Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология, Управление и организация
Размещена 04.02.2022. Последняя правка: 04.02.2022.
Просмотров - 585

Перспективы развития пенсионной системы в Российской Федерации

Зиновьева Анастасия Алексеевна

Бакалавр

Ивановский филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Студент

Масленкин Алексей Игоревич, кандидат исторических наук, доцент, Ивановский филиал РАНХиГС


Аннотация:
Будущее пенсионной системы Российской Федерации, трансформации, которым она подвергалась на протяжении последних лет своего развития, неизменно остаются в фокусе исследовательского внимания. Это определяется значимостью пенсионной системы страны как одного из важнейших каналов социальной поддержки граждан по старости. В настоящей статье обозначена актуальность исследования перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации, выявлены препятствия на пути к росту пенсионных выплат российским гражданам, а также повышения пенсионного возраста, определена специфика отечественной пенсионной поддержки населения.


Abstract:
The future of the pension system of the Russian Federation, the transformations to which it has undergone over the past years of its development, invariably remain the focus of research attention. This is determined by the importance of the country's pension system as one of the most important channels of social support for citizens in old age. This article outlines the relevance of studying the prospects for the development of the pension system of the Russian Federation, identifies obstacles to the growth of pension payments to Russian citizens, as well as raising the retirement age, and determines the specifics of domestic pension support for the population.


Ключевые слова:
ппенсии; пенсионная система; Российская Федерация; пенсионный возраст; коэффициент замещения; уровень жизни; финансовая устойчивость; социальная поддержка

Keywords:
pensions; pension system; Russian Federation; retirement age; replacement rate; standard of living; financial stability; social support


УДК 311.34

Введение. Исследование трансформаций и перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации обусловлено значимостью данного метода поддержки пожилых граждан страны. Будущее системы пенсионного обеспечения является следствием правительственной политикой в данном вопросе. Неэффективные шаги, направленные на изменения действующего пенсионного законодательства, способны пагубным образом сказаться на развитии данного канала поддержки лиц преклонного возраста. В этой связи, для определения перспектив пенсионной системы необходимо обратиться к значимым этапам ее истории, особенностям нормативно-правового регулирования и тем противоречиям, которые свойственны данной системе в Российской Федерации в настоящее время.

Актуальность. Значимость исследования возможных направлений развития пенсионной системы в Российской Федерации обусловлена целым рядом факторов. В первую очередь, показателем устойчивого и эффективного экономического развития любого государства, в том числе – России, является его возможность позаботиться о людях преклонного возраста, создав им достойный уровень жизни, максимально приближенный к тому, который они имели в период реализации трудовой функции. От этого зависит благосостояние любого государства. В особенности это относится к России в силу увеличения здесь продолжительности жизни населения, равно как и в западных странах. По данным Росстата, средняя продолжительность жизни россиян в 2021 г. имела положительную динамику. Для сравнения, если еще в 2010 г. данный показатель составлял 68,9 лет, то в 2018 г. – 72, 9 года [6]. При этом продолжительность жизни населения в городах, как мужчин, так и женщин, традиционно несколько выше, нежели на селе, где на сегодняшний день проживает сравнительно незначительный процент граждан Российской Федерации. В этой связи, количество жителей, нуждающихся в финансовой поддержке по старости со стороны государства, неуклонно возрастает. Изменение социально-демографических параметров в стране также является значимым фактором, требующим пристального внимания правительства к вопросам финансового обеспечения престарелых граждан.

Наконец, большое значение сегодня приобретает поиск способов достижения финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в условиях кризисных процессов, определенная периодичность которых свойственна экономикам других стран мира, с которыми Россия находится в партнерских отношениях. В условиях финансового дисбаланса дружественных государств, с которым РФ развивает торгово-промышленную линию взаимодействия, необходимо иметь представление о механизмах защиты собственной экономики от негативных тенденций. Для этой цели требуется понимание перспектив развития различных ее составляющих, в том числе – пенсионной системы, являющейся важным каналом социальной поддержки нуждающихся граждан.

Цель настоящего исследования состоит в определении перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации.

Задачи исследования: 1) кратко рассмотреть предысторию развития пенсионной системы в РФ; 2) выявить основные направления развития пенсионной системы в РФ в последние годы; 3) определить причины, по которым правительственная политика не приводит к улучшениям в области пенсионного обеспечения российских граждан; 4) охарактеризовать потенциальные перспективы развития пенсионной системы РФ.

Научная новизна исследования состоит в выявлении, обобщении и анализе существующих проблем в сфере пенсионного обеспечения россиян в результате законодательных изменений последних 20-ти лет.

Исследование производилось на статистическом региональном и общероссийском материале. Результаты, полученные в ходе работы, позволяют оценить перспективы развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также составить некоторые рекомендации относительно их оптимизации. Рост общественного внимания к будущему пенсионной системы России начался еще в 1995 г., со времени утверждения «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 790 от 7 августа 1995 года) [2]. В тексте документа отмечалось, что его принятие осуществляется в целях усиления социальных гарантий пенсионерам со стороны государства, а также для будущего устойчивого развития пенсионной системы страны. Здесь же были конкретизированы основные недостатки и принципы трансформации пенсионной системы, действовавшей в России, отмечалось, что проблема пенсионного обеспечения граждан будет сохранять свою остроту для российского общества в среднесрочной перспективе. Первостепенное значение при этом отводилось уходу от достаточно низкого уровня как абсолютных, так и относительных размеров пенсионных выплат [2].

Стоит также отметить, что ведущим документов, определяющим стратегические направления развития пенсионной системы и ее дальнейшей модернизации, вплоть до сегодняшнего дня продолжает оставаться «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р» [3]. Однако, со времени утверждения данной Стратегии прошло уже десять лет. В течение этого периода правительством страны было принято значительное количество решений в области пенсионной системы, не вписывавшихся в рамки, обозначенные данной Стратегией.  В частности, одним из таковых стало повышение возраста выхода на пенсию для российских граждан, вызвавшее широкий общественный резонанс. При этом некоторые шаги, необходимые для дальнейшего развития отечественной пенсионной системы, предусмотренные в рамках Стратегии, так и остались нереализованными проектами. Вместе с тем, цели, обозначенные в этом документе, в первую очередь, выход на получение гражданами среднего размера пенсионных выплат по достижении определенного возраста, которые составляли бы 2,5–3 прожиточных минимума для одного пенсионера [9, с. 5], так и не были достигнуты, и в рамках ближайших десяти лет их реализация представляется сложной задачей. Улучшение финансового обеспечения пенсионеров В России продолжает осуществляться сравнительно медленными темпами, несмотря на индексирование пенсионных выплат. В первую очередь, «незаметным» увеличение пенсий делает инфляция, темпы которой превзошли расчеты и ожидания аналитиков: в 2021 г. она составила 8,4 % [8].

Между тем, на сегодняшний день общественные ожидания сводятся к тому, что правительству необходимо предпринять такие шаги, в результате которых подавляющее большинство лиц пенсионного возраста в Российской Федерации будет уверено в положительной динамике пенсионных выплат и в возможности их получения в размерах, необходимых для поддержания достойного уровня жизни, не только в краткосрочной и среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе. Безусловно, пенсионные выплаты лиц, достигших определенного возраста, должны находиться в зависимости от их квалификации, производительности труда, стажа работы в тот период, когда они реализовывали трудовую функцию. Однако, дальнейшие трансформации системы пенсионного обеспечения граждан РФ, в особенности – связанные с наращиванием объемов ежемесячных финансовых выплат по старости, на сегодняшний день осложнены тем обстоятельством, что пенсионная система, по сути, являясь составляющей комплекса мероприятий социальной поддержки населения в целом, не способна реализовывать свои функции. Принимая во внимание прогнозы аналитиков относительно сокращения коэффициента замещения, иными словами, соотношения среднего размера пенсионных выплат к среднему размеру заработной платы россиян, данного вида социальной поддержки населения будет явно недостаточно для поддержания достойного уровня жизни граждан. Сверх того, их ежемесячные выплаты по старости все более будут тяготеть по размеру и направленности к пособиям, целью которых является протекция со стороны государства гражданам от бедности [10, с. 345]. Таким образом, пенсионные выплаты не будут способны обеспечить россиянам того уровня жизни, который был им доступен при получении заработной платы, пусть даже среднего размера, в период исполнения трудовой функции.

Необходимо отметить, что повышение ежемесячных доходов пенсионеров является не только индикатором стабильности и процветания государства и общества, реализацией стремления социально нуждающихся категорий населения повысить свой уровень жизни. Это также является подтверждением демократического характера преобразований, производимых в стране, которые осуществляются, в первую очередь, на благо ее народа. В этой связи, увеличение норм социального обеспечения пенсионеров должно базироваться на строго определенных размерах выплат, ниже которых им не может начисляться пенсия. Так, на 1 января 2022 г. минимальный прожиточный минимум для пенсионера составляет 10 277 р. [5]. Однако, несмотря на определение некой единой цифры в среднем по стране, ежемесячные пенсионные выплаты могут значительно различаться по регионам и округам. Так, например, в Магаданской области Дальневосточного федерального округа (ДФО) средний размер пенсий составил 18 874 р. на 1 января 2022 г., в то время как в Республике Адыгея он составил только 8 838 р., что на 10 036 р. ниже [5]. Помимо этого, пенсионные выплаты, осуществляемые государством, неизменно находятся в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, а также иных показателей, создающих препятствия для достижения достойного уровня выплат большинству граждан Российской Федерации.
Ограничения по минимальным размерам выплат нуждающимся гражданам действуют не только в России, но и на международном уровне. Примером может служить Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», утвержденная Международной организацией труда [1]. Она также предусматривает зависимость пенсионных выплат гражданам по достижению определенного возраста от стажа работы, размеров доходов физического лица, а также осуществлявшихся им страховых взносов в процессе трудовой деятельности, условий выхода на пенсию. Вместе с тем, текст данного документа предусматривает, что коэффициент замещения ежемесячных пенсионных выплат заработка гражданина не должен опускаться ниже 40 % заработной платы, при учете тех социальных выплат, которые причитаются домохозяйству, типичному по числу и составу [1].
Несмотря на активное участие Российской Федерации в международных отношениях, в том числе – в сфере экономического взаимодействия, пенсионное обеспечение в России продолжает оставаться далеким от того уровня, который обеспечен жителям европейских стран. В этой связи, исследователь Е. Ш. Гонтмахер отмечал, что пенсионное обеспечение российских граждан существенно отстает от тех ежемесячных выплат, которые производятся в западных демократиях. В России, в силу недостаточности коэффициента замещения, разрыв между уровнем жизни человека в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию (при отсутствии иных источников дохода) продолжает оставаться значительным. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о неблагоприятных перспективах в области пенсионного обеспечения российских граждан. Именно нехватка пенсионных средств является главной причиной продолжения трудовой деятельности россиянами уже после достижения пенсионного возраста, целью которой является поддержание привычного уровня жизни [4].

В данном случае, на первый взгляд, логичным решением сложившейся ситуации является дальнейшее повышение пенсионного возраста в силу того, что даже при выходе на пенсию, ввиду ее незначительных размеров, граждане продолжают работать. Данная тенденция подтверждается также прогнозами отечественных аналитиков и экспертов. Несмотря на открытое недовольство российских граждан проведением пенсионных реформ, ни одна их которых, по сути, не увенчалась успехом, правительство продолжает связывать повышение уровня жизни пенсионеров с дальнейшими трансформациями в области пенсионного обеспечения. Так, 2022 г., с точки зрения экспертов, может стать годом новой пенсионной реформы [7]. В первую очередь, это определяется тем, что на сегодняшний день отечественная система обеспечения граждан пенсиями считается одной из наименее эффективных в мире. Помимо этого, позитивное влияние трансформаций в области пенсионных выплат существенно тормозится недоверием граждан к власти, деятельности негосударственных пенсионных фондов, значительным разрывом между средним уровнем заработной платы и пенсионных выплат. Это, в свою очередь, по словам главы комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов – Ярослава Нилова, является существенным препятствием на пути убеждения россиян в необходимости формирования накопительной части пенсии, что, в свою очередь, позволило бы им более уверенно входить в пожилой возраст.

Для планируемого правительством РФ в течении ближайшего десятилетия повышения пенсионного возраста имеется ряд препятствий. В первую очередь, несмотря на увеличение продолжительности жизни населения, многие граждане страдают хроническими заболеваниями, некоторые из которых, прогрессируя, способны привести к инвалидности. Законодательство Российской Федерации предусматривает пенсионные выплаты гражданам не только по старости, но также в случае потери кормильца, либо получения инвалидности. Как представляется, на последнюю перейдет значительное количество граждан в случае наличия хронического заболевания, что, в свою очередь, позволит им получать финансовые средства, не достигая возраста пенсионных выплат [4]. Иными словами, государство в любом случае будет вынуждено поддерживать граждан финансово, даже в случае повышения пенсионного возраста, если в ближайшем будущем не произойдет существенных изменений в оздоровлении россиян.

Повышение пенсионного возраста может привести также к росту запросов граждан на социальную поддержку со стороны государства еще с в связи с тем, что возможность получения дополнительных, пусть и небольших, финансовых средств за счет пенсий позволяет им поддерживать нормальный уровень жизни. Достигая пенсионного возраста, многие из граждан продолжают работать, в результате чего получают одновременно заработную плату и пенсионные выплаты. В свою очередь, невозможность получения последних в случае увеличения пенсионного возраста и неспособности многих граждан эффективно выполнять трудовую функцию по достижении 60 лет, приведет к тому, что они будут обращаться в социальные службы по месту своего проживания в целях финансовой поддержки. Как следствие, государство будет вынуждено оказывать гражданам социальную помощь посредством действующих программ борьбы с бедностью. Для того, чтобы исключить подобный сценарий, необходимо совершенствовать образовательные программы, позволяющие пожилым людям получать достойные выплаты по достижении 60 и более лет при освоении новых и перспективных профессий, дающих возможность работать удаленно и не требующих значительных физических усилий. Это позволит продлить «профессиональную жизнь» работника, исключит необходимость поиска альтернативных источников финансовых поступлений.

Наконец, значимой, хотя, на первый взгляд, не вполне очевидной причиной, отсутствия целесообразности повышения возраста выхода россиян на пенсию в ряде случаев является востребованность пенсионеров, преимущественно женщин, в таких направлениях, как, например, уход за малолетними и пожилыми людьми. В частности, многие женщины уходят на пенсию ранее возраста, определенного законодательно, в силу необходимости ухаживать за внуками, либо за престарелыми родителями. Как следствие, повышение пенсионного возраста не исключит того факта, что многие граждане, не достигнув его, оставят трудовую деятельность ранее в силу различных, в том числе, вышеуказанных обстоятельств.

Результаты. Перспективы развития пенсионной системы в Российской Федерации рассматривались в настоящей статье в двух основных аспектах, а именно: в отношении увеличения пенсионных выплат россиянам и повышения пенсионного возраста. По поводу увеличения пенсий можно заключить, что данная проблема требует дальнейшего реформирования пенсионного законодательства. Однако, в силу различий российских регионов по уровню минимальных ежемесячных пенсионных выплат, а также отдельных граждан с точки зрения стажа работы, должностного оклада, размера осуществлявшихся ими страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в целом по стране исключительно пенсионными выплатами невозможно обеспечить достойный уровень жизни населения. В отношении пенсионного возраста можно заключить, что, несмотря на стремление государства в ближайшее десятилетие продолжить курс на его повышение, реформирование в данной сфере в ряде случаев является нецелесообразным и может столкнуться с определенными препятствиями.

Заключение. Положительные сдвиги в системе пенсионного обеспечения в России зависят от продуманности правительственной политики, которая должна ориентироваться, в первую очередь, на потребности граждан, а также сокращать расстояние между уровнем их доходов в период исполнения трудовой функции и после выхода на пенсию. Повышение пенсионного возраста не является действенным способом разрешения противоречий, сложившихся в пенсионной системе. Представляется, что государству следует идти по пути нивелирования

Библиографический список:

1. Конвенция 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Ратифицирована Федеральным законом от 03.10.2018 N 349-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902244295 (дата обращения: 19.01.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10164331/#friends (дата обращения: 19.01.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70290226/ (дата обращения: 19.01.2022).
4. Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. – С. 22-29. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0511/analit03.php#_FNR_12 (дата обращения: 20.01.2022).
5. Минимальный размер пенсии с 1 января 2022 года: таблица по регионам России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.9111.ru/questions/7777777771666464/ (дата обращения: 19.01.2022).
6. Продолжительность жизни по данным Росстат // Статистика и показатели региональные и федеральные. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/ (дата обращения: 19.01.2022).
7. Пронько: Нас ждет новая пенсионная реформа – решение принято. 14.01.2022. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vladimir.tsargrad.tv/articles/pronko-nas-zhdjot-novaja-pensionnaja-reforma-reshenie-prinjato_477424 (дата обращения: 19.01.2022).
8. Росстат подтвердил оценку инфляции в РФ за 2021 год на уровне 8,4% // Интерфакс. 12.01.2022. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/815069 (дата обращения: 19.01.2022).
9. Синявская О. В., Якушев Е. Л., Червякова А. А. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития: доклад к XXII Апр. международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021 – 120 с.
10. Урусова А.Б. Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации // KANT. 2019. № 1 (30). – С. 345-348.




Рецензии:

5.02.2022, 12:50 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зиновьевой А.А. значима не только для пожилых лиц, которым не излишне знать, как определилась величина своей пенсии, но и для молодых, которым нужно заслуживать, зарабатывать показатели в пользу величины этой получки со временем. Автором работы историческая предыстория учтена, учтена примененная и новейшая государственно-управленческая документация. Сложности управленческих действий не проигнорированы, критические оценки в наличии. Но не придано значения тому, что пенсионный фонд формируется на базе налоговых отчислений от заработных плат, количества проработанных лет. Если негласно достигших пенсионного возраста лиц лишают работы, этот поток сдерживается. Молодежь следует обеспечивать работой не такими увольнениями пожилых, а созданием дополнительных государственных предприятий. Стоило указать, что на определение величины пенсионного фонда влияют расходы: на вооружение, освоение космоса, обустройство школ и т.п. Следует поправить выражение «… ведущим документов …». Статья достойна публикации.

9.02.2022, 22:46 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Перспективы развития пенсионной системы в Российской Федерации", Зиновьева Анастасия Алексеевна, НЕ рекомендуется к публикации в принципе (в статье отсутствуют признаки научной статьи - см. Авторам) и тем более - в настоящем разделе: 1. Ни в одном из подразделов статьи автором не показано однозначно - в каких науках, какими НАУЧНЫМИ методами и на каком НАУЧНОМ теоретическом или НАУЧНОМ прикладном основании (теориях, концепциях) ПОЛУЧЕН ЛИЧНО АВТОРОМ НАУЧНЫЙ (а не какой-либо иной) результат.. 2. Собственно научный результат в (?) науках также автором не показан. Статья не подлежит "доработке" в принципе (см. пп1,2) Автору рекомендуется изначально ознакомиться с разделом Авторам, Перечнем научных специальностей на сайте ВАК (или ВУЗа) и ознакомить статью с научным руководителем.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх