолита характерны симметричные композиции на тему жизни и смерти. «Верхний мир» – вершина мирового древа жизни с царственным орлом противопоставлен «нижнему миру» и его обитателям – змее; рыбам. Каменные рельефы XII–XIII вв. изображают поединок помощника бога орла и змеи, как противостояние солнечных и хтонических подземных сил.
Рис. 1. Птица в полете из Холе-Фельс, бивень мамонта, ок. 35 000 лет назад
Значение символа отличается своей трактовкой в зависимости от вида птицы [1]. «Хорошие» божьи птицы – это голубь, орел, лебедь, а «плохие», несущие угрозу, – ворон, сова, воробей. Орел выступает как учредитель иерархии и эмблема царской власти. Образ души-птицы перекликается с образом птицы – вестника смерти. В Древнем Египте сокол с распростертыми крыльями был символом неба и олицетворением фараона, священный ибис – воплощением бога Тота. Их убийство каралось смертью. У шумеров птичьи черты имела богиня Иштар, в Персии складывали легенды о бессмертной птице Симург. В мифах, песнях, сфере примет и искусстве присутствует тема превращения богов и людей в птиц. В фольклоре девицы после купания обращаются в лебедей, голубей. В сов и сорок могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи. Праздник, открывающий весну, был приурочен к прилету первой птицы. Мать – сыра земля у славян изображалась с птицей в руках.
Образ птицы в вышивке многозначен. Орнаментом из птиц в вышивке в виде ритмичного ряда украшали подолы рубах, края полотенец, служившие оберегом. В XI в. как символ Солнца появляется птица-пава – всегда в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом. Лебеди в костюме связаны со свадебной символикой. В XVIII веке появляется изображение птицы Сирин, с конца XVIII в. – сюжеты с геральдическим двуглавым орлом.
Рис. 2. Птица-пава в русской народной вышивке
Популярными были птицы-игрушки. Абашевские игрушки – глиняные свистульки, изображающие птиц с удлиненным туловищем, украшенным яркими эмалевыми красками. Культ «венчания» выражен в украшениях голов, похожих на кокошники. Главное в игрушке – свисток в хвосте птиц, отпугивающий нечистую силу. Дымковская игрушка знаменита петухами и индюками крупных размеров с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, яркие, сверкающие кусочками сусального золота. Филимоновская птица отличается изяществом формы, пластикой, вытянутой пропорцией, разноцветными линиями по белому фону.
Рис. 3. Абашевская игрушка
Образ птицы использовался в предметах быта, деревянной посуде. Расписной ковш-скопкарь – большой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков в виде плывущей птицы. Солоница-утица – единая, выдолбленная из массива дерева форма в виде плывущей птицы с небольшой головкой и широким плоским хвостом. Форма устойчива и монументальна. Ложкав виде птицы имела ритуальное назначение.
Рис.4. Ковш-скопкарь, дерево, долбление, ХIX в.
Птица Сирин – в древнерусском искусстве – райская птица с головой девы [2]. Она ассоциировалась с представлением о благополучии и счастье [3]. Обитательница дальних стран из восточных легенд с принятием христианства превратилась в райскую птицу, которая своим пением заманивала в рай, отсюда библейские черты – ангельские крылья, нимб или корона и иконописный лик. Был создан дизайн-проект текстильной композиции в технике холодного батика для интерьера.
Рис. 5. Фарсиева Э.Ф. Панно, холодный батик, 80х60
Рис. 6. Фарсиева Э.Ф. Светильник, холодный батик
Образ птицы актуален в дизайне и архитектуре. Татлин – пионер русского авангарда – ставил во главу угла материал, объем и конструкцию. На основе изучения анатомии журавлей в полете, при взлете и приземлении он создал концептуальное произведение «Летатлин» – шедевр с точки зрения художественного воплощения мечты.