Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Статья опубликована в №101 (январь) 2022
Разделы: Искусствоведение
Размещена 29.01.2022. Последняя правка: 29.01.2022.
Просмотров - 152

Образ птицы в искусстве и дизайне

Фарсиева Эндже Фанусовна

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Студент

Анютина Галина Павловна, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза художников России (1991), Республики Татарстан (1994), член Международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета


Аннотация:
В статье анализируется значение символа птицы в религиозно-мифологической системе и декоративно-прикладном искусстве; также анализируется образ птицы и его значимость в искусстве и дизайне в целом.


Abstract:
The article analyzes the meaning of the bird symbol in the religious and mythological system and arts and crafts; also analyzes the image of a bird and its significance in art and design in general.


Ключевые слова:
образ; птицы; образ птицы; птица Сирин; символ; значение символа; религиозно-мифологическая система; культура; вышивка; птицы-игрушки; предметы быта; дизайн-проект; батик; композиция; искусство; дизайн и архитектура

Keywords:
rds; Houseware; design project; batik; composition; art; design and architecture


УДК 130.2  7.046.2

Введение. Художественный образ – средство и форма освоения жизни искусством. Человек воспринимает окружающую реальность через ассоциативные связи, наделяя объекты и явления смыслами, отличающимися от их прямого значения, рождая символы, пришедшие из глубокой древности [4], [5]. 

Актуальность. Символы, обращенные к разуму, чувствам и подсознанию человека и зависящие от эпохи, религии и традиций, в процессе глобализации стали общемировыми. В различных культурах образ птицы рассматривается как благоприятный символ, ассоциирующийся со стихией воздуха, связью с Создателем, а их полет с вознесением души и обретением бессмертия. Птицы выступают как элемент религиозно-мифологической системы с разными функциями. Птицы могут быть божествами, ездовыми богов, шаманов, героев; тотемными предками. Могут быть символами неба и солнца, грома и ветра, жизни и плодородия, восхождения, вдохновения и предсказания. Типы образов в мифах – это реальные виды птиц, гибридные существа и летающие фантастические создания с признаками птиц с крыльями и перьями – Гаруда у индийцев, Рух у арабов, жар-птица в русской традиции, сфинксы, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны.

  Цель. Изучение образа птицы в искусстве и дизйне в целом.

  Задачи:

  • Рассмотрение образа птиц в истории;

  • Рассмотрение образа птиц в декоративно-прикладном искусстве;

  • Рассмотрение образа птиц в дизайне;

  • Стилизация в художественный образ;

  • Разработка дизайн-проекта текстильной композиции в технике холодного батика для интерьера.

  Научная новизна. Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции и светильника в технике холодного батика для интерьера.

Наскальные рисунки птицверхнего палеолита имеют сакральный характер. Для неолита характерны симметричные композиции на тему жизни и смерти. «Верхний мир» – вершина мирового древа жизни с царственным орлом противопоставлен «нижнему миру» и его обитателям – змее; рыбам. Каменные рельефы XII–XIII вв. изображают поединок помощника бога орла и змеи, как противостояние солнечных и хтонических подземных сил.

Рис. 1. Птица в полете из Холе-Фельс, бивень мамонта, ок. 35 000 лет назад

  Значение символа отличается своей трактовкой в зависимости от вида птицы [1]. «Хорошие» божьи птицы – это голубь, орел, лебедь, а «плохие», несущие угрозу, – ворон, сова, воробей. Орел выступает как учредитель иерархии и эмблема царской власти. Образ души-птицы перекликается с образом птицы – вестника смерти. В Древнем Египте сокол с распростертыми крыльями был символом неба и олицетворением фараона, священный ибис – воплощением бога Тота. Их убийство каралось смертью. У шумеров птичьи черты имела богиня Иштар, в Персии складывали легенды о бессмертной птице Симург. В мифах, песнях, сфере примет и искусстве присутствует тема превращения богов и людей в птиц. В фольклоре девицы после купания обращаются в лебедей, голубей. В сов и сорок могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи. Праздник, открывающий весну, был приурочен к прилету первой птицы. Мать – сыра земля у славян изображалась с птицей в руках.
  Образ птицы в вышивке многозначен. Орнаментом из птиц в вышивке в виде ритмичного ряда украшали подолы рубах, края полотенец, служившие оберегом. В XI в. как символ Солнца появляется птица-пава – всегда в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом. Лебеди в костюме связаны со свадебной символикой. В XVIII веке появляется изображение птицы Сирин, с конца XVIII в. – сюжеты с геральдическим двуглавым орлом.

Рис. 2. Птица-пава в русской народной вышивке

  Популярными были птицы-игрушки. Абашевские игрушки – глиняные свистульки, изображающие птиц с удлиненным туловищем, украшенным яркими эмалевыми красками. Культ «венчания» выражен в украшениях голов, похожих на кокошники. Главное в игрушке – свисток в хвосте птиц, отпугивающий нечистую силу. Дымковская игрушка знаменита петухами и индюками крупных размеров с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, яркие, сверкающие кусочками сусального золота. Филимоновская птица отличается изяществом формы, пластикой, вытянутой пропорцией, разноцветными линиями по белому фону.

Рис. 3. Абашевская игрушка

  Образ птицы использовался в предметах быта, деревянной посуде. Расписной ковш-скопкарь – большой, долбленный из корня сосуд для хмельных напитков в виде плывущей птицы. Солоница-утица – единая, выдолбленная из массива дерева форма в виде плывущей птицы с небольшой головкой и широким плоским хвостом. Форма устойчива и монументальна. Ложкав виде птицы имела ритуальное назначение.


Рис.4. Ковш-скопкарь, дерево, долбление, ХIX в.

  Птица Сирин – в древнерусском искусстве – райская птица с головой девы [2]. Она ассоциировалась с представлением о благополучии и счастье [3]. Обитательница дальних стран из восточных легенд с принятием христианства превратилась в райскую птицу, которая своим пением заманивала в рай, отсюда библейские черты – ангельские крылья, нимб или корона и иконописный лик. Был создан дизайн-проект текстильной композиции в технике холодного батика для интерьера.

Рис. 5. Фарсиева Э.Ф. Панно, холодный батик, 80х60

Рис. 6. Фарсиева Э.Ф. Светильник, холодный батик

Образ птицы актуален в дизайне и архитектуре. Татлин – пионер русского авангарда – ставил во главу угла материал, объем и конструкцию. На основе изучения анатомии журавлей в полете, при взлете и приземлении он создал концептуальное произведение «Летатлин» – шедевр с точки зрения художественного воплощения мечты.